Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Сентября 2011 в 23:15, курсовая работа
Государственной Думой был принят Федеральный закон от 28 декабря 2009 г. N 381-ФЗ "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации", который регулирует отношения, возникающие между органами государственной власти, органами местного самоуправления и хозяйствующими субъектами в связи с организацией и осуществлением торговой деятельности, а также отношения, возникающие между хозяйствующими субъектами при осуществлении ими торговой деятельности
ВВЕДЕНИЕ…………………………...…………………………………..… 3
1. Роль торговли в развитии экономики страны…………………………. 4
2.Методы и содержание государственного регулирования торговли….. 7
2.2. Влияние методов государственного регулирования на деятельность предприятия торговли………………………………………………………
9
3. Нормативно-правовые основы регулирования торговой деятельности в России………………………………………………………………………
13
4.Иллюстрация теоретических положений на примере развитие предприятия отрасли………………………………………………………...
20
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………….………………………………..… 30
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ………………………... 33
В отдельных случаях требования российского законодательства приводят к чрезмерному уровню зарегулированности деятельности торговых организаций, что препятствует их эффективному развитию. При этом многие подобные требования не несут ценности ни для потребителя, ни для государства.
Лицензионные требования, предъявляемые к отдельным торговым организациям, зачастую представляют собой необоснованные барьеры, ограничивающие доступ к рынку и тормозящие его развитие.
Сегмент торговли бытовой техникой в значительной степени страдает из-за высоких пошлин на импортные товары. Негативные последствия политики искусственной поддержки отечественного производителя в сложившейся экономической ситуации сказываются, как на самом секторе торговли, так и на потребителях и государстве. Рост цен для конечного потребителя сокращает товарооборот или вынуждает торговые организации работать с минимальной прибылью. В сегменте бытовой техники и электроники также необходимо рассмотреть возможность замены обязательной сертификации продукции двумя альтернативами в соответствии со ст. 20 Федерального Закона «О техническом регулировании» [11]: обязательное принятие декларации о соответствии или добровольное декларирование соответствия качества продукции требованиям российского законодательства. Кроме того, в отношении многих товаров до сих пор отсутствуют технические регламенты, устанавливающие порядок подтверждения качества товара. Сектор продовольственной торговли зачастую вынужден неэффективно использовать торговые площади, так как существует запрет на размещение продуктов питания и бытовой химии на полках, расположенных друг напротив друга (п. 5.6 Санитарно-эпидемиологических правил СП 2.3.6.1066-01 "Санитарно-эпидемиологические требования к организациям торговли и обороту в них продовольственного сырья и пищевых продуктов"). Подобное положение при сегодняшнем уровне развития производственных технологий и, что более важно, технологий упаковки не вполне целесообразно. К снижающим эффективность сектора торговли относится и запрет на выставление продукции на полки в упаковке производителя [4].
Представляется также излишним, запрет на размещение в первом, втором и цокольном этажах жилых зданий помещения для магазинов суммарной торговой площадью более 1000 кв. м с целью соблюдения санитарных норм шумности, так как современные технологии в торговом оборудовании и звукоизоляционных материалах позволяют без нарушений санитарных требований размещать в жилых зданиях объекты и большей площади.
Запрет на размещение в жилых домах торговых объектов, реализующих легковоспламеняющиеся товары, к которым зачастую относятся и лакокрасочные изделия, также требует пересмотра в связи с современными технологиями упаковки, препятствующими возможному возгоранию. Современные технологии упаковки также позволяют пересмотреть требования к торговым организациям, запрещающие размещение в относительной близости друг к другу продуктов питания и отдельных видов непродовольственных товаров.
Требования пожарной безопасности к наличию большого количества несущих стен и перегородок препятствуют развитию современных торговых площадей, предусматривающих большие открытые площади.
С существенными проблемами регулирования рынка аренды торговой недвижимости, сталкиваются малые торговые организации и индивидуальные предприниматели. В соответствии с п. 2 ст. 651 Гражданского кодекса РФ договор аренды здания или сооружения, заключенный на срок не менее года, подлежит государственной регистрации и считается заключенным с момента такой регистрации.
Большинство предпринимателей во избежание длительной процедуры оформления аренды торговых площадей, в соответствующих органах государственной власти, вынуждены соглашаться на упрощенную схему аренды площадей, не требующую государственной регистрации –«11 + 1».
При чрезмерном регулировании ряда аспектов торговой деятельности, другие аспекты регулируется недостаточно. Например, Интернет-торговля регулируется относительно слабо, что создает, в т.ч., опасность для жизни и здоровья потребителей. Существует проблема не только с нормативно-правовым регулированием, но и с правоприменительной практикой.
Контролирующие
организации часто склонны
Злоупотребление местными властями своими полномочиями – одно из главных препятствий для развития торговли в РФ. Местные власти часто имеют личную заинтересованность в бизнесе региональных розничных компаний и препятствуют конкуренции, затягивая выдачу разрешений на строительство, лицензий и др. новым игрокам. Кроме того, высокий уровень коррупции при получении разрешений, лицензий, сертификатов и различных проверок существенно увеличивает необходимые для развития торговли инвестиции и расходы, что существенно снижает инвестиционную привлекательность отрасли [6].
В
секторе оптовой торговли можно
отметить злоупотребления и халатность
со стороны сотрудников таможенных
органов. В частности, отмечаются неоправданно
длительные сроки оформления грузов,
халатное обращение с грузами и их неправильное
хранение, приводящие в отдельных случаях
к порче или полной потере груза [5].
Государство осуществляет свое регулирование на основе нормативно-правовых актов, устанавливающих: структуру органов государственного регулирования торговой деятельности, правовое положение предприятий и организаций торговли, порядок заключения и исполнения хозяйственных договоров и торговых сделок, правовую охрану собственности торговых субъектов, порядок разрешения споров торговых предприятий и организаций, правила торговли, защиту прав потребителей, формирование и порядок регулирования некоторых вопросов контрактной системы, вопросы, связанные с этической стороной деятельности торговли, и т.д.
Государственное регулирование торговой деятельности основывается на положениях Конституции Российской Федерации — высшем юридическом акте государства. Применительно к функционированию предприятий и организаций торговли законодательство РФ следует подразделить на общее (предусматривающее государственное регулирование отдельных сторон экономики) и специальное (воздействие государства на сферу торговли).
К законодательным актам общего регулирования следует отнести, Гражданский кодекс РФ, который ставит государственное регулирование рыночных отношений в четкие правовые рамки.
Особое
значение имеют специальные
С соответствии с постановлением Правительства РФ в 1999 г. образовано Министерство РФ по антимонопольной политике и поддержке предпринимательства, которое «осуществляет управление в области предупреждения, ограничения и пресечения монополистической деятельности, недобросовестной конкуренции, развития предпринимательства и конкуренции на товарных рынках, обеспечения контроля за соблюдением законодательства Российской Федерации о защите прав потребителей и о рекламе, о регулировании и контроле деятельности субъектов естественных монополий в области связи и на транспорте» [16].
Основные задачи, которые решает Министерство:
- предупреждение, ограничение и пресечение монополистической деятельности и недобросовестной конкуренции;
-
содействие формированию
-
осуществление
-
проведение государственной
Антимонопольная служба стремится к повышению прозрачности работы естественных монополий, росту эффективности их инвестиционных программ, одновременно создавая условия для роста объемов товаров и услуг, производимых независимыми поставщиками в потенциально конкурентных видах деятельности. [16].
Специальное нормативно-правовое регулирование торговли содержится в указах Президента РФ, постановлениях Правительства РФ, актах федеральных министерств и ведомств, изданных во исполнение федеральных законов, а также постановлениях, нормативно-правовых актах, инструкциях органов государственной власти субъектов РФ.
Важную
роль в государственном
Законодательный уровень регулирования торговли в определенной мере представлен законами Российской Федерации: Федеральный закон от 26.07.2006 №135-ФЗ (ред. от 05.04.2010) «О защите конкуренции» [14], Федеральный закон от 13.03.2006 №38-ФЗ (ред. от 28.09.2010) «О рекламе», Закон РФ от 07.02.1992 №2300-1 (ред. от 25.10.2006) «О защите прав потребителей», Федеральный закон от 27.07.2007 №209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации», Федеральный закон от 14.06.1995 №88-ФЗ (ред. от 02.02.2006) «О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации», Федеральный закон от 27.12.2002 №184-ФЗ (ред. от 30.12.2009) «О техническом регулировании».
Закон Российской Федерации «О сертификации продукции и услуг» от 10 июня 1993 г. №5151-1 (в ред. федеральных законов от 10.01.2003 № 15 ФЗ) установил правовые основы обязательной и добровольной сертификации продукции, услуг и иных объектов, а также права и обязанности и ответственности участников сертификации.
Сертификация продукции (сертификация) - процедура подтверждения соответствия, посредством которой независимая от изготовителя (продавца, исполнителя) и потребителя (покупателя) организация удостоверяет в письменной форме, что продукция соответствует установленным требованиям. Закон определил сертификацию как деятельность по подтверждению соответствия продукции установленным требованиям. Под сертификатом понимается «документ, выданный по правилам сертификации для подтверждения соответствия сертифицированной продукции установленным требованиям». Наряду с сертификатом используется знак соответствия – «зарегистрированный в установленном порядке знак, которым по правилам, установленным в данной системе сертификации, подтверждается соответствие маркированной им продукции установленным требованиям» [16].
Согласно ст. 1 данного Закона целями сертификации являются:
1. создания условий для деятельности организаций и предпринимателей на едином товарном рынке Российской Федерации, а также для участия в международном экономическом, научно - техническом сотрудничестве и международной торговле;
2. содействия потребителям в компетентном выборе продукции;
3. защиты потребителя от недобросовестности изготовителя (продавца, исполнителя);
4. контроля безопасности продукции для окружающей среды, жизни, здоровья и имущества;
5.подтверждения показателей качества продукции, заявленных изготовителем.
Комитетом РФ по стандартизации, метрологии и сертификации (Госстандартом России) определена номенклатура продукции и услуг, подлежащей обязательной сертификации в Российской Федерации. Этот документ включает в себя различные товарные группы: машиностроительного комплекса, электрической, электронной и приборостроительной промышленности, сельскохозяйственного производства и пищевой промышленности, легкой промышленности и др.
В соответствии с Законом РФ «О стандартизации» от 19 июня 1995 г. (в ред. Федеральных законов от 30.12.2001 N 196-ФЗ) изготовители (продавцы, исполнители) продукции, подлежащей обязательной сертификации и реализуемой на территории России, обязаны «реализовывать эту продукцию только при наличии сертификата выданного или признанного уполномоченным на то органом». Более того, «приостановить или прекратить реализацию сертифицированной продукции, если она не отвечает требованиям нормативных документов» (ст.13). Требования Закона распространяется на продукция, ввозимую из – за рубежа. Следует особо отметить, что с 2003 г. вступил в действие Федеральный закон РФ "О техническом регулировании", который упорядочил всю систему требований к продукции, работам и слугам, устанавливаемых регламентами, стандартами и сертификатами [11].