Оценка эффективности правового регулирования коммерческой деятельности

Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Марта 2013 в 20:12, курсовая работа

Описание работы

Целью исследования является оценка эффективности правого регулирования торговой деятельности.
Задачи работы:
1. Рассмотреть теоретические аспекты правового регулирования торговой деятельности.
2. Раскрыть анализ экономических показателей.
3. Определить правовое регулирование торговой деятельности предприятия.

Содержание

Введение 3
Раздел 1. Теоретические аспекты правового регулирования торговой деятельности 5
1.1 Понятие торговой деятельности 5
1.2 Методика анализа торговой деятельности 7
1.3 Отечественный и зарубежный опыт регулирования торговой деятельности 9
Раздел 2. Анализ экономических показателей предприятия 13
2.1 Анализ деловой среды предприятия 13
2.2 Анализ экономических показателей деятельности предприятия 14
Раздел 3. Правовое регулирование торговой деятельности предприятия 21
3.1 Регулирование торговой деятельности 21
3.2 Рекомендации по совершенствованию торговой и коммерческой деятельности предприятия 23
Раздел 4. Экономическое обоснование эффективности регулирования торговой деятельности 29
4.1 Эффективность регулирования торговой деятельности 29
4.2 Экономическое обоснование проводимых мероприятий 32
Заключение 35
Список использованных источников 36
Приложение 38

Работа содержит 1 файл

Otsenka_effektivnosti_pravovogo_regulirovania_to.doc

— 286.00 Кб (Скачать)

Содержание

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

Торговля, выступающая как связующее звено между различными отраслями народного хозяйства, регулируется государством. Современный механизм регулирования экономической деятельности торговли можно представить как интегрированную систему форм, методов, средств, с помощью которых осуществляется воздействие государства на объекты торговли. На фоне активного развития торговли особую актуальность приобретает вопрос её правового регулирования.

В последнее  время в РФ используются различные  способы публично-правового воздействия  государства на торговую деятельность. Сюда относятся не только меры ограничительного характера, но и государственная поддержка тех видов деятельности, которые особенно важны для государства и общества. Применяются такие меры государственного регулирования, как прогнозирование и программирование социально-экономического развития, государственная поддержка малого предпринимательства, государственная регистрация субъектов предпринимательской деятельности, лицензирование отдельных видов деятельности, техническое регулирование и другие.

Целью исследования является оценка эффективности правого регулирования торговой деятельности.

Задачи  работы:

1. Рассмотреть  теоретические аспекты правового регулирования торговой деятельности.

2. Раскрыть анализ экономических показателей.

3. Определить правовое регулирование торговой деятельности предприятия.

Объектом  исследования данной работы является Российская Федерация. Предмет исследования – торговая деятельность в РФ.

В экономической литературе большей  обеспеченности пользователей надежной и своевременной финансовой информацией уделено чрезвычайно много внимания. Об этом свидетельствуют научные труды О.М. Островского, Я.В. Соколова, П.С. Безруких, О.В. Ефимовой, Т.Б. Крыловой, В.Д. Новодворского, В.Ф. Палия, А.Н. Хорина, А.Д. Шеремета, Л.З. Шнейдмана, М.Ф. Овсейчук, О.В. Соловьевой и др.

Работа состоит из введения, четырех разделов, заключения, списка использованных источников и приложения.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Раздел 1. Теоретические аспекты правового регулирования торговой деятельности

 

1.1 Понятие торговой деятельности

 

Торговля в  настоящее время является, пожалуй, одним из наиболее привлекательных  видов деятельности, в особенности  для так называемого малого и  среднего бизнеса. В первую очередь  эта привлекательность заключается  в довольно быстром обороте денежных средств и получении прибыли. Многие, начиная собственное дело, как способ накопления первоначального капитала используют именно торговую деятельность. Разумеется, как и во всяком другом роде деятельности, связанном с вложением собственных денежных средств, в торговле присутствует доля риска. Но тем не менее можно с большой уверенностью сказать, что развитие торговли в нашей стране идет весьма интенсивно именно из-за частного предпринимательства. Соответственно и конкуренция в этой области велика. Как бы скептически ни относились к понятию «цивилизованные рыночные отношения», все равно обращаются к нему. Достаточно вспомнить, как обстояло дело с рынком потребительских товаров 10–15 лет назад. Высокая конкуренция в торговле (разумеется, в тех областях, где нет монополии) приводит не только к насыщению потребительского рынка, но и к улучшению качества товаров и услуг, предоставляемых торговыми организациями и индивидуальными предпринимателями. 1

Торговля – это «вид предпринимательской деятельности, связанный с куплей-продажей товаров и оказанием услуг покупателям». Торговля подразделяется на две основные группы: оптовую и розничную. По определению того же Государственного стандарта оптовой торговлей является «торговля товарами с последующей их перепродажей или профессиональным использованием», а розничной торговлей соответственно называется «торговля товарами и оказание услуг покупателям для личного, семейного, домашнего использования, не связанного с предпринимательской деятельностью». В понятие оптовой торговли включается деятельность по продаже товаров розничным торговцам, промышленным, коммерческим, учрежденческим либо профессиональным пользователям или же другим оптовым торговцам. Розничная торговля включает деятельность по продаже товаров для личного потребления или домашнего использования.2

Непосредственным  объектом торговых операций является товар. Товаром является любая вещь, не ограниченная в обороте, свободно отчуждаемая и переходящая от одного лица к другому по договору купли-продажи. Госстандарт подразделяет общее понятие «товар» на товары народного потребления и товары производственного назначения. Товары народного потребления (ТНП) – это «…товары, предназначенные для продажи населению с целью личного, семейного, домашнего использования, не связанного с предпринимательской деятельностью». Товарами производственного назначения являются согласно определению «…товары, предназначенные для продажи юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям с целью их использования в хозяйственной деятельности». Таким образом, объектом оптовой торговли являются товары производственного назначения, тогда как товары народного потребления – это объект розничной торговли. Хотя в примечании к определению товаров производственного назначения как пример приводятся строительно-дорожная техника, транспортные машины общего пользования, технологическое оборудование, топливно-сырьевые товары и иное, мы можем сделать вывод, что один и тот же товар может являться как товаром народного потребления, так и товаром производственного назначения в зависимости от цели его приобретения (а следовательно, и от способа продажи). Как пример можно привести персональный компьютер. Если он приобретается потребителем для собственных нужд, его можно классифицировать как товар народного потребления. Однако аналогичный компьютер, приобретенный фирмой для установки в бухгалтерии и ведения бухгалтерского учета, по всей видимости, будет относиться к товарам производственного назначения.3

Торговая деятельность - инициативная самостоятельная деятельность юридических лиц и граждан по осуществлению покупки и продажи товаров с целью получения прибыли. Различают внешнеэкономическую и внутренне экономическую торговую деятельность. 4

 Отличие  внешнеэкономической торговой деятельности от внутренней в том, что в ней товарное движение регулируется не только нашим российским законодательством, но и законодательствами, правилами, обычаями делового оборота тех стран, по территории которых движутся товары, а так же правилами международной торговли. Чтобы осуществлять операции по внешнеэкономической торговой деятельности, участники должны знать правила международной торговли, законы стран-контрагентов и обычаи их делового оборота, а так же уметь правильно подбирать виды транспорта и маршруты движения товара, оценивать риски и надежность поставок, выполнять таможенные формальности и осуществлять внешнеторговые платежи. Торговая деятельность, так же - внутренняя торговля, является отраслью народного хозяйства, осуществляющей реализацию на внутреннем рынке страны товаров, которые производят различные отрасли производства.

 

1.2 Методика анализа торговой деятельности

 

Основная цель анализа деятельности торговой организации  – поиск резервов повышения эффективности  торговой деятельности.

 В общем  виде методику анализа деятельности торговой фирмы можно представить следующим образом:

  1. Оценка качества и достоверности исходной информации;
  2. Анализ розничного товарооборота:
  1. Анализ выполнения плана и динамики розничного товарооборота по составу, видам, группам; анализ сезонности; анализ ритмичности продаж; факторный анализ;
  1. Анализ товарных ресурсов (в том числе запасов товаров):
  • анализ поступления товаров; анализ выполнения договоров по поставке; анализ частоты завоза;
  • анализ состояния товарных запасов;
  • анализ эффективности товарных запасов и товарооборачиваемости;
  • оперативный и сравнительный анализ товарных запасов;
  1. Анализ обеспеченности и эффективности использования трудовых ресурсов:
  • анализ движения рабочей силы, ее состава и структуры (в том числе доля торгово-оперативных работников);
  • взаимосвязь товарооборота, численности и состава работников: факторный анализ товарооборота на одного работника;
  • анализ эффективности и качества труда;
  • анализ фонда оплаты труда;
  1. Анализ состояния и развития и использования материально-технической базы (в том числе торговых площадей);
  1. Анализ качества торгового обслуживания покупателей;
  1. Анализ оптового товарооборота торговой организации: 
  1. Анализ выполнения плана и динамки оптового товарооборота;
  2. Анализ состава и структуры оптового товарооборота;
  3. Факторный анализ оптового товарооборота;
  1. Анализ расчетных отношений торгового предприятия:
  1. Анализ дебиторской и кредиторской задолженности;
  2. Анализ ускорения расчетов и повышения их эффективности;
  1. Анализ издержек обращения в торговле:
  1. Анализ издержек обращения по общему объему и по статьям;
  2. Факторный анализ выполнения плана и динамики издержек обращения;
  3. Анализ отдельных статей издержек обращения в торговле;
  4. Сравнительный анализ издержек обращения в торговле;
  5. Оперативный анализ издержек обращения торгового предприятия;
  1. Анализ финансовых результатов деятельности торговых организаций:
  1. Анализ валового дохода (в том числе факторный);
  2. Анализ прибыли и рентабельности торгового предприятия;
  3. Сравнительный анализ финансовых результатов в торговле;
  1. Анализ финансового состояния торгового предприятия;

Обобщение результатов  анализа и разработка комплекса  мероприятий по их освоению. 5

Торгово-экономический анализ включает дифференцированный анализ: по торговым точкам, по отделам крупного магазина, по товарным группам и отдельным видам товаров; по кварталам и месяцам, а также по дням недели, сменам. Помимо этого изучаются закономерности и тенденции процесса купли-продажи товаров, формирование и эффективность использования ресурсов, прогнозируются показатели деятельности торговой организации и т.д. 6

 

1.3 Отечественный и  зарубежный опыт регулирования  торговой деятельности

 

Интересен зарубежный опыт малого бизнеса, который начал  активно развиваться в Испании  в семидесятых годах прошлого века. Любой гражданин страны может открыть частное предприятие  в течение одного дня, предоставив минимальное количество документов.  В этой стране создано множество программ помощи частному бизнесу, особое внимание правительство этой страны уделяет развитию наукоемких и инновационных технологий. Также правительство Испании стимулирует появление различных фондов, которые оказывают всестороннюю поддержку частному предпринимательству.

Мощный научно-технический  прорыв, который совершила Япония после окончания второй мировой  войны, также связан с развитием малого бизнеса. В настоящее время малый бизнес выпускает около 40 % промышленной продукции этой страны. Правительство Японии приняло целый ряд законов, которые стимулируют развитие частных предприятий, работающих в научно-технической области и активно сотрудничающих с крупными промышленными корпорациями. Также японскими властями организованы учебно-консультационные центры, в которых начинающий предприниматель может получить всю необходимую правовую информацию.

Интересен зарубежный опыт малого бизнеса, который можно перенять в Китае. По прогнозам правительства, полная модернизация экономики страны должна завершиться к 2030 году, малый бизнес является одним из ключевых направлений развития страны. По данным статистики, в 2009 году в Китае насчитывалось более 3 миллионов частных предприятий и около 30 миллионов индивидуальных предпринимателей, большинство из которых работало в производственной сфере. Товары из Китая, которые произведены на малых предприятиях, можно встретить практически в любой точке мира. 7

Зарубежный опыт малого бизнеса  полезен не только государственным  деятелям, но и начинающим предпринимателям, которые в настоящее время  могут изучить и применить  на практике принципы развития малого бизнеса в различных странах. Более того, многие зарубежные компании предлагают необходимое оборудование  для организации малого бизнеса в нашей стране.

Изучение зарубежного  опыта малого бизнеса позволит государственным  и муниципальным органам предоставлять  необходимую поддержку частному бизнесу.

Значение малого бизнеса в рыночной экономике, очень  велико. Без малого бизнеса рыночная экономика ни функционировать, ни развиваться  не в состоянии. Становление и  развитие его является одной из основных проблем экономической политики в условиях перехода от административно-командной экономики к нормальной рыночной экономике. Малый бизнес в рыночной экономике - ведущий сектор, определюящий темпы экономического роста, структуру и качество валового национального продукта; во всех развитых странах на долю малого бизнеса приходится 60 - 70 процентов ВНП. Поэтому абссолютное большинство развитых государств всемерно поощеряет деятельность малого бизнеса.

Информация о работе Оценка эффективности правового регулирования коммерческой деятельности