Оценка уровня качества продукции и пути его повышения

Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Февраля 2013 в 20:07, курсовая работа

Описание работы

Целью курсовой работы является изучение оценки уровня качества продукции на КУП Минскхлебпром хлебозаводе №5 и обоснование путей её повышения.
Задачи курсовой работы:
- изучение роли качества в обеспечении конкурентоспособности продукции;

Содержание

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………………3
1 Оценка уровня качества продукции…………………………………………….5
1.1 Понятие качества и его роль в обеспечении
конкурентоспособности продукции……………………………………......5
1.2 Общая схема оценки качества продукции…………………………………8
1.3 Организация технического контроля качества продукции
на предприятии………………………………………………………………9
1.4 Зарубежный опыт в области контроля качества…………………………13
1.4.1 Управление качеством в США………………………………………..13
1.4.2 Управление качеством в Японии……………………………….…….15
1.4.3 Управление качеством в Европе……………………………………...17
2 Оценка уровня качества продукции на КУП «Минскхлебпром»
хлебозаводе №5………………………………………………………………….19
2.1 Производственная характеристика предприятия…………………………19
2.2 Структура и функции ОТК хлебозавода №5………………………………21
3 Совершенствование контроля качества продукции
на предприятии………………………………………………………………….26
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………………31
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ……………………………..33
ПРИЛОЖЕНИЕ А…………………………………………………………………34
ПРИЛОЖЕНИЕ Б………………

Работа содержит 1 файл

Курсовая Оценка уровня качества продукции и пути его повышения .doc

— 234.00 Кб (Скачать)

Начальник ОТК должен знать: постановления, распоряжения, приказы вышестоящих  органов, методические, нормативные  и другие руководящие материалы  по технической подготовке производства; оборудование лаборатории, принципы его  работы и правила эксплуатации; перспективы технического развития предприятия; методы и организацию проведения научно-исследовательских работ; стандарты; технические условия, методики и инструкции по лабораторному контролю производства; опыт других предприятий в области технологии производства аналогичной продукции; основы экономики, организации труда, производства и управления; основы трудового законодательства Республики Беларусь; правила и нормы охраны труда; техники безопасности; производственной санитарии и противопожарной защиты.

Старший контролер пищевой продукции  непосредственно подчиняется начальнику ОТК. В его обязанности входит:

  1. Выборочным порядком проверить качество продукции, находящейся в экспедиции (по форме, пропеченности, окраске, весу, состоянию мякиша, поверхности, упаковки) и дать заключение.
  2. По результатам органолептической и аналитической проверки, которую проводит лаборатория, производить записи по отклонениям инженеру-технологу и сменному мастеру-пекарю.
  3. Проверять объективность оценки качества продукции, которая дана сменными контролерами пищевой продукции.
  4. Проверять санитарное состояние автотранспорта, предназначенного для перевозки готовой продукции.
  5. Следить за возвратом продукции, вести журнал, где отражаются все факты возвратов продукции анализировать причины возвратов и предоставлять данные в соответствующие службы для принятия мер.
  6. При обнаружении браков экспедиции своевременно составлять акты и отражать в журнале оценки качества труда бригады.
  7. Ежедневно передавать лаборатории данные по оценке качества продукции по бригадам и сортам за прошедшие сутки.
  8. Вести учет сдачи продукции с первого предъявления и контролировать документацию по оценке качества труда сменным контролером пищевой продукции.
  9. По итогам месяца составлять отчет по качеству продукции и сдавать начальнику ОТК.
  10. Принимать участие по разработке и выполнению мероприятий по качеству.

Старший контролер имеет право  не принимать продукцию некачественную, упакованную в ломаную, грязную  тару, с некачественной укладкой, с  нарушением количества штук. Привлекать к ответственности сменных контролеров за сдачу некачественной продукции в экспедицию. Имеет право возвращать продукцию для пересортировки из экпедиции в цех, запрещать погрузку в грязную тару и без санпаспорта на обслуживающий транспорт.

Контролер хлебобулочного участка, ответственный за прием готовой продукции, подчиняется старшему контролеру хлебозавода.

 

Его обязанности:

  1. Обеспечить правильный и своевременный прием хлебобулочных изделий из производственных участков в экспедицию.
  2. Прием продукции с производства производить только при наличии паспортов и после росписи в сдаточной ведомости производственного участка.
  3. При приеме продукции обязан следить за количеством и качеством хлебобулочных изделий, контролируя правильность отражения времени выпечки в паспорте.
  4. При хранении готовой продукции в экспедиции обеспечивать соблюдение очередности ее реализации в зависимости от сроков хранения.
  5. Совместно с приемщиком-сдатчиком по использованию автотранспорта принимать и сдавать смену по количеству продукции и ассортименту, наличию тары, санитарному состоянию экспедиции.
  6. Обеспечить качественное составление отчетов на персональном компьютере.
  7. Вести учет бланков строгой отчетности ф.1ПП.
  8. Следить за наличием в экспедиции ассортимента и своевременно информировать ответственного за реализацию об отсутствии того или иного вида изделий.
  9. Следить за работоспособностью персонального компьютера, пользуясь программными средствами данного устройства.
  10. Нести материальную ответственность, согласно заключенному договору. Прием хлебобулочных изделий из торговли на хлебозавод осуществлять в соответствии с особыми условиями поставки товаров и требований СТП 14 -77 (порядок приема из торговли продукции по черствости и другим признакам).
  11. Следить за отсутствием в экспедиции посторонних лиц.
  12. Соблюдать правила: по технике безопасности, охране труда, внутреннего трудового порядка, санитарии, пожарной безопасности, инструкций по предотвращению посторонних попаданий в продукцию.

         В структуру  ОТК также входит производственно  – технологическая лаборатория (ПТЛ), в штат которой входят: главный технолог, инженер по сырью, микробиологи. ПТЛ используется для проведения анализов качества сырья и готовой прдукции; разработки новых рецептур и составления технологических схем;  подготовки и оформления документации по аттестации  и сертификации соответствия производственных цехов стандартам и техническим условиям; оформления полного пакета документов (сертификатов, деклараций и т.д) на отгружаемую продукцию. Работниками ПТЛ ежемесячно проводятся “Дни качества”: во время этих мероприятий проводятся беседы и общебригадные собрания, на которых обсуждаются предложения и замечания работников производственных цехов, разбираются случаи нарушения производственной дисциплины, а также разъясняются нововведения в подходах к организации труда.

        Большое внимание уделяется браку. Он делится на производственный и экспедиционный.

         Производственный брак включает в себя продукцию ненадлежащего качества, произведенную по вине исполнителя или по причине неисправности оборудования.

          Экспедиционный брак – это готовые изделия, нарушение качественных характеристик которых произошло во время погрузки, разгрузки, транспортировки и хранения хлебобулочных изделий.

          Сравнивая показатели хлебного цеха по браку за IV квартал 2010 года и IV квартал 2011 года можно отметить следующее: производственный брак за IV квартал 2010 года составил 4 886 кг (0,13%), а за IV квартал 2011 года – 2956 кг (0,08%). Экспедиционный брак соответственно – 9644 кг (0,25%) и 7049 кг (0,17%). Наблюдается тенденция к снижению, что приводит к увеличению объема товарной и реализованной продукции, увеличению прибыли и рентабельности предприятия.

      

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3 Совершенствование контроля качества на предприятии

 

 

Проведенный отделом технического контроля анализ случаев производства недоброкачественной продукции, позволил выявить основные причины этих инцидентов. Ими являются:

  • плохое качество входного сырья;
  • узкий ассортимент видов сырья;
  • несоблюдение режимов технологического процесса;
  • некоторые устаревшие технологические схемы производства;
  • нерациональная эксплуатация производственных мощностей;
  • низкое качество тары и упаковки;
  • неправильное размещение продукции в экспедиции (на складе);
  • неправильное хранение и транспортировка продукции;
  • санитарное состояние вентиляции и сантехнических коммуникаций не       соответствует нормам СанПиН;
  • недостаточное стимулирование работников, вследствие чего имеет место:

          а) низкая  квалификация отдельных работников,

          б) низкий уровень производственной дисциплины. 

Эти проблемы образовались не за один день, поэтому и их решение возможно только при наличии распланированного  и поэтапного внедрения комплекса мероприятий, который будет включать в себя:

 

1) Повышение технического уровня  производства. Научно-технический прогресс - главный источник всестороннего и последовательного роста производительности и качества труда. Поэтому для использования в производственном процессе достижений научно-технического прогресса в современных условиях, требуется направление инвестиций в первую очередь на реконструкцию и техническое перевооружение действующего производства, внедрение прогрессивных технологий и новейшей техники, повышение доли затрат на активную часть основных производственных фондов – машин и оборудования.

 

2) Для обеспечения безопасности пищевых продуктов для здоровья человека, повышения конкурентоспособности продукции пищевая промышленность все активнее внедряет системы управления качеством продукции. Одной из систем, призванных устранить  опасность для здоровья, связанную с употреблением пищевых продуктов, сократить растущее в данное время количество зарегистрированных случаев инфекционных заболеваний и отравлений пищевыми продуктами, является система безопасности и качества, основанная на принципах анализа рисков и контроля критических точек (HACCP - Hazard Analysis and Critical Control Point).

К основным причинам роста популярности системы НАССР, как инструмента  управления опасностями, можно отнести следующие факторы:

  •      система НАССР является научно обоснованным подходом, включающим идентификацию опасностей, связанных со способами переработки, условиями обращения и свойствами самих пищевых продуктов, и разработку методов для предотвращения, устранения или снижения управляемых опасностей до приемлемых уровней.
  •      система НАССР предусматривает активное участие ведущих специалистов предприятия в разработке и внедрении в своей организации средств управления, направленных на обеспечение безопасности пищевых продуктов. Предварительно, многопрофильная группа специалистов должна овладеть рядом методов анализа производственных процессов. Такой анализ позволит выявить операции или состояния продукции, потенциально предоставляющие возможность для возникновения или развития опасного фактора в пищевом продукте; контролируемые на данных этапах параметры процесса или свойства продукции; а также разработать корректирующие действия на случай обнаружения факта выхода контролируемых параметров за установленные пределы.

Применение системы НАССР на любом участке продуктовой цепи позволяет достигнуть следующих  преимуществ:

  • предотвратить, устранить или снизить до приемлемого уровня риски, связанные с опасностями для здоровья потребителей продовольственного сырья, готовой продукции;
  • обеспечить стабильную безопасность пищевых продуктов благодаря системной скоординированной работе по управлению рисками в рамках всех этапов жизненного цикла продукции, которые входят в сферу действия конкретного предприятия;
  • разрабатывать и применять эффективные схемы управления технологическими процессами с позиций обеспечения безопасности вырабатываемой продукции;
  • установить в рамках осуществляемых видов деятельности обоснованную номенклатуру критических контрольных точек и систему их мониторинга, что будет содействовать проведению эффективного контроля за соблюдением установленных к процессам требований.

 

3) Стимулирование повышения качества продукции необходимо рассматривать с двух точек зрения: стимулирование объекта (хлебозавода) и субъекта (работника). В условиях рыночной экономики стимулирование осуществляется путем роста объема продаж и прибыли предприятия, за счёт выпуска высококачественной и конкурентоспособной продукции. Кроме того, результатом продуманной стратегии и менеджмента в области качества является улучшение репутации хлебозавода. В КУП Минскхлебпром существует специальный фонд для поощрения за перевыполнение плана по сбыту продукции.

Мотивация труда работников хлебозавода за высокое качество продукции осуществляется по трем направлениям: материальное, моральное и организационно-техническое стимулирование. Материальное стимулирование можно осуществлять по линии повременной или сдельной оплаты труда, а также через специальные премиальные выплаты. Сдельная форма оплаты труда применяется там, где можно оценить количество и качество работы, произведённой работником (автотранспортный цех предприятия). Так как в остальных подразделениях хлебозавода организация труда, обусловленная особенностями технологического процесса, не позволяет выявить вклад каждого работника, то здесь применяется повременная форма оплаты труда и бригадное поощрение (или возмещение ущерба). Условия стимулирования производства высококачественной продукции указываются в трудовом контракте работника и коллективном договоре администрации и работающих.

Моральное поощрение проявляется в разных формах:  поощрения от руководства в виде признания вклада работника во благо и процветание предприятия, разовые персональные знаки отличия (призы, грамоты, благодарности, дипломы, почётные знаки и др.). На хлебозаводе применяется практика проведения совместных мероприятий с выездом в дом отдыха «Журавинка», принадлежащий КУП Минскхлебпром; вручение подарков ко Дню пищевика, 8 марта, 23 февраля. Проводятся спортивные соревнования по плаванию, настольному теннису, волейболу между хлебозаводами объединения.

Организационно-техническое  стимулирование необходимо реализовывать через кружки качества, где работники, имеющие большой творческий потенциал, должны иметь возможность осуществления своих рационализаторских предложений и изобретательских способностей. Участие в кружках качества, кроме того, возможно сопровождать материальным (разовым) и моральным поощрением.

Особое значение имеет мотивация  высокоэффективного труда специалистов. Она осуществляется по тем же направлениям что и для рабочих. Стимулирующее значение имеют выборы и назначения на ответственные должности, получение персональных окладов, надбавок, льгот и почетных званий.

Информация о работе Оценка уровня качества продукции и пути его повышения