Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Марта 2012 в 13:51, курсовая работа
Целью данной курсовой работы является рассмотрение экономической сущности прибыли, ее функций и источников получения прибыли, а также изучение механизма формирования и распределения прибыли фирмы на примере предприятия.
Для достижения цели исследования необходимо решить следующие задачи:
– рассмотреть экономическую сущность прибыли;
изучить функции и источники получения прибыли;
проанализировать связь между выручкой, затратами и прибылью фирмы;
изучить механизм формирования и распределения прибыли, а также особенности использования прибыли на предприятии;
выработать пути максимизации прибыли предприятия.
Введение
Прибыль – это многозначный термин. Многие экономисты по-разному определяют прибыль, ее источники, факторы, влияющие на ее увеличение. Как экономическая категория прибыль характеризует конечные финансовые результаты деятельности предприятия. Она является показателем, отражающим эффективность производства, объем и качество произведенной продукции, состояние производительности труда и уровень себестоимости.
Доказывая актуальность выбранной темы, следует отметить, что в современной рыночной экономике целью предпринимательской деятельности является именно получение прибыли, поскольку она служит движущей силой развития предпринимательства, а также служит основным источником финансовых ресурсов у многих участников общественного производства. Все это определяет центральное место и многогранную роль прибыли в развитии рыночной экономики.
Прибыль как конечный финансовый результат деятельности фирмы представляет собой разницу между общей суммой доходов и затратами на производство и реализацию продукции с учетом убытков от различных хозяйственных операций. Таким образом, прибыль формируется в результате взаимодействия многих компонентов как с положительными, так и с отрицательными знаками.
Также следует отметить, что прибыль является основным источником финансирования мероприятий по научно-техническому и социальному развитию предприятий и объединений. За счет платежей из прибыли в бюджет формируется основная часть финансовых ресурсов государства, региональных и местных органов власти. От их увеличения в значительной мере зависят темпы экономического развития России, отдельных регионов, рост общественного богатства и, в конечном счете, повышение уровня жизни народа.
Целью данной курсовой работы является рассмотрение экономической сущности прибыли, ее функций и источников получения прибыли, а также изучение механизма формирования и распределения прибыли фирмы на примере предприятия.
Для достижения цели исследования необходимо решить следующие задачи:
– рассмотреть экономическую сущность прибыли;
изучить функции и источники получения прибыли;
проанализировать связь между выручкой, затратами и прибылью фирмы;
изучить механизм формирования и распределения прибыли, а также особенности использования прибыли на предприятии;
выработать пути максимизации прибыли предприятия.
1. Экономическая сущность прибыли. Связь выручки, затрат и прибыли фирмы
В условиях рынка каждый хозяйствующий субъект выступает как обособленный товаропроизводитель, который экономически и юридически самостоятелен. Хозяйствующий субъект самостоятельно выбирает сферу бизнеса, формирует товарный ассортимент, определяет затраты, формирует цены, учитывает выручку от реализации, а следовательно, выявляет прибыль или убыток по результатам деятельности. В условиях рынка получение прибыли является непосредственной целью производства субъекта хозяйствования. Реализация данной цели возможна только в том случае, если субъект хозяйствования производит продукцию (работы, услуги), которые по своим потребительским свойствам соответствуют потребностям общества. Обществу нужны не рублевые эквиваленты, а конкретные товарно-материальные ценности. [14, c. 270]. Значение прибыли в условиях товарно-денежных (рыночных) отношений неизмеримо возрастает. Именно она определяет решение трех взаимосвязанных задач [4, c. 414]:
1) что производить (какой вид товара или услуги);
2) как производить (с какими издержками);
3) для кого производить (выбор покупателей на различных сегментах товарного рынка).
Прибыль выступает как вознаграждение за предпринимательский риск и внедрение технических новшеств. Но с другой стороны, она выражает результаты хозяйствования и эффективность использования всех видов ресурсов. С этих двух позиций прибыль является формой дохода предпринимателя (предприятия), успешно реализовавшего свой товар по равновесной цене.
Получение выручки за произведенную и реализованную продукцию еще не означает получение прибыли. Для выявления финансового результата необходимо выручку сопоставить с затратами на производство и реализацию: когда выручка превышает затраты, тогда финансовый результат свидетельствует о получении прибыли. При равенстве выручки и затрат удается лишь возмещать затраты – прибыль отсутствует, что означает отсутствие основы развития хозяйствующего субъекта. Когда же затраты превышают выручку, субъект хозяйствования получает убытки – это область критического риска, что ставит хозяйствующий субъект в критическое финансовое положение, не исключающее банкротство. Убытки показывают ошибки, просчеты в направлениях использования финансовых средств организации в производстве, управлении и сбыте продукции [14, c. 270].
Существуют различные подходы к определению прибыли. Рассмотрим мнения ученых – экономистов по этому поводу, приведенные в следующей таблице:
Таблица 1.1
Подходы к определению понятия «прибыль»
Автор(ы) | Определение прибыли |
1 | 2 |
Б. А. Райзберг, Л. Ш. Лозовский, Е. Б Стародубцева | Превышение доходов от продажи товаров и услуг над затратами на производство и продажу этих товаров. Это один из наиболее важных показателей финансовых результатов хозяйственной деятельности предприятия и предпринимателей. Прибыль исчисляется как разность между выручкой от реализации продукта хозяйственной деятельности и суммой затрат факторов производства на эту деятельность в денежном выражении. Различают полную, общую прибыль, называемую валовой (балансовой); чистую прибыль, остающуюся после уплаты из валовой прибыли налогов и отчислений; бухгалтерскую, рассчитываемую как разницу между ценой (доходами от продажи) и бухгалтерскими издержками, и экономическую прибыль, которая учитывает временные издержки. Обычно экономическая прибыль меньше бухгалтерской на величину некомпенсированных собственных издержек предпринимателя, не учтенных в себестоимости.[10, c.302] |
1 | 2 |
А. Н. Азрилиян, Е. В. Калашникова | Это термин в экономической науке, который обозначает положительную разницу между выручкой и затратами предпринимателями от его капитала. Таким образом, прибыль можно считать показателем результатов деятельности компании в их финансовых выражениях. Нельзя путать прибыль с доходом, поскольку последний всегда будет превышать прибыль, ведь в нем еще содержится сумма, которая в дальнейшем пойдет на уплату налогов, а также на расходы связанные с зарплатой сотрудников компании. Прибыль может использоваться предприятием на свое развитие. Экономисты различают несколько типов прибыли: чистая прибыль, учетная прибыль, бухгалтерская прибыль, реальная прибыль и др.[2, c.639] |
С. Ожегов | В социалистическим обществе: прибыль - часть чистого дохода предприятия, поступающая в его распоряжение и представляющая собой источник самоокупаемости и самофинансирования; в капиталистическом обществе: это доход, форма прибавочной стоимости, создаваемой трудом наемных рабочих и присваиваемой собственниками капитала.[9, с. 268] |
А. Б. Борисов | Форма чистого дохода хозрасчетного предприятия; обобщающий показатель его хозяйственной деятельности. Прибыль — часть общей выручки, полученной от реализации продукции (работ, услуг), которая образуется после вычета из нее затрат на производство; источник формирования фондов экономического стимулирования; сумма на которую доход превышает затраты. За счет прибыли при необходимости пополняются оборотные средства предприятий. Различают балансовую прибыль, прибыль от производства товарной продукции, расчетную прибыль.[3, c.587] |
Таким образом, прибыль отражает положительный финансовый результат. Стремление к получению прибыли нацеливает товаропроизводителей на увеличение объема производства продукции, снижение затрат. Это обеспечивает реализацию не только цели субъекта хозяйствования, но и цели общества – удовлетворение общественных потребностей. Прибыль сигнализирует, где можно добиться наибольшего прироста стоимости, создает стимул для инвестирования в эти сферы [14, c. 270].
На величину прибыли, ее динамику воздействуют факторы как зависящие, так и не зависящие от усилий хозяйствующего субъекта.
Факторы внутренней среды изучаются и учитываются в хозяйственной практике, на них можно воздействовать в плане увеличения прибыли. К внутренним факторам относят: уровень хозяйствования, компетентность менеджера, конкурентоспособность продукции, зарплату, уровень цен на реализуемую продукцию, организация производства и труда.
К факторам внешней среды, влияющим на прибыль, относят: уровень цен на потребляемые ресурсы, конкурентная среда, барьеры входа, налоговая система, государственные органы управления, политические, социальные, культурные и религиозные факторы.
Величина прибыли зависит от направлений деятельности хозяйствующего субъекта: производственного, коммерческого, технического, финансового и социального.
Прибыль как результат финансовой деятельности имеет и выполняет определенные функции.
Во-первых, прибыль является показателем, наиболее полно отражающим эффективность производства и оценивающим хозяйственную деятельность предприятия. Наличие прибыли на предприятии означает, что его доходы превышают все расходы, связанные с его деятельностью. Таким образом, прибыль характеризует экономический эффект, полученный в результате деятельности предприятия. В этом заключается оценочная функция прибыли, т. е. оценка эффективности деятельности предприятия [12, с.458].
На величине прибыли полностью отражается качественная сторона организации деятельности хозяйствующего субъекта, а именно: состояние средств труда и степень использования производственных мощностей, снабжение и качество исходного сырья и материалов, уровень технологии и культуры производства, квалификация работников и производительность труда, эффективность использования всех видов ресурсов, организация маркетинга и менеджмента в целом. Все это прямо отражается на объеме, ассортименте, качестве и себестоимости товаров и услуг организации, соответствующим требованиям рынка, что в конечном итоге и определяет величину прибыли. Такая «универсальность» и всеобъемлимость дают основания полагать, что в условиях рыночной экономики прибыль является целью производства и в качестве единственного оценочного показателя может выступать мерой его эффективности [16, c. 258].
Информация о работе Механизм формирования и распределения прибыли фирмы на конкретном предприятии