Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Декабря 2012 в 17:38, курсовая работа
Цель курсовой работы: исследовать методы определения оптимального объема производства и сбыта продукции, рассмотреть различия этих методов для разных типов конкуренции: совершенной конкуренции и монополии.
В ходе курсовой работы для достижения ее цели были решены следующие задачи:
• теоретический анализ показателей, использующихся при определении оптимального объема производства и сбыта продукции;
• особенности планирования производства и анализ методов определения оптимального объема производства и реализации продукции на разных типах рынков;
Введение. 3
1. Основные показатели, используемые при определении оптимального объема производства и сбыта продукции. 4
1.1. Экономические издержки на предприятии. 4
1.2. Издержки производства в долгосрочном периоде. 7
1.3. Типы конкуренции. 10
2. Определение оптимального объема производства и сбыта продукции.12
2.1. Планирование производства продукции. 12
2.2. Методы определения оптимального объема производства и сбыта продукции. 14
2.2.1. Совершенная конкуренция. 14
2.2.2. Монополия. 16
2.2.3. Другие типы конкуренции. 18
3. Определение оптимального объема производства и сбыта продукции на примере фирм, действующих на рынке совершенной конкуренции - «Auntie's biscuits», и в условиях монополии - «Планета здоровья+». 20
3.1. Совершенная конкуренция. 20
3.2. Монополия. 26
Заключение. 31
Список используемой литературы. 33
После определения сегмента
рынка рассчитывается возможный
объем продаж продукции в плановом
периоде. Для этого используют методы
экспертных оценок и экономико-статистические:
конечного использования
Рассмотрим два
Применение двух методов оптимизации – метода сопоставления валовых показателей (величин) и метода сопоставления предельных показателей (величин), которые излагаются ниже, предполагает ряд допущений:
1) фирма производит и реализует только один товар;
2) целью фирмы является
3) оптимизируются только цена
реализации продукции и объем
производства. Предполагается, что
все иные параметры
4) объем производства в
Приведенные выше допущения могут показаться достаточно «жесткими», однако, если принять во внимание, что именно цена выпускаемого товара и объем его производства и реализации, как правило, оказывают наибольшее влияние на экономику предприятия, применение указанных методов в значительной мере повышает вероятность того, что в этих областях будут приняты верные решения.
На рынке совершенной
Наиболее распространенные методы определения оптимального объема производства:
- метод сопоставления валовых показателей,
- метод сопоставления
Метод сопоставления валовых показателей.
Метод сопоставления валовых
Валовая выручка исчисляется путем умножения количества реализованной продукции на рыночную цену. Поскольку цена реализации в условиях конкуренции остается неизменной и не зависит от объема реализуемой продукции, валовая выручка будет изменяться пропорционально объему выпуска. При объеме выпуска Q1 валовая выручка TR1 будет равна: TR1 = Q1*P, где P – рыночная цена продукции; при объеме выпуска Q2: TR2 = Q2*P и т. д.
Валовые издержки (TC) рассчитываются как сумма постоянных издержек (FC), неизменных для любого объема выпуска продукции, и переменных издержек (VC), которые зависят от объема выпускаемой продукции. Тогда при объеме выпуска Q1 валовые издержки будут равны: TC1 = FC + VC1; при объеме выпуска Q2: TC2 = FC + VC2 и т. д. Также важной особенностью переменных издержек является закон убывающей отдачи, описанный в первой главе.
Рассчитаем прибыль (Õ), вычтя из суммы валовой выручки (TR) сумму валовых издержек (TC): при объеме выпуска Q1: Õ1 = TR1 – TC1; при объеме выпуска Q2: Õ2 = TR2 – TC2 и т. д. Из полученных результатов выберем максимальную положительную прибыль, которая достигается при некотором объеме выпуска продукции Qn. Qn и будет являться оптимальным объемом производства и реализации продукции.
Отметим, что в отношении
фирмы, где постоянные издержки являются
неизменными, можно с таким же
успехом применить метод
Метод сопоставления предельных показателей.
При оптимизации с помощью метода сопоставления предельных показателей используются категории – предельные издержки и предельный доход. До тех пор, пока величина предельного дохода – дополнительного дохода на единицу продукции – превышает величину предельных издержек – дополнительных издержек на единицу продукции, – увеличение производства и реализации рентабельно.
Исходя из величин валовых издержек (TC), равных сумме постоянных и переменных издержек, при различных показателях объема производства и реализации, могут быть исчислены величины предельных издержек (MC). При объеме выпуска Q1: MC1 = (TC1 – TC0)/(Q1 – Q0); при объеме выпуска Q2: MC2 = (TC2 – TC1)/(Q2 – Q1) и т. д.
Предельный доход (MR) при различных показателях объема производства и реализации остается одинаковым и равняется рыночной цене (P) за единицу продукции. При объеме выпуска Q1: MR1 = P; при объеме выпуска Q2: MR2 = P и т. д.
Сравним предельный доход с предельными издержками. Если при объеме выпуска Qn: MRn> MCn, а при объеме выпуска Qn+1: MRn+1< MCn+1, то производство расширять рентабельно до объема выпуска Qn. Иначе говоря, увеличение производства рентабельно в таких объемах, при которых величина предельной прибыли (MR – MC) является положительной.
Минимально допустимая цена реализации.
При рассмотрении методов валовых и предельных показателей предполагалось, что рыночная цена производимой ею продукции, а значит, и цена реализации составит P за 1 шт. При такой цене производство рентабельно. Но что должна предпринять фирма в случае падения рыночной цены?
Фирма не может выжить, если она будет нести убытки в течение длительного времени. Поэтому в долгосрочной перспективе цена реализации производимой продукции должна быть, по крайней мере, не ниже величины средних валовых издержек.
В краткосрочной перспективе фирма часто бывает вынуждена нести постоянные издержки даже в случае временного прекращения производства и сбыта продукции. Следовательно, фирме с экономической точки зрения предпочтительнее иметь хотя бы незначительную величину покрытия, чем полностью лишиться ее. Поэтому в случаях, когда речь идет о временном снижении цены, минимально допустимая цена для продавца, находящегося в условиях совершенной конкуренции, должна быть равна величине средних переменных издержек.
Рассмотрим, как предприятие-монополист
может с помощью методов
Метод сопоставления валовых показателей.
Величина валовой выручки (TR) при различных показателях объема производства и реализации рассчитывается путем умножения цены (P) на количество реализованной продукции (Q). В данном случае монополист уменьшает цену при увеличении объема реализации продукции, поэтому цена не является постоянной, как на рынке совершенной конкуренции. При объеме производства Q1: TR1 = P1 * Q1; при объеме Q2: TR2 = P2 * Q2 и т. д.
Валовые издержки (TC) рассчитываются так же, как в условиях совершенной конкуренции. Они равны сумме постоянных издержек (FC), неизменных для любого объема выпуска продукции, и переменных издержек (VC), которые зависят от объема выпускаемой продукции. При объеме выпуска Q1 валовые издержки будут равны: TC1 = FC + VC1; при объеме выпуска Q2: TC2 = FC + VC2 и т. д.
Определение оптимального объема производства и сбыта продукции определяется по максимальной прибыли, равной разнице между валовой выручкой и валовыми издержками. Соответствующий ей объем продукции и будет оптимальным.
Поскольку постоянные издержки неизменны, вместо определения прибыли при различных показателях цены реализации мы могли бы исчислить величину покрытия. При показателях цены и объема производства, которые обеспечивают наибольшую величину покрытия, достигается и наибольшая прибыль.
Метод сопоставления предельных показателей.
Исходным положением метода сопоставления предельных показателей является то, что увеличение объема производства рентабельно в таких размерах, пока величина предельного дохода, т. е. дополнительного дохода на единицу продукции, превышает величину предельных издержек, т. е. дополнительных издержек на единицу продукции.
Вычислим величину предельных издержек при различных показателях объема выпускаемой продукции (вычисляются так же, как и в условиях совершенной конкуренции). При объеме выпуска Q1: MC1 = (TC1 – TC0)/(Q1 – Q0); при объеме выпуска Q2: MC2 = (TC2 – TC1)/(Q2 – Q1) и т. д.
В отличие от рынка совершенной
конкуренции, где предельным доходом
на единицу продукции будет
Сравним предельный доход с предельными издержками. Если при объеме выпуска Qn: MRn> MCn, а при объеме выпуска Qn+1: MRn+1< MCn+1, то производство расширять рентабельно до объема выпуска Qn. Увеличение производства и реализации рентабельно в таких объемах, при которых обеспечивается положительная величина предельной прибыли.
Минимально допустимая цена.
Для каждого предприятия, в том числе и являющегося монополистом, действует правило, согласно которому продавец в долгосрочной перспективе должен иметь такую цену на свой товар, чтобы валовая выручка превышала валовые издержки.
При рассмотрении краткосрочной перспективы, т. е. периода, когда предприятие при любых обстоятельствах вынуждено нести постоянные издержки, было видно, что необходимо продолжать производство и реализацию продукции, если валовая выручка превышает переменные издержки. Если же валовая выручка уменьшается настолько, что даже не возмещает переменные издержки, продавец, действующий в условиях совершенной конкуренции, приостанавливает производство и реализацию своей продукции. В данном случае он не имеет возможности «влиять» на рынок, поскольку тот является рынком однородным.
В иной ситуации оказывается монополист, если прекратится реализация товара, его полное отсутствие на рынке окажет отрицательное воздействие на спрос в будущем. Поэтому продавцу в данном случае следует очень точно (приняв во внимание все обстоятельства) рассчитать, будет ли в долгосрочной перспективе выгодно поддерживать производство и реализацию товара, даже если (на короткий период) это дает отрицательную величину покрытия.
Однако не только монополист может оказаться в только что описанной ситуации. Любой продавец, действующий на неоднородном рынке, рискует попасть в условия такой жесткой конкуренции, при которых реализация товара не сможет обеспечить положительную величину покрытия.
Рассмотренные методы оптимизации – сопоставления валовых и предельных величин – могут применяться и по отношению к другим типам конкуренции, отличным от совершенной конкуренции и монополии.
Однородный рынок.
В условиях дуополии или олигополии, как правило, все продавцы устанавливают одинаковую цену. Если представить себе, что один из них снизит цену, это привлечет к нему всю массу покупателей данного товара. Определяя цену, продавцы всегда вынуждены считаться с такой возможностью. Поэтому, особенно в условиях дуополии, назначение одинаковой цены нередко происходит в результате тайного сговора.
В условиях частичной монополии цену определяет крупная фирма (доминирующая в условиях частичной монополии) – она является ценовым лидером. Мелкие же предприятия воспринимают эту цену как данную извне и, будучи не в состоянии воздействовать на нее, принимают ее так же, как продавец в условиях совершенной конкуренции, – в качестве базовой для расчета того объема производства и реализации товара, который при данной цене обеспечит этим предприятиям наивысшую прибыль. Таким образом, фирма, доминирующая в условиях частичной монополии, определяя цену, обязана принять во внимание возможную – в форме увеличения или уменьшения предложения – реакцию на нее со стороны мелких продавцов.
Неоднородный рынок.
Все продавцы на неоднородном рынке, т. е. фирмы, действующие в условиях дифференцированной дуополии, дифференцированной олигополии, дифференцированной частичной монополии, а также монополистической конкуренции, в принципе могут рассчитывать оптимальную цену и объем производства таким же образом, как это описано в отношении монополиста. Дело в том, что на графике кривая сбыта у всех у них понижается. И чем прочнее экономическое положение продавца и (или) чем в большей степени его товары дифференцированы по отношению к товарам конкурентов, тем больше у него возможностей осуществлять самостоятельную ценовую политику – он во многом может действовать без оглядки на конкурентов и играть роль собственно монополиста. Если же товары дифференцированы лишь в незначительной степени и роль покупательских предпочтений на рынке этих товаров невелика, ситуация напоминает положение на рынке однородной продукции. Вследствие этого отдельный продавец вынужден держать цену, близкую к ценам конкурентов.
Информация о работе Определение оптимального объема производства и сбыта продукции