Оценка финансовых результатов деятельности ОАО Газпром

Автор: a*******@yandex.ru, 25 Ноября 2011 в 18:03, курсовая работа

Описание работы

Целью написания данной курсовой работы является рассмотрение теоретических основ формирования финансовых результатов деятельности и проведение сравнительного анализа финансовых результатов.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
Раскрыть экономическую сущность прибыли и рентабельности.
Рассмотреть источники получения прибыли на предприятии.
Изучить основные показатели, используемые для анализа финансовых результатов деятельности.
Рассмотреть организационно-экономическую характеристику ОАО «Газпром».
Провести анализ:

Содержание

Введение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 3
1 Теоретические основы анализа финансовых результатов деятельности предприятия . . . . . . . . . . . . . . . . . .
Экономическая сущность прибыли и рентабельности,
функции прибыли, источники получения прибыли на предприятии . . . . . 5
1.1.1 Доход предприятия, его сущность и значение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 5
1.1.2 Функции прибыли . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 6
1.1.3 Источники получения прибыли на предприятии . . . . . . . . . . . . . . . . . 8
1.1.4 Рентабельность работы предприятия . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 9
1.2 Система показателей, используемых для анализа финансовых
результатов деятельности . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
10
1.3 Информационная база анализа финансовых результатов . . . . . . . . . . . . 12
1.3.1 Бухгалтерский баланс . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 12
1.3.2 Отчет о прибылях и убытках . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 14
1.3.3 Бизнес-план . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 15
2 Анализ основных показателей финансовых результатов деятельности ОАО «газпром»
2.1 Организационно-экономическая характеристика . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 17
2.2 Анализ состава, структуры и динамики балансовой прибыли . . . . . . . . 22
2.3 Факторный анализ валовой прибыли . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 25
2.4 Анализ показателя рентабельности . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 30
2.5 Пути увеличения прибыли рентабельности . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 32
Заключение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 34
Список использованных источников . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 36
приложения . . . . . . . .

Работа содержит 1 файл

Курсовик по анализу 1.doc

— 141.85 Кб (Скачать)

    — в-третьих, от объемов производства (чем больше объем производства, тем больше масса прибыли);

    — в-четвертых, от структуры снижения издержек производства.

    Третий  источник проистекает из инновационной  деятельности предприятия. Его использование  предполагает постоянное обновление выпускаемой  продукции, обеспечение ее конкурентоспособности, рост объемов реализации и увеличение массы прибыли.

                 

    1.1.4 Рентабельность работы предприятия 

    В условиях рыночных отношений, характеризующихся  своей динамичностью, приходится постоянно принимать неординарные решения, связанные  с учетом финансового положения предприятия.

    Для оценки уровня эффективности работы предприятия получаемый результат (валовой доход, прибыль) сопоставляется с затратами или используемыми ресурсами. Соизмерение прибыли с затратами означает рентабельность, или, точнее норму рентабельности.

    В экономическом анализе рассматриваются  показатели рентабельности, указанные в таблице 1. 

Таблица 1 — Основные показатели рентабельности

Наименование 

показателя

Метод расчета Экономическая

характеристика

Аналитическая

характеристика

1 2 3 4
Рентабельность  продаж Отношение прибыли  от реализации продукции к выручке  от реализации Сколько прибыли  получит предприятие с 1 рубля реализованной продукции  Динамика показателя может свидетельствовать о необходимости пересмотра цен или усиления контроля за себестоимостью
Рентабельность  основной деятельности Отношение прибыли  от реализации продукции к объему затрат на производство реализованной продукции Эффективность затрат, произведенных предприятием на производство и реализацию продукции Увеличение  показателя оценивается положительно, поскольку свидетельствует об эффективном  использовании ресурсов, уменьшение — свидетельствует о необходимости усиления контроля за себестоимостью
Рентабельность  активов (имущества) Отношение балансовой прибыли к средней за период величине совокупных активов (валюте баланса) Какую прибыль  получает предприятие с каждого рубля, вложенного в активы Снижение показателя свидетельствует о падающем спросе на продукцию предприятия и о перенасыщении активов
Рентабельность  собственного капитала Отношение балансовой прибыли к средней за период величине собственного капитала Эффективность использования собственного каптала Динамика этого  показателя оказывает влияние на уровень котировок акций
Продолжение таблицы 1
Фондорентабельность Отношение балансовой прибыли к средней за период величине внеоборотных активов  Эффективность использования основных средств и прочих внеоборотных активов Рост показателя при снижении рентабельности активов (имущества) свидетельствует об избыточном увеличении мобильных средств, что может быть следствием образования излишних запасов, затоваренности готовой продукции, роста дебиторской задолженности
Рентабельность  перманентного капитала Отношение балансовой прибыли к средней за период величине собственного капитала и долгосрочных обязательств Эффективность использования капитальных вложений в деятельность организации на длительный срок Динамика этого  показателя оказывает влияние на уровень котировок акций

      

    1.2 Система показателей, используемых  для анализа финансовых 

           результатов деятельности

     

    В процессе анализа используются следующие  показатели:

    — маржинальная прибыль — разность между нетто-выручкой и прямыми  производственными затратами по реализованной продукции;

    — прибыль от реализации продукции, товаров, услуг — разность между суммой маржинальной прибылью и постоянными расходами отчетного периода;

    — балансовая (валовая) прибыль — финансовые результаты от реализации продукции, работ  и услуг, доходы и расходы от финансовой, инвестиционной деятельности, внереализационные  доходы и расходы;

    — налогооблагаемая прибыль — разность между балансовой прибылью и суммой прибыли, облагаемой налогом на доход (по ценным бумагам и от долевого участия в совместных предприятиях), а также суммы льгот по налогу на прибыль в соответствии с налоговым законодательством;

    — чистая (нераспределенная) прибыль  — прибыль, которая остается в  распоряжении предприятия после уплаты всех налогов, экономических санкций и прочих обязательных отчислений;

    — капитализированная (реинвестированная) прибыль — часть распределенной прибыли, направляемая на финансирование прироста активов, то есть фонд накопления;

    — потребляемая прибыль — часть  прибыли, расходуемая на выплату  дивидендов, персоналу предприятия или на социальные программы;

    — полная себестоимость — отражает все затраты на производство и  реализацию продукции, слагается из производственной себестоимости и внепроизводственных расходов (расходы на тару и упаковку, транспортировку продукции, прочие расходы);

    — рентабельность — относительный  показатель, характеризующий степень  эффективности использования имеющихся  у предприятия ресурсов;

    — собственный капитал — капитал, который на протяжении всего времени  существования предприятия принадлежит  ему как юридическому лицу;

    — долгосрочные обязательства — обязательства  предприятия, срок погашения по которым превышает 12 месяцев;

    — прочие доходы (расходы) — доходы (расходы), полученные предприятием по прочим операциям, связанным с текущей финансовой и инвестиционной деятельностью;

    — совокупные активы — представляют собой сумму внеоборотных и оборотных активов; оборотные активы — часть средств производства, которые единожды участвуют в производственном процессе и свою стоимость сразу и полностью переносят на произведенную продукцию;     

    — внеоборотные активы — к ним относят: основные средства, нематериальные активы, незавершенные капитальные вложения, стоимость оборудования, требующего монтажа и предназначенного для установки. 
 

    1.3 Информационная база анализа финансовых результатов 

    Основными источниками информации для анализа  финансовых результатов деятельности служат данные аналитического бухгалтерского учета по счетам реализации, а также форма №1 «Бухгалтерский баланс» (прил. А, В), форма №2 «Отчет о прибылях и убытках» (прил. Б, Г), форма №3 «Отчет о движении капитала» квартальной отчетности, соответствующие таблицы бизнес-плана предприятия. 

    1.3.1 Бухгалтерский баланс 

    Бухгалтерский баланс должен характеризовать финансовое состояние (положение) организации по состоянию на отчетную дату.

    В бухгалтерском балансе активы и  обязательства должны представляться с подразделением в зависимости  от срока обращения (погашения) на краткосрочные и долгосрочные. Активы и обязательства представляются как краткосрочные, если срок обращения (погашения) по ним не более 12 месяцев после отчетной даты или продолжительности операционного цикла (если он превышает 12 месяцев). Все остальные активы и обязательства показывают как долгосрочные.

    Бухгалтерский баланс должен содержать следующие  числовые показатели:

  1. Внеоборотные активы:

    1) нематериальные  активы;

    2) основные средства;

    3) доходные вложения в материальные ценности;

    4) финансовые  вложения;

  1. Оборотные активы:

    1) запасы;

    2) НДС  по приобретенным ценностям;

    3) дебиторская  задолженность;

    4) финансовые  вложения;

    5) денежные  средства;

  1. Каптал и резервы:

    1) уставный капитал;

    2) добавочный  каптал;

    3) резервный  капитал;

    4) нераспределенная  прибыль (непокрытый убыток);

  1. Долгосрочные обязательства:

    1) заемные средства;

    2) прочие  обязательства;

  1. Краткосрочные обязательства:

    1) заемные средства;

    2) кредиторская  задолженность;

    3) доходы  будущих периодов;

    4) резервы  предстоящих расходов и платежей.

    При составлении бухгалтерского баланса  организация обязана придерживаться принятых ею его содержания и формы последовательно от одного отчетного периода к другому.  Изменение принятых содержания и формы бухгалтерского баланса и пояснений к нему допускается в исключительных случаях, например, при изменении вида деятельности. Организацией должно быть обеспечено подтверждение каждого такого изменения. Существенное изменение должно быть раскрыто в пояснениях к бухгалтерскому балансу вместе с указанием причин, вызвавших это изменение.

    Показатели  по отдельным видам активов, обязательств, доходов и расходов и хозяйственных  операций могут приводиться в  бухгалтерском балансе общей  суммой с раскрытием в пояснениях к бухгалтерскому балансу, если каждый из этих показателей в отдельности не существенен для оценки заинтересованными пользователями финансового положения организации или финансовых результатов ее деятельности. 

      

    1.3.2 Отчет о прибылях и убытках  

      Отчет о прибылях и убытках  характеризует финансовые результаты  деятельности организации за отчетный период.

    В отчете о прибылях и убытках доходы и расходы показывают с подразделением на обычные и чрезвычайные.

    Отчет о прибылях и убытках должен содержать  следующие числовые показатели:

    — выручка от продажи товаров, продукции, работ, услуг за вычетом НДС, акцизов  и других обязательных платежей (нетто-выручка);

    — себестоимость проданных товаров, продукции, работ, услуг (кроме коммерческих и управленческих расходов);

    — валовая прибыль;

    — коммерческие расходы (расходы на продажу);

    — управленческие расходы;

    — прибыль / убыток от продаж;

    — проценты к получению;

    — проценты к уплате;

    — доходы от участия в других организациях;

    — прочие доходы;

    — прочие расходы;

    — прибыль / убыток от обычной деятельности;

    — чрезвычайные доходы;

    — чрезвычайные расходы;

    — чистая прибыль (нераспределенная прибыль (непокрытый убыток)). 
 
 
 
 

    1.3.3 Бизнес-план  

    Бизнес-план — это документ, описывающий все  основные аспекты коммерческого мероприятия, анализирующий проблемы, с которыми может столкнуться фирма, и способы их решения.

    Бизнес-план позволяет:

    — всесторонне обосновать тот или иной проект или мероприятие;

    — разработать стратегию и тактику поведения для достижения цели;

    — определить финансовые результаты от реализации проекта или мероприятия.

      Бизнес-план — это не только  внутрифирменный документ, но и  внешний. Он может сыграть важную  роль для получения кредита  и иностранных инвестиций. Получить иностранные инвестиции без наличия бизнес-плана практически невозможно.

    Информация  о конечных финансовых результатах  хозяйственной деятельности предприятия отражается в финансовом плане, который как бы обобщает все разделы бизнес-плана и представляет их в стоимостном выражении (прогноз объемов реализации, баланс денежных расходов и поступлений, таблица доходов и затрат, баланс активов и пассивов предприятия, график достижения безубыточности).

Информация о работе Оценка финансовых результатов деятельности ОАО Газпром