Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Ноября 2011 в 13:27, автореферат
В чем заключается основная специфика бизнеса как объекта оценки?
Особое место среди объектов оценки занимает бизнес (предприятие, организация, компания). При оценке бизнеса объектом выступает деятельность направленная на получение прибыли и осуществляемая на основе функционирования имущественного комплекса предприятия.
Предприятие, организация является объектом гражданских прав (ст. 132 ГКРФ), вступает в хозяйственный оборот, участвует в хозяйственных операциях. В результат возникает потребность в оценке его стоимости.
1. В чем заключается основная специфика бизнеса как объекта оценки?
Особое место среди объектов оценки занимает бизнес (предприятие, организация, компания). При оценке бизнеса объектом выступает деятельность направленная на получение прибыли и осуществляемая на основе функционирования имущественного комплекса предприятия.
Предприятие, организация является объектом гражданских прав (ст. 132 ГКРФ), вступает в хозяйственный оборот, участвует в хозяйственных операциях. В результат возникает потребность в оценке его стоимости.
В состав
имущественного комплекса предприятия
входят все виды имущества, предназначенного
для реализации его целей, для
осуществления хозяйственной
Поэтому при оценке бизнеса оценщик оценивает предприятие в целом, определяя стоимость как его собственного капитала, так и отдельные части имущественного комплекса (активы и обязательства).
Предприятие как объект оценки должно иметь чётко определенные границы, будучи сложной системой, оцениваемый бизнес включает разнообразные составные части. В структуру предприятия могут входить цеха, участки, обслуживающие хозяйства, специальные подразделения, конторские строения, средства связи и коммуникации, которые могут располагаться на разных площадях и даже в разных регионах.
Большое
значение имеет организационно-правовая
форма существования
Для правильной оценки необходимо проследить формирование денежных потоков и направление их движения, а также права и роль каждого подразделения.
Необходимо
также выяснить, входят ли в состав
объекта оценки подразделения социально-
При оценке бизнеса надо учитывать то, что предприятие будучи юридическим лицом одновременно является и хозяйствующим субъектом (ст. 48 ГК), поэтому его стоимость должна учитывать наличие определенных юридических прав.
Это является одной из основных особенностей бизнеса как объекта оценки. Другая отличительная особенность заключается в том, что оценивая бизнес оценщик должен определить стоимость как имущественного комплекса (его материально-вещественную составляющую) так и эффективность самого процесса получения дохода и создания увеличения стоимости в рамках оцениваемого объекта (финансовую, управленческую составляющую).
Основу любого бизнеса составляет капитал, который функционирует в рамках определенных организационных структур — предприятий (организаций). Поэтому, оценивая бизнес, оценщик определяет стоимость собственного капитала и как фактора производства, и как квинтэссенцию бизнеса с учетом его организационно-правовой формы, отраслевых особенностей и нематериальных активов, включая goodwill.
Например, при оценке бизнеса ОАО определяется рыночная стоимость 100% пакета обыкновенных голосующих акций, составляющих капитал этого общества.
Владелец бизнеса имеет право продать его, заложить, застраховать, завещать. Таким образом, бизнес становится объектом сделки, товаром со всеми присущими ему свойствами.
Как всякий товар, бизнес обладает полезностью для покупателя. Прежде всего он должен соответствовать потребности в получении доходов. Как и у любого другого товара, полезность бизнеса осуществляется в пользовании.
Следовательно, если бизнес не приносит дохода собственнику, то теряет для него свою полезность и подлежит продаже. И если кто-то другой видит новые способы использования бизнеса, иные возможности получения дохода, то возникает спрос на бизнес, и он становится товаром.
В то же время получение дохода, воспроизводство или формирование альтернативного бизнеса, нового предприятия сопровождается определенными затратами.
Полезность и затраты в совокупности составляют ту величину, которая является основой рыночной стоимости, рассчитываемой оценщиком. Таким образом, бизнес как определенный вид деятельности и предприятие или организация как его организационная форма в рыночной экономике, удовлетворяют потребности собственника в доходах, для получения которых затрачиваются определенные ресурсы.
Бизнес (предприятие) обладает всеми признаками товара и может быть объектом купли-продажи. Но это — товары особого рода их особенности обуславливают принципы, подходы и методы их оценки.
Особенности бизнеса как товара:
Во-первых, это товар инвестиционный, т. е. товар, вложения в который осуществляются с целью отдачи в будущем. Затраты и получение доходов разъединены во времени. Причем размер ожидаемой прибыли неизвестен, имеет вероятностный характер, поэтому инвестору приходится учитывать риск возможной неудачи. Если будущие доходы с учетом времени их получения оказываются меньше издержек на приобретение инвестиционного товара, он теряет свою инвестиционную привлекательность. Таким образом, текущая стоимость будущих доходов, которые может получить собственник от данного бизнеса, представляет собой его рыночную стоимость.
Во-вторых, бизнес является системой, но продаваться может как вся система в целом, так и отдельные ее подсистемы и даже элементы. Фактически товаром становится не сам бизнес, а отдельные его составляющие, и оценщик определяет рыночную стоимость отдельных активов.
В-третьих, потребность в бизнесе как товаре зависит от процессов, которые происходят как внутри самого бизнеса, так и во внешней среде. Причем, с одной стороны, нестабильность в экономике приводит бизнес к неустойчивости, с другой стороны, его неустойчивость ведет к дальнейшему нарастанию нестабильности и в экономике в целом. Из этого вытекает еще одна особенность бизнеса как товара — потребность в регулировании как самого бизнеса, так и процесса его оценки, а также необходимость учитывать при оценке качество управления бизнесом.
В-четвертых,
учитывая особое значение устойчивости
бизнеса для стабильности в обществе,
необходимо участие государства
не только в регулировании механизма
оценки бизнеса, его купли-продажи,
но и формирования рыночных цен на бизнес,
особенно, если речь идет о предприятии
с долей государства в капитале.
Оценка
стоимости бизнеса – наиболее
сложное и комплексное
Гражданский кодекс РФ определяет «предприятие» как «имущественный комплекс, используемый для осуществления предпринимательской деятельности».
Налицо две составляющих предприятия (бизнеса): во-первых, обособленный имущественный комплекс, во-вторых, деятельность, приносящая определенный доход.
Имущественный комплекс предприятия составляют все виды материальных (здания, машины, оборудование, запасы, права требования, ценные бумаги, деньги) и нематериальных (патенты, лицензии, деловая репутация) активов.
Доходная деятельность предприятия – совокупность бизнес-процессов, обеспечивающих получение дохода.
В основе разных подходов к оценке бизнеса лежат разные его составляющие.
Например, в доходном подходе рыночная стоимость определяется на основе анализа доходной деятельности предприятия, а в затратном – на основе анализа его имущественного комплекса.
Основными целями оценки стоимости бизнеса являются:
–
принятие обоснованного инвестиционного
решения – при планировании продажи
или покупки инвестором акций
или долей участия в
–
определение эффективности
– реструктуризация предприятия;
–
требование законодательства – в
ряде случаев необходимость оценки
стоимости бизнеса вытекает из требования
законодательства. Например, законами
«Об акционерных обществах» и «Об обществах
с ограниченной ответственностью» предусмотрена
необходимость обязательной независимой
оценки акций (долей участия) предприятия
при дополнительной эмиссии акций, при
выходе участника из общества и др.
2. Что такое рыночная стоимость бизнеса?
Бизнес
в зависимости от целей оценки
и обстоятельств может
Среди видов стоимости, перечисленных в «Стандартах оценки, обязательных к применению субъектами оценочной деятельности», в оценке бизнеса наиболее распространены два.
Рыночная стоимость – наиболее вероятная цена, по которой данный объект может быть отчужден на открытом рынке в условиях конкуренции, когда стороны сделки действуют разумно, располагая всей необходимой информацией, а на величине цены сделки не отражаются какие-либо чрезвычайные обстоятельства.
Инвестиционная стоимость – стоимость объекта оценки, определяемая исходя из его доходности для конкретного лица при заданных инвестиционных целях.
Определение
инвестиционной предполагает оценку стоимости
бизнеса для конкретного
Определение
инвестиционной стоимости будет
проводиться, например, в ситуации,
когда известен потенциальный приобретатель
пакета акций (возможно, другой акционер
этого же эмитента). В таких случаях
оценщик может учитывать
Рыночная
оценка бизнеса во многом зависит
от того, каковы его перспективы. При
определении рыночной стоимости
бизнеса учитывается только та часть
его капитала, которая может приносить
доходы в той или иной форме в будущем.
При этом очень важно, когда именно собственник
будет получать данные доходы и с каким
риском это сопряжено.
Среди факторов, влияющих на стоимость компании, можно выделить следующие как основные.
1. Спрос и предложение. Стоимость бизнеса напрямую зависит от количественного соотношения потенциальных покупателей и компаний, предложенных к продаже. Соотношение между спросом и предложением может увеличить или уменьшить цену компании на 15-20%. В 2003 г. наибольшим спросом пользовались предприятия сферы услуг, общепита и продовольственного бизнеса. Например, инвесторы готовы были платить от $30 000 до $200 000 за салон красоты, который дает минимальный доход или вообще работает в ноль.
2. Тип бизнеса. Компании, управление которыми не требует специализированной подготовки, продаются дороже, чем те, владение которыми предполагает наличие специализированных навыков и которые, следовательно, имеют ограниченный рынок покупателей. Например, многие покупатели расценивают автомойки как предприятия, развитие которых не предполагает каких-то оригинальных маркетинговых ходов, нередко приходится слышать фразу: «Главное – вовремя закупать моющие средства, а клиент сам пойдет». Руководствуясь этой логикой, инвесторы иногда готовы платить за автомойку более 30 ее месячных прибылей.
3. Риск. Для
многих покупателей