Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Февраля 2013 в 20:07, курсовая работа
Целью курсовой работы является изучение оценки уровня качества продукции на КУП Минскхлебпром хлебозаводе №5 и обоснование путей её повышения.
Задачи курсовой работы:
- изучение роли качества в обеспечении конкурентоспособности продукции;
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………………3
1 Оценка уровня качества продукции…………………………………………….5
1.1 Понятие качества и его роль в обеспечении
конкурентоспособности продукции……………………………………......5
1.2 Общая схема оценки качества продукции…………………………………8
1.3 Организация технического контроля качества продукции
на предприятии………………………………………………………………9
1.4 Зарубежный опыт в области контроля качества…………………………13
1.4.1 Управление качеством в США………………………………………..13
1.4.2 Управление качеством в Японии……………………………….…….15
1.4.3 Управление качеством в Европе……………………………………...17
2 Оценка уровня качества продукции на КУП «Минскхлебпром»
хлебозаводе №5………………………………………………………………….19
2.1 Производственная характеристика предприятия…………………………19
2.2 Структура и функции ОТК хлебозавода №5………………………………21
3 Совершенствование контроля качества продукции
на предприятии………………………………………………………………….26
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………………31
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ……………………………..33
ПРИЛОЖЕНИЕ А…………………………………………………………………34
ПРИЛОЖЕНИЕ Б………………
Типовая схема оценки уровня качества изделия приведена в Приложении А.
Результат оценки используют при разработке новой (модернизированной) продукции; обоснований и требований, закладываемых в техническое задание и нормативную документацию; принятии решения о постановке продукции на производство; обосновании целесообразности замены или снятия продукции с производства; формировании предложений по экспорту и импорту.
1.3 Организация технического контроля качества продукции на предприятии
Особое место в управлении качеством продукции занимает контроль качества. Именно контроль, как одно из эффективных средств достижения намеченных целей и важнейшая функция управления способствует правильному использованию объективно существующих, а также созданных человеком предпосылок и условий выпуска продукции высокого качества. От степени совершенства контроля качества, его технического оснащения и организации во многом зависит эффективность производства в целом.
Одним из элементов системы управления качеством является организация технического контроля на предприятии.
Под техническим контролем понимается проверка соблюдения требований, предъявляемых к качеству продукции на всех стадиях её изготовления, и всех производственных условий, обеспечивающих его.
Основной задачей технического контроля является обеспечение выпуска высококачественной и комплектной продукции, соответствующей стандартам и техническим условиям.
Технический контроль качества продукции производится на предприятиях централизованно, через отдел технического контроля (ОТК) – самостоятельное структурное подразделение, которое осуществляет независимый контроль соответствия продукции установленным требованиям и гарантирует это соответствие потребителю.
Начальник
ОТК непосредственно
Аппарат ОТК
состоит из бюро, групп или исполнителей
(в зависимости от размеров предприятия):
технической приемки
ОТК подчиняется также центральная измерительная лаборатория с контрольно-проверочными пунктами в цехах, механическая, металлографическая и химическая лаборатории.
В функции ОТК входят:
По формам технический контроль может быть пассивным, когда просто фиксируются данные о качестве продукции, и активным, когда не только оценивается качество, но и оказывается активное воздействие на технологический процесс с целью управления качеством.
Основными требованиями, предъявлемыми к рациональной органзации технического контроля, являются:
Для решения задач, стоящих перед ОТК, необходимо правильно выбрать вид технического контроля.
По назначению, технический контроль различают:
По возможности использования продукции контроль может быть разрушающий и неразрушающий (акустический, магнитный, оптический, радиационный).
По месту выполнения контрольных операций различают:
По степени охвата контроль может быть сплошным (проверке подвергаются все без исключения объекты контроля одного наименования) и выборочным (проверке подвергается часть партии однородных объектов с использованием статистических методов контроля).
Инспекционному контролю подвергается продукция, из которой изъят ранее выявленный брак. По его результатам судят о качестве работы служб контроля качества.
Распространенной формой контроля стал самоконтроль, осуществляемый исполнителем. На самоконтроле могут работать отдельные рабочие, бригады, участки и целые цеха. Право работать на самоконтроле дается отделом техничекого контроля в случае, если рабочий в течение длительного времени стабильно сдает продукцию ОТК с первого предъявления. При этом рабочему дают личное клеймо, которым он помечает изготовленную продукцию.
Широкое внедрение самоконтроля имеет важное экономическое и социальное значение. Во-первых, сокращаются затраты на производство продукции, а во-вторых, он играет огромную воспитательную роль.
К объектам технического контроля относятся сырьё, материалы, полуфабрикаты, детали, сборочные единицы, изделия, оборудование и технологическое оснащение, транспортные средства и технологические процессы.
В процессе контроля используются различные контрольно-измерительные приборы, аппараты, инструменты, устройства.
Все средства контроля разделяются на две группы:
По принципам действия, средства контроля подразделяются на механические, гидравлические, пневматические, электрические, оптические, химические, звуковые, электронные.
По характеру воздействия на ход технологиского процесса различают средства активного и пассивного контроля.
Средства, применяемые для оценки качества продукции после выполнения соответствующей операции, являются пассивными.
Средства, осуществляющие автоматическое регулирование хода технологического процесса, являются активными. Они встроены в оборудование (индикаторы, миниметры, электронные устройства, радиоэлектронные приборы и др.).
1.4 Зарубежный опыт в области контроля качества
1.4.1 Управление качеством в США
В 40-е и 50-е годы производимые в США товары характеризовались низким уровнем качества. Даже ведущие американские компании, провозгласившие качество продукции основной целью, относились к качеству как к средству уменьшения издержек производства, а не как к способу удовлетворения нужд потребителей. Огромные затраты (20-25% всех текущих затрат среднестатистического предприятия), из-за низкого уровня качества уходили на обнаружение и устранение дефектов продукции. Суммарные затраты, с учетом издержек на гарантийный ремонт и замену реализованных дефектных изделий, доходили до 30% и более от издержек производства.
По мнению многих американских специалистов, низкий уровень качества являлся основным препятствием на пути роста производительности труда и конкурентоспособности американских товаров. Для решения проблемы конкурентоспособности пытались прибегать к протекционистским мерам, вводили специальные квоты, пошлины, тарифы, направленные на защиту национальной продукции от конкурентов.
Американская промышленность оказалась перед выбором - или резко повысить уровень качества, или потерять значительную часть рынка.
Для решения возникших проблем, были предложены соответствующие меры:
Американские специалисты
В результате был достигнут значительный экономический эффект. Кроме этого, на участках, контролируемых кружками качества, улучшился психологический климат, повысилось чувство удовлетворенности трудом, положительно развивалась система межличностных коммуникаций. К 1982 году широкая кампания по пропаганде деятельности кружков качества позволила довести их число в США до 6000. В том же году была создана Национальная Ассоциация кружков качества. Однако не везде работа американских кружков качества отличалась высокой эффективностью. Причина этого заключалась в копировании японской специфики без всесторонней адаптации к социально-культурной среде Соединенных Штатов.
Специфика американских кружков качества:
1. Руководство всеми кружками
качества осуществляет управляю
2. От менеджера управляющие команды идут через помощника-посредника, который интерпретирует их, учитывая специфику того или иного кружка. Часто, для придания большего социального статуса работе кружков, в состав управляющего комитета привлекают функционеров профсоюзов.
Методы контроля. В производственном процессе, для выявления дефектов применяют следующие методы статистического контроля: контрольные карты, гистограммы, карты рассеяния, графы, проверочные листы. Для решения проблемных задач - "метод Дельфы", метод "черного ящика", метод дневников, синектика, "метод 66", "мозговой штурм".
Новым явлением в экономической
жизни США стало внимание со стороны
законодательной и
1.4.2 Управление качеством в Японии
Современная история «японского» движения за качество, берет свое начало в конце 40-х - начале 50-х годов, когда японцы стали успешно применять на практике достижения американских специалистов в области управления качеством Э. Деминга и Дж. Джурана.
На промышленных предприятиях был введен цикл PDCA (plan - do - check - action), т.е. так называемый цикл Деминга, который охватывал проектирование, производство, сбыт продукции, анализ и корректирующие действия, направленные на повышение уровня качества.
Для управления технологическим процессом широко использовались контрольные карты. Была учреждена “премия Деминга” в области качества. Стали проводиться общеяпонские конференции по вопросам качества, а также общенациональный "месяц качества". Создавалась благоприятная атмосфера, в которой с наибольшей последовательностью были реализованы комплексный подход и принципы системного управления качеством.
В настоящее время комплексный подход к управлению качеством в Японии состоит из пяти основных функциональных элементов:
1. Статистический анализ качества.
2. "Тотальный" контроль качества в рамках фирмы.
3. Массовое обучение персонала.
4. Развитие кружков качества.
5. Непосредственное участие
По мнению японских специалистов,
статистические методы анализа обязательны,
так как с их помощью определяется
реальная взаимосвязь между
Информация о работе Оценка уровня качества продукции и пути его повышения