Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Ноября 2011 в 13:27, автореферат
В чем заключается основная специфика бизнеса как объекта оценки?
Особое место среди объектов оценки занимает бизнес (предприятие, организация, компания). При оценке бизнеса объектом выступает деятельность направленная на получение прибыли и осуществляемая на основе функционирования имущественного комплекса предприятия.
Предприятие, организация является объектом гражданских прав (ст. 132 ГКРФ), вступает в хозяйственный оборот, участвует в хозяйственных операциях. В результат возникает потребность в оценке его стоимости.
Затратный подход в оценке бизнеса рассматривает стоимость предприятия с точки зрения понесенных издержек. Балансовая стоимость активов и обязательств предприятия вследствие инфляции, изменений конъюнктуры рынка, используемых методов учета, как правило, не соответствует рыночной стоимости. В результате перед оценщиком встает задача проведения корректировки баланса предприятия.
Для
осуществления этого
Собственный капитал = Активы – Обязательства.
Затратный подход представлен двумя основными методами:
– методом стоимости чистых активов;
– методом ликвидационной стоимости.
Если предприятие
оценивается, находясь в процессе банкротства,
то доходный подход применить затруднительно.
Тогда более предпочтителен затратный
подход, метод ликвидационных стоимостей.
8. Что такое чистые активы акционерного общества?
Расчет методом стоимости чистых активов включает несколько этапов:
– оценивается недвижимое имущество предприятия по обоснованной рыночной стоимости;
– определяется обоснованная рыночная стоимость машин и оборудования;
– выявляются и оцениваются нематериальные активы;
– определяется рыночная стоимость финансовых вложений как долгосрочных, так и краткосрочных;
– товарно-материальные запасы переводятся в текущую стоимость;
– оценивается дебиторская задолженность;
– оцениваются расходы будущих периодов;
– обязательства
предприятия переводятся в
– определяется
стоимость собственного капитала путем
вычитания из обоснованной рыночной
стоимости суммы активов
Метод стоимости чистых активов обычно используется при следующих условиях:
– компания обладает значительными материальными активами;
– ожидается, что компания по-прежнему будет действующим предприятием.
Показатель стоимости чистых активов введен первой частью ГК РФ для оценки степени ликвидности организаций.
Чистые
активы – это величина, определяемая
путем вычитания из суммы активов акционерного
общества, принимаемых к расчету, суммы
его обязательств, принимаемых к расчету.
9. Какие основные достоинства сравнительного подхода?
Сравнительный подход предполагает, что ценность собственного капитала фирмы определяется тем, за сколько он может быть продан при наличии достаточно сформированного рынка. Другими словами, наиболее вероятной ценой стоимости оцениваемого бизнеса может быть реальная цена продажи сходной фирмы, зафиксированная рынком.
Теоретической
основой сравнительного подхода, доказывающего
возможность его применения, а
также объективность
Во-первых, Оценщик использует в качестве ориентира реально сформированные рынком цены на сходные предприятия (акции). При наличии развитого финансового рынка фактическая цена купли-продажи предприятия в целом или одной акции наиболее интегрально учитывает многочисленные факторы, влияющие на величину стоимости собственного капитала предприятия. К таким факторам можно отнести соотношение спроса и предложения на данный вид бизнеса, уровень риска, перспективы развития отрасли, конкретные особенности предприятия и т.д. Это в конечном счете облегчает работу Оценщика, доверяющего рынку.
Во-вторых, сравнительный подход базируется на принципе альтернативных инвестиций. Инвестор, вкладывая деньги в акции, покупает, прежде всего, будущий доход. Производственные, технологические и другие особенности конкретного бизнеса интересуют инвестора только с позиции перспектив получения дохода. Стремление получить максимальный доход на размещенные инвестиции при адекватном риске и свободном размещении капитала обеспечивает выравнивание рыночных цен.
В-третьих, цена предприятия отражает его производственные и финансовые возможности, положение на рынке, перспективы развития. Следовательно, в сходных предприятиях должно совпадать соотношение между ценой и важнейшими финансовыми параметрами, такими как прибыль, дивидендные выплаты, объем реализации, балансовая стоимость собственного капитала. Отличительной чертой этих финансовых параметров является их определяющая роль в формировании дохода, получаемого инвестором.
Основным преимуществом сравнительного подхода является то, что Оценщик ориентируется на фактические цены купли-продажи сходных предприятий. В данном случае цена определяется рынком, т.к. Оценщик ограничивается только корректировками, обеспечивающими сопоставимость аналога с оцениваемым объектом. При использовании других подходов Оценщик определяет стоимость предприятия на основе расчетов.
Сравнительный подход базируется на ретро информации и, следовательно, отражает фактически достигнутые результаты производственно-финансовой деятельности предприятия, в то время как доходный подход ориентирован на прогнозы относительно будущих доходов.
Другим достоинством сравнительного подхода является реальное отражение спроса и предложения на данный объект инвестирования, поскольку цена фактически совершенной сделки наиболее интегрально учитывает ситуацию на рынке.
Вместе с тем, сравнительный подход имеет ряд существенных недостатков, ограничивающих его использование в оценочной практике. Во-первых, базой для расчета являются достигнутые в прошлом финансовые результаты. Следовательно, метод игнорирует перспективы развития предприятия в будущем.
Во-вторых,
сравнительный подход возможен только
при наличии самой
В-третьих, Оценщик должен делать сложные корректировки, вносить поправки в итоговую величину и промежуточные расчеты, требующие серьезного обоснования. Это связано с тем, что на практике не существует абсолютно одинаковых предприятий. Поэтому Оценщик обязан выявить эти различия и определить пути их нивелирования в процессе определения итоговой величины стоимости.
Таким
образом, возможность применения сравнительного
подхода зависит от наличия активного
финансового рынка, поскольку подход
предполагает использование данных
о фактически совершенных сделках.
Второе условие - это открытость рынка
или доступность финансовой информации,
необходимой Оценщику. Третьим необходимым
условием является наличие специальных
служб, накапливающих ценовую и финансовую
информацию. Формирование соответствующего
банка данных облегчит работу Оценщика,
поскольку сравнительный подход является
достаточно трудоемким и дорогостоящим.
10. Какие методы включает в себя сравнительный подход к оценке бизнеса?
В зависимости от целей, объекта и конкретных условий оценки сравнительный подход предполагает использование трех основных методов.
1. Метод компании-аналога.
2. Метод сделок.
3.
Метод отраслевых
Метод
компании-аналога или метод
Метод сделок или метод продаж ориентирован на цены приобретения предприятия в целом либо контрольного пакета акций. Это определяет наиболее оптимальную сферу применения данного метода - оценки предприятия или контрольного пакета акций.
Метод отраслевых коэффициентов или метод отраслевых соотношений основан на использовании рекомендуемых соотношений между ценой и определенными финансовыми параметрами. Отраслевые коэффициенты рассчитаны на основе длительных статистических наблюдений специальными исследовательскими институтами за ценой продажи предприятия и его важнейшими производственно-финансовыми характеристиками. В результате обобщения были разработаны достаточно простые формулы определения стоимости оцениваемого предприятия.
Цена
предприятия розничной торговли
формируется следующим образом:
0,75 - 1,5 от величины чистого годового дохода
увеличивается на стоимость оборудования
и запасов, которыми располагает оцениваемое
предприятие.
11. Как осуществляется выбор компаний-аналогов в сравнительном подходе?
Суть сравнительного подхода при определении стоимости предприятия заключается в следующем. Выбирается предприятие, аналогичное оцениваемому, которое было недавно продано. Затем рассчитывается соотношение между ценой продажи и каким-либо финансовым показателем по предприятию-аналогу. Это соотношение называется мультипликатором. Умножив величину мультипликатора на тот же базовый финансовый показатель оцениваемой компании, получим ее стоимость.
Сравнительный подход к оценке бизнеса во многом схож с методом капитализации доходов. В обоих случаях Оценщик определяет стоимость компании, опираясь на величину дохода кампании. Основное отличие заключается в способе преобразования величины дохода в стоимость компании. Метод капитализации предполагает деление величины дохода на коэффициент капитализации, построенный на основе общих рыночных данных. Сравнительный подход оперирует рыночной ценовой информацией в сопоставлением с достигнутым доходом. Однако в данном случае доход умножается на величину соотношения.
Процесс оценки предприятия методами компании-аналога и сделок включает следующие основные этапы.
I этап. Сбор необходимой информации.
II этап. Сопоставление списка аналогичных предприятий.
III этап. Финансовый анализ.
IV этап. Расчет оценочных мультипликаторов.
V этап. Выбор величины мультипликатора.
VI этап. Определение итоговой величины стоимости.
VII этап. Внесение итоговых корректировок.
Основные принципы отбора предприятий аналогов. Сравнительный подход к оценке бизнеса основан на использовании двух типов информации.
1. Рыночная (ценовая) информация.
2. Финансовая информация.
Рыночная информация представляет собой данные о фактических ценах, купли-продажи акций, сходных с оцениваемой компанией. Качество и доступность информации зависят от уровня развития фондового рынка. Формирование отечественного фондового рынка не завершено, однако целый ряд агентств публикуют ежедневные бюллетени о состоянии финансовых рынков, предложениях на покупку/продажу ценных бумаг, исследования активности рынков акций крупнейших предприятий.
Финансовая информация обычно представлена бухгалтерской и финансовой отчетностью, а также дополнительными сведениями, позволяющими как определить сходство компаний, так и провести необходимые корректировки, обеспечивающие нужную сопоставимость. Дополнительная информация позволит правильно применить стандарты системы национальных счетов, выявить излишек или недостаток активов, внести поправки на экстраординарные события и т. д.
Финансовая информация должна быть представлена отчетностью за текущий год и предшествующий период. Ретроинформация собирается обычно за 5 лет. Однако этот период может быть другим, если условия деятельности предприятия будут существенно отличаться от тех, в которых оно работает на момент оценки. Следует подчеркнуть, что финансовая информация должна быть собрана не только по оцениваемой компании, но и по аналогам.
Корректировке подлежит вся отчетность по полному списку предприятий, отобранных Оценщиком. Поэтому сравнительный подход является чрезвычайно трудоемким и дорогостоящим. Кроме того, как показывает практика, тщательный анализ информации может дать отрицательный результат. Оценщик приходит к заключению об отсутствии необходимого сходства и невозможности применения данного метода, хотя время и деньги потрачены.