Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Декабря 2010 в 20:27, курсовая работа
Объект исследования - торговое предприятие.
Предмет исследования - управление запасами торгового предприятия.
Цель исследования - изучить особенности управления запасами торгового предприятия.
Задачи исследования:
1. Рассмотреть сущность теории управления запасами.
2. Определить структуру товарных запасов.
3. Проанализировать факторы, влияющие на величину товарных запасов.
4. Рассмотреть виды систем управления запасами.
5. Рассмотреть понятие об ассортименте товаров и их классификацию.
6. Определить порядок формирования ассортимента товаров на предприятиях оптовой торговли.
7. Изучить порядок формирования ассортимента товаров в магазинах.
8. Проанализировать управление товарными запасами на предприятиях торговли.
Средний товарный запас рассчитывается по формуле средней хронологической:
ТЗср = (1/2 ТЗ0 + ТЗ1 + ТЗ2 +... +1/2 ТЗn) / (n - 1)
где ТЗср - средние товарные запасы, руб.;
ТЗ0, ТЗ1, ТЗ2 … ТЗn - товарные запасы на конкретные даты, руб.;
n - количество периодов.
Или по формуле средней арифметической простой:
ТЗср = (ТЗн + ТЗк)
где ТЗн - товарные запасы на начало периода, руб.;
ТЗк - товарные запасы на конец периода, руб.
Для расчёта товарооборачиваемости в днях необходимо средний запас за определённый период разделить на однодневный товарооборот за этот же период:
Тоб = ТЗср / Орто
где Тоб - товарооборачиваемость или время обращения, дни;
ТЗср - средние товарные запасы, руб.;
Орто - объём однодневного товарооборота, руб.
Товарооборачиваемость может выражаться и числом оборотов:
Тоб = РТО / ТЗср
где Тоб - коэффициент товарооборачиваемости, число оборотов.
Показатели
времени и скорости товарного
обращения взаимосвязаны, причём обратной
пропорциональностью. Увеличение скорости
и уменьшение времени товарного
обращения позволяет
Товарооборачиваемость
- это один из показателей эффективности
хозяйственной деятельности торгового
предприятия. Ускорение времени
обращения товаров имеет
Оборачиваемость
товаров можно ускорить только за
счёт совершенствования всей торгово-коммерческой
и экономической деятельности предприятия.
Это требует глубокого
1.3 Факторы, влияющие на величину товарных запасов
Величина
товарных запасов и оборачиваемость
зависят от многих факторов. Одни из
этих факторов ускоряют товарооборачиваемость
и тем самым объективно уменьшают
необходимую величину запасов, другие,
наоборот, замедляют скорость товарного
обращения и тем самым
Условно все факторы можно разделить на внешние, которые не зависят от деятельности работы предприятия, и внутренние, которые оказывают существенное влияние на товарные запасы в зависимости от работы предприятия.
К основным факторам, влияющих на оборачиваемость и величину товарных запасов, относятся следующие.
1.
Соотношение между спросом и
предложением товаров. В
2.
Объём розничного
3.
Сложность ассортимента
4.
Потребительские и физико-
5.
Организация и частота завоза
товаров. Чем чаще завозятся
товары в магазины, тем с меньшими
товарными запасами можно
6.
Состояние материально-
На
оборачиваемость товаров
1.4
Виды систем управления
Оперативные
решения, касающиеся момента размещения
и размера заказа, реализуются
с помощью выбранной
Например, при наиболее распространенной системе (Q,R) заказывается фиксированное количество (Q) в момент достижения запасом точки возобновления заказа (R). При использовании правила S,T заказ размещается через каждый T интервал времени в размере разницы между требуемым установленным уровнем (S) и текущим количеством к моменту поступления заказа. Эффективное использование любой системы требует правильного определения параметров (Q,R,S,T).
Таблица № 1. Основные виды систем управления запасами
Размер заказа | |||
Точка заказа | Фиксированный (Q) | Переменный (S) | |
Переменная (R) | Q,R | S,R | |
Фиксированная (T) | Q,T | S,T | |
Q -
заказ фиксированного
S - заказ до уровня запаса S
R - заказ в момент уровня запаса R
T - размещать заказ в каждый T период времени.
При переменном спросе и времени доставки можно использовать либо систему Q,R, либо S,T.
Используя параметр оптимального размера заказа (EOQ), в системе фиксированного заказа Q,R заказы размещаются при падении уровня запаса до точки возобновления заказа R. Точка возобновления рассчитывается как средний спрос в течение среднего времени доставки плюс страховой запас.
Двухбункерная система является примером использования системы Q,R. При использовании этой системы при опустошении первого бункера на складе размещается заказ, который должен поступить к моменту полного расходования второго бункера.
Система фиксированного времени заказа (S,T).
Размер заказа периодически достигает максимальной величины, равной среднему спросу за период возобновления заказа плюс размер страхового запаса. В процессе оперативного управления для получения размера заказа текущий запас вычитают из требуемого максимального количества в запасе (частота размещения заказа находится из уравнения EOQ). Страховой запас должен поглощать неожиданные увеличения спроса и риск дефицита. В системе фиксированного времени заказа время риска дефицита состоит из времени всего цикла возобновления заказа (при системе Q,R - только времени поставки).
Системы управления запасами позволяют снизить инвестируемый капитал, контролировать транспортные расходы и уровень обслуживания покупателей, обеспечивают лучший контроль за запасами. Даже на малых предприятиях наличие персональных компьютеров дает возможность применения рекомендуемых систем управления.
При компьютерной системе поддерживается точный учет каждого наименования, применяется либо система Q, либо T, прогнозируется спрос и генерируются отчеты об эффективности управления запасами.
Глава 2. Формирование ассортимента и управление товарными запасами на предприятиях торговли
2.1
Понятие об ассортименте
Ассортимент товаров - совокупность их видов, разновидностей и сортов, объединенных или сочетающихся по определенному признаку. Основными группировочными признаками товаров являются производственный, сырьевой и потребительский.
Различают производственный и торговый ассортимент товаров.
Производственным
ассортиментом называют номенклатуру
товаров, выпускаемых промышленными
и сельскохозяйственными
Торговый
ассортимент представляет собой
номенклатуру товаров, подлежащих продаже
в розничной торговой сети. Он включает
ассортимент товаров, выпускаемых
многими предприятиями, и подразделяется
на две товарные отрасли: продовольственные
и непродовольственные товары. Каждая
из отраслей делится на товарные группы,
в состав которых входят товары,
объединяемые по ряду признаков (однородности
сырья и материалов, потребительскому
назначению, степени сложности