Нормирование товарных запасов

Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Декабря 2010 в 20:27, курсовая работа

Описание работы

Объект исследования - торговое предприятие.

Предмет исследования - управление запасами торгового предприятия.

Цель исследования - изучить особенности управления запасами торгового предприятия.

Задачи исследования:

1. Рассмотреть сущность теории управления запасами.

2. Определить структуру товарных запасов.

3. Проанализировать факторы, влияющие на величину товарных запасов.

4. Рассмотреть виды систем управления запасами.

5. Рассмотреть понятие об ассортименте товаров и их классификацию.

6. Определить порядок формирования ассортимента товаров на предприятиях оптовой торговли.

7. Изучить порядок формирования ассортимента товаров в магазинах.

8. Проанализировать управление товарными запасами на предприятиях торговли.

Работа содержит 1 файл

Нормирование товарных запасов.docx

— 71.16 Кб (Скачать)

    В зависимости от однородности сырья  и материалов, из которых изготовлены  товары, их подразделяют на изделия  из металла, кожи, стекла и т.д.

    По  потребительскому назначению товары подразделяют на спортивные, музыкальные, хозяйственные, одежду, обувь и т.п.

    Важным  признаком классификации являются особые свойства товаров. Так, с учетом ограниченности сроков реализации, необходимости  создания особых режимов хранения товары делятся на скоропортящиеся и  нескоропортящиеся.

    С учетом сложности ассортимента различают  товары простого и сложного ассортимента. К товарам простого ассортимента относят товары, состоящие из небольшого количества видов или сортов (овощи, поваренная соль, хозяйственное мыло и т.д.). Товары, имеющие в пределах одного вида внутреннюю классификацию  по различным признакам (фасон, размер и т.д.), относятся к товарам  сложного ассортимента (обувь, одежда и т.д.).

    Товарные  группы делятся на товарные подгруппы, в состав которых входят однородные по признаку единства производственного  происхождения товары. Например, товарная группа обуви делится на подгруппы  кожаной, текстильной, валяной и  резиновой обуви, группа посуды состоит  из подгрупп металлической, стеклянной и фарфоро-фаянсовой посуды.

    Каждая  подгруппа складывается из товаров  различных видов. Под видом товара понимают одинаковые товары разнообразного назначения (сапоги - женские, мужские  и детские; мебель - для кухни, жилой  комнаты и т.д.). Внутри каждого  вида товары могут отличаться друг от друга по особым признакам (артикулам, сортам и т.д.), т.е. подразделяться на разновидности.

    С учетом деления товаров на группы, подгруппы и виды принято выделять групповой и внутригрупповой (развернутый) ассортимент товаров. Групповой  ассортимент - это перечень товарных групп, включенных в номенклатуру. Внутригрупповой (развернутый) ассортимент представляет собой детализацию группового ассортимента по конкретным видам и разновидностям товаров. Эти два понятия, в свою очередь, тесно связаны с понятием широты и глубины ассортимента. При  этом широта ассортимента товаров определяется количеством товарных групп и  наименований, а глубина - количеством  разновидностей товаров. Например, сравнительно узкий ассортимент товаров специализированных магазинов состоит из большого количества разновидностей соответствующих товаров  и является более глубоким.

    Товары  классифицируют и по таким признакам, как частота спроса на товары, а  также стабильность и характер предъявляемого спроса.

    По  частоте спроса товары подразделяются на три группы:

    повседневного спроса - наиболее часто и даже ежедневно  приобретаемые населением товары;

    периодического  спроса - товары, покупка которых  осуществляется периодически;

    редкого спроса - предметы длительного пользования, срок службы которых обычно превышает  пять лет.

    Кроме того, имеется группа сезонных товаров, реализация которых осуществляется в определенные периоды (сезоны) года. Спрос на товары может быть стабильным (устойчивым) или подвергаться определенным (в том числе и резким) колебаниям. С учетом этого товары делят на следующие группы: стабильного спроса; товары, спрос на которые подвержен  резким колебаниям; твердо сформулированного  спроса; альтернативного спроса; импульсного  спроса.

    Для рационального формирования ассортимента товаров в розничной торговой сети большое значение имеет группировка  товаров по комплексности спроса покупателей, когда в состав комплексов входят товары различных групп, предназначенные  для комплексного удовлетворения спроса. В основу разработки таких комплексов может быть положен половозрастной признак ("Товары для женщин" и  т.д.), особенности образа жизни и  проведения досуга ("Товары для садовода". "Товары для туриста" и т.д.), а также другие признаки. Потребительские комплексы делятся на микрокомплексы. Памбухчиянц О.В., Дашков Л.П. Коммерция и технология торговли. - М.: Маркетинг, 2007.-С.42.

    2.2 Порядок формирования ассортимента  товаров на предприятиях оптовой  торговли

    Обеспечение необходимого уровня обслуживания оптовых  покупателей и роста основных экономических показателей деятельности торгового предприятия в значительной степени зависит от рационального  формирования ассортимента товаров. Под  формированием ассортимента следует  понимать процесс подбора и установления номенклатуры товаров, соответствующей  спросу покупателей и обеспечивающей высокую прибыльность работы торгового  предприятия. Создание оптимального ассортимента товаров в коммерческих структурах, занимающихся оптовой торговлей  товарами народного потребления, является одним из важных условий бесперебойного снабжения розничной торговой сети ассортиментом товаров, удовлетворяющим  запросы конечных потребителей. В  связи с этим формирование рационального  ассортимента товаров представляет важнейшую функцию коммерческих служб оптовых предприятий.

    Важнейшим принципом формирования ассортимента товаров является обеспечение его  соответствия характеру спроса населения, обслуживаемого клиентами оптового предприятия. Оно должно предусматривать  комплексное удовлетворение спроса покупателей в рамках избранного сегмента рынка. В связи с этим ассортимент товаров, предлагаемых оптовым покупателям, должен обладать достаточной широтой и глубиной. При этом широта ассортимента определяется числом товарных групп, подгрупп и наименований товаров, включенных в номенклатуру, а глубина - числом разновидностей товаров  по каждому наименованию. Широта и  глубина ассортимента товаров на складах оптового предприятия будет  зависеть от ассортиментного профиля  обслуживаемых оптовых покупателей, размеров складской площади, состояния  предложения на потребительском  рынке и других факторов.

    Одним из принципов формирования товарного  ассортимента на предприятии оптовой  торговли является обеспечение его  устойчивости, что особенно важно, когда  речь идет о товарах повседневного  спроса. Устойчивый ассортимент позволяет  обеспечить бесперебойное и ритмичное  товароснабжение розничных торговых предприятий, являющихся основными  оптовыми покупателями.

    И, наконец, одним из важных принципов  рационального формирования ассортимента товаров на предприятии оптовой  торговли является обеспечение условий  его рентабельной деятельности, что  особенно важно в условиях рыночной экономики. Грачев А.В. Финансовая устойчивость предприятия: Анализ, оценка и управление. Учебное пособие. М.: Экономика, 2007.-С.61.

    Процесс формирования ассортимента товаров  на складах оптовых предприятий  с учетом рассмотренных выше принципов  заключается, прежде всего, в определении  перечня основных групп и подгрупп реализуемых товаров. При этом необходимо исходить из возможности удовлетворения запросов оптовых покупателей с  учетом их специализации на торговле соответствующими товарами. Если оптовое  предприятие снабжает преимущественно  розничные торговые предприятия  товарами повседневного спроса, то сформированный им ассортимент должен, прежде всего, удовлетворять требования этой группы предприятий. Предприятие, занимающееся торговлей товарами узкого ассортимента, должно позаботиться о  достаточной глубине ассортимента в пределах соответствующих групп  и наименований товаров, иначе оно  не сможет содействовать успешному  формированию комплексов и микрокомплексов  товаров в обслуживаемых ими  универсальных и специализированных магазинах. Поэтому следующим этапом формирования ассортимента является определение  количества реализуемых разновидностей товаров по каждому наименованию. Разумеется, что, занимаясь формированием  ассортимента товаров, коммерческие службы должны постоянно следить за появлением на рынке новых товаров и вовлекать  их в товарооборот. Одновременно они  должны принимать меры по исключению из своей номенклатуры товаров устаревших моделей, а также товаров, спрос  на которые резко снизился.

    Инструментом, с помощью которого осуществляется регулирование ассортимента товаров  на складах оптовых предприятий, является ассортиментный перечень. В  него включается перечень наименований товаров, соответствующий установленной  широте ассортимента, и минимально необходимое количество разновидностей товаров, которые постоянно должны быть в наличии на складе.

    Ассортиментные  перечни рекомендуется разрабатывать  на год. При необходимости в течение  года в них можно вносить соответствующие  изменения. В них следует предусмотреть  групповую и внутригрупповую  структуру, а также основные (артикул, модель и т.д.) и дополнительные (размер, полнота, рост и т.д.) признаки разновидностей товаров. Разработка ассортиментных перечней включает три этапа. Торговое дело: экономика и организация / Под  ред. Брагина Л.А., Данько Т.П. - М.: Инфра-М, 2008.-С.54.

    На  первом этапе определяется перечень ассортиментных позиций. При этом учитывается  номенклатура Товаров, прошедших через  оптовые предприятия в отчетном году, и номенклатура товаров, указанных  в спецификациях к договорам  на поставку товаров в предстоящем  году.

    На  втором этапе рассчитывается число  разновидностей каждого товара по основному  признаку, т.е. определяется их количество по каждой позиции товаров, поступивших  за год.

    На  третьем, заключительном этапе определяется количество разновидностей каждого  товара для неснижаемого ассортимента, включающего такое их количество, которое постоянно должно быть в  запасах и которое в любое  время может быть предложено покупателю.

    С помощью ассортиментного перечня  коммерческая служба оптового предприятия  может осуществлять систематический  контроль за полнотой и стабильностью  ассортимента товаров на складах  и снабжением ими оптовых покупателей  своего целевого рынка.

    Контроль  за соответствием фактического ассортимента товаров ассортименту, предусмотренному в перечне, осуществляют товароведы-коммерсанты. Для этого могут быть использованы карточки количественно-суммового  учета или специальное программное  обеспечение для компьютеров.

    2.3 Порядок формирования ассортимента  товаров в магазинах

    Формирование  ассортимента товаров в магазинах, в отличие от предприятий оптовой  торговли, имеет свою специфику. При  этом необходимо учитывать влияние  многих факторов.

    На  построение ассортимента товаров в  розничных торговых предприятиях оказывают  влияние следующие факторы: тип  и размер магазина и его техническая  оснащенность; условия товароснабжения  розничной торговой сети (в первую очередь наличие стабильных источников); численность обслуживаемого населения; транспортные условия; наличие сети магазинов-конкурентов и др.

    Известно, что одним из важных признаков, определяющих тип магазина, является его ассортиментный профиль. Поэтому первое, что следует  учитывать при формировании ассортимента товаров, - тип розничного торгового  предприятия.

    Кроме того, в магазинах одного типа, но с различной торговой площадью ассортимент  товаров будет отличаться как  по широте, так и по глубине. Существенное влияние при этом будет оказывать  и оснащенность магазина, например, холодильным оборудованием.

    Для того чтобы обеспечить постоянное наличие  в продаже определенных товаров, необходимо, чтобы магазин снабжался  ими из стабильных источников и желательно в централизованном порядке.

    На  формирование ассортимента товаров  в розничных торговых предприятиях сильное влияние оказывают социальный состав обслуживаемого населения и  характер его трудовой деятельности, уровень развития культуры, социальное обеспечение и уровень доходов  населения. Весьма существенным фактором является уровень цен на товары. Кроме этого, следует учитывать  половозрастной, профессиональный и  национальный состав населения, его  традиции и обычаи, а также количество и структуру обслуживаемых семей. Донцова Л.В., Никифорова Н.А. Анализ финансовой отчетности. - М.: Дело и сервис, 2009.-С.72.

    При формировании ассортимента товаров  нельзя не учитывать наличие сети магазинов-конкурентов, представленного  в них ассортимента товаров, уровня цен на товары, методов продажи, предлагаемых услуг и т.д.

    Процесс формирования ассортимента товаров  в розничной торговой сети можно  условно разделить на три этапа.

    На  первом этапе устанавливается групповой  ассортимент товаров, т.е. определяется ассортиментный профиль магазинов. Эта работа проводится с учетом действующих  принципов размещения розничной  торговой сети и на основании маркетинговых  исследований в области целевого рынка. С учетом этого определяется место и роль магазина в общей  системе торгового обслуживания города, района и т.д.

Информация о работе Нормирование товарных запасов