Мотивация и ее роль в управлении современной организацией (на примере ООО «Уралспецпроект»)

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Апреля 2012 в 17:53, курсовая работа

Описание работы

Конструктивная сторона проявляется, когда конфликт достаточен для мотивации людей. Обычно, в целях, объективно обусловленных характером выполняемой работы. Развитие такого конфликта сопровождается более активным обменом информацией, согласованием различных позиций и желанием понять друг друга. В ходе обсуждения различий, которые нельзя учесть, но и нельзя совместить в существующем виде, вырабатывается компромиссное решение, основанное на творческом и инновационном подходе к проблеме. Такое решение приводит к более эффективной работе в организации.

Содержание

Введение 3
Глава 1.Теоретическая часть 5
1.1 Сущность и классификация конфликтов 5
1.2Факторы вызывающие конфликт 6
1.3 Предотвращение конфликтов 8
1.4 Положительные и отрицательные воздействия конфликтов 13
Глава 2. Практическая часть 15
2.1 Описание предприятия 15
2.2 Характеристика персонала 18
2.3 Отбор персонала 20
2.4 Разрешение конфликтных ситуаций 21
Заключение 31
Глоссарий 33
Список используемой литературы 35

Работа содержит 1 файл

Пояснительная записка.docx

— 67.54 Кб (Скачать)

В связи с этим необходимо знать основные признаки конфликтной  личности:

неадекватная самооценка своих возможностей и способностей, (завышенная или заниженная), что  может противоречить адекватной оценке окружающих;

стремление доминировать, во что бы то ни стало;

консерватизм мышления, взглядов, убеждений, нежелание преодолеть устаревшие традиции;

излишняя принципиальность и прямолинейность в высказываниях  и суждениях, стремление сказать  правду в глаза;

критический настрой, особенно необоснованный и неаргументированный;

определенный набор эмоциональных  качеств личности: тревожность, агрессивность, упрямство, раздражительность, подозрительность, болезненная обидчивость. [4, стр.270]

Научные исследования и обобщение  опыта практической работы свидетельствуют  о том, что наиболее продуктивными  являются рабочие группы, состоящие  из лиц разного возраста, пола и  темперамента.

2) Необходимо обеспечить  соответствующий ожиданиям работников  уровень заработной платы, необходимые  благоприятные возможности карьерного  и профессионального роста (оптимизация  рабочего времени управленцев  и исполнителей; уменьшение зависимости  работника от руководителя; поощрение  инициативы, справедливое и гласное  распределение нагрузки, материальных  благ между подчиненным); создание  благоприятных условий для жизнедеятельности  работников в организации; наличие  правовых и других нормативных  процедур разрешения типичных  предконфликтных ситуаций; успокаивающая  материальная среда, окружающая  человека (удобная планировка помещений,  наличие комнатных растений и  пр.).

3) Необходимо информировать  персонал о деятельности и  конечных результатах работы  организации. Осознание своей  роли в процессе достижения  конечного результата позволит  сотрудникам более ответственно  относится к выполнению своих  обязанностей, а также усилит  их внутреннюю мотивацию.

4) Важным фактором профилактики  конфликтов является зрелость  коллектива, которая проявляется  в умении видеть положительные  стороны друг друга, в терпимости  к трудным чертам характера,  в умении сознательно сглаживать  неизбежно возникающие напряженные  ситуации. Хорошим стабилизирующим  фактором могут служить и положительные  традиции в коллективе, снятие  социально-психологической напряженности  путем, например, проведения совместного  отдыха, в том числе с участием  членов семей.

5) Во избежание ролевых  конфликтов необходимо, чтобы персонал  соответствовал профессии и своей  роли в организации. Для каждого  сотрудника необходимо разработать  твердые правила деятельности. В  любой фирме должны присутствовать  ясные должностные инструкции, устанавливающие  совокупность обязанностей работников, четко определяющие роль каждого  в общегрупповой работе.

6) Немаловажную роль в  предотвращении конфликтов в  коллективе играет стиль руководства  и индивидуальные качества руководителя. К числу важных качеств относятся  аналитические способности, готовность  принимать решения, высокая стрессоустойчивость,  самоконтроль и умение правильно  строить отношения с окружающими.

Важным фактором, который  может предотвратить конфликт, является авторитет руководителя. В коллективе должен быть только один производственный лидер - официальный. Руководитель должен быть всегда компетентным, организованным, принципиальным, честным, справедливым, требовательным, жить общим делом, а  не личными соображениями о своем  престиже.

Руководитель обязан проявлять  доброжелательность и терпимость, с  уважением относиться к личной жизни  подчиненного, избегать советов в  этой области. Важно помнить, что  уважают только тех руководителей, которые хвалят при всех, а выговаривают с глазу на глаз; своевременно признают свои ошибки. Несмотря на личные симпатии и антипатии, руководитель обязан предъявлять  ко всем подчиненным одинаковые требования, ко всем относиться ровно, никого не выделять. [4, стр.232.]

Авторитет руководителя - залог  стабильности отношений в коллективе. Принятие обоснованных управленческих решений - важнейшее условие предупреждения конфликтов всех уровней.

Во-вторых, предотвращению конфликтов способствует бесконфликтное общение.

Для грамотного общения важны  приемы предупреждения конфликтов:

Умение определить, что  общение стало предконфликтным, и "вернуться" из предконфликтной  ситуации к нормальному взаимодействию, а не пойти на конфликт.

Умение управлять своим  текущим психическим состоянием, избегать переутомления, перевозбуждения, тревожности и агрессивности.

Умение в общении с  окружающими быть внутренне готовым  к решению возникающих проблем  путем сотрудничества, компромисса, избегания или уступки.

Умение общаться с людьми, проявляя искреннюю заинтересованность в партнере по общению.

Умение человека сохранять  конструктивные способы взаимодействия с окружающими вопреки воздействию  конфликтогенных факторов, т.е. обладать высокой конфликтоустойчивостью.

Не забывать о чувстве  юмора.

Предконфликтная ситуация возникает  обычно не внезапно, а постепенно. Важно  вовремя определить, что эмоциональный  накал спора начинает превышать  допустимый, и грамотно прекратить его. Признаками обострения спора могут  быть мимика, покраснение лица, жесты, содержание, темп и тембр речи. Грамотно прекратить или сгладить спор можно  следующими приемами:

  • сказать, что в чем-то правы Вы, а в чем-то Ваш оппонент.
  • изменить свою позу в процессе разговора на более открытую и располагающую, результатом будет копирование вашей позы и открытость со стороны партнера.
  • свести проблему к шутке.
  • перевести разговор на другую тему.
  • уступить, если проблема спора не особенно важна для вас.
  • сказать, что Вы не успели всесторонне разобраться в проблеме и предложить оппоненту вернуться к ее обсуждению, например, завтра (когда эмоции улягутся).

Правила бесконфликтного  общения:

  • научиться правильно слушать (не перебивать собеседника, не делать поспешных выводов и возражений, не давать непрошенных советов, проявлять заинтересованность, эмпатию и уважение к говорящему);
  • сначала отвечать на аргументы собеседника, а потом приводить собственные аргументы;
  • выражать свои мысли и чувства в вежливой форме, вести аргументацию корректно по отношению к собеседнику.
  • оперировать простыми, ясными, точными понятиями
  • стремиться к открытому общению, преодолевать барьеры в общении
  • не употреблять конфликтогены (слова, действия или бездействие, могущие привести к конфликту), не отвечать конфликтогеном на конфликтоген
  • избегать категоричности, подшучиваний, напоминаний о какой-то проигрышной ситуации и т.п.
  • делать как можно больше благожелательных посылов (все, что поднимает настроение собеседнику: похвала, комплимент, дружеская улыбка, внимание, интерес к личности, сочувствие, уважительное отношение)
  • учитывать личностные особенности собеседника (особенности восприятия (визуалы, аудиалы, кинестетики); типы темперамента, черты характера и т.д.)
  • критиковать конструктивно [3, стр.112; 7, стр.28-37]

Правила конструктивной критики:

  • избегать несправедливой критики, не критиковать отсутствующих.
  • указывая человеку на ошибку, необходимо начать с похвалы и искреннего признания достоинств человека.
  • сначала следует поговорить о собственных ошибках, а затем критиковать собеседника.
  • лучше указать на конкретные ошибки, чем говорить общие фразы.
  • критиковать конкретные действия, а не личность провинившегося.
  • критикуя важно пояснить, как можно исправить ситуацию.

Для предотвращения конфликтов лучше всего начинать с налаживания  рабочих отношений. Один из самых  успешных способов предотвратить конфликт в коллективе - разговор с сотрудниками, который может способствовать уточнению  понимания ролей, вскрытию страхов, недоразумений и предубеждений  или улучшению условий труда. [6, стр.100-113]

Так же важно для предотвращения конфликтов не принимать участия  в интригах, сплетнях и борьбе за власть, не ожидать от коллег совершенства, т.к всем свойственно ошибаться; избегать дезинформации.

Одним из эффективных средств  предупреждения конфликтов является их запрещение на работе. Руководитель как  властное лицо в коллективе просто может приказать: "Не ссориться!" Но не всегда такой приказ целесообразен  и выполним. Иногда предотвратить  межличностный конфликт не удается. В этом случае можно ослабить его  силу разными приемами. Один из них - перевести участников на другие места, загрузить работой так, чтобы  им некогда было конфликтовать и  др. Вообще - слухи, сплетни, конфликты  весьма характерны для организаций, где сотрудники слишком мало загружены.

1.4 Положительные и отрицательные воздействия конфликтов

 

Итак, одной из важнейших  задач менеджера является умение предотвращать возникновения конфликтных  ситуаций, сглаживание их последствий, разрешение споров. Каждая из участвующих  в конфликте сторон делает все, чтобы  была принята ее точка зрения или  цель, и мешает другой стороне делать то же самое, поэтому конфликт ассоциируется  с агрессией, враждебностью, напряжением, стрессом, снижением дисциплины, ухудшением социально-психологического климата  в коллективе, сложным восстановлением  деловых отношений и другими  негативными явлениями.

Однако многие специалисты  по менеджменту считают, что с  точки зрения эффективного управления организациями, некоторые конфликты  могут полезны. Целесообразно осуществлять поддержание рационального для  данной организации уровня конфликтности и грамотно использовать позитивные функции конфликтов. Во многих случаях конфликт помогает выявить разнообразие точек зрения, дает дополнительную информацию, помогает выявить большее число альтернатив или проблем и т.д. Это делает процесс принятия решений группой более эффективным, а также дает людям возможность выразить свои мысли и тем самым удовлетворить личные потребности в уважении и власти. Это также может привести к более эффективному выполнению планов, стратегий и проектов, поскольку обсуждение различных точек зрения на них происходит до их фактического исполнения.

Таким образом, предотвращение конфликтов заключается в такой  организации жизнедеятельности  коллектива, которая исключает или  сводит к минимуму вероятность возникновения  конфликтов.

Предупредить конфликты  гораздо легче, чем конструктивно  разрешить их. Профилактика конфликтов требует меньших затрат сил, средств  и времени и предупреждает  даже те минимальные деструктивные  последствия, которые имеет любой  конструктивно разрешенный конфликт.

 

Глава 2. Практическая часть

2.1. Описание предприятия

Торговая фирма ИП "Зубов" была создана в апреле 2001 года. ИП осуществляет закупку, хранение и реализацию покупателям товаров, которые соответствуют потребностям отдельных групп потребителей в местах, отведенных для торговли.

Фирма выступает в качестве посредника между производителями  и потребителями. Она занимается розничной нестационарной торговлей  на отопительном рынке.

Торговая фирма работает для достижения следующих целей:

1. удовлетворение потребностей  покупателей;

2. увеличение объема продаж;

3. расширение рынка сбыта;

4. усиление конкурентоспособности;

5. получение прибыли и  др.,

а также выполняет ряд  функций:

1. доведение конкретного  товара от производителя до  потребителя; 

2. изучение покупательского  спроса на товары;

3. формирование ассортимента  товаров;

4. реклама;

5. прием заказов на  товары, отсутствующие в продаже;

6. оказание помощи покупателям  в выборе товаров.

Организационная схема торговой фирмы выглядит следующим образом:

 

 

 

 

 

 

 

Схема 1.

Организационная схема торговой фирмы


 

 

 

 

 

 

 

 

Из схемы видно, что  руководитель (предприниматель) ведет  деятельность всей фирмы и ему  подчиняется старший менеджер, который, в свою очередь, контролирует работу двух продавцов и кладовщика.

Торговая фирма постоянно  взаимодействует с внешней средой. На нее оказывают влияние такие  факторы, как:

    • состояние рыночных отношений;
    • соотношение спроса и предложения на реализуемые товары. Первостепенное значение имеет выявление возникающих потребностей в новых товарах, а также учет уровня покупательской способности населения;
    • условия торговли на рынке;
    • уровень требований потребителей к товару и условия предпочтения при выборе товара. Это выражается в требованиях к ассортименту, качеству, внешнему виду;
    • наличие и деятельность конкурентов;
    • отношения фирмы с поставщиками товаров;
    • условия для взаимоотношений с государственными налоговыми органами;
    • состояние источников обеспечения трудовыми ресурсами необходимых специальностей;
    • отношения с обществами защиты прав потребителей;
    • стабильность государственной экономической и социальной политики;
    • финансовая, кредитная, налоговая политика, стимулирующая развитие;
    • рост покупательской способности населения;
    • функционирование фирм по финансовой поддержке предприятий;
    • упорядочение и упрощение процедур государственного регулирования хозяйственной деятельности, касающихся регистрации, лицензирования, сертификации продукции.

Информация о работе Мотивация и ее роль в управлении современной организацией (на примере ООО «Уралспецпроект»)