Оценка финансовых результатов деятельности ОАО Газпром

Автор: a*******@yandex.ru, 25 Ноября 2011 в 18:03, курсовая работа

Описание работы

Целью написания данной курсовой работы является рассмотрение теоретических основ формирования финансовых результатов деятельности и проведение сравнительного анализа финансовых результатов.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
Раскрыть экономическую сущность прибыли и рентабельности.
Рассмотреть источники получения прибыли на предприятии.
Изучить основные показатели, используемые для анализа финансовых результатов деятельности.
Рассмотреть организационно-экономическую характеристику ОАО «Газпром».
Провести анализ:

Содержание

Введение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 3
1 Теоретические основы анализа финансовых результатов деятельности предприятия . . . . . . . . . . . . . . . . . .
Экономическая сущность прибыли и рентабельности,
функции прибыли, источники получения прибыли на предприятии . . . . . 5
1.1.1 Доход предприятия, его сущность и значение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 5
1.1.2 Функции прибыли . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 6
1.1.3 Источники получения прибыли на предприятии . . . . . . . . . . . . . . . . . 8
1.1.4 Рентабельность работы предприятия . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 9
1.2 Система показателей, используемых для анализа финансовых
результатов деятельности . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
10
1.3 Информационная база анализа финансовых результатов . . . . . . . . . . . . 12
1.3.1 Бухгалтерский баланс . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 12
1.3.2 Отчет о прибылях и убытках . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 14
1.3.3 Бизнес-план . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 15
2 Анализ основных показателей финансовых результатов деятельности ОАО «газпром»
2.1 Организационно-экономическая характеристика . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 17
2.2 Анализ состава, структуры и динамики балансовой прибыли . . . . . . . . 22
2.3 Факторный анализ валовой прибыли . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 25
2.4 Анализ показателя рентабельности . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 30
2.5 Пути увеличения прибыли рентабельности . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 32
Заключение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 34
Список использованных источников . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 36
приложения . . . . . . . .

Работа содержит 1 файл

Курсовик по анализу 1.doc

— 141.85 Кб (Скачать)

Старооскольский технологический институт (филиал)

 Федерального  государственного образовательного  учреждения высшего 

профессионального образования

 «Национальный  исследовательский технологический  университет «МИСиС» 
 
 

Кафедра экономики и менеджмента 
 
 
 
 

КУРСОВАЯ  РАБОТА

по дисциплине: «Экономика предприятия»

на тему: «Оценка финансовых результатов  деятельности ОАО Газпром» 
 
 

                                      Автор работы:  Колесникова Оксана Борисовна

                                                  Группа:  ЭА-08-1д

     № зачетной книжки  080047

                                           Специальность:  Бухгалтерский учет, анализ и аудит

                                   Руководитель работы: Ченцова Елена Павловна

                                      Курсовая работа защищена                        оценка

                  Члены комиссии: ________________ 
 
 
 

Старый  Оскол

2010 год

 

     содержание 

Введение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 3
1 Теоретические основы  анализа финансовых  результатов деятельности  предприятия . . . . . . . . . . . . . . . . . .  
    1. Экономическая сущность прибыли и рентабельности,
функции прибыли, источники получения прибыли  на предприятии . . . . .
5
1.1.1 Доход  предприятия, его сущность и  значение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 5
1.1.2 Функции  прибыли  . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 6
1.1.3 Источники получения прибыли на предприятии . . . . . . . . . . . . . . . . . 8
1.1.4 Рентабельность  работы предприятия . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 9
1.2 Система  показателей, используемых для  анализа финансовых 

результатов деятельности . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .

10
1.3 Информационная  база анализа финансовых результатов . . . . . . . . . . . . 12
1.3.1 Бухгалтерский  баланс . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 12
1.3.2 Отчет  о прибылях и убытках . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 14
1.3.3 Бизнес-план  . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 15
2 Анализ основных показателей финансовых результатов деятельности ОАО «газпром»    
2.1 Организационно-экономическая  характеристика . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 17
2.2 Анализ  состава, структуры и динамики  балансовой прибыли . . . . . . . . 22
2.3 Факторный  анализ валовой прибыли . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 25
2.4 Анализ  показателя рентабельности . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 30
2.5 Пути  увеличения прибыли рентабельности . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 32
Заключение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 34
Список  использованных источников . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 36
приложения . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 38
   
   
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    Введение 

    Финансовый  результат деятельности предприятия  характеризуется суммой полученной прибыли и уровнем рентабельности. Прибыль отражает финансовый результат  от хозяйственной деятельности, полученный предприятием за отчетный период (в  случае превышения доходов над расходами). Рентабельность характеризует эффективность использования имеющихся на предприятии ресурсов. Чем больше величина прибыли и выше уровень рентабельности, тем эффективнее функционирует предприятие и тем устойчивее его финансовое состояние. Увеличение прибыли является источником для самостоятельного финансирования, расширения производства, реализации программ социального и научно-технического развития. За счет прибыли выполняется часть обязательств предприятия перед бюджетом, банками и другими предприятиями и организациями. Именно поэтому анализ финансовых результатов и поиск резервов увеличения прибыли и рентабельности являются основными из задач в любой сфере бизнеса.

    Целью написания данной курсовой работы является рассмотрение теоретических основ формирования финансовых результатов деятельности и проведение сравнительного анализа финансовых результатов.

    Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

  1. Раскрыть экономическую сущность прибыли и рентабельности.
  2. Рассмотреть источники получения прибыли на предприятии.
  3. Изучить основные показатели, используемые для анализа финансовых результатов деятельности.
  4. Рассмотреть организационно-экономическую характеристику ОАО «Газпром».
  5. Провести анализ:

    — состава, структуры и динамики балансовой прибыли;

    — прибыли от реализации по факторам;

    — показателей рентабельности;

  1. Предложить эффективные пути по увеличению прибыли и рентабельности.

        Объектом  исследования данной курсовой работы является ОАО «Газпром».

        Предметом исследования — финансовые результаты деятельности.

        В процессе оценки финансовых результатов деятельности могут быть использованы следующие методы:

  1. Метод сравнения;
  2. Метод средних, абсолютных и относительных величин;
  3. Балансовый метод;
  4. Метод долевого участия;
  5. Табличный метод.

        Основными источниками для анализа финансовых результатов деятельности могут послужить:

  1. Формы отчетности:

    — «Бухгалтерский баланс» (Ф№-1);

    — «Отчет о прибылях и убытках» (Ф№-2);

  1. Учебная литература.
  2. Методические пособия.
  3. Данные Internet.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

1 Теоретические основы  анализа финансовых  результатов деятельности предприятия 
 

    1.1 Экономическая сущность прибыли и рентабельности, функции прибыли,

        источники получения прибыли на предприятии. 

    1.1.1 Доход предприятия, его сущность и значение 

    Прибыль как экономическая категория  отражает чистый доход, созданный в  сфере материального производства в процессе предпринимательской  деятельности. Результатом соединения факторов производства (труда, капитала, природных ресурсов) и полезной производительной деятельности хозяйствующих субъектов является готовая продукция, которая становится товаром при условии ее реализации потребителю.

    На  стадии продажи выявляется стоимость  товара, включающая стоимость прошлого овеществленного труда и живого труда. Стоимость живого труда отражает вновь созданную стоимость и распадается на две части:

  1. Первая представляет собой заработную плату работников, участвующих в производстве продукции. Для предпринимателя она представляет часть издержек по производству продукции.
  2. Вторая часть вновь созданной стоимости отражает чистый доход, который реализуется только в результате продажи продукции.

    На  уровне предприятия в условиях товарно-денежных отношений чистый доход принимает  форму прибыли. Установив цену на продукцию, предприятия-товаропроизводители  реализуют ее потребителю, получая  при этом денежную выручку, что не означает получения прибыли. Для  выявления финансового результата необходимо сопоставить выручку с затратами на производство и реализацию, которые принимают форму себестоимости продукции. Когда выручка превышает себестоимость, финансовый результат свидетельствует о получении прибыли. Предприниматель всегда ставит своей целью прибыль, но не всегда ее получает. Если выручка равна себестоимости, то удалось лишь возместить затраты на производство и реализацию продукции. При реализации без убытков, отсутствует и прибыль как источник производственного, научно-технического и социального развития. При затратах, превышающих выручку, предприятие получает убытки — отрицательный финансовый результат, что ставит его в достаточно сложное финансовое положение, не исключающее и банкротство. 

    1.1.2 Функции прибыли     

    Прибыль как важнейшая категория рыночных отношений выполняет определенные функции:

    1. Характеризует экономический эффект, полученный в результате деятельности предприятия. Но все аспекты деятельности предприятия с помощью прибыли оценить невозможно. Такого универсального показателя и не может быть. Именно поэтому при анализе производственно-хозяйственной и финансовой деятельности предприятия используется система показателей.

    Значение  прибыли состоит в том, что  она отражает конечный финансовый результат. Вместе с тем на величину прибыли, ее динамику воздействуют факторы, как зависящие (уровень цен на реализуемую продукцию, заработная плата, уровень хозяйствования, компетентность руководства, конкурентоспособность продукции, организация производства и труда, его производительность, состояние и эффективность производственного и финансового планирования), так и не зависящие (конъюнктура рынка, уровень цен на потребляемые материально-сырьевые топливно-энергетические ресурсы, нормы амортизационных отчислений) от усилий предприятия.

    Перечисленные факторы влияют на прибыль не прямо, а через объем реализуемой продукции и себестоимость, поэтому для выяснения конечного финансового результата необходимо сопоставить стоимость объема реализуемой продукции и стоимость затрат и ресурсов, используемых в производстве.

    2. Прибыль обладает стимулирующей функцией. Ее содержание состоит в том, что она одновременно является финансовым результатом и основным элементом финансовых ресурсов предприятия. Реальное обеспечение принципа самофинансирования характеризуется полученной прибылью. Доля чистой прибыли, оставшейся в распоряжении предприятия после уплаты налогов и других обязательных платежей, должна быть достаточной для финансирования расширения производственной деятельности, научно-технического и социального развития предприятия, материального поощрения работников.

    3. Прибыль является одним из источников формирования бюджетов разных уровней. Она поступает в бюджеты в виде налогов и наряду с другими доходными поступлениями, использующихся для финансирования удовлетворения совместных общественных потребностей, обеспечение выполнения государством своих функций, государственных, инвестиционных, производственных, научно-технических и социальных программ.

    В условиях рыночной экономики значение прибыли огромно. Стремление к ее получению ориентирует товаропроизводителей на увеличение объема производства продукции, нужной потребителю, снижение затрат на производство. При развитой конкуренции этим достигается не только цель предпринимательства, но и удовлетворение общественных потребностей. Для предпринимателя прибыль является сигналом, указывающим, где можно добиться наибольшего прироста стоимости, создает стимул для инвестирования в эти сферы. Свою роль играют и убытки. Они высвечивают ошибки и просчеты в направлении средств, организации производства и сбыта продукции.

    Экономическая нестабильность, монопольное положение  товаропроизводителей искажают формирование прибыли как чистого дохода, приводят к стремлению получения доходов главным образом в результате повышения цен. Устранению инфляционного наполнения прибыли способствуют финансовое оздоровление экономики, развитие рыночных механизмов ценообразования, оптимальная система налогов. Эти задачи должно выполнять государство в ходе осуществления экономических реформ.

    1.1.3 Источники получения прибыли  на предприятии  

    В условиях рыночных отношений, как свидетельствует  мировая практика, имеются три  основные источника получения прибыли.

    Первый  источник образуется за счет монопольного положения предприятия по выпуску  той или иной продукции или (и) уникальности продукта. Поддержание этого источника на относительно высоком уровне предполагает постоянное обновление продукта. Здесь следует учитывать такие противодействующие силы, как антимонопольная политика государства и растущая конкуренция со стороны других предприятий.

    Второй  источник связан непосредственно с  производственной и предпринимательской деятельностью. Практически он касается всех предприятий. Эффективность его использования зависит от знания конъюнктуры рынка и умения адаптировать развитие производства под эту постоянно меняющуюся конъюнктуру. Здесь все сводится к проведению соответствующего маркетинга. Величина прибыли в данном случае зависит:

    — во-первых, от правильности выбора производственной направленности предприятия по выпуску продукции (выбор продуктов, пользующихся стабильным и высоким спросом);

    — во-вторых, от создания конкурентоспособных условий продажи своих товаров и оказания услуг (цена, сроки поставки, обслуживание покупателей, послепродажное обслуживание и т.д.);

Информация о работе Оценка финансовых результатов деятельности ОАО Газпром