Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Сентября 2011 в 23:15, курсовая работа
Государственной Думой был принят Федеральный закон от 28 декабря 2009 г. N 381-ФЗ "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации", который регулирует отношения, возникающие между органами государственной власти, органами местного самоуправления и хозяйствующими субъектами в связи с организацией и осуществлением торговой деятельности, а также отношения, возникающие между хозяйствующими субъектами при осуществлении ими торговой деятельности
ВВЕДЕНИЕ…………………………...…………………………………..… 3
1. Роль торговли в развитии экономики страны…………………………. 4
2.Методы и содержание государственного регулирования торговли….. 7
2.2. Влияние методов государственного регулирования на деятельность предприятия торговли………………………………………………………
9
3. Нормативно-правовые основы регулирования торговой деятельности в России………………………………………………………………………
13
4.Иллюстрация теоретических положений на примере развитие предприятия отрасли………………………………………………………...
20
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………….………………………………..… 30
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ………………………... 33
Министерство экономического развития и торговли РФ
ГОУ ВПО РОССИЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТОРГОВО-ЭКОНОМИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИСТЕТ
Саратовский
институт (филиал)
Кафедра
экономики и менеджмента
Курсовая
работа
По дисциплине: «Экономика предприятия»
На тему:
«Направление влияния государственного
регулирования отрасли торговли на деятельность
предприятия»
Выполнила:
студентка 2 курса ТЭФ (сокр. программа), ЭУП | ||
Великанова М.С. | ||
Шифр зачетки 09009 | ||
Проверила:
Фиголь Мария Петровна |
Саратов 2011 г.
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ…………………………...……………………… |
3 |
1. Роль торговли в развитии экономики страны…………………………. | 4 |
2.Методы и содержание государственного регулирования торговли….. | 7 |
2.2. Влияние
методов государственного |
9 |
3.
Нормативно-правовые основы |
13 |
4.Иллюстрация
теоретических положений на примере развитие
предприятия отрасли……………………………………………………….. |
20 |
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………….……………………… |
30 |
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ………………………... | 33 |
ВВЕДЕНИЕ
Развитие рыночных отношений в России показывает, что одна из наиболее сложных проблем — это отношения государства и рынка.
Российский опыт перехода к системе рыночных отношений и практика экономически развитых государств говорят о необходимости государственного регулирования рыночных отношений. Более сложный вопрос — это вопрос о пределах государственного вмешательства в деятельность рынка. Государственное регулирование отрасли торговли сегодня очень актуально, от него зависят не только многие экономические, но и социальные проблемы, включая цены, по которым население будет покупать товары в магазинах. При этом, осуществляя регулирование торговли, государство использует широкий набор средств и методов воздействия на экономику, таких как бюджет, налоги, кредитно-денежная политика, экономическое законодательство и т.д. [9].
Государственной Думой был принят Федеральный закон от 28 декабря 2009 г. N 381-ФЗ "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации", который регулирует отношения, возникающие между органами государственной власти, органами местного самоуправления и хозяйствующими субъектами в связи с организацией и осуществлением торговой деятельности, а также отношения, возникающие между хозяйствующими субъектами при осуществлении ими торговой деятельности [13].
Курсовая работа состоит из 34 страниц компьютерного текста,1 рисунка, 7 таблиц. Список использованной литературы включает 16 источников.
Целью данной курсовой работы является анализ влияния государственного регулирования отрасли торговли на деятельность предприятия.
Торговля
– комплексный и
Внешняя торговля первоначально развивалась в виде обмена товарами между отдаленными странами (товар перемещается через границу государства). Различают три формы внешней торговли: импортную, экспортную и транзитную.
Внутренняя торговля – это совокупность субъектов торговой деятельности, занимающихся куплей продажей товаров народного потребления и оказанием иных торговых услуг на территории России, функционирование которых регулируется общими и специальными мерами организационно-экономического и правого характера в целях достижения рыночного согласования товарного предложения и потребительского спроса. При внутренней торговле товар не пересекает границы государства.
Внутренняя торговля Российской Федерации представлена двумя крупными секторами: сектором оптовой и сектором розничной торговли.
Оптовая
торговля – это продажа товаров
с целью их последующей перепродажи
или для профессионального
Розничная торговля – это торговля товарами и оказание услуг покупателям для личного, семейного и домашнего использования, не связанного с предпринимательской деятельностью. Розничная торговля товары получает от оптовых посредников или производителей и реализует их конечным потребителям [16].
Уровень развития самого сектора торговли определяется рядом факторов, среди которых наиболее значительны следующие:
Именно эти факторы определяют объем платежеспособного спроса и уровень издержек по формированию предложения в сфере розничной торговли, которые обуславливают инвестиционную привлекательность сектора и, следовательно, скорость его развития.
Оборот розничной торговли в России в 2010 г составил 16 трлн. 435,8 млрд. руб., что на 4,4 % больше по сравнению с 2009 г.
В структуре оборота розничной торговли в декабре 51,3 % составляли непродовольственные, а 48,7 % - продовольственные товары.
Удельный вес торговых организаций и частных предпринимателей, работающих в стационарной торговой сети, в общем объеме оборота розничной торговли в декабре составлял 87,3 %, а доля рынков и ярмарок – 12,7 %. В 2010 году отмечается замедление притока иностранных инвестиций как в целом в экономику страны, так и непосредственно в торговлю. Такая динамика обусловлена более жесткими, чем до кризиса, кредитными условиями и в целом недостаточно благоприятной внешнеэкономической конъюнктурой. В январе — сентябре 2010 года в сектор оптовой и розничной торговли поступило иностранных инвестиций на сумму $8688 млн. (18,3% от общего объема поступивших иностранных инвестиций в экономику страны), сократившись на 46,6% к январю — сентябрю 2009 года при общем снижении объема иностранных инвестиций в экономику России на 13,2% [7,8].
Торговля оказывает значительное влияние на развитие производства, поскольку наиболее оперативно реагирует на любые изменения в экономической и политической ситуации в стране. Являясь отраслью экономики, наиболее приближенной к конечному потребителю, торговля регулирует процесс производства в части объема и ассортимента выпускаемой продукции с одной стороны, а с другой стороны – позволяет проанализировать структуру потребительских предпочтений и возможностей, а также динамику уровня жизни населения. В частности, через экономическую составляющую товара - цену, можно судить об экономическом развитии и динамике инфляционных процессов в государстве.
Торговля,
выступающая как связующее
Основными
задачами системы государственного
регулирования торговли являются: формирование
достаточной конкурентной среды; защита
внутреннего рынка на основе поддержки
отечественного товаропроизводителя,
регулирования иностранных инвестиций
в сферу торговли, обоснования отраслевых
особенностей налогообложения, лицензирования,
кредитования, квотирования; эффективный
контроль защиты прав и соблюдения интересов
потребителей; стимулирование обновления
технологии торгового процесса и логистического
обслуживания; развитие и укрупнение нормативно-правовой
базы торговли; поддержание требуемых
товаропотоков для обеспечения государственных
нужд.
Воздействие государства различается по методам, объемам, сферам деятельности и осуществляется по следующим направлениям:
отраслей, или направлений;
Существуют следующие методы государственного регулирования торговли:
Государство выполняет свои функции, применяя разнообразные методы воздействия (рисунок 2.1). Методы классифицируют по различным критериям. Различаются методы прямого и косвенного государственного воздействия. К методам прямого государственного воздействия можно отнести методы административно-правового воздействия на субъекты: регулирование правил продажи товаров и услуг, лицензирование, квотирование, установление минимальных размеров уставного фонда торговых предприятий и организаций, отдельных организационно- правовых форм деятельности; управление федеральной собственностью; стратегическое планирование.
Рисунок 2.1 - Методы государственного регулирования
Прямые методы имеют высокую эффективность вследствие оперативного достижения экономического результата, но у них есть и недостатки. Они затрагивают не только тех агентов рынка, на которых непосредственно направлены государственные меры, но и субъектов, связанных с ними рыночными отношениями.
Косвенные методы — осуществление косвенного воздействия на рыночные условия. Это косвенные мероприятия финансовой и кредитно-денежной политики, налоги, субсидии, стимулирование экспорта, валютные меры, индикативное планирование и другие меры воздействия.
В
свою очередь, косвенные методы ориентированы
на создание условий для деятельности
экономических субъектов, стимулирование
их деятельности, в желательном для общества
и государства направлении; обеспечение
информационной среды для деятельности
предприятий различных организационно-правовых
форм хозяйствования; применение налоговых
льгот, простоту налоговой системы, экономической
мотивации; контроль за ценообразованием
и другими финансовыми инструментами.
2.2.
Влияние методов