Миграция трудовых ресурсов в России

Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Декабря 2011 в 17:48, курсовая работа

Описание работы

Внешняя трудовая миграция относится к одному из видов международной миграции населения, который характеризуется перемещением рабочей силы, как правило, из менее развитых в экономически более развитые страны на временную работу с последующим возвращением на родину.
Целью курсовой работы является изучение миграции трудовых ресурсов.
Задачами курсовой работы являются исследование сущности и причин международной трудовой миграции, теорий миграции, рассмотрение регулирования международной трудовой миграции, а также ознакомление с трудовой миграцией в России.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………..........4
1. ПОНЯТИЕ И ПРИЧИНЫ ТРУДОВОЙ МИГРАЦИИ……………………….6
1.1 Сущность международной миграции……………………………………..6
1.2 Теории миграции трудовых ресурсов…………………………………….7
1.3 Причины международной миграции трудовых ресурсов……………….9
2. РЕГУЛИРОВАНИЕ МЕЖДУНАРОДНОЙ МИГРАЦИИ ТРУДОВЫХ РЕСУРСОВ……………………………………………………………………….11
2.1 Международно-правовые основы межстрановой трудовой миграции......11
2.2 Иммиграционная политика стран-импортеров трудовых ресурсов……15
2.3 Эмиграционная политика стран-экспортеров трудовых ресурсов…….18
3. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ТРУДОВОЙ МИГРАЦИИ В РОССИИ…21
3.1 Миграционная политика России…………………………………………21
3.2 Зависимость России от труда мигрантов…………………………………..25
3.3 Кто приезжает и где работают трудовые мигранты в России?...............30
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….37
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ………………......................40

Работа содержит 1 файл

чистовик.docx

— 75.67 Кб (Скачать)

     Социологические исследования фиксируют по-прежнему высокую, а иногда и растущую долю желающих выехать в Россию из Казахстана и стран Азии, откуда идет основной поток мигрантов. То, что эти устремления  не реализуются, свидетельствует о  том, что в России нет для этого  надлежащих условий. Съеживание миграционного  обмена с бывшими партнерами по Союзу  говорит об отдалении России от этих стран, падения доверия к ней. Это идет вразрез с интересами России. Трудности, с которыми мигранты сталкиваются в России, заставляют их обращаться к другим странам –  Турции, государствам Западной и Восточной  Европы. Россия, таким образом, упускает возможности привлечения лучшей для себя рабочей силы, наиболее адаптированной к ее условиям.

     В качестве первоочередной задачи иммиграционной политики должно рассматриваться создание преимуществ для миграции в Россию из стран СНГ и Балтии. Поток из этих стран более чем наполовину состоит из репатриантов, да и остальные мигранты – наши бывшие сограждане, в подавляющем большинстве свободно владеющие русским языком и имеющие представление об условиях жизни в России.

     Устранение  необоснованных законодательных и  административных препятствий въезду мигрантов из СНГ и Балтии отвечало интересам развития российского  рынка труда.

     Свободная регистрация, более либеральные  требования к гражданству и предоставлению вида на жительство являются также  важнейшими условиями успешной интеграции вынужденных мигрантов. Поскольку  возможности государства по оказанию материальной помощи выуженным мигрантам  ограничены, государство, по меньшей  мере, должно создать благоприятный  климат для самостоятельного решения  мигрантами своих проблем.

     Необходим более либеральный подход и к  иммиграции из-за пределов бывшего  СССР. Легализация этих иммигрантов  на законных основаниях возможна лишь путем предоставления статуса беженца, который распространяется на очень  ограниченный круг иммигрантов. Альтернативные способы предоставления вида на жительство различным категориям иммигрантов  хотя и разработаны, но не применяются  на практике.

     Ввиду масштабной иммиграции исключительное значение приобретает формирование в обществе толерантного отношения  к мигрантам.

     Крайне  осторожный подход необходим к регулированию  временной трудовой миграции из стран  СНГ. Весомую часть доходов некоторых  из этих стран составляют трансферты из России. В России это склонны оценивать как угрозу экономической безопасности. Но можно взглянуть на трансферты и с других позиций. Они вносят серьезный вклад в сохранение относительно стабильной обстановки на границах России. Стабильность – это тоже серьезный ресурс, за который обычно приходится платить.

     Исследования, проведенные в рамках программы  Независимого исследовательского совета по миграции стран СНГ и Балтии по шести городам России, показали, что около 10% граждан страны тоже активно участвуют в трудовой миграции. По нашей оценке, более 5 млн. россиян зарабатывают на выезде, из них примерно 1,5-2 млн. выезжают на заработки  за пределы СНГ. Это 15% от занятых в госсекторе, 8% занятых в экономике, более одной трети занятых в неформальном секторе экономики.

     Трудовая  миграция – эффективное средство борьбы с бедностью. Большинство  трудовых мигрантов (более двух третей) обеспечили материальный достаток в  своих семьях, они являются серьезным  источником формирования среднего класса. Трудовая миграция – действенный  инструмент включения России в международный  рынок труда, абсорбции мирового делового опыта, наконец, она катализатор  интеграции СНГ, поддерживающий тесные связи между населением стран  Содружества, несмотря на все административные препоны. 
 

     3.2 Зависимость России  от труда мигрантов

     Российская  экономика не выживет без привлечения  труда мигрантов. Это категоричное утверждение лет десять назад  считалось едва ли не кощунственным  и уж во всяком случае непатриотичным. Сегодня абсолютное большинство экспертов-экономистов убеждены, что запланированный на ближайшую перспективу экономический рост, даже при реальном повышении производительности труда, невозможен без масштабного пополнения трудовых ресурсов за счет миграции. Во многих регионах страны локальные рынки труда уже сейчас испытывают не только относительный, но и абсолютный дефицит рабочей силы. К 2015 году трудовые ресурсы страны сократятся на 8 миллионов человек, а к 2025-му — на 18–19 миллионов. Максимальное сокращение численности населения трудоспособного возраста произойдет в 2009–2017 годах, когда среднегодовая убыль населения этой возрастной группы будет превышать 1 млн. человек (рис. 1). Все когорты населения, которые будут входить в трудоспособный возраст в первой четверти XXI века, уже родились, поэтому компенсировать провал за счет наметившегося повышения рождаемости невозможно. Частично восполнить трудовые ресурсы России в этот период можно с помощью мер, направленных на сокращение смертности в трудоспособных возрастах, на общее улучшение здоровья населения с последующим расширением возрастных границ занятости. Однако подобные меры, даже если окажутся сравнительно эффективными, не могут немедленно принести осязаемый результат. Миграция более эластична, то есть более гибко реагирует на внешние факторы, и поэтому способна дать быстрый и масштабный ответ на вызовы ближайшего десятилетия [16].

Рисунок 1. Изменение (прирост/убыль) общей численности  населения и численности  населения в трудоспособном возрасте в 1990-2009 гг. и по прогнозу на 2010-2025 гг. 

     В целом можно сказать, что миграция в России развивается примерно так  же, как во многих развитых странах  мира. В настоящее время спрос  России на мигрантов в большей  мере обусловлен экономическими причинами. В крупнейших российских мегаполисах, регионах с динамично растущей экономикой, пограничных областях, где трудовая миграция бурно развивалась на протяжении первой половины текущего десятилетия, мигранты уже заняли определенные экономические  ниши, которые в будущем будут  углубляться и расширяться. В  таких регионах труд иностранных  работников уже сейчас стал структурообразующим  фактором экономики, которая не может  эффективно функционировать без  привлечения мигрантов.

На мировых  рынках труда мигранты в основном занимают рабочие места, не пользующиеся спросом у местных работников. Это следующие виды деятельности:

  • “3D jobs” — грязная, тяжелая и/или опасная работа, не требующая квалификации, включая труд повышенной интенсивности (конвейер, строительные работы, добыча природного сырья, обработка пищевых продуктов и т.д.);
  • работа низкой или средней квалификации в общественной сфере услуг, включая сферу досуга и развлечений (химчистка, развоз пиццы, уборка, торговля и т.д.);
  • работа по уходу и обслуживанию в частной сфере (уборка и домашние работы в частных домохозяйствах, уход за детьми и больными и т.п.);
  • занятость в теневом и криминальном секторах экономики (в «левых» незарегистрированных фирмах, в производстве контрафактной продукции и т.п.).
 

   Мигранты  заняты также в сезонных работах, т.е. там, где спрос на труд подвержен  сильным колебаниям. Чтобы удовлетворить  его в период сезонного пика, местных  кадров часто не хватает. К тому же работа в сельском хозяйстве, сфере  туризма и развлечений также  не пользуется спросом у местного населения.

   Однако  роль мигрантов велика и в «верхнем»  сегменте рынка труда, т.е. там, где  работают квалифицированные профессионалы: менеджеры, ученые, работники высокотехнологичных  производств, IT-специалисты и т.п. Спрос на такой труд обусловлен уже не отказом местных работников от этих видов занятости, а абсолютным дефицитом квалифицированных кадров, обеспечивающих экономический рост в развитых странах. На занятость в этих секторах оказывают существенное влияние тенденции глобализации. Такие работники, как правило, не встречают противодействия со стороны миграционных и пограничных режимов принимающих стран.

   Таким образом, на мировых рынках труда  мигранты в основном сосредоточены  в низовых секторах и ареалах  элитной занятости, оставляя «середину» местным работникам. Графически эту  модель изображают в виде своеобразных «песочных часов».

   Сейчас  в нашей стране эта модель представлена в усеченном виде: элитная миграция только начинает развиваться под  влиянием все ярче проявляющегося «кадрового голода». Однако вскоре дефицит квалифицированных  кадров проявится со всей очевидностью и станет реальным тормозом экономического развития. Тогда и понадобится  механизм привлечения высококвалифицированных  кадров из-за рубежа, являющийся необходимой  частью миграционной политики всех принимающих  стран.

   Обсуждая  влияние миграции на рынок труда  принимающей страны, обычно обращают внимание на несколько основных вопросов, вызывающих наибольшую обеспокоенность:

  • конкурируют ли мигранты с местными работниками или, а) напротив, занимают те рабочие места, которые не пользуются спросом у местного населения;
  • как мигранты влияют на уровень оплаты труда в отраслях, где б) они заняты, способствуют ли они демпингу труда;
  • чем грозит экономике принимающей страны зависимость от в) иностранного труда, наличие анклавов мигрантской занятости;
  • насколько велика нагрузка на государственную систему г) социального обслуживания, вызванная миграцией.

   Кроме того, для России, где спрос на трудовых мигрантов предъявляют  в основном неформальные сегменты экономики, актуален вопрос о том, насколько  использование труда мигрантов  «консервирует» теневые экономические  отношения.

   Большинство современных теорий согласны в том, что миграция выгодна как для принимающих стран, так и для стран выезда. Западные исследования показывают, что миграция практически не оказывает негативного влияния на уровень безработицы и на уровень оплаты труда в принимающих странах [4]. Американские ученые, используя неоклассическую методологию, основанную на оценке соотношения «выгод и потерь» от миграции, утверждают, что общая выгода от либерализации миграционного режима будет примерно в 25 раз выше, чем эффект от либерализации международной торговли и финансовых потоков.

   Однако  в действительности реальные последствия  миграции не столь однозначны, и  это порождает противоречивое отношение  к ней разных политических и экономических  акторов и общественности. В общественно-политической дискуссии о миграционных проблемах в России преобладает негативный тон. До сих пор в большинстве случаев афишируются «потери», связанные с миграцией, которые уже получили официальную численную оценку. Выступая на заседании «Диалога на высоком уровне по вопросу о международной миграции и развитии» Генеральной Ассамблеи ООН, который проходил в Нью-Йорке 14–15 сентября 2006 года, директор Федеральной миграционной службы России К.О. Ромодановский сообщил: в России сегодня насчитывается около десяти миллионов нелегальных мигрантов; экономический ущерб, причиненный нелегальной миграцией в виде неуплаты налогов, составляет более восьми миллиардов долларов в год. Кроме того, ежегодно мигранты из стран СНГ вывозят из России свыше десяти миллиардов долларов, минуя систему государственного контроля. При этом объем зарегистрированных денежных переводов мигрантов из этих стран в 2005 году превысил три миллиарда долларов.

   Таковы  «потери». Что же касается «выгод», которые Россия получает от миграции, то они фигурируют только в немногочисленных отчетах экспертов, подчеркивающих, например, что мигранты производят в России не менее 8–10% ВВП. 
 

     3.3 Кто приезжает и где работают трудовые мигранты в России?

     Число официально работающих в России трудовых мигрантов постоянно увеличивается. В 2008 году численность мигрантов составила 2215945 человек, причем эти люди представляют более чем 40 стран мира. По-прежнему этот показатель отражает лишь небольшую часть реального процесса: согласно экспертным оценкам, численность нелегальных (или незаконно занятых) трудовых мигрантов в России составляет сегодня от 4 до 6 млн. человек и как минимум в пять раз превышает данные официальной статистики. Однако если в начале 2000-х годов численность официально привлекаемой из-за рубежа иностранной рабочей силы не превышала нескольких сотен тысяч человек и составляла не более 5% всех трудовых мигрантов, то во второй половине десятилетия под влиянием произошедшей либерализации миграционной политики наметилась явная тенденция к увеличению легальной составляющей миграции.

     Необходимость расширения легальных каналов въезда и занятости и устранения административных барьеров, стимулирующих нелегальную  миграцию и коррупцию, стала очевидна уже давно. Однако устойчивое сопротивление  со стороны структур, принимающих  решения в области миграционной политики, привыкших управлять по-старому, не позволило начать реформы вовремя. С 15 января 2007 года вступило в силу новое  законодательство, существенно упрощающее процедуры легализации для мигрантов  из стран СНГ — в первую очередь  для приезжающих на временную  работу. Теперь сам мигрант получает разрешение на работу (а не работодатель, как раньше). Таким образом ликвидирована «крепостная зависимость» мигранта от работодателя. Существенно упростилась процедура регистрации, которая теперь для краткосрочных мигрантов (до 90 дней) может осуществляться по почте. Для России это, можно сказать, революционные изменения, хотя на пути мигрантов и сейчас возникает много препятствий, в основном связанных с непродуманными механизмами реализации нового законодательства.

     Согласно  официальным данным, 40% трудовых мигрантов  заняты в строительстве, 30% — в  торговле, 10% — в промышленности, 7% — в сельском хозяйстве, 5% —  в транспортной отрасли, 8% — в  других видах деятельности. Реальная структура занятости мигрантов  несколько отличается от официальных  данных из-за сильного недоучета мигрантов  в сфере услуг, включая сферу  досуга и развлечений, ЖКХ, работы по дому.

Информация о работе Миграция трудовых ресурсов в России