Мотивация и ее роль в управлении современной организацией (на примере ООО «Уралспецпроект»)

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Апреля 2012 в 17:53, курсовая работа

Описание работы

Конструктивная сторона проявляется, когда конфликт достаточен для мотивации людей. Обычно, в целях, объективно обусловленных характером выполняемой работы. Развитие такого конфликта сопровождается более активным обменом информацией, согласованием различных позиций и желанием понять друг друга. В ходе обсуждения различий, которые нельзя учесть, но и нельзя совместить в существующем виде, вырабатывается компромиссное решение, основанное на творческом и инновационном подходе к проблеме. Такое решение приводит к более эффективной работе в организации.

Содержание

Введение 3
Глава 1.Теоретическая часть 5
1.1 Сущность и классификация конфликтов 5
1.2Факторы вызывающие конфликт 6
1.3 Предотвращение конфликтов 8
1.4 Положительные и отрицательные воздействия конфликтов 13
Глава 2. Практическая часть 15
2.1 Описание предприятия 15
2.2 Характеристика персонала 18
2.3 Отбор персонала 20
2.4 Разрешение конфликтных ситуаций 21
Заключение 31
Глоссарий 33
Список используемой литературы 35

Работа содержит 1 файл

Пояснительная записка.docx

— 67.54 Кб (Скачать)

Следующим условием предотвращения конфликтов в торговой фирме является забота о справедливости. Руководитель старается относиться справедливо  по отношению к сотрудникам, не наказывает невиновных, прежде чем что-то предпринять, очень хорошо продумывает, какие  последствия вытекут из его решений, не пострадает ли кто-то из невиновных, задает себе вопрос: "Правильно ли я поступаю в данной ситуации?" Но это не всегда получается, иногда сгоряча или не подумав, страдают незаслуженно сотрудники, хотя виноват сам руководитель. Например, обнаружена недостача денежных средств, руководитель незаслуженно обвиняет продавца в недостаче, хотя потом выясняется, что начальник допустил ошибку в расчетах. Прежде чем обвинить, необходимо результаты какой-то деятельности или информацию тщательно проверить.

На фирме руководитель справедливо относится к выплате  заработной платы, а также к материальным поощрениям. Выплачивает только тем, кто действительно хорошо поработал.

На фирме есть правило: хорошо оплачивается только та работа, которая выполнена качественно  и в небольшой промежуток времени.

Заработная плата выплачивается  сотрудникам не поровну, а кто  сколько заработал, в зависимости  от объема проделанной работы.

На фирме соблюдаются  договоренности и принятые решения  с участием всех сотрудников. Все  поправки или случаи невыполнения обещаний работники стараются оговаривать  сразу и вместе со всем коллективом. Но договоренности иногда не выполняются, это происходит в результате каких-то чрезвычайных обстоятельств, которые  представляют исключение.

На фирме для предотвращения конфликтов используется принцип объективности  и уступчивости. Обычно сотрудники не сосредотачиваются на собственных  интересах и по возможности или  при необходимости отступают  от своей позиции, они стараются  учесть и понять забору окружающих.

Любое решение, которое принимается, по своей воле переносится легче.

Отношения в коллективе складываются при помощи уступок, происходит учет не только своих интересов, но и интересов  других сотрудников фирмы. Готовность уступить смягчает напряженную обстановку не только в коллективе фирмы, но и  в процессе деятельности (отношения  между продавцом и покупателем) и иногда вызывает встречную инициативу, а если на оппонента оказывается  давление – это всегда вызывает сопротивление с его стороны.

Также на фирме в процессе деятельности используют принцип ясности  и доброжелательности.

Если произошли разногласия  в процессе деятельности, то, прежде всего, ситуация разбирается  критически для представления основных и  первоначальных позиций, как собственных, так и  своего противника. Сотрудники анализируют позицию оппонента (есть ли возможность в более благоприятном  для себя смысле как-то объяснить  его действия и слова). В результате может обнаружиться недоразумение, и конфликт потеряет основу.

Это позволяет избежать ошибочного приписывания своему противнику враждебной позиции, а также нейтрализовать или смягчить обстановку.

На фирме применяется  один из способов реализации принципа доброжелательности – это отказ  от принуждения партнера к навязываемым ему действиям или решениям. Ему  предоставляется возможность свободного выбора между вариантами, устраивающими  субъекта. В качестве примера можно  взять: Руководителю фирмы необходимо, чтобы сотрудники вышли на работу в тот день, когда они обычно отдыхают. Во избежание принуждений  и каких-то противоречий, руководитель всем, кто выйдет на работу, выплатит материальные поощрения (незначительные  для него, но они сыграют роль для сотрудников).

В процессе работы трудно быть доброжелательным без достаточной  ясности в отношении человека, чье поведение непонятно и  настораживает. Но и попытки установить ясность без доброжелательности, обычно приобретают форму унизительных выяснений обстоятельств и отношений.

Работниками фирмы используется такой принцип дистанции и  самообладания.

Увеличение дистанции  не мешает при любом осложнении отношений, а самообладание необходимо во всех случаях, не только на рабочем месте.

Сотрудники фирмы в  процессе своей деятельности учатся как-то управлять своими реакциями, сдерживать негативные эмоции при возникающих  разногласиях, правда это не всегда получается.

В роли помощника освободиться от напряжения или раздражения на фирме выступает руководитель, у  него можно найти успокоение, сочувствие и понимание. Он в нужный момент пытается остановить сотрудника, умерить его  пыл.

Для бесконфликтного взаимодействия руководителя и подчиненных используются следующие способы и условия:

    • происходит стимулирование к добросовестному выполнению своих обязанностей (в основном материальное);
    • проводится совместный отдых для снятия психологической напряженности в коллективе;
    • при возникновении важных проблем, сотрудники информируются руководителем, если возможно, оказывается помощь при их решении;
    • происходит поощрение инициативы, которая способствует эффективной деятельности фирмы;
    • если руководитель ставит перед подчиненными какую-то задачу, то обеспечивает необходимыми средствами для ее выполнения;
    • руководитель не ставит перед подчиненными задачи, которые не соответствуют их возможностям;
    • оценка результатов деятельности подчиненного дается только после достаточного изучения итогов;
    • разговор по поводу критики начинается с положительных аспектов деятельности;
    • если руководитель допустил ошибки, то старается не винить в этом подчиненных (по возможности);
    • руководитель придерживается следующего правила: меньше проступков – меньше конфликтов, меньше наказаний – меньше проблем.
    • Для бесконфликтного взаимодействия сотрудников фирмы с покупателями используются следующие способы и правила:
    • при взаимодействии с покупателями продавец проявляет сдержанность своих негативных эмоций, по возможности избегает грубостей и неуважения;
    • продавец соблюдает элементарные правила вежливости (здравствуйте, спасибо, пожалуйста, до свидания и т.д.);
    • продавец старается удовлетворить потребности в товаре даже самых капризных и придирчивых покупателей;
    • продавец при взаимодействии с покупателем проявляет обходительность и уступчивость.

В процессе деятельности торговой фирмы применяются разнообразные  факторы и способы разрешения конфликтных ситуаций. Разрешение конфликта  начинается с того, что конфликтующие  стороны перестают, по возможности, видеть в оппоненте противника. Для  этого проводится анализ собственных  позиций и действий. Признание  собственных ошибок снижает негативное восприятие оппонента, а также оппоненты  стараются понять интересы другого  – это расширяет представление  об оппоненте, делает его более объективным. Выделяются конструктивные начала в  поведении и намерениях оппонента. В каждом человеке есть что-то положительное, на что можно опереться при  разрешении конфликта. Потом сотрудники уменьшают негативные эмоции противоположной  стороны следующими приемами:

    • готовностью идти на сближение позиций;
    • положительная оценка некоторых действий другой стороны;
    • критично отнестись к самому себе и уравновесить поведение.

После этого выбирается оптимальная  стратегия разрешения конфликтной  ситуации.

Разрешение конфликтов в  торговой фирме происходит с  помощью  компромисса при возникновении конфликтных ситуаций руководителя с подчиненными; покупателей с продавцами; администрацией рынка с фирмой; между продавцами фирмы; фирмой и ее поставщиками; с конкурентами и частично с налоговой инспекцией.

Стратегия соперничества применяется при разрешении конфликтов руководителя с подчиненными; налоговой инспекцией с фирмой; продавцов с конкурентами; администрацией рынка с фирмой.

Стратегия сотрудничества применяется при возникновении разногласий между: руководителем и подчиненными; фирмой и поставщиками; покупателями и продавцами; между продавцами фирмы.

Стратегия приспособления (уступка) применяется в следующих случаях конфликтов между:  руководителем и подчиненными; продавцами фирмы, продавцами и покупателями; администрацией рынка и фирмой; налоговой инспекцией и фирмой.

При разрешении разногласий с подчиненными руководитель использует следующие  методы:

    • чтобы избежать неверного решения, руководитель в конфликте обязательно выслушивает подчиненного;
    • руководитель не доводит конфликт до его обострения, так как его  сложнее разрешить. В результате обострения ухудшаются межличностные отношения, повышается уровень негативных эмоций, снижается степень правоты оппонентов из-за взаимной грубости;
    • при разрешении конфликта руководитель соблюдает дистанцию по отношению к подчиненному, то есть обращается к нему на "Вы", обратное является фактическим унижением подчиненного и он отвечает тем же;
    • во время  конфликта руководитель не повышает голос на подчиненного, так как грубость считается признаком не владения данной ситуацией  собой, а спокойствие руководителя усиливает в глаза подчиненного справедливость требований;
    • руководитель по возможности не злоупотребляет должностным положением, так как это озлобляет подчиненного, делает его неуступчивым и затрудняет разрешение конфликта;
    • если руководитель не прав в конфликте, то он уступает подчиненному, при этом указывает, что подчиненный также допустил ошибки;
    • руководитель не затягивает конфликты с подчиненными, так как происходит потеря рабочего времени и сил, а также все это чревато взаимными обидами и недомолвками.

Подчиненные при разрешении конфликтов с руководством стараются  выполнять несколько рекомендаций:

    • не спешить противодействовать руководителю в конфликтной ситуации;
    • стараться не уступать в главном;
    • предлагать несколько вариантов разрешения конфликтов, не настаивать на одном;
    • не переходить на оскорбления или резкие выражения и грубость;
    • вызывать руководителя на откровенный разговор;
    • если не прав в конфликте, необходимо сразу уступить руководителю;
    • необходимо в процессе работы изучать и учитывать индивидуально-психологические особенности руководителя, это позволит быстрее и с меньшими затратами разрешить конфликт;
    • подчиненному не предлагать желательно противоположных решений относительно руководителя.
    • Для разрешения конфликтов, возникающих между потребителями и торгующими сотрудниками, на фирме используются следующие приемы:
    • разъединение конфликтующих.

Этот вариант эффективен при  конфликтах между покупателями (например, не поделили какой-то товар), а также  между покупателями и продавцами. При конфликтах между покупателями, разъединителем является продавец. При  конфликтах между покупателем и  продавцом используют скрытое разъединение. Продавца не справляющегося с ситуацией  подменяет кто-то из сотрудников  фирмы, который не вызывает раздражения  оппонента, а первый продавец уходит под предлогом (с каким-нибудь поручением того, кто пришел).

    • посредничество третьего лица.

Этот вариант эффективен при  возникновении разногласий между  продавцами фирмы. В роли третьего лица выступает руководитель торговой фирмы, так как он располагает доверием конфликтующих сторон. Руководитель в основном всегда выводит оппонентов из сложившейся тупиковой ситуации, помогает им прояснить недоразумения и разногласия и достичь компромисса. Руководитель использует конъюнктивный вид посредничества.

 

 


 

 

 

 

 

 

 

Контакты с руководителем дополняют  прямые контакты конфликтующих сторон друг с другом.

    • признание своей ответственности.

Этот прием используется при разногласиях между продавцом  и покупателем, а также между  руководителем и подчиненным.

Продавец и подчиненный  сами произносят обвинение в свой адрес, которое мог бы предъявить покупатель и руководитель, и принимают  полностью, либо с небольшими уточнениями, выражая готовность предпринять  необходимые действия, что исправит положение.

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Управление конфликтом представляет собой сознательную деятельность по отношению нему, осуществляемую на всех этапах его возникновения, развития и завершения участниками конфликта  или третьей стороной. Важно не блокировать развитие противоречия, а стремиться разрешить его неконфликтными способами.

Управление конфликтами  включает их предотвращение и конструктивное завершение. Некомпетентное управление конфликтами социально опасно.

Без знания  причин возникновения  и развития конфликтов трудно рассчитывать на их эффективное регулирование. Определение  системы причин является результатом, главным образом, системно-генетического  анализа конфликтных ситуаций. Необходимо различать причины конфликтов и  причины изменений в их характеристиках.

Для  предупреждения конфликтов важно знать не только, что необходимо делать, но и как добиться развития проблемной ситуации в конструктивном направлении. Предотвращение конфликтов в узком смысле заключается в  работе с конкретными конфликтами. Это деятельность участников конфликта, а также третьих лиц по устранению объективных и субъективных причин назревающего столкновения, разрешению противоречия неконфликтными способами. Технология предотвращения есть совокупность знаний о способах, средствах, приемах  воздействия на предконфликтную  ситуацию, а также последовательность действий оппонентов и третьих лиц, в результате которых разрешается  возникшее противоречие.

Предупреждать конфликты  можно, изменяя свое отношение к  проблемной ситуации и поведение  в ней, а также воздействуя  на психику и поведение оппонента.  К основным способам и приемам  изменения своего поведения в  предконфликтной ситуации можно  отнести:

  • умение определить, что общение стало предконфликтным;
  • стремление глубоко и разносторонне понять позицию оппонента;
  • снижение своей общей  тревожности и агрессивности;
  • умение оценивать свое актуальное психическое состояние;
  • постоянная готовность к неконфликтному решению проблем;
  • умение улыбнуться;
  • не ждать от окружающих слишком многого;
  • искренняя заинтересованность в партнере по общению;
  • конфликтоустойчивость и чувство юмора.

Информация о работе Мотивация и ее роль в управлении современной организацией (на примере ООО «Уралспецпроект»)