Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Ноября 2011 в 13:27, автореферат
В чем заключается основная специфика бизнеса как объекта оценки?
Особое место среди объектов оценки занимает бизнес (предприятие, организация, компания). При оценке бизнеса объектом выступает деятельность направленная на получение прибыли и осуществляемая на основе функционирования имущественного комплекса предприятия.
Предприятие, организация является объектом гражданских прав (ст. 132 ГКРФ), вступает в хозяйственный оборот, участвует в хозяйственных операциях. В результат возникает потребность в оценке его стоимости.
Наиболее распространенной ситуацией применения мультипликатора цена/денежный поток является убыточность либо незначительная величина прибыли, а также несоответствие фактического полезного срока службы основных фондов предприятия периоду амортизации, принятому в финансовом учете. Это возможно в случае, когда стоимость активов будет незначительной, хотя прослужат они довольно долго.
Мультипликатор цена/дивиденды. Данный мультипликатор может рассчитываться как на базе фактически выплаченных дивидендов, так и на основе потенциальных дивидендных выплат. Под потенциальными дивидендами понимаются типичные дивидендные выплаты подгруппе сходных предприятий, исчисленные в процентах к чистой прибыли.
Возможность применения того или иного мультипликатора данной группы зависит от целей оценки. Если оценка проводится в целях поглощения предприятия, то способность выплачивать дивиденды не имеет значения, т.к. она может прекратить свое существование в привычном режиме хозяйствования. При оценке кон трольного пакета Оценщик ориентируется на потенциальные дивиденды, т.к. инвестор получает право решения дивидендной политики. Фактические дивидендные выплаты важны при оценке миноритарного пакета акций, поскольку инвестор не сможет заставить руководство компании увеличить дивиденды даже при наличии достаточного роста прибыли.
Данный мультипликатор на практике используется достаточно редко, несмотря на доступность необходимой для расчета информации. Это связано с тем, что порядок выплаты в открытых и закрытых компаниях существенно различается. В закрытых обществах собственники могут получать денежную выгоду в виде различных выплат, снижения арендной платы и т.д.
Мультипликатор целесообразно использовать, если дивиденды выплачиваются достаточно стабильно, как в аналогах, так и в оцениваемой компании, либо способность компании платить дивиденды может быть обоснованно спрогнозирована. Оценщик должен удостовериться, что сумма дивидендов рассчитана по годовой процентной ставке, даже если дивиденды выплачиваются ежеквартально.
Мультипликатор цена/выручка от реализации; цена/физический объем.
Этот мультипликатор используется довольно редко, в основном для проверки объективности результатов, получаемых другими способами.
Хорошие результаты мультипликатор дает при оценке предприятий сферы услуг (реклама, страхование, ритуальные услуги и т.д.). Несомненным достоинством данного мультипликатора является его универсальность, которая избавляет Оценщика от необходимости проведения сложных корректировок, применяемых при расчете мультипликатора цена/прибыль. То есть мультипликатор цена/выручка от реализации не зависит от методов бухучета.
Если целью оценки является поглощение компании, то лучше ориентироваться на мультипликатор цена/выручка от реализации, так как он исключает возможность повышения цены за счет кратковременного роста прибыли, обеспечиваемого усилиями финансового менеджера. Однако в этом случае Оценщик должен тщательно изучить стабильность объема выручки от реализации в будущем. Поскольку поглощение компании сопровождается, как * правило, сменой управленческого аппарата, это может привести к полной замене производственного персонала и падению объемов реализации.
Особенность применения мультипликатора цена/выручка от реализации заключается в том, что Оценщик должен обязательно учитывать структуру капитала оцениваемой компании и аналогов. Если она существенно отличается, то мультипликатор лучше определять в расчете на инвестированный капитал.
Процедура оценки предприятий с различным соотношением собственных и заемных средств.
1. По
компании аналогу
2. Рассчитывается мультипликатор как отношение инвестированного капитала (п. 1) и финансовой базы аналога.
3. По
оцениваемому предприятию
4. Рассчитывается
стоимость собственного
Мультипликатор цена/физический объем является разновидностью мультипликатора цена/выручка от реализации. В этом случае цена сопоставляется не со стоимостным, а с натуральным показателем, который может отражать физический объем производства, размер производственных площадей, количество установленного оборудования, а также любую другую единицу измерения мощности.
Мультипликатор цена/балансовая стоимость. Для расчета в качестве финансовой базы используется балансовая стоимость аналогичных компаний на дату оценки, либо на последнюю отчетную дату. Этот мультипликатор относится к так называемым моментным показателям, поскольку используется информация о состоянии на конкретную дату, а не за определенный отрезок времени.
Оптимальная сфера применения данного мультипликатора - оценка холдинговых компаний, либо необходимость быстро реализовать крупный пакет акций. Финансовой базой для расчета являются чистые активы оцениваемой компании и компаний-аналогов. Причем, за основу можно брать как балансовые отчеты компаний, так и ориентированную величину чистых активов, полученную Оценщиком расчетным путем.
Мультипликатор цена/чистая стоимость активов можно применять в том случае, если соблюдаются следующие требования:
а) оцениваемая компания имеет значительные вложения в собственность:
недвижимость, ценные бумаги, газовое или нефтяное оборудование;
б) основной
деятельностью компании является хранение,
покупка и продажа такой
Если возможно применение мультипликатора цена/чистая стоимость активов, то в состав критериев сопоставимости Оценщик должен дополнительно включить следующее:
а) необходимо проанализировать по аналогам и оцениваемой компании долю прибыли в выручке от реализации, так как решение о купле-продаже акций может привести к искусственному росту прибыли в последний год;
б) Оценщик должен изучить по всему списку сравниваемых компаний структуру активов, используя различные признаки классификации, такие как виды активов, местоположение и т.д.;
в) весьма важным представляется анализ чистых активов всех компаний, позволяющий определить наличие и долю в них акций, представляющих контрольные пакеты дочерних фирм.;
г)
необходимо оценить ликвидность всех
финансовых активов компании, так как
соотношение доли акций, принадлежащих
открытым и закрытым компаниям, является
определяющим признаком сопоставимости.
13. Как правильно выбрать мультипликатор для проведения оценки?
Формирование итоговой величины стоимости
Процесс формирования итоговой величины стоимости состоит из трех основных этапов:
- выбор величины мультипликатора;
- взвешивание промежуточных результатов;
- внесение итоговых корректировок.
Выбор величины мультипликатора является наиболее сложным этапом, требующим особенно тщательного обоснования, зафиксированного впоследствии в отчете. Поскольку одинаковых компаний не существует, диапазон величины одного и того же мультипликатора по компаниям-аналогам бывает достаточно широк. Аналитик отсекает экстремальные величины и рассчитывает среднюю величину мультипликатора по группе аналогов. Затем проводится финансовый анализ, причем аналитик для выбора величины конкретного мультипликатора использует финансовые коэффициенты и показатели, наиболее тесно связанные с данным мультипликатором. По величине финансового коэффициента определяется положение (ранг) оцениваемой компании в общем списке. Полученные результаты накладываются на ряд мультипликатора и достаточно точно определяется величина, которая может быть использована для расчета стоимости оцениваемой компании.
Сравнительный подход позволяет использовать аналитику максимальное число всех возможных вариантов мультипликаторов, следовательно, в процессе расчета будет получено столько же вариантов стоимости. Если аналитик в качестве итоговой величины предложит простую среднюю всех полученных величин, то это будет означать, что он одинаково доверяет всем мультипликаторам. Наиболее правильным приемом определения итоговой величины является метод взвешивания. Оценщик, в зависимости от конкретных условий, целей и объекта оценки, степени доверия к той или иной информации, придает каждому мультипликатору свой вес, на основе взвешивания получается итоговая величина стоимости, которая может быть взята за основу для проведения последующих корректировок.
Итоговая
величина стоимости, полученная в результате
применения мультипликаторов, должна
быть откорректирована в зависимости
от конкретных обстоятельств, наиболее
типичным являются следующие поправки.
Портфельная скидка представляется при
наличии непривлекательного для покупателя
характера диверсификации активов. Аналитик
при определении окончательного варианта
стоимости должен учесть имеющиеся активы
непроизводственного назначения. Если
в процессе финансового анализа выявлены
либо недостаточность собственного оборотного
капитала, либо экстренная потребность
в капитальных вложениях, полученную величину
необходимо вычесть. Возможно применение
скидки при оценке контрольного пакета
на низкую ликвидность. В некоторых случаях
вносится поправка в виде премии за предоставляемые
инвестору элементы контроля. Таким образом,
сравнительный подход, несмотря на достаточную
сложность расчетов и анализа, является
неотъемлемым приемом определения обоснованной
рыночной стоимости. Результаты, полученные
таким способом, имеют хорошую объективную
основу, уровень которой зависит от возможности
привлечения широкого круга компаний-аналогов.
Следовательно, развитие оценочных услуг
будет способствовать расширению сферы
использования сравнительного подхода.
14. Почему результаты оценки, полученные различными подходами, могут значительно различаться?
Для проведения оценки бизнеса, который ведется на том или ином предприятии, необходимо оценить активы, имеющиеся в наличии на этом предприятии: недвижимое имущество, земельные участки, машины, оборудование, вложения в другие предприятия, долги других предприятий, нематериальные активы: патенты, лицензии, товарные знаки, проекты. Следует оценить также оборотные активы – денежные средства, товарно-материальные запасы. Оценке подлежит и дебиторская задолженность. Такой метод оценки бизнеса называется затратным. Таким образом, при оценке бизнеса предприятие подлежит полной ревизии, поскольку необходимо проверить правильность показателей, отраженных в бухгалтерских документах: например, дебиторская задолженность может быть просроченной, остаточная стоимость основных средств зачастую не отражает их реальной рыночной стоимости и т.д. Следует отметить, что в ходе оценки нельзя забывать и про долги предприятия, которые уменьшают стоимость бизнеса. В целом, два предприятия, схожие по роду деятельности и объему выручки могут значительно различаться по результатам оценки их бизнеса.
Существенным элементом оценки бизнеса является прогнозирование доходов и, соответственно, доходный подход к оценке. Для того, чтобы произвести такое прогнозирование, полезно разработать бизнес-план предприятия. Именно возможные будущие доходы бизнеса определяют в конечном счете его стоимость. Зачастую, важны не сами активы предприятия, а то, насколько эффективно оно будет работать с этими активами. На уровень доходов влияют качество управления, новые технологии, внедряемые на предприятии и другие факторы.
Следующий метод оценки бизнеса – сравнение с аналогичным бизнесом. Изучение цен акций аналогичного предприятия, акции которого котируются на бирже, может дать определенные ориентиры при оценке стоимости бизнеса. В идеале все три подхода должны дать одинаковый результат. Замечу, что оценщики ориентируются в основном на доходный метод. Считается, что бизнес стоит столько, сколько доходов он принесет в будущем.
Другие подходы используются по большей степени справочно, для проверки. Если результаты не совпадают, проведенное исследование анализируется на предмет ошибок. Если ошибок не обнаруживается, то нужно определить среднюю величину, с учетом веса результатов каждого из подходов. В случае, если результаты оценок различными методами сильно различаются (порою в несколько раз), оценщики обычно принимают сторону одного из подходов. Выбирается результат того подхода, которому по определенным соображениям можно больше доверять – при котором было больше исходной информации, меньше допущений.
Если предприятие оценивается, находясь в процессе банкротства, то доходный подход применить затруднительно. Тогда более предпочтителен затратный подход, метод ликвидационных стоимостей.
Бывают
ситуации, когда предприятие не показывает
чистых доходов, хотя другие параметры
указывают на то, что предприятие
функционирует нормально. Тогда
вместо доходного метода можно ориентироваться
на сравнительный подход.
Согласно ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» надлежащим исполнением оценщиком своих обязанностей является своевременное составление в письменной форме и передача заказчику отчета об оценке объекта.
Отчет не должен допускать неоднозначного толкования или вводить в заблуждение. В отчете указываются дата оценки, используемые стандарты оценки, ее цели и задачи, а также приводятся иные сведения, которые необходимы для полного и недвусмысленного толкования ее результатов. Описание имущества; предприятия или его отдельного элемента должно быть полным и подробным, с указанием характерных особенностей, которые позволяют фактически идентифицировать объект оценки.