Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Декабря 2010 в 20:27, курсовая работа
Объект исследования - торговое предприятие.
Предмет исследования - управление запасами торгового предприятия.
Цель исследования - изучить особенности управления запасами торгового предприятия.
Задачи исследования:
1. Рассмотреть сущность теории управления запасами.
2. Определить структуру товарных запасов.
3. Проанализировать факторы, влияющие на величину товарных запасов.
4. Рассмотреть виды систем управления запасами.
5. Рассмотреть понятие об ассортименте товаров и их классификацию.
6. Определить порядок формирования ассортимента товаров на предприятиях оптовой торговли.
7. Изучить порядок формирования ассортимента товаров в магазинах.
8. Проанализировать управление товарными запасами на предприятиях торговли.
Нормирование
товарных запасов
Введение
Актуальность
исследования определяется необходимостью
повышения эффективности
Для реализации этой цели необходимо создать систему научно-методических рекомендаций, нацеленных на повышение эффективности управления запасами на предприятиях торговли.
К
основным проблемам общего плана
в процессе развития, а также по
мере изменения экономических
Результаты
анализа используются для планирования
и нормирования товарных запасов. В
настоящее время обязательного
планирования товарных запасов не существует.
Исходя из объёмов деятельности и
численности персонала, мелкие предприятия
торговли не ведут планирования товарных
запасов или планируют их приблизительно.
Средние и крупные торговые предприятия
не могут отказаться от планирования
и нормирования товарных запасов, так
как эти показатели являются отправными
моментами для определения
В последнее время предприятия в процессе анализа издержек обращают внимание на скопившиеся за годы работы излишние запасы материальных ресурсов, которые пролеживают на складах, морально и физически устаревают, теряя свою стоимость, и фактически замораживают вложенные в них оборотные средства. Эта актуальная проблема определила необходимость постановки задачи исследования по созданию стратегии и методик управления излишними запасами.
Объект исследования - торговое предприятие.
Предмет исследования - управление запасами торгового предприятия.
Цель исследования - изучить особенности управления запасами торгового предприятия.
Задачи исследования:
1. Рассмотреть сущность теории управления запасами.
2. Определить структуру товарных запасов.
3. Проанализировать факторы, влияющие на величину товарных запасов.
4. Рассмотреть виды систем управления запасами.
5. Рассмотреть понятие об ассортименте товаров и их классификацию.
6. Определить порядок формирования ассортимента товаров на предприятиях оптовой торговли.
7. Изучить порядок формирования ассортимента товаров в магазинах.
8. Проанализировать управление товарными запасами на предприятиях торговли.
В результате анализа должны быть даны ответы на вопросы: какие факторы оказали влияние на формирование и развитие товарных запасов; обеспечивают ли бесперебойную продажу товаров имеющиеся товарные запасы; соответствует ли фактический объём товарных запасов покупательскому спросу населения.
Структура работы: работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка литературы.
Теоретической
основой данной работы
послужили работы
таких авторов, как:
Банк С.В., Бухонова С.М.,
Дорошенко Ю.А., Бендерская
О.Б., Гаджинский А.М.,
Грачев А.В. и других.
Теоретическая
часть
Аналитическая
часть
Улучшения
Рациональная
организация процессов
На предприятиях торговли проводят анализ и учёт товарных ресурсов. Основными задачами анализа товарных запасов являются:
При
изучении товарных запасов на торговом
предприятии традиционно
1.
Инвентаризация, то есть сплошная
или выборочная проверка, как
в целом по предприятию, так
и по отдельным показателям,
местам хранения, по отдельным
товарным группам и товарам.
Данные подсчёты оцениваются
в действующих ценах и
2. Оперативный учёт, или снятие остатков, то есть сверка фактического наличия товаров с данными товарного отчёта. Этот метод не обеспечивает точности, так как основан на пересчёте не товаров, а товарных мест (мешков, коробок, рулонов и т. п.). Количество товаров определяется путём пересчёта с учётом соответствующих норм по действующим ценам.
3.
Балансовый метод, основанный
на использовании формулы
З1 + П = Р + Д р + З2 (6)
где З1 - товарные запасы на начало анализируемого периода, руб.;
П
- поступление товаров в
Р - реализация или объём товарооборота в данном периоде, руб.;
Др - документированный расход товаров за анализируемый период, не являющийся продажей, руб.;
З2 - товарные запасы на конец анализируемого периода, руб. /9/.
Этот
метод позволяет обеспечить оперативный
учёт и анализ товарных запасов во
взаимосвязи с другими
Анализ товарных запасов на предприятии розничной торговли за определённый период включает:
1.
сравнение их фактического
2. сравнение объёма и структуры товарных запасов с запасами прошлых лет, расчёт темпов изменения товарных запасов;
3.
расчёт среднего запаса по
товарным группам и
4.
сопоставление фактической
5.
установление влияния на
Целью планирования и нормирования товарных запасов является установление среднего запаса в днях, который обеспечил бы бесперебойную продажу товаров широкого ассортимента при наименьших затратах.
В зависимости от наличия экономической информации и ряда других условий нормирование товарных запасов ведут различными методами. Наиболее применимы опытно-статистический, технико-экономический, экономико-статистический и метод удельных приращений.
Но этот метод расчёта товарных запасов недостаточно совершенен, так как сводится в основном к простой экстраполяции фактически сложившегося уровня товарных запасов за ряд лет. При этом в расчёт переносится в той или иной степени недостатки прошлого, не в полной мере учитывается влияние факторов, формирующих объём товарных запасов, что приводит к необоснованности норматива.
Основной частью норматива товарного запаса является торговый запас, который состоит из двух частей:
1. рабочего запаса, который должен постоянно находиться в торговом зале;
2. запаса текущего
пополнения, предназначенного для
обеспечения бесперебойной
Гарантийный
запас предназначен для обеспечения
бесперебойной продажи товаров
в случае возникновения непредвиденных
обстоятельств (резкое возрастание
спроса, невозможность осуществить
своевременную закупку и
Представительский
ассортиментный набор - это демонстрационный
запас, находящийся в торговом зале,
который должен содержать всё
многообразие ассортимента товаров
данной товарной группы. Запас в
размере однодневного оборота также
хранится в торговом зале, ежедневно
пополняется за счёт запаса текущего
пополнения и предназначается для
непосредственного отпуска
Таким образом,
результатом технико-
Н = ПП + РЗ + 1/2ЗТП + ГЗ (7)
где Н - норма товарного запаса в днях;
ПП - время на приёмку и подготовку товаров к продаже, дни;
РЗ - рабочий запас, дни;
ЗТП - запас текущего пополнения, дни;
ГЗ - гарантийный запас, дни.
Метод технико-экономических расчётов имеет свои преимущества и недостатки. С одной стороны этот метод позволяет учесть особенности формирования и использования товарного запаса по каждой группе товаров. Но с другой стороны он очень трудоёмкий и требует наличия большого объёма информации, которая не всегда систематизируется в торговых предприятиях.
Первый, второй и третий шаги заключаются в расчёте средних коэффициентах К1ср, К2ср,…, Кnср по формуле средней арифметической путём сглаживания (подробнее этот метод рассмотрим в главе 4 при планировании товарных запасов):