Направление влияния государственного регулирования отрасли торговли на деятельность предприятия

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Сентября 2011 в 23:15, курсовая работа

Описание работы

Государственной Думой был принят Федеральный закон от 28 декабря 2009 г. N 381-ФЗ "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации", который регулирует отношения, возникающие между органами государственной власти, органами местного самоуправления и хозяйствующими субъектами в связи с организацией и осуществлением торговой деятельности, а также отношения, возникающие между хозяйствующими субъектами при осуществлении ими торговой деятельности

Содержание

ВВЕДЕНИЕ…………………………...…………………………………..… 3
1. Роль торговли в развитии экономики страны…………………………. 4
2.Методы и содержание государственного регулирования торговли….. 7
2.2. Влияние методов государственного регулирования на деятельность предприятия торговли………………………………………………………
9
3. Нормативно-правовые основы регулирования торговой деятельности в России………………………………………………………………………
13
4.Иллюстрация теоретических положений на примере развитие предприятия отрасли………………………………………………………...
20
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………….………………………………..… 30
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ………………………... 33

Работа содержит 1 файл

Курсовая по экономике предприятия 1.doc

— 317.00 Кб (Скачать)

Министерство  экономического развития и торговли РФ

ГОУ ВПО РОССИЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ  ТОРГОВО-ЭКОНОМИЧЕСКИЙ  УНИВЕРСИСТЕТ

Саратовский институт (филиал) 
 
 
 

Кафедра экономики и менеджмента 
 
 
 

Курсовая  работа 

По дисциплине: «Экономика предприятия»

На тему: «Направление влияния государственного регулирования отрасли торговли на деятельность предприятия» 
 
 
 

    Выполнила:

студентка 2 курса  ТЭФ (сокр. программа), ЭУП

    Великанова  М.С.
    Шифр зачетки  09009
    Проверила:

Фиголь Мария  Петровна

 
 
 
 
 

Саратов 2011 г.

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ…………………………...…………………………………..… 3
1. Роль  торговли в развитии экономики  страны…………………………. 4
2.Методы  и содержание государственного  регулирования торговли….. 7
2.2. Влияние  методов государственного регулирования  на деятельность предприятия торговли………………………………………………………  
9
3. Нормативно-правовые основы регулирования  торговой деятельности в России………………………………………………………………………  
13
4.Иллюстрация теоретических положений на примере развитие предприятия отрасли………………………………………………………...  
20
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………….………………………………..… 30
СПИСОК  ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ………………………... 33
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     ВВЕДЕНИЕ 
 

     Развитие  рыночных отношений в России показывает, что одна из наиболее сложных проблем  — это отношения государства и рынка.

     Российский опыт перехода к системе рыночных отношений и практика экономически развитых государств говорят о необходимости государственного регулирования рыночных отношений. Более сложный вопрос — это вопрос о пределах государственного вмешательства в деятельность рынка. Государственное регулирование отрасли торговли сегодня очень актуально, от него зависят не только многие экономические, но и социальные проблемы, включая цены, по которым население будет покупать товары в магазинах. При этом, осуществляя регулирование торговли, государство использует широкий набор средств и методов воздействия на экономику, таких как бюджет, налоги, кредитно-денежная политика, экономическое законодательство и т.д. [9].

     Государственной Думой был принят Федеральный закон от 28 декабря 2009 г. N 381-ФЗ "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации", который регулирует отношения, возникающие между органами государственной власти, органами местного самоуправления и хозяйствующими субъектами в связи с организацией и осуществлением торговой деятельности, а также отношения, возникающие между хозяйствующими субъектами при осуществлении ими торговой деятельности [13].

     Курсовая  работа состоит из 34 страниц компьютерного текста,1 рисунка, 7 таблиц. Список использованной литературы включает 16 источников.

     Целью данной курсовой работы является анализ влияния государственного регулирования  отрасли торговли на деятельность предприятия.

  1. Роль торговли в развитии экономики страны
 
 

     Торговля  – комплексный и системообразующий сектор экономики, стратегия которого должна обеспечивать баланс целей различных заинтересованных групп. К таким группам относятся: государство, потребители, производители, инвесторы и предприниматели в секторе торговли. По месту купли-продажи различают торговлю внешнюю и внутреннюю.

     Внешняя торговля первоначально развивалась  в виде обмена товарами между отдаленными  странами (товар перемещается через  границу государства). Различают  три формы внешней торговли: импортную, экспортную и транзитную.

     Внутренняя торговля – это совокупность субъектов торговой деятельности, занимающихся куплей продажей товаров народного потребления и оказанием иных торговых услуг на территории России, функционирование которых регулируется общими и специальными мерами организационно-экономического и правого характера в целях достижения рыночного согласования товарного предложения и потребительского спроса. При внутренней торговле товар не пересекает границы государства.

     Внутренняя  торговля Российской Федерации представлена двумя крупными секторами: сектором оптовой и сектором розничной торговли.

     Оптовая торговля – это продажа товаров  с целью их последующей перепродажи  или для профессионального использования.

     Розничная торговля – это торговля товарами и оказание услуг покупателям для личного, семейного и домашнего использования, не связанного с предпринимательской деятельностью. Розничная торговля товары получает от оптовых посредников или производителей и реализует их конечным потребителям [16].

     Уровень развития самого сектора торговли определяется рядом факторов, среди которых наиболее значительны следующие:

  1. уровень благосостояния населения,
  2. численность населения,
  3. плотность населения,
  4. доступность и стоимость финансовых ресурсов,
  5. развитие базовой инфраструктуры и инфраструктурных услуг (логистических, строительных и др.).

     Именно  эти факторы определяют объем  платежеспособного спроса и уровень  издержек по формированию предложения  в сфере розничной торговли, которые  обуславливают инвестиционную привлекательность сектора и, следовательно, скорость его развития.

     Оборот  розничной торговли в России в 2010 г составил 16 трлн. 435,8 млрд. руб., что на 4,4 % больше по сравнению с 2009 г.

     В структуре оборота розничной  торговли в декабре 51,3 % составляли непродовольственные, а 48,7 % - продовольственные товары.

     Удельный  вес торговых организаций и частных  предпринимателей, работающих в стационарной торговой сети, в общем объеме оборота  розничной торговли в декабре  составлял 87,3 %, а доля рынков и ярмарок – 12,7 %. В 2010 году отмечается замедление притока иностранных инвестиций как в целом в экономику страны, так и непосредственно в торговлю. Такая динамика обусловлена более жесткими, чем до кризиса, кредитными условиями и в целом недостаточно благоприятной внешнеэкономической конъюнктурой. В январе — сентябре 2010 года в сектор оптовой и розничной торговли поступило иностранных инвестиций на сумму $8688 млн. (18,3% от общего объема поступивших иностранных инвестиций в экономику страны), сократившись на 46,6% к январю — сентябрю 2009 года при общем снижении объема иностранных инвестиций в экономику России на 13,2% [7,8].

     Торговля  оказывает значительное влияние  на развитие производства, поскольку  наиболее оперативно реагирует на любые  изменения в экономической и  политической ситуации в стране. Являясь отраслью экономики, наиболее приближенной к конечному потребителю, торговля регулирует процесс производства в части объема и ассортимента выпускаемой продукции с одной стороны, а с другой стороны – позволяет проанализировать структуру потребительских предпочтений и возможностей, а также динамику уровня жизни населения. В частности, через экономическую составляющую товара - цену, можно судить об экономическом развитии и динамике инфляционных процессов в государстве.

     Торговля, выступающая как связующее звено между различными отраслями народного хозяйства и, в частности, как связующие звено между производителем и потребителем, не осталась вне государственного регулирования. Государственное регулирование — это система мер воздействия государства на те или иные стороны экономической жизни с целью достижения устойчивого развития.

     Основными задачами системы государственного регулирования торговли являются: формирование достаточной конкурентной среды; защита внутреннего рынка на основе поддержки  отечественного товаропроизводителя, регулирования иностранных инвестиций в сферу торговли, обоснования отраслевых особенностей налогообложения, лицензирования, кредитования, квотирования; эффективный контроль защиты прав и соблюдения интересов потребителей; стимулирование обновления технологии торгового процесса и логистического обслуживания; развитие и укрупнение нормативно-правовой базы торговли; поддержание требуемых товаропотоков для обеспечения государственных нужд.  

  1. Методы  и содержание государственного регулирования торговли
 
 

     Воздействие государства различается по методам, объемам, сферам деятельности и осуществляется по следующим направлениям:

  1. регулирование денежного обращения через бюджетную, денежно-кредитную, налоговую политику;
  2. регулирование пропорций воспроизводства и структурного развития экономики;
  3. разработка системы приоритетных целевых программ для достижения ключевых параметров состояния экономики или отдельных ее

отраслей, или направлений;

  1. установление социальных, гуманитарных, экологических норм;
  2. нормирование цен и тарифов на отдельные товары и услуги, такие как, предметы первой необходимости, основные продукты питания, коммунальные услуги и др.;
  3. введение стандартов качества продукции и услуг;
  4. определение требований к статистической, бухгалтерской и иной информации, предоставляемой хозяйствующими субъектами в государственные органы [6].

     Существуют  следующие методы государственного регулирования торговли:

  1. правовые, придающие цивилизованные формы рыночным отношениям (антимонопольное законодательство, порядок функционирования бирж, правила обязательной сертификации продукции и услуг);
  2. финансово-экономические (налоги, льготы по налогам, кредиты, дотации, государственные программы и др.);
  3. социальные (установление минимальной заработной платы, пенсий, пособий и др.).

     Государство выполняет свои функции, применяя разнообразные методы воздействия (рисунок 2.1). Методы классифицируют по различным критериям. Различаются методы прямого и косвенного государственного воздействия. К методам прямого государственного воздействия можно отнести методы административно-правового воздействия на субъекты: регулирование правил продажи товаров и услуг, лицензирование, квотирование, установление минимальных размеров уставного фонда торговых предприятий и организаций, отдельных организационно- правовых форм деятельности; управление федеральной собственностью; стратегическое планирование.

     Рисунок 2.1 - Методы государственного регулирования

     Прямые  методы имеют высокую эффективность  вследствие оперативного достижения экономического результата, но у них есть и недостатки. Они затрагивают не только тех агентов рынка, на которых непосредственно направлены государственные меры, но и субъектов, связанных с ними рыночными отношениями.

     Косвенные методы — осуществление косвенного воздействия на рыночные условия. Это косвенные мероприятия финансовой и кредитно-денежной политики, налоги, субсидии, стимулирование экспорта, валютные меры, индикативное планирование и другие меры воздействия.

     В свою очередь, косвенные методы ориентированы на создание условий для деятельности экономических субъектов, стимулирование их деятельности, в желательном для общества и государства направлении; обеспечение информационной среды для деятельности предприятий различных организационно-правовых форм хозяйствования; применение налоговых льгот, простоту налоговой системы, экономической мотивации; контроль за ценообразованием и другими финансовыми инструментами. 

     2.2. Влияние методов государственного  регулирования на деятельность  предприятия торговли  
 

Информация о работе Направление влияния государственного регулирования отрасли торговли на деятельность предприятия