Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Января 2012 в 12:29, шпаргалка
кономика России - это единый комплекс взаимосвязанных отраслей, который характеризует особенности общественного воспроизводства в пределах национальной границы.
Экономика любого гос-ва проходит цикличный путь развития: Фазы цикла: 1) Подъем - интенсивный экономический рост, который появляется в увеличении реального дохода экономики. 2)Фаза пик – max высокие показатели. 3)Кризис или спад- снижение экономического показателя. 4)Стагнация или депрессия - относительно устойчивое положение экономических показателей или их незначительные колебания. 6 соц-экономических периодов в развитии национальной экономики России:
1.Эволюция и современное состояние экономики России
Экономика России - это единый комплекс взаимосвязанных отраслей, который характеризует особенности общественного воспроизводства в пределах национальной границы.
Экономика любого гос-ва проходит цикличный путь развития: Фазы цикла: 1) Подъем - интенсивный экономический рост, который появляется в увеличении реального дохода экономики. 2)Фаза пик – max высокие показатели. 3)Кризис или спад- снижение экономического показателя. 4)Стагнация или депрессия - относительно устойчивое положение экономических показателей или их незначительные колебания. 6 соц-экономических периодов в развитии национальной экономики России: 1)Просветительский (1861-1909) рост был связан с отменой крепостного права и денежной реформой. Пик – пришелся на 1890 – рост грамотности населения и интенсификация внешэкономич. деятельности. Спад- 1891. Кризис- 1904-1905. 2)Предпринимательский (1909-1922) рост был связан с расширением сети железных дорог и развития банковской системы, увеличение нефтян. промышл. Пик-1913. Спад-1914 ,(переделка мира), Стагнация 18-20 года. 3)Советский период (1922-1945) В условиях экономического кризиса происходит переход от военного коммунизма к новой эконом. Политике.4)Восстановительный (1945-1985). 5)Период перестройки (1985-1998) Пик-1987. Спад. Стагнация
6)Современный (1999-…) Противоречивость определяет разные взгляды российских и зарубежных экспертов на место России в мировой системе хозяйства.
Выделяют 3 позиции: 1)Россия занимает промежуточное положение между развитыми и развивающимися странами. 2)Позиция оптимистов. Россия занимает одно из ведущих мест в национ. экономике. 3)Песеместич. Россия является страной находящейся на грани распада
2. Структура экономики
В структуре экономики России преобладает сектор услуг (торговля, транспорт, рестораны, гостиницы, связь, финансовая деятельность, операции с недвижимым имуществом, государственное управление, безопасность, образование, здравоохранение, прочие услуги) — более 56,7 % структуры добавленной стоимости в 2007 году (в ВВП — 48,6 %). Кроме того, есть ещё обрабатывающая промышленность (пищевая промышленность, текстильное и швейное производство, производство изделий из кожи, производство обуви, обработка древесины, производство из дерева, целлюлозно-бумажное производство, издательская деятельность, полиграфическая деятельность, производство кокса и нефтепродуктов, химическое производство, производство резиновых и пластмассовых изделий, производство прочих неметаллических минеральных продуктов, металлургическое производство, производство машин и оборудования, производство электрооборудования, производство электронного и оптического оборудования, производство транспортных средств и оборудования, прочие производства) — 19,1 % структуры добавленной стоимости (16,4 % ВВП), на добычу полезных ископаемых приходиться всего 10,4 % структуры добавленной стоимости (9,0 % ВВП). Строительство составляет всего 5,9 % структуры добавленной стоимости (5,1 % ВВП); сельское, лесное хозяйство и рыболовство составляют в сумме 4,5 структуры добавленной стоимости (4,5 % ВВП России). Наименьшую долю в структуре добавленной стоимости занимает производство и распределение электроэнергии, газа и воды — 3,1 % (2,7 % ВВП). На чистые налоги на продукты приходится 14,2 % ВВП.
Среди всех отраслей
промышленности России наиболее сильными
выглядят: добыча топливно-энергетических
полезных ископаемых; целлюлозно-бумажное
производство (лесные ресурсы России
— крупнейшие в мире); издательская
и полиграфическая
3.Роль, место и функции СКСиТ в национальной экономике
СКСиТ – это с экономич. точки зрения, это особый вид потребления материальных благ, услуг и товаров, которые выделяются в отдельный межотраслевой комплекс национального хозяйства, и обеспечивает туристов всем необходимым: транспорт. средства, средства размещения и питания, культурно- бытовыми объектами и услуг. На соврем. этапе роль данного комплекса в России не значительна. Это связано с низким удельным весом поступлений от туриста в ВВП России.
СКСиТ влияет на национальную экономику по средствам реализации 5 эконом. (функции)
1)производственная. Создание продукции или услуги и содействие созданию ВВП. 2)Организация содействия занятости населения может проявится промышлен. образом, предоставление раб. мест населению, и косвенным образом, путем непосредственного общения с клиентом. 3)организация создания дохода. Проявляется в том, что туризм – это важный источник налоговых поступлений в казну гос-ва. 4)Сглаживание неравенства в развитии российских регионов. Проявляется в содействии экономич-му развитию регионов со слабо развитой промыш-ю и богатым ландшафтом. 5)Нивелирование платежного баланса: составление въездного и выездного потоков, т.е. противопост-ие расходов местных туристов и иностранных.
4.Общая характеристика и структура СКСиТ
Особенности СКСиТ: 1)Многофункциональность, предполагает, что СКСиТ выполняет одновременно экономические, социальные(право на отдых),полит. функции. 2)Специфика технологии производства и реализации продукта. С осознанием, что туроператор как субъект предприним. деятельн. формирует в единый пакет услуги, большинство из которых для него покупные. 3)Туристский продукт как результат специальной деятельности. Тур продукт- это право на труд предназн. для реализации туристу (статья ФЗ №132-ФЗ об основах туристской деятельности от 24.11.1996). Особенности тур продукта заключается в его неосязаемости для потребителя и продукт скоропортящийся, его нельзя накапливать и хранить и должен быть реализован после создания. 4)Своеобразный способ формирования оборотных средств организации СКСиТ. 5)Специфика невидимого экспорта, миграция людей во время сезона к местам отдыха, где происходит потребление ими ресурсов. 6)Мультипликационный эффект (влияние на смежные отрасли). 7)Рисковый вид деятельности. Связан с внешними факторами и инфраструктурой СКСиТ и сезонным характером. 8)Наличие специфич. инфраструктуры: коммуникационные, дороги, средства питания.
9)Индикатор благосостояния населения(чем больше дорогие туры, тем благоустройство выше).
10)Гуманитарная система.
В силу своей специфики СКСиТ имеет ярко выраженную ориентацию на использовании прочих ресурсов, но в отличии от других отраслей не сопровождается изъятием прочих ресурсов.
Элементы СКСиТ :1)Туропереитинг- это совокупность организаций существующих туроператорская и турагентская деятельность в пределах тур рынка. 2)Гостинечное хозяйство- гостиницы и иные помещения. 3)Транспортное обеспечение туризма(перемещение туристов). 4)Питание (ресторан, кафе). 5)Досуг(музей, театры)
Структуру СКСиТ хар-ую удельный вес каждого из производственных элементов. Анализ этой структуры осуществляется по доходам элементов из расчета средних цен и количества произведенных и реализованных услуг.
5.Современное состояние СКСиТ в России
Современное состояние СКСиТ – это результат эволюционных преобразований в соответствии с периодами развития экономики России.
1)Просветительский- способность управлять валютным запасом страны. Однако влияние туризма на экономическую систему все еще не значительно, выражается преимущественно в создании материально технической базы. Пик развития национальной экономики связан с пиком развития туризма 1890 год. 2).Предпринимательский период (1909-1922) положительное влияние в туризме:
-Формируется
туристская инфраструктура, появляются
общества туристского
-Развивается материально-техническая база туризма –увеличивается протяженность железных дорог, расширяется база речного флота.
-Формируется туристский рынок, в котором 2 основных сегмента: 1.Элитный туризм. 2.Экскурсионный туризм для интелегенции.
3)Советский период (до 1945) Была установлена государственная монополия в туризме. Туризм приобретает социальное направление и использование, как средство воспитания патриотизма. Проблемы в туристском движении были вызваны нехваткой квалифицированных кадров.
4)Восстановительный период (1945-1985) С 1953г наметились положительные сдвиги в туризме
1.Расширение географии туризма. 2.Расширение ассортимента тур услуг. 3.Развитие всех видов тур деятельности при поддержки государства и профсоюзов. 4.Совершенство внутреннего туризма, который носит ярко-выраженное социальное направление.
Пик развития туризма приходится на 66-70г.
5.Перестройка (1985-1998) Пик 1987. Тур индустрия в годы перестройки представляет собой автономию социальных ориентиров и высокоразвитую систему услуг
6.Современный период (с 1999)
Туризм провозглашается одной из приоритетных отраслей национальной экономики.
6.История возникновения и сущность туристского бизнеса.
Туристские организации самостоятельно организую свою деятельность и работают в целях извлечения прибыли, при этом государство способствует развитию сервиса и туризма и определяет политику в данной сфере, принимая соответствующие законы. В законе об основах туристской деятельности РФ №132-ФЗ от 24.11.1996 дано следующее определение: Туристская деятельность- это тур операторская и тур агентская деятельность, а так же иная деятельность по организации путешествий . Учитывая цели тур деятельности можно сделать вывод о ее принадлежности к предпринимательству.
Периоды развития туризма: 1)Средние века. В эти века туризмом занимались частные лица, которые предоставляли путешествующий спектр услуг, с целью собственного обогащения (постоялые дворы, гостиницы, трактиры). Собственник и управляющий были объединены в одном лице. 2)16 век. Интенсивное развитие торгового предпринимательства, как внутри России, так и международного. Субъектами предпринимательства выступают путешественники. 3)17 век. Бурно развиваются транспорт, промышленность. Субъекты предпринимательства владельцы трактиров и постоялых дворов. Появляются образовательные услуги. 4)18 век. В России наблюдается ограниченность форм турбизнеса и существует прежний уровень сервиса. Глобальный разрыв российского и зарубежного турбизнеса. 5)19 век. Отмена крепостного права, прилив иностранного капитала – это базовые предпосылки развития сервиса и туризма. 6)20 век. Туризм преобретают коллективную форму, создается рынок рабочей силы, открываются частные акционерные банки, процветаю промышленность и торговля.
7.Условия развития предпринимательства в сфере туризма
Согласно ГКРФ (часть 3, статья 2 РК)
Турбизнес- это самостоятельная индивидуальная деятельность, которая направлена на систематическое получение прибыли от оказания турсистеме услуг, лицами зарегестрироваными в качестве предпринимателей, в установленном законом порядке.
Базовые характеристики турбизнеса: 1)Самостоятельность хозяйствующих субъектов, которые проявляются в свободном принятии бизнес решений в рамках правовых норм. 2)Экономическая заинтересованность субъектов турбизнеса. 3)Хозяйственный риск и ответственность субъектов турбизнеса. В соответствии с законом субъектами турбизнеса может быть: индивидуальные предприниматели и юридические лица. Короткий производственный цикл, высока рентабельность, отсутствие не завершенного производства – это лишь некие достоинства турбизнеса.
Оптимальные экономические условия создаются рядом факторов: 1)Наличие предложения и платежеспособного спроса на рынке туристский услуг. 2)Достаточность квалифицированных кадров и достойный уровень зарплаты в туристском сервисе экономики. 3)Наличие и доступность денежных ресурсов, уровень дохода на инвестированный капитал, а также величина заемных средств, которые готовы доставить кредитные учреждения. Инфраструктура тур бизнеса- это разнообразные организации, с помощью которых туристские организации могут вести деловые взаимоотношения и вести коммерческие организации. К ним относятся: 1)банки. 2)поставщики 3)Юридические (бухгалтерские) компании 4)рекламные агентства, агентства по трудоустройству.
Оптимальные социальные условия: определяются соц. положением непосредственных участников тур. Бизнеса (потребителей, тур организаций и их сотрудников).
Соц.условия потребителей формируют качество и моду на тур. услуги, соц. условия сотрудников влияют а отношение к работе. Социальное удовлетворенность предпринимателя выражается в величине прибыли, соц. статусы и наличие деловых контактов.
Правовые условия – это наличие законов, регулирующих туристскую деятельность.
Оптимальные правовые условия складываются из 3 групп факторов.
1)Факторы направленные на защиту прав организаций:
-процедура открытия и регистрации с целью защиты от гос. бюрократизма.
-оптимальное налоговое законодательство
-методы учета статистической отчетности
-правовая защита туристских организаций друг от друг. Защита прав тур организаций обеспечиваются гражданским кодексом РФ, налоговым кодексом РФ, федеральным законом «о конкуренции и ограничений монополистической деятельности на товарных рынках.
2)Направлена на защиту прав туристов от недобросовестной деятельности тур организаций. В России защита прав туристов обеспечивается федеральным законом о защите прав потребителей или федеральным законом об основах тур. деятельности. 3)Факторы направленные на защиту высших интересов общества от предпринимателей, деятельность которых отрицательно сказывается на качестве жизни граждан. Эти права регулируются конституцией РФ.
Условия обеспечения тур бизнеса, рассмотренными выше факторами:
1)Адаптация к
требованиям рынка путем