Автор: a*******@yandex.ru, 25 Ноября 2011 в 18:03, курсовая работа
Целью написания данной курсовой работы является рассмотрение теоретических основ формирования финансовых результатов деятельности и проведение сравнительного анализа финансовых результатов.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
Раскрыть экономическую сущность прибыли и рентабельности.
Рассмотреть источники получения прибыли на предприятии.
Изучить основные показатели, используемые для анализа финансовых результатов деятельности.
Рассмотреть организационно-экономическую характеристику ОАО «Газпром».
Провести анализ:
Введение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 3
1 Теоретические основы анализа финансовых результатов деятельности предприятия . . . . . . . . . . . . . . . . . .
Экономическая сущность прибыли и рентабельности,
функции прибыли, источники получения прибыли на предприятии . . . . . 5
1.1.1 Доход предприятия, его сущность и значение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 5
1.1.2 Функции прибыли . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 6
1.1.3 Источники получения прибыли на предприятии . . . . . . . . . . . . . . . . . 8
1.1.4 Рентабельность работы предприятия . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 9
1.2 Система показателей, используемых для анализа финансовых
результатов деятельности . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
10
1.3 Информационная база анализа финансовых результатов . . . . . . . . . . . . 12
1.3.1 Бухгалтерский баланс . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 12
1.3.2 Отчет о прибылях и убытках . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 14
1.3.3 Бизнес-план . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 15
2 Анализ основных показателей финансовых результатов деятельности ОАО «газпром»
2.1 Организационно-экономическая характеристика . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 17
2.2 Анализ состава, структуры и динамики балансовой прибыли . . . . . . . . 22
2.3 Факторный анализ валовой прибыли . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 25
2.4 Анализ показателя рентабельности . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 30
2.5 Пути увеличения прибыли рентабельности . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 32
Заключение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 34
Список использованных источников . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 36
приложения . . . . . . . .
— в-третьих, от объемов производства (чем больше объем производства, тем больше масса прибыли);
— в-четвертых, от структуры снижения издержек производства.
Третий источник проистекает из инновационной деятельности предприятия. Его использование предполагает постоянное обновление выпускаемой продукции, обеспечение ее конкурентоспособности, рост объемов реализации и увеличение массы прибыли.
1.1.4
Рентабельность работы
В условиях рыночных отношений, характеризующихся своей динамичностью, приходится постоянно принимать неординарные решения, связанные с учетом финансового положения предприятия.
Для оценки уровня эффективности работы предприятия получаемый результат (валовой доход, прибыль) сопоставляется с затратами или используемыми ресурсами. Соизмерение прибыли с затратами означает рентабельность, или, точнее норму рентабельности.
В
экономическом анализе
Таблица 1 — Основные показатели рентабельности
Наименование
показателя |
Метод расчета | Экономическая
характеристика |
Аналитическая
характеристика |
1 | 2 | 3 | 4 |
Рентабельность продаж | Отношение прибыли от реализации продукции к выручке от реализации | Сколько прибыли получит предприятие с 1 рубля реализованной продукции | Динамика показателя может свидетельствовать о необходимости пересмотра цен или усиления контроля за себестоимостью |
Рентабельность основной деятельности | Отношение прибыли от реализации продукции к объему затрат на производство реализованной продукции | Эффективность затрат, произведенных предприятием на производство и реализацию продукции | Увеличение показателя оценивается положительно, поскольку свидетельствует об эффективном использовании ресурсов, уменьшение — свидетельствует о необходимости усиления контроля за себестоимостью |
Рентабельность активов (имущества) | Отношение балансовой прибыли к средней за период величине совокупных активов (валюте баланса) | Какую прибыль получает предприятие с каждого рубля, вложенного в активы | Снижение показателя свидетельствует о падающем спросе на продукцию предприятия и о перенасыщении активов |
Рентабельность собственного капитала | Отношение балансовой прибыли к средней за период величине собственного капитала | Эффективность использования собственного каптала | Динамика этого показателя оказывает влияние на уровень котировок акций |
Продолжение таблицы 1 | |||
Фондорентабельность | Отношение балансовой прибыли к средней за период величине внеоборотных активов | Эффективность использования основных средств и прочих внеоборотных активов | Рост показателя при снижении рентабельности активов (имущества) свидетельствует об избыточном увеличении мобильных средств, что может быть следствием образования излишних запасов, затоваренности готовой продукции, роста дебиторской задолженности |
Рентабельность перманентного капитала | Отношение балансовой прибыли к средней за период величине собственного капитала и долгосрочных обязательств | Эффективность использования капитальных вложений в деятельность организации на длительный срок | Динамика этого показателя оказывает влияние на уровень котировок акций |
1.2
Система показателей,
результатов деятельности
В процессе анализа используются следующие показатели:
— маржинальная прибыль — разность между нетто-выручкой и прямыми производственными затратами по реализованной продукции;
— прибыль от реализации продукции, товаров, услуг — разность между суммой маржинальной прибылью и постоянными расходами отчетного периода;
— балансовая (валовая) прибыль — финансовые результаты от реализации продукции, работ и услуг, доходы и расходы от финансовой, инвестиционной деятельности, внереализационные доходы и расходы;
— налогооблагаемая прибыль — разность между балансовой прибылью и суммой прибыли, облагаемой налогом на доход (по ценным бумагам и от долевого участия в совместных предприятиях), а также суммы льгот по налогу на прибыль в соответствии с налоговым законодательством;
— чистая (нераспределенная) прибыль — прибыль, которая остается в распоряжении предприятия после уплаты всех налогов, экономических санкций и прочих обязательных отчислений;
— капитализированная (реинвестированная) прибыль — часть распределенной прибыли, направляемая на финансирование прироста активов, то есть фонд накопления;
— потребляемая прибыль — часть прибыли, расходуемая на выплату дивидендов, персоналу предприятия или на социальные программы;
— полная себестоимость — отражает все затраты на производство и реализацию продукции, слагается из производственной себестоимости и внепроизводственных расходов (расходы на тару и упаковку, транспортировку продукции, прочие расходы);
—
рентабельность — относительный
показатель, характеризующий степень
эффективности использования
—
собственный капитал — капитал,
который на протяжении всего времени
существования предприятия
— долгосрочные обязательства — обязательства предприятия, срок погашения по которым превышает 12 месяцев;
— прочие доходы (расходы) — доходы (расходы), полученные предприятием по прочим операциям, связанным с текущей финансовой и инвестиционной деятельностью;
— совокупные активы — представляют собой сумму внеоборотных и оборотных активов; оборотные активы — часть средств производства, которые единожды участвуют в производственном процессе и свою стоимость сразу и полностью переносят на произведенную продукцию;
—
внеоборотные активы — к ним относят:
основные средства, нематериальные активы,
незавершенные капитальные вложения,
стоимость оборудования, требующего монтажа
и предназначенного для установки.
1.3
Информационная база анализа финансовых
результатов
Основными
источниками информации для анализа
финансовых результатов деятельности
служат данные аналитического бухгалтерского
учета по счетам реализации, а также
форма №1 «Бухгалтерский баланс» (прил.
А, В), форма №2 «Отчет о прибылях и убытках»
(прил. Б, Г), форма №3 «Отчет о движении
капитала» квартальной отчетности, соответствующие
таблицы бизнес-плана предприятия.
1.3.1
Бухгалтерский баланс
Бухгалтерский баланс должен характеризовать финансовое состояние (положение) организации по состоянию на отчетную дату.
В бухгалтерском балансе активы и обязательства должны представляться с подразделением в зависимости от срока обращения (погашения) на краткосрочные и долгосрочные. Активы и обязательства представляются как краткосрочные, если срок обращения (погашения) по ним не более 12 месяцев после отчетной даты или продолжительности операционного цикла (если он превышает 12 месяцев). Все остальные активы и обязательства показывают как долгосрочные.
Бухгалтерский баланс должен содержать следующие числовые показатели:
1) нематериальные активы;
2) основные средства;
3) доходные вложения в материальные ценности;
4) финансовые вложения;
1) запасы;
2) НДС по приобретенным ценностям;
3) дебиторская задолженность;
4) финансовые вложения;
5) денежные средства;
1) уставный капитал;
2) добавочный каптал;
3) резервный капитал;
4) нераспределенная прибыль (непокрытый убыток);
1) заемные средства;
2) прочие обязательства;
1) заемные средства;
2) кредиторская задолженность;
3) доходы будущих периодов;
4) резервы
предстоящих расходов и
При
составлении бухгалтерского баланса
организация обязана
Показатели
по отдельным видам активов, обязательств,
доходов и расходов и хозяйственных
операций могут приводиться в
бухгалтерском балансе общей
суммой с раскрытием в пояснениях к бухгалтерскому
балансу, если каждый из этих показателей
в отдельности не существенен для оценки
заинтересованными пользователями финансового
положения организации или финансовых
результатов ее деятельности.
1.3.2
Отчет о прибылях и убытках
Отчет о прибылях и убытках
характеризует финансовые
В отчете о прибылях и убытках доходы и расходы показывают с подразделением на обычные и чрезвычайные.
Отчет о прибылях и убытках должен содержать следующие числовые показатели:
— выручка от продажи товаров, продукции, работ, услуг за вычетом НДС, акцизов и других обязательных платежей (нетто-выручка);
—
себестоимость проданных
— валовая прибыль;
— коммерческие расходы (расходы на продажу);
— управленческие расходы;
— прибыль / убыток от продаж;
— проценты к получению;
— проценты к уплате;
— доходы от участия в других организациях;
— прочие доходы;
— прочие расходы;
— прибыль / убыток от обычной деятельности;
— чрезвычайные доходы;
— чрезвычайные расходы;
—
чистая прибыль (нераспределенная прибыль
(непокрытый убыток)).
1.3.3
Бизнес-план
Бизнес-план — это документ, описывающий все основные аспекты коммерческого мероприятия, анализирующий проблемы, с которыми может столкнуться фирма, и способы их решения.
Бизнес-план позволяет:
— всесторонне обосновать тот или иной проект или мероприятие;
— разработать стратегию и тактику поведения для достижения цели;
— определить финансовые результаты от реализации проекта или мероприятия.
Бизнес-план — это не только
внутрифирменный документ, но и
внешний. Он может сыграть
Информация о конечных финансовых результатах хозяйственной деятельности предприятия отражается в финансовом плане, который как бы обобщает все разделы бизнес-плана и представляет их в стоимостном выражении (прогноз объемов реализации, баланс денежных расходов и поступлений, таблица доходов и затрат, баланс активов и пассивов предприятия, график достижения безубыточности).
Информация о работе Оценка финансовых результатов деятельности ОАО Газпром