Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Декабря 2011 в 17:48, курсовая работа
Внешняя трудовая миграция относится к одному из видов международной миграции населения, который характеризуется перемещением рабочей силы, как правило, из менее развитых в экономически более развитые страны на временную работу с последующим возвращением на родину.
Целью курсовой работы является изучение миграции трудовых ресурсов.
Задачами курсовой работы являются исследование сущности и причин международной трудовой миграции, теорий миграции, рассмотрение регулирования международной трудовой миграции, а также ознакомление с трудовой миграцией в России.
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………..........4
1. ПОНЯТИЕ И ПРИЧИНЫ ТРУДОВОЙ МИГРАЦИИ……………………….6
1.1 Сущность международной миграции……………………………………..6
1.2 Теории миграции трудовых ресурсов…………………………………….7
1.3 Причины международной миграции трудовых ресурсов……………….9
2. РЕГУЛИРОВАНИЕ МЕЖДУНАРОДНОЙ МИГРАЦИИ ТРУДОВЫХ РЕСУРСОВ……………………………………………………………………….11
2.1 Международно-правовые основы межстрановой трудовой миграции......11
2.2 Иммиграционная политика стран-импортеров трудовых ресурсов……15
2.3 Эмиграционная политика стран-экспортеров трудовых ресурсов…….18
3. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ТРУДОВОЙ МИГРАЦИИ В РОССИИ…21
3.1 Миграционная политика России…………………………………………21
3.2 Зависимость России от труда мигрантов…………………………………..25
3.3 Кто приезжает и где работают трудовые мигранты в России?...............30
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….37
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ………………......................40
В отличие от классических теорий приверженцы исторических и структуралистских концепций объясняют миграцию экономическим и политическим неравенством различных субъектов (стран, регионов, предприятий, индивидов), когда более сильные субъекты определяют направленность миграционных потоков в выгодном им направлении. Эти же теории признают важность таких факторов, как этнические и семейные связи среди мигрантов, роль государственного регулирования в данной области.
В реальной жизни все перечисленные подходы и объяснения дополняют друг друга и взаимопереплетены.
Говоря
о сопоставимости человеческих ресурсов
с другими экономическими ресурсами
на международных рынках, важно отметить
и их особенности. Они отражают специфику
товара «рабочая сила», который является
не только объектом, но и субъектом
международных экономических
1.3 Причины международной миграции трудовых ресурсов
Международный рынок рабочей силы, существует наряду с другими мировыми рынками: в частности, товаров и услуг, капитала. Перемещаясь из одной страны в другую, рабочая сила предлагает себя в качестве товара, осуществляет международную трудовую миграцию.
Среди
важнейших побудительных
К причинам экономического характера следует отнести следующие:
-
различия в уровне
- наличие национальных различий в размерах заработной платы;
-
существование органической
-
международное движение
Специалисты относят к причинам миграции рабочей силы неэкономического характера: политические, национальные, религиозные, расовые, семейные и др.
Происходившее в последнее время заметное развитие средств связи и транспорта, в свою очередь, оказали стимулирующее воздействие на активизацию процессов современной международной трудовой миграции. В процессах международной трудовой миграции принимают участие не служащие, а представители рабочих специальностей.
На практике международная миграция рабочей силы возникла как стихийное явление, но по мере развития процесса начала подпадать под регулирующие мероприятия государства. Тем не менее, и в настоящее время не изжиты полностью черты стихийности в рассматриваемом процессе.
Международная
миграция населения и трудовых ресурсов
возникает при наличии
Вместе
с тем мировая практика свидетельствует,
что подобная трудовая миграция обеспечивает
несомненные преимущества странам,
как принимающим рабочую силу,
так и поставляющим ее. Но при
этом возможно возникновение и острых
социально-экономических
Экономические мигранты, трудоустраивающиеся на территории иностранных государств, составляют одну из наиболее крупных по численности групп среди разных видов внешней миграции. Различают основные их категории:
-
эмигранты "за заработком",
их "выталкивают" из страны
чаще всего тяжелая
-
так называемые мобильные
-
творческая и художественная
интеллигенция, научные
2.
РЕГУЛИРОВАНИЕ МЕЖДУНАРОДНОЙ
МИГРАЦИИ ТРУДОВЫХ
РЕСУРСОВ
2.1 Международно-правовые основы межстрановой трудовой миграции
Учитывая,
что правительство каждой страны
суверенно в своем праве
Ратифицируя международные конвенции, страны, регламентирующие процесс трудовой миграции, признают приоритет норм международного права над национальным законодательством, что имеет важное значение как для самой страны с точки зрения ее интеграции в мировое сообщество, так и для мигрантов, чьи права за рубежом существенно расширяются и нуждаются в защите.
Важная
особенность международной
Во многих аспектах интересы стран - экспортеров и импортеров рабочей силы оказываются тесно переплетенными. Правовое выражение взаимной заинтересованности стран, принимающих и направляющих мигрантов, осуществляется в форме двух- или многосторонних международных соглашений по вопросам миграции. Согласно Программе Действий, принятой в 1976 г. на Всемирной конференции по занятости в рамках МОТ, организация набора рабочей силы должна производиться на основе двух- или многосторонних соглашений, разработанных на основе изучения экономических и социальных потребностей стран - экспортеров и импортеров рабочей силы.
В настоящее время значительное число учреждений и организаций прежде всего в рамках ООН, а также региональных группировок занимаются проблемами, связанными с миграцией населения и трудовых ресурсов [7].
Так,
Комиссия ООН по народонаселению
располагает соответствующим
Соответствующие
документы международных
Одной
из основных идей Конвенции МОТ о
трудящихся-мигрантах является признание
государствами, ратифицирующими данный
документ, равенства в отношении
мигрантов независимо от их национальности,
расовой принадлежности, религии, пола
и т. п. Конвенция содержит статьи,
направленные на регулирование условий,
при которых трудящиеся-
Конвенция включает также приложения, среди которых первые два касаются найма, размещения и условий труда мигрантов, а третье - вопросов ввоза мигрантами личного имущества, рабочих инструментов и оборудования. В Приложении 1, в частности указывается, что посреднической деятельностью по трудоустройству мигрантов могут заниматься: наниматель или лицо, находящееся у него на службе и действующее от его имени, при наличии разрешения от компетентных властей и под их контролем; частное агентство, получившее на это предварительное разрешение компетентных властей территории, на которой данные операции будут производиться, при соблюдении условий и в тех случаях, которые могут быть предусмотрены либо законодательством данной территории, либо соглашением между компетентными органами принимающей и направляющей стран.
В данном документе также указывается, что лицо или организация, способствующие незаконной миграции, подлежат соответствующему наказанию.
В
названной конвенции
Документы
МОТ провозглашают равенство
мигрантов с гражданами страны пребывания
также и в уровне минимальной
заработной платы, а в тех странах,
где это предусмотрено
Статья 9 Конвенции № 97 закрепляет право трудящегося-мигранта на свободный перевод полученных валютных средств на родину.
Международными
стандартами предусматривается
также возможность для
Конвенция
МОТ, принятая в 1962 г., гарантирует равноправие
граждан стран пребывания и иностранцев
или лиц без гражданства в
области социального
Согласно Конвенции МОТ 1975 г. государства должны выявлять на своей территории нелегальную миграцию и принимать необходимые меры по ее сокращению. Конвенция содержит требования, предъявляемые государствам в отношении равенства в образовании, занятости, социального обеспечения, участия в профсоюзах и прочих гражданских прав и социальных гарантий для лиц, находящихся на территории государства на законном основании в качестве трудящихся-мигрантов или членов их семей.
Наконец,
в Конвенции МОТ, одобренной в 1982
г., изложена международная система
сохранения прав трудящихся-мигрантов
в области социального
Ратификация
заинтересованными