Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Ноября 2011 в 13:27, автореферат
В чем заключается основная специфика бизнеса как объекта оценки?
Особое место среди объектов оценки занимает бизнес (предприятие, организация, компания). При оценке бизнеса объектом выступает деятельность направленная на получение прибыли и осуществляемая на основе функционирования имущественного комплекса предприятия.
Предприятие, организация является объектом гражданских прав (ст. 132 ГКРФ), вступает в хозяйственный оборот, участвует в хозяйственных операциях. В результат возникает потребность в оценке его стоимости.
4. Наличие активов. Как отмечено ранее, при определении стоимости бизнеса ключевое значение имеет приносимый им доход. В случае если компания обладает высокотехнологичным дорогостоящим оборудованием с длительными сроками полезного использования, недвижимостью, к стоимости денежного потока прибавляется ликвидационная стоимость этих объектов (в некоторых методах). Однако денежный поток все же остается определяющим фактором, а оборудование рассматривается как инструмент, без которого невозможно получить данный денежный поток. Такими же факторами являются обученный персонал и клиентская база. Может быть учтена и деловая репутация (goodwill) компании.
5. Личные цели. Как продавец может быть эмоционально привязан к своему бизнесу, так и покупатель может ожидать от бизнеса того, чтобы тот отвечал определенным нефинансовым параметрам. Поэтому инвестор может изъявить желание уплатить больше за бизнес, который будет приносить ему удовлетворение, соответствуя определенным личным ценностям и идеалам.
6. Мотивация.
Насколько сильно желание
Среди прочих
факторов большое значение имеют известность
компании на рынке, возможность увеличения
рыночной доли, гарантия сохранения клиентской
базы при смене собственника, наличие
слаженной команды и прочее.
3. Какую ответственность несет оценщик за результаты своей работы?
С
расширением рынка купли-
Как понять степень профессионализма специалиста по оценке? Какие документы должны быть у него в наличии? Прежде всего поинтересуйтесь, состоит ли специалист в саморегулируемой организации (СРО) оценщиков. Его принадлежность к ней должна быть подтверждена соответствующим документом. Кроме того, у оценщика должен быть диплом о высшем профильном образовании либо сертификат, подтверждающий прохождение курсов переквалификации на специалиста-оценщика. Хорошо, если он имеет страховой полис, гарантирующий заказчику определенные выплаты, в случае если результаты работы исполнителя будут признаны недействительными. Обычно оценщики, входящие в СРО, страхуют свою ответственность перед заказчиками. В случае судебных разбирательств, при признании работы оценщика некорректной, заказчику будет выплачена определенная сумма. В среднем страховка составляет около 10 млн. руб.
На каких основаниях строятся отношения между компанией-заказчиком и исполнителем? Что должно быть прописано в договоре оценки? Прежде чем начать работу, оценщик должен заключить договор на оказание услуг по оценке. Это обязательное условие, прописанное в Федеральном стандарте “Общие понятия оценки, подходы к оценке и требования к проведению оценки” (ФСО № 1). Приложением к договору является задание на оценку, которое должно содержать следующую информацию: объект оценки; имущественные права на него; цель оценки; предполагаемое использование ее результатов и связанные с этим ограничения; вид стоимости; дата оценки; срок проведения; допущения и ограничения, на которых она должна основываться.
В каких случаях оценщик несет ответственность за результаты своей работы и в чем она выражается? Оценщик несет ответственность во всех случаях, при которых предусмотрена его ответственность в рамках действующего законодательства. Отношения между исполнителем и заказчиком в указанной сфере прописаны в Федеральном законе135 (от 29.07.98 г.). “Об оценочной деятельности в РФ”. К специалистам, входящим в СРО, могут быть применены дисциплинарные взыскания, такие как:
– вынесение предписания, обязывающего члена СРО оценщиков устранить выявленные нарушения и устанавливающего сроки устранения таких нарушений;
– наложение на члена
СРО оценщиков штрафа в размере,
установленном внутренними
– рекомендация об исключении из членов СРО оценщиков, подлежащая рассмотрению и утверждению коллегиальным органом управления организации;
Убытки, причиненные заказчику, заключившему договор на проведение оценки, или имущественный вред, причиненный третьим лицам вследствие использования итоговой величины рыночной или иной стоимости объекта оценки, указанной в отчете, подписанном оценщиком, подлежат возмещению в полном объеме за счет имущества исполнителя, причинившего своими действиями (бездействием) убытки или имущественный вред при осуществлении оценочной деятельности, или за счет имущества юридического лица, с которым оценщик заключил трудовой договор.
Насколько актуальна проблема непрофессионализма специалистов по оценке для местного рынка? Занимаясь сопровождением сделок по купле-продаже бизнеса, я периодически слышу мнение сторон о том, что обращаться к оценщикам – пустая трата времени и денег. Мол, все равно “напишут цену, которую назовет заказчик”. Такие случаи бывают, но, если мы говорим о необходимости оценки бизнеса для его последующей продажи, то прием “запиши ту цену, которую я назову” не сработает. Покупатель может, во-первых, привести собственного оценщика для обоснования стоимости бизнеса, а во-вторых, сам просчитать его реальную цену. Тут вопрос не столько в компетентности оценщика, сколько в готовности продавца знать реальную стоимость своего бизнеса и платить адекватную цену за услуги специалиста по оценке. В среднем она начинается от 25–30 тыс. руб., срок годности оценки – примерно полгода. Компании, занимающиеся оценочной деятельностью в крае, я бы разделил на две категории – те, которые считают стоимость “вручную”, и те, кто располагает специальным программным обеспечением для проведения необходимых вычислений. Конечно, последние проводят более объективные расчеты, хотя и стоимость их услуг несколько выше.
А чем грозит заказчику попытка завысить цену своего бизнеса или имущества с помощью оценщика? Тут есть две основные угрозы. Первое – трата времени. Даже если заказчик уговорит оценщика проставить нужные ему цифры в отчете, стоимость бизнеса все равно нужно будет подтверждать документами, отражающими объемы прибылей, убытков и прочих показателей, влияющих на доходность дела. Отчету без приложенной первичной документации могут поверить разве что покупатели-дилетанты, коих на рынке купли-продажи бизнеса с каждым годом становится все меньше. В итоге дело все равно будет продано по реальной рыночной стоимости, но с потерей времени на поиск партнеров и в ущерб репутации продавца и оценщика. Второй риск, связанный с подтасовкой данных, – расторжение сделки и возврат денег покупателю. По закону последний имеет право на признание договора купли-продажи ничтожным, если цена, по которой он ее приобрел (а она формируется в том числе на основе отчета оценщика), завышена. Тогда, обратившись в суд, покупатель может добиться решения о расторжении сделки и возврате денег.
Какие институты (организации) саморегулирования в сфере оценочной деятельности существуют на общероссийском и местном уровнях? СРО оценщиков признается некоммерческая организация, созданная в целях регулирования и контроля оценочной деятельности, включенная в Единый государственный реестр СРО оценщиков и объединяющая на условиях членства оценщиков. В составе организации, включенной в госреестр, должно быть не менее 300 физических лиц. Кроме того, она располагает компенсационным фондом, который формируется за счет взносов ее членов в денежной форме и из которого в случае необходимости делаются выплаты заказчикам.
На сегодняшний момент в РФ существуют шесть СРО, объединяющих специалистов-оценщиков и национальный совет по оценочной деятельности, который регулирует взаимоотношения между самими СРО.
Самая
крупная СРО – “Российское
общество оценщиков”, которое было
создано в 1993 году и на сегодняшний
день насчитывает около 6000 членов, профессионально
занимающихся оценочной деятельностью
на территории РФ. В Алтайском крае
существует региональное отделение “Российского
общества оценщиков”, которое занимается
регулированием оценочной деятельности,
рассмотрением жалоб на действия оценщиков,
а также оказывает содействие органам
государственной власти в выработке сбалансированной
государственной политики в области оценочной
деятельности в РФ.
4. Доходный подход к оценке бизнеса
В доходном подходе к оценке бизнеса выделяются два основных метода: метод дисконтированных денежных потоков и метод капитализации прибыли.
Определение стоимости бизнеса методом дисконтированных денежных потоков (ДДП) основано на предположении о том, что потенциальный инвестор не заплатит за данный бизнес сумму, большую, чем текущая стоимость будущих доходов от этого бизнеса. Аналогичным образом, собственник не продаст свой бизнес по цене ниже текущей стоимости прогнозируемых будущих доходов. В результате своего взаимодействия стороны придут к соглашению о рыночной цене, равной текущей стоимости будущих доходов.
Данный метод оценки считается наиболее приемлемым с точки зрения инвестиционных мотивов, поскольку любой инвестор, вкладывающий деньги в действующее предприятие, в конечном счете, покупает не набор активов, состоящий из зданий, сооружений, машин, оборудования, нематериальных ценностей и т. д., а поток будущих доходов, который позволит ему окупить вложенные средства, получить прибыль и повысить свое благосостояние. С этой точки зрения все предприятия, к каким бы отраслям экономики они не принадлежали, производят всего один вид товарной продукции – деньги.
Метод дисконтированных денежных потоков может быть использован для оценки любого действующего предприятия. Тем не менее, существуют ситуации, когда он объективно дает наиболее точный результат рыночной стоимости предприятия.
Применение данного метода наиболее обосновано для оценки предприятий, имеющих определенную историю хозяйственной деятельности (желательно, прибыльной) и находящихся на стадии роста или стабильного экономического развития. Данный метод в меньшей степени применим к оценке предприятий, терпящих систематические убытки (хотя и отрицательная величина стоимости бизнеса может быть фактом для принятия управленческих решений). Следует соблюдать разумную осторожность в применении этого метода для оценки новых предприятий, пусть даже и многообещающих. Отсутствие ретроспективы прибылей затрудняет объективное прогнозирование будущих денежных потоков бизнеса.
Метод капитализации прибыли является одним из вариантов доходного подхода к оценке бизнеса действующего предприятия. Как и другие варианты доходного подхода, он основан на базовой посылке, в соответствии с которой стоимость доли собственности в предприятии равна текущей стоимости будущих доходов, которые принесет эта собственность. Сущность данного метода выражается формулой: Чистая прибыль / Ставка капитализации = Оцененная стоимость.
Метод
капитализации прибыли в
Следует
отметить, что, в отличие от оценки
недвижимости, в оценке бизнеса данный
метод применяется довольно редко
из-за значительных колебаний величин
прибылей или денежных потоков по
годам, характерных для большинства
оцениваемых предприятий.
5. Что такое ставка капитализации прибыли?
Ставка капитализации для предприятия обычно выводится из ставки дисконта путем вычета ожидаемых среднегодовых темпов роста прибыли или денежного потока (в зависимости от того, какая величина капитализируется). Соответственно, для одного и того же предприятия ставка капитализации обычно ниже, чем ставка дисконта.
С математической точки зрения, ставка капитализации – это делитель, который применяется для преобразования величины прибыли или денежного потока за один период времени в показатель стоимости.
Итак, чтобы определить адекватную ставку капитализации, нужно сначала рассчитать соответствующую ставку дисконта, используя следующие возможные методики.
С математической точки зрения, ставка дисконта – это процентная ставка, используемая для пересчета будущих (то есть отстоящих от нас во времени на разные сроки) потоков доходов, которых может быть несколько, в единую величину текущей (сегодняшней) стоимости, являющуюся базой для определения рыночной стоимости бизнеса.
В экономическом смысле в роли ставки дисконта выступает требуемая инвесторами ставка дохода на вложенный капитал в сопоставимые по уровню риска объекты инвестирования или, другими словами, это требуемая ставка дохода по имеющимся альтернативным вариантам инвестиций с сопоставимым уровнем риска на дату оценки.
Если рассматривать ставку дисконта со стороны предприятия как самостоятельного юридического лица, обособленного и от собственников (акционеров), и от кредиторов, то можно определить ее как стоимость привлечения предприятием капитала из различных источников. Ставка дисконта или стоимость привлечения капитала должна рассчитываться таким образом, чтобы учесть три фактора.
Первый – наличие у многих предприятий различных источников привлекаемого капитала, которые требуют разных уровней компенсации.