Миграция трудовых ресурсов в России

Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Декабря 2011 в 17:48, курсовая работа

Описание работы

Внешняя трудовая миграция относится к одному из видов международной миграции населения, который характеризуется перемещением рабочей силы, как правило, из менее развитых в экономически более развитые страны на временную работу с последующим возвращением на родину.
Целью курсовой работы является изучение миграции трудовых ресурсов.
Задачами курсовой работы являются исследование сущности и причин международной трудовой миграции, теорий миграции, рассмотрение регулирования международной трудовой миграции, а также ознакомление с трудовой миграцией в России.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………..........4
1. ПОНЯТИЕ И ПРИЧИНЫ ТРУДОВОЙ МИГРАЦИИ……………………….6
1.1 Сущность международной миграции……………………………………..6
1.2 Теории миграции трудовых ресурсов…………………………………….7
1.3 Причины международной миграции трудовых ресурсов……………….9
2. РЕГУЛИРОВАНИЕ МЕЖДУНАРОДНОЙ МИГРАЦИИ ТРУДОВЫХ РЕСУРСОВ……………………………………………………………………….11
2.1 Международно-правовые основы межстрановой трудовой миграции......11
2.2 Иммиграционная политика стран-импортеров трудовых ресурсов……15
2.3 Эмиграционная политика стран-экспортеров трудовых ресурсов…….18
3. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ТРУДОВОЙ МИГРАЦИИ В РОССИИ…21
3.1 Миграционная политика России…………………………………………21
3.2 Зависимость России от труда мигрантов…………………………………..25
3.3 Кто приезжает и где работают трудовые мигранты в России?...............30
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….37
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ………………......................40

Работа содержит 1 файл

чистовик.docx

— 75.67 Кб (Скачать)

     2.2 Иммиграционная политика стран-импортеров трудовых ресурсов

   Страны - импортеры трудовых ресурсов, которые  постоянно испытывают потребности  в привлечении рабочей силы, свою иммиграционную политику основывают прежде всего на мерах регулирования численности и качественного состава прибывающих трудящихся-мигрантов [11].

     В качестве инструмента регулирования  численности используется показатель иммиграционной квоты, который ежегодно рассчитывается и утверждается в  стране-импортере. При определении  квоты учитываются потребности страны в иностранной рабочей силе и по отдельным категориям привлекаемого населения (половозрастным группам, образованию и т. п.), а также принимается во внимание состояние национальных рынков труда, жилья, политическая и социальная обстановка в стране-импортере.

     Иммиграционная  квота может быть распределена в  определенной пропорции между различными категориями иммигрантов.

     Регулирование качественного состава трудящихся-иммигрантов  осуществляется в принимающих странах  путем использования различных  методов (в целях определения  групп иммигрантов, для которых  предусмотрены преференции, они  могут рассчитывать на первоочередное получение въездной визы).

     О высоких требованиях к качеству прибывающей рабочей силы свидетельствует  необходимость прохождения процедуры  признания имеющихся у мигранта документов об образовании или профессиональной подготовке, а также имеющегося опыта  работы по специальности. Возрастной ценз является одним из распространенных критериев отбора иммигрантов. Шансы  получить разрешение на въезд в страну выше у более молодых претендентов,

     Национальность  иммигранта является качественным признаком, дифференцированным в зависимости  от национального состава принимающей  страны и учитываемым для обеспечения, например, в США национального  равновесия.

     К числу других требований, предъявляемых  к качеству рабочей силы, относят: требование хорошего состояния здоровья у прибывающего мигранта (характерно для ряда скандинавских стран  и США); дополнительные профессиональные требования, относящиеся к ряду специальностей или профессий (в США, например, иностранный  программист должен владеть принятыми  в стране программными средствами, быть знакомым с соответствующими компьютерными системами); ограничения личностного и психологического плана. Так, например, претендент на получение гражданства ЮАР должен иметь "добрый характер". В США издавна ограничен въезд для представителей любой из партий тоталитарного типа [14].

     Значение  того или иного качественного  признака при отборе иммигрантов  не является постоянным и может меняться в пользу других приоритетов. Вместе с тем, по ряду важнейших характеристик, таких как возрастной ценз, наличие  трудового сертификата, обладание  определенной профессией и профессиональной подготовкой, требования достаточно устойчивы  во времени.

     Селективность миграционной политики стран-импортеров выражается также в предоставлении льгот отдельным категориям мигрантов  с целью их привлечения в страну. Так, приоритетным правом получения  разрешения на иммиграцию пользуются бизнесмены, предполагающие открыть  дело в стране пребывания.

     Одной из целей иммиграционной политики является защита национального рынка труда  от неконтролируемого притока иностранной  рабочей силы. Для осуществления  этой цели государства-импортеры применяют  меры, направленные на сокращение или  предотвращение иммиграции, а также  на сокращение иностранной рабочей  силы в стране пребывания. Например, в США одновременно с ужесточением политики по отношению к нелегальным  иммигрантам, законодательством предусмотрено  право на легализацию для части  иностранцев, без разрешения находящихся  в стране, что является гуманным актом и свидетельствует о  демократических тенденциях в осуществлении  иммиграционной политики. Многие страны - импортеры рабочей силы приняли  и реализуют государственные  программы стимулирования репатриации  официально зарегистрированных иностранцев, в которых преобладают экономические (а не административные) стимулы  (предоставление материальной помощи и возможности приобретения профессии и т. п.) 
 
 

     2.3 Эмиграционная политика стран-экспортеров трудовых ресурсов

     Международная организация труда (МОТ) так определила цели эмиграционной политики стран-экспортеров: эмиграция трудовых ресурсов должна способствовать сокращению безработицы, поступлению валютных средств от трудящихся-эмигрантов, которые используются для сбалансированности экспортно-импортных  операций; эмигрантам за рубежом должен быть обеспечен соответствующий  жизненный уровень; требование возвращения  на родину эмигрантов сочетается с  приобретением последними в зарубежных странах профессий и образования [9].

     Современная международная трудовая миграция характеризуется  активизацией и ростом влияния стран - экспортеров рабочей силы, которые  используют различные методы и средства для достижения целей эмиграции, а именно:

     - методы и средства защиты интересов  государства -экспортера трудовых ресурсов путем регулирования масштабов эмиграции и качественного состава эмигрантов, выезжающих за пределы страны. Большинство государств демонстрируют своей эмиграционной политикой уважение прав своих граждан на свободное перемещение. Некоторые страны проводят политику сдерживания эмиграции, особенно в отношении высококвалифицированных специалистов и при нехватке квалифицированной рабочей силы, а также при неблагоприятной демографической ситуации;

     - методы использования эмиграции  в целях обеспечения ресурсами  экономики страны путем привлечения  валютных средств трудящихся-мигрантов. Для этого в национальных банках открывают эмигрантам валютные счета под более высокую процентную ставку, создают им выгодные условия использования своих валютных средств для приобретения товаров и производственного оборудования и т. д. Ряд государств прямо обязывает трудящихся-эмигрантов переводить в страну происхождения значительную (иногда дифференцированную по категориям) долю полученной за границей заработной платы [13] .

     Государство привлекает также средства частных  посреднических организаций, занимающихся трудоустройством граждан за границей путем введения обязательных вкладов  и страховок;

     - методы и средства по защите  прав трудящихся-эмигрантов путем  использования двусторонних соглашений  и контрактной формы найма  рабочей силы для работы за  границей, которая призвана обеспечить  определенные экономические и  социальные гарантии (по заработной  плате, оплате проезда, жилью,  продовольственному обеспечению  и медицинскому обслуживанию  и т. д.), а также путем организации  учреждений, фондов, представительств, назначения специальных должностных  лиц и т. п. в целях контроля за выполнением условий международных соглашений по трудовой миграции, решения спорных вопросов в стране пребывания мигрантов и соблюдения их основных прав. В посольствах и представительствах некоторых стран за рубежом назначаются атташе по труду, которые призваны обеспечивать защиту прав трудящихся-мигрантов, в том числе разрешение спорных вопросов при их размещении, ведение переговоров с работодателями.

     Заслуживает внимания опыт создания специальных  фондов, в задачи которых помимо контроля за соблюдением прав трудящихся-мигрантов и членов их семей входит накопление средств (фонда благосостояния), предназначенных для обеспечения медицинского обслуживания, жилищного строительства, расширения сети школ и т. п. возвращающихся на родину мигрантов.

     - Меры, способствующие сочетанию как защиты государственных интересов, так и прав и свобод трудящихся-мигрантов.

     Государство стремится выработать такой механизм регулирования миграции, который  позволял бы совмещать защиту государственных  интересов и его граждан. Одним  из инструментов реализации данной задачи является введение порядка обязательного  государственного лицензирования деятельности по найму граждан для работы за границей. Цель лицензирования - наделение  правом посредничества при трудоустройстве  за границей только тех организаций, которые обладают достаточными знаниями, опытом работы, располагают надежными  международными связями и способны нести материальную и юридическую  ответственность за результаты своей  деятельности.

     - Меры, направленные на взаимную  защиту интересов стран - экспортеров  и стран - импортеров трудовых  ресурсов (например, при проведении  политики сдерживания масштабов  миграции, нелегальных перемещений,  стимулирования возвращения мигрантов  на родину). 

 

     3.  ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ТРУДОВОЙ МИГРАЦИИ В РОССИИ

     3.1 Миграционная политика  России

     Накопившийся  в течение суверенного существования  России опыт высвечивает преимущества, недостатки и ограниченность миграционной политики страны. Акцент на одной, пусть  и очень важной проблеме – вначале  вынужденной, теперь незаконной миграции и «прозрачных» границ – при всей ее актуальности низводит миграционную политику к роли пожарника, лишает ее перспективы, заводи в тупик.

     Все более ощущается отсутствие адекватного  понимания значения миграционных процессов  в развитии России и узость миграционной политики.

     Конструктивная  миграционная политика многофункциональна. Она должна способствовать достижению важнейших общественных целей, таких, как развитие рыночных отношений, обеспечение  демографическими ресурсами рынка  труда, построение демократического общества, соблюдение прав человека, интеграция в международный рынок труда, укрепление безопасности страны [15] .

     В последние годы приняты и введены  в действие два основополагающих для миграционной политики закона –  закон о гражданстве и о  положении иностранцев, которые  приближают Россию к международным  миграционным нормам, создают основу для упорядочивания положения различных  категорий населения страны. 
Вместе с тем, оба эти закона не свободны от недостатков. К закону о гражданстве уже готовятся поправки, и, будем надеяться, они будут приняты.

     Закон о пребывании иностранцев ввел в  нашу жизнь важнейшую норму –  «вид на жительство», общепринятую в  международной практике. Однако процедура  ее оформления столь сложна, что  закон стал настоящим шлагбаумом на пути иммиграции в Россию. Это  расходится с долговременными потребностями  России, которая не может обойтись без иммиграции. Это не отвечает и сегодняшним потребностям, так  как многие регионы уже ощущают  дефицит рабочей силы.

     Главный недостаток существующей миграционной политики в том, что она абстрагируется от проблем экономического развития страны.

     Рыночная  экономика предъявляет очень  жесткие требования к миграции, еще  и потому, что высокая мобильность  рабочей силы является неотъемлемым условием ее успешного развития.

     Уровень мобильности населения в бывшем СССР был довольно высок – 2–2,5% в  год, сейчас в России он упал до 0,5%. Это  уровень аграрной дореволюционной  России. Поэтому создание условий  для повышения мобильности должно находиться в центре внимания миграционной политики.

     Главным условием высокой мобильности населения  является свобода передвижения. Реализация этой конституционной нормы предполагает комплекс взаимосвязанных мероприятий. Разработка простых механизмов регистрации  по месту жительства является первоочередной мерой, но не исчерпывает задачи.

     Мобильность рабочей силы очень сильно сдерживается неразвитостью рынка жилья. Необходимо как можно быстрее преодолеть закрепощенность рабочей силы жильем, развивая ипотечные и арендные формы  жилищной обеспеченности. Работа в  этом направлении идет, но крайне медленно.

     Второе  стратегически важное направление  миграционной политики России – это  соответствующая интересам страны иммиграционная политика. Здесь в  последние два года произошло  заметное продвижение, по крайней мере, необходимость и неизбежность иммиграции в страну постулирована на всех уровнях. В то же время нет ясного представления  ни о возможных масштабах иммиграции, ни о конкретных управляющих воздействиях в этом направлении. Пока что иммиграционная политика носит охранительный и  ограничительный характер.

     Иммиграционная  политика предполагает создание в стране благоприятной обстановки для приема и для жизни мигрантов, включая  формирование доброжелательного отношения  к ним со стороны населения, разработку разветвленного, гибкого и простого в реализации правового поля в  отношении предоставления вида на жительство, трудового найма, частного предпринимательства, аренды земли, обзаведения и владения собственностью. Большое значение имеет  и разработка системы отбора иммигрантов.

Информация о работе Миграция трудовых ресурсов в России