Миграция трудовых ресурсов в России

Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Декабря 2011 в 17:48, курсовая работа

Описание работы

Внешняя трудовая миграция относится к одному из видов международной миграции населения, который характеризуется перемещением рабочей силы, как правило, из менее развитых в экономически более развитые страны на временную работу с последующим возвращением на родину.
Целью курсовой работы является изучение миграции трудовых ресурсов.
Задачами курсовой работы являются исследование сущности и причин международной трудовой миграции, теорий миграции, рассмотрение регулирования международной трудовой миграции, а также ознакомление с трудовой миграцией в России.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………..........4
1. ПОНЯТИЕ И ПРИЧИНЫ ТРУДОВОЙ МИГРАЦИИ……………………….6
1.1 Сущность международной миграции……………………………………..6
1.2 Теории миграции трудовых ресурсов…………………………………….7
1.3 Причины международной миграции трудовых ресурсов……………….9
2. РЕГУЛИРОВАНИЕ МЕЖДУНАРОДНОЙ МИГРАЦИИ ТРУДОВЫХ РЕСУРСОВ……………………………………………………………………….11
2.1 Международно-правовые основы межстрановой трудовой миграции......11
2.2 Иммиграционная политика стран-импортеров трудовых ресурсов……15
2.3 Эмиграционная политика стран-экспортеров трудовых ресурсов…….18
3. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ТРУДОВОЙ МИГРАЦИИ В РОССИИ…21
3.1 Миграционная политика России…………………………………………21
3.2 Зависимость России от труда мигрантов…………………………………..25
3.3 Кто приезжает и где работают трудовые мигранты в России?...............30
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….37
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ………………......................40

Работа содержит 1 файл

чистовик.docx

— 75.67 Кб (Скачать)

     В отличие от классических теорий приверженцы  исторических и структуралистских  концепций объясняют миграцию экономическим  и политическим неравенством различных  субъектов (стран, регионов, предприятий, индивидов), когда более сильные  субъекты определяют направленность миграционных потоков в выгодном им направлении. Эти же теории признают важность таких  факторов, как этнические и семейные связи среди мигрантов, роль государственного регулирования в данной области.

     В реальной жизни все перечисленные  подходы и объяснения дополняют  друг друга и взаимопереплетены.

     Говоря  о сопоставимости человеческих ресурсов с другими экономическими ресурсами  на международных рынках, важно отметить и их особенности. Они отражают специфику  товара «рабочая сила», который является не только объектом, но и субъектом  международных экономических отношений  в данной сфере. Кроме того, процесс  международной миграции оказывает  не только экономическое, но и многоплановое  социальное, демографическое и социально-психологическое  влияние как на страны-доноры, так и на принимающие страны. 
 
 
 
 
 
 
 

     1.3 Причины международной миграции трудовых ресурсов

     Международный рынок рабочей силы, существует наряду с другими мировыми рынками: в  частности, товаров и услуг, капитала. Перемещаясь из одной страны в  другую, рабочая сила предлагает себя в качестве товара, осуществляет международную  трудовую миграцию.

     Среди важнейших побудительных мотивов  и причин международной миграции трудовых ресурсов находятся различные  факторы экономического и неэкономического характера.

     К причинам экономического характера  следует отнести следующие:

     - различия в уровне экономического  и, в частности, промышленного  развития отдельных стран; 

     - наличие национальных различий  в размерах заработной платы; 

     - существование органической безработицы  в некоторых странах и, прежде  всего, слабо развитых;

     - международное движение капитала  и функционирование международных  корпораций [4].

     Специалисты относят к причинам миграции рабочей  силы неэкономического характера: политические, национальные, религиозные, расовые, семейные и др.

     Происходившее в последнее время заметное развитие средств связи и транспорта, в свою очередь, оказали стимулирующее воздействие на активизацию процессов современной международной трудовой миграции. В процессах международной трудовой миграции принимают участие не служащие, а представители рабочих специальностей.

     На  практике международная миграция рабочей  силы возникла как стихийное явление, но по мере развития процесса начала подпадать  под регулирующие мероприятия государства. Тем не менее, и в настоящее  время не изжиты полностью черты  стихийности в рассматриваемом  процессе.

     Международная миграция населения и трудовых ресурсов возникает при наличии определенного  контраста в уровнях экономического и социального развития и темпах естественного демографического прироста стран, принимающих и отдающих рабочую силу.

     Вместе  с тем мировая практика свидетельствует, что подобная трудовая миграция обеспечивает несомненные преимущества странам, как принимающим рабочую силу, так и поставляющим ее. Но при  этом возможно возникновение и острых социально-экономических проблем.

     Экономические мигранты, трудоустраивающиеся на территории иностранных государств, составляют одну из наиболее крупных по численности  групп среди разных видов внешней  миграции. Различают основные их категории:

     - эмигранты "за заработком", их "выталкивают" из страны  чаще всего тяжелая материальная  ситуация и отсутствие работы, влечет возможность улучшить  условия жизни; 

     - так называемые мобильные эмигранты  - высококвалифицированные работники,  командируемые своими предприятиями  для выполнения работ на территории  других государств (работники транснациональных  фирм, банков, страховых компаний, занятость  которых за границей связана  с интернационализацией капитала);

     - творческая и художественная  интеллигенция, научные работники,  мотивы эмиграции которых не только в более высоких заработках, но и в возможности активного творчества, лучших условий для работы [8].

 

     2. РЕГУЛИРОВАНИЕ МЕЖДУНАРОДНОЙ  МИГРАЦИИ ТРУДОВЫХ  РЕСУРСОВ 

     2.1 Международно-правовые основы межстрановой трудовой миграции

     Учитывая, что правительство каждой страны суверенно в своем праве определять направления и цели миграционной политики, при разработке комплекса  мер, регулирующих процессы внешней  трудовой миграции, признано целесообразным и необходимым условием придерживаться определенных правовых норм и стандартов, закрепленных в документах международных организаций.

     Ратифицируя международные конвенции, страны, регламентирующие процесс трудовой миграции, признают приоритет норм международного права  над национальным законодательством, что имеет важное значение как для самой страны с точки зрения ее интеграции в мировое сообщество, так и для мигрантов, чьи права за рубежом существенно расширяются и нуждаются в защите.

     Важная  особенность международной миграции рабочей силы состоит в том, что  регулирование данного процесса осуществляется двумя (или более) субъектами, воздействующими на разные стадии перемещения  населения и преследующими зачастую несовпадающие интересы. Если страна - импортер рабочей силы в большей  степени отвечает за прибытие и использование  мигрантов, то в функции страны-экспортера рабочей силы в большей степени  входит регулирование оттока и защита интересов мигрантов за рубежом.

     Во  многих аспектах интересы стран - экспортеров  и импортеров рабочей силы оказываются  тесно переплетенными. Правовое выражение  взаимной заинтересованности стран, принимающих  и направляющих мигрантов, осуществляется в форме двух- или многосторонних международных соглашений по вопросам миграции. Согласно Программе Действий, принятой в 1976 г. на Всемирной конференции по занятости в рамках МОТ, организация набора рабочей силы должна производиться на основе двух- или многосторонних соглашений, разработанных на основе изучения экономических и социальных потребностей стран - экспортеров и импортеров рабочей силы.

     В настоящее время значительное число  учреждений и организаций прежде всего в рамках ООН, а также региональных группировок занимаются проблемами, связанными с миграцией населения и трудовых ресурсов [7].

     Так, Комиссия ООН по народонаселению  располагает соответствующим фондом, часть которого используется на субсидирование национальных программ в области  миграции населения. Деятельность МОТ (Международной организации труда) в качестве одной из целей предусматривает  регулирование миграции населения. Ряд международных договоров, принятых ВОЗ (Всемирной организации здравоохранения), содержит специальные нормы, которые  касаются физического состояния  трудящихся-мигрантов. В конвенциях ЮНЕСКО имеются положения, направленные на улучшение образования трудящихся-мигрантов  и членов их семей. Возрастает роль Международной организации по миграции (MOM), целью которой является обеспечение упорядоченной и плановой международной миграции, ее организация, обмен опытом и информацией по указанным вопросам. В Западной Европе деятельностью, связанной с обеспечением и защитой прав трудящихся мигрантов, занимается Межправительственный комитет по вопросам миграции (СИМЕ).

     Соответствующие документы международных организаций  имеют большое значение применительно  к национальному законодательству, поскольку при формировании национальной политики в области внешней трудовой миграции должны быть учтены требования международных конвенций.

   Одной из основных идей Конвенции МОТ о  трудящихся-мигрантах является признание  государствами, ратифицирующими данный документ, равенства в отношении  мигрантов независимо от их национальности, расовой принадлежности, религии, пола и т. п. Конвенция содержит статьи, направленные на регулирование условий, при которых трудящиеся-мигранты будут иметь равные с гражданами принимающего государства права  в вопросах, определенных Конвенцией. Защита прав трудящихся-мигрантов обеспечивается: организацией бесплатных служб для помощи мигрантам и обеспечения их необходимой информацией (статья 2); принятием мер против недостоверной информации и пропаганды в отношении вопросов, касающихся иммиграции и эмиграции граждан (статья 3); принятием мер, облегчающих все стадии миграции: отъезд, перемещение и прием мигрантов (статья 4); организацией соответствующих медицинских служб (статья 5); разрешением переводить на родину заработок и сбережения трудящихся-мигрантов (статья 9).

     Конвенция включает также приложения, среди  которых первые два касаются найма, размещения и условий труда мигрантов, а третье - вопросов ввоза мигрантами личного имущества, рабочих инструментов и оборудования. В Приложении 1, в  частности указывается, что посреднической деятельностью по трудоустройству  мигрантов могут заниматься: наниматель или лицо, находящееся у него на службе и действующее от его имени, при наличии разрешения от компетентных властей и под их контролем; частное  агентство, получившее на это предварительное  разрешение компетентных властей территории, на которой данные операции будут  производиться, при соблюдении условий  и в тех случаях, которые могут  быть предусмотрены либо законодательством  данной территории, либо соглашением  между компетентными органами принимающей  и направляющей стран.

     В данном документе также указывается, что лицо или организация, способствующие незаконной миграции, подлежат соответствующему наказанию.

     В названной конвенции подчеркивается также необходимость письменного  оформления трудовых контрактов и соблюдения права трудящихся-мигрантов на получение  данных документов с указанием сроков найма, условий и содержания труда  и уровня его оплаты.

     Документы МОТ провозглашают равенство  мигрантов с гражданами страны пребывания также и в уровне минимальной  заработной платы, а в тех странах, где это предусмотрено национальными  законодательствами, - возможность  участвовать в процедурах по установлению размера заработной платы. При этом оговаривается, что заработная плата  трудящимся-мигрантам должна выплачиваться  регулярно и наличными деньгами.

     Статья 9 Конвенции № 97 закрепляет право  трудящегося-мигранта на свободный  перевод полученных валютных средств  на родину.

     Международными  стандартами предусматривается  также возможность для трудящихся-мигрантов  получить образование или повысить квалификацию в стране пребывания. Так, в Рекомендациях МОТ для  мигрантов оговаривается равный с гражданами принимающей страны доступ к получению образования.

     Конвенция МОТ, принятая в 1962 г., гарантирует равноправие  граждан стран пребывания и иностранцев  или лиц без гражданства в  области социального обеспечения. Государства, принявшие настоящую  Конвенцию, обязуются соблюдать  по отношению к гражданам любого другого государства, подписавшего данную Конвенцию, равенство в социальном обеспечении независимо от срока  пребывания в стране. При этом принятые обязательства, по желанию сторон, могут  предусматривать одну или более  социальных гарантий: медицинское обслуживание, пособие по инвалидности в случае потери трудоспособности, пенсионное обеспечение, пособие по временной нетрудоспособности, пособие по безработице и т. п.

     Согласно  Конвенции МОТ 1975 г. государства  должны выявлять на своей территории нелегальную миграцию и принимать  необходимые меры по ее сокращению. Конвенция содержит требования, предъявляемые  государствам в отношении равенства  в образовании, занятости, социального  обеспечения, участия в профсоюзах и прочих гражданских прав и социальных гарантий для лиц, находящихся на территории государства на законном основании в качестве трудящихся-мигрантов  или членов их семей.

     Наконец, в Конвенции МОТ, одобренной в 1982 г., изложена международная система  сохранения прав трудящихся-мигрантов  в области социального обеспечения. Назначение данной Конвенции - координация  национальных систем социального обеспечения  с учетом различий в уровнях развития отдельных стран.

     Ратификация заинтересованными государствами  международных конвенций, регламентирующих процесс трудовой миграции, является необходимым условием для их осуществления. 

Информация о работе Миграция трудовых ресурсов в России