Формирование прибыли предприятия

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Ноября 2011 в 13:20, курсовая работа

Описание работы

Получение прибыли — непременное условие и цель предпринимательства любой хозяйственной структуры. Прибылью оценивается эффективность хозяйствования, прибыль — главный источник финансирования экономического и социального развития; прибыльность служит основным критерием выбора инвестиционных проектов и программ оптимизации текущих затрат, расходов, финансовых вложений.
Что касается процесса планирования прибыли и себестоимости, то он демократизировался, т.е. ушел от центра к предприятиям, которые избавлены от контроля сверху до момента налогообложения. Однако в случае снижения объема производства и реализации продукции падение прибыли и рентабельности происходит в опережающем снижение объема темпе. Особенно чувствительно такое негативное явление для "подстегивания" инфляции: ведь относительная экономия на условно-постоянных расходах, в частности на оплате труда (кроме сдельщиков), превращается в перерасход. И чем быстрее падает объем, тем еще резче должна падать прибыль, подрывая и без того нестабильную доходную базу бюджета.

Содержание

Введение
1. Прибыль и ее роль в рыночной экономике
1.1 Понятие прибыли как экономической категории
1.2 Виды прибыли и их состав
1.3 Распределение и использование прибыли на предприятии
2. Прибыли в системе показателей экономической эффективности предприятия
2.1 Характеристика предприятия ООО «Завод растительных масел» по основным технико экономическим показателям
2.2 Себестоимость продукции
2.3 Динамика формирование прибыли ООО «Завод растительных масел»
2.3.1. Динамика изменения структуры формирования финансовых результатов
2.3.2 Прибыли от финансово-хозяйственной деятельности предприятия
3. Основные направления повышения эффективности использования прибыли предприятия
Список использованной литературы
Заключение

Работа содержит 1 файл

Экономика предприятия.docx

— 182.26 Кб (Скачать)

      Введение 

       С переходом  экономики   государства  на  основы  рыночного   хозяйства

усиливается многоаспектное значение прибыли. Акционерное, арендное,  частное или   другой   формы   собственности   предприятие,    получив    финансовую самостоятельность и независимость, вправе решать, на какие цели  и  в  каких размерах направлять прибыль, оставшуюся после  уплаты  налогов  в  бюджет  и других обязательных платежей и отчислений.

    Получение прибыли —  непременное   условие  и  цель  предпринимательства

любой  хозяйственной  структуры.  Прибылью  оценивается эффективность хозяйствования,  прибыль  —  главный  источник  финансирования экономического  и  социального  развития;   прибыльность   служит   основным критерием выбора инвестиционных  проектов  и  программ  оптимизации  текущих затрат, расходов, финансовых вложений.

    Таким   образом,   прибыль   обрела важнейшую,  ведущую   роль  в  новом хозяйственном и финансовом механизме управления  социально-экономическим  развитием.  Это  — база   финансовой   устойчивости   и   обеспечения   доходов    предприятий, государства, населения.

    Прибыль как критерий эффективности  воспроизводства  и  как   показатель,

имеющий две границы — объем производства продукции или услуг (реализации)  и себестоимость — обладает  одним  важным  свойством:  она  отражает  конечный результат  интенсивного  и  экстенсивного  развития.  Последнее  связано   с фактором   роста   объема   производства   и   естественной   экономии    от относительного снижения  условно-постоянных  элементов  себестоимости:  фонд оплаты труда (соответственно — начисления, идущие  во  внебюджетные  фонды), амортизация,   энергетическое   топливо,   платежи   бюджету   за   ресурсы, внепроизводственные и некоторые другие  расходы.  В  отечественной  практике при анализе прибыли этот фактор выделяется редко.

    Что касается процесса  планирования  прибыли  и  себестоимости,  то  он демократизировался, т.е. ушел от центра к  предприятиям,  которые  избавлены от контроля сверху до момента  налогообложения.  Однако  в  случае  снижения объема производства и реализации продукции падение прибыли и  рентабельности происходит в  опережающем  снижение  объема  темпе.  Особенно  чувствительно такое негативное явление для "подстегивания" инфляции:  ведь   относительная экономия  на  условно-постоянных расходах,  в частности на  оплате  труда (кроме сдельщиков), превращается в перерасход. И чем быстрее падает  объем, тем еще резче должна  падать  прибыль,  подрывая  и  без  того  нестабильную доходную базу бюджета.

      Экономическая нестабильность, монопольное положение товаропроизводителей искажают формирование прибыли как чистого дохода, приводят к стремлению получения доходов главным образом в результате повышения цен. Устранению инфляционного наполнения прибыли способствуют финансовое оздоровление экономики, развитие рыночных механизмов ценообразования, оптимальная система налогов. Эти задачи должно выполнять государство в ходе осуществления экономических реформ.

      Предметом курсовой работы являются экономические  отношения по поводу формирования и распределения прибыли на предприятии.

      Объектом  курсовой работы выступает прибыль  как финансовый результат хозяйственной деятельности предприятия. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

      1. Прибыль и ее  роль в рыночной  экономике

      1.1 Понятие прибыли как экономической  категории 

      Прибыль – основная цель предпринимательской  деятельности. В условиях рыночных отношений – это превращенная форма прибавочной стоимости. Прибыль как экономическая категория отражает чистый доход, созданный в сфере материального производства в процессе предпринимательской деятельности. Результатом соединения факторов производства (труда, капитала, природоохранных ресурсов) и полезной производственной деятельности хозяйствующих субъектов является готовая продукция, которая становится товаром при условии ее реализации потребителю.

      На  стадии продажи выявляется стоимость  товара, включающая стоимость прошлого овеществленного труда и живого труда.

      Стоимость живого труда отражает вновь созданную  стоимость и распадается на две части. Первая представляет собой зарплату работников. Участвующих в производстве продукции. Ее величина определяется рядом факторов, обусловленных необходимостью воспроизводства рабочей силы. В этом смысле для предпринимателя она представляет часть издержек по производству продукции. Вторая часть вновь созданной стоимости отражает чистый доход, который реализуется только в результате продажи продукции, что означает общественной признание ее полезности.

      На  уровне предприятия в условиях товарно-денежных отношений чистый доход принимает форму прибыли. На рынке товаров предприятия выпускают как относительно обособленные товаропроизводители. Установив цену на продукцию, они реализуют ее потребителю, получая при этом денежную выручку, что нее означает получение прибыли. Для выявления прибыли необходимо сопоставить выручку с затратами на производство и реализацию, которые принимают форму себестоимости продукции.

      Когда выручка превышает себестоимость, предприятие получает прибыль.

      Прибыль как важнейшая категория рыночных отношений выполняет определенные функции.

      Во-первых, характеризует экономический эффект, полученный в результате деятельности предприятия. Значение прибыли состоит в том, что она отражает конечный финансовый результат. Вместе с тем на величину прибыли, ее динамику воздействуют факторы, как зависящие, так и не зависящие от усилий предприятия. Практически все сферы воздействия предприятия находятся конъюнктура рынка, уровень цен на потребляемые материально-сырьевые и топливно-энергетические ресурсы, нормы амортизационных отчислений. В известной степени зависят от предприятия такие факторы, как уровень цен на реализацию продукции и зарплаты, уровень хозяйствования, компетентность руководства и менеджеров, конкурентоспособность продукции, организация производства и труда его производительность, состояние и эффективность производственного и финансового планирования. Перечисляемые факторы влияют на прибыль не прямо, а через объем реализуемой продукции и себестоимость.

      Во-вторых, прибыль обладает стимулирующей  функцией. Ее содержание состоит в том, что она одновременно является финансовым результатом и основным элементом финансовых ресурсов предприятия. Реальное обеспечение принципа самофинансирования определяется полученной прибылью. Доля чистой прибыли, оставшейся в распоряжении предприятия после уплаты налогов и других обязательных платежей, должна быть достаточной для финансирования расширения производственной деятельности, научно-технического и социального развития предприятия, материального поощрения работников.

      В-третьих, прибыль является одним из источников формирования бюджетов разных уровней. Она поступает в бюджеты в виде налогов и наряду с другими доходными поступлениями используется для финансирования удовлетворения совместных общественных потребностей, обеспечения выполнения государством своих функций, государственных инвестиционных, производственных, научно-технических и социальных программ.

      В условиях рыночных отношений предприятие  должно стремиться если не к получению  максимальной прибыли, то, по крайней  мере, к тому объему прибыли, который позволял бы ему не только прочно удерживать свои позиции на рынке сбыта своих товаров и оказания услуг, но и обеспечивать динамичное развитие его производства в условиях конкуренции. В конечном итоге это предполагает знание источников формирования прибыли и нахождение методов по лучшему их использованию.

      Как свидетельствует мировая практика, имеются три основных источника получения прибыли:

      - первый источник образуется за  счет монопольного положения  предприятия по выпуску той или иной продукции или (и) уникальности продукта. Поддержание этого источника на относительно высоком уровне предполагает постоянное обновление продукта. Здесь следует учитывать такие противодействующие силы, как антимонопольная политика государства и растущая конкуренция со стороны других предприятий.

      - второй источник связан непосредственно  с производственной и предпринимательской деятельностью. Практически он касается всех предприятий. Эффективность его использования зависти от знания конъюнктуры рынка и умение адаптировать развитие производства под эту постоянно меняющуюся конъюнктуру. Здесь все сводится к проведению соответствующего маркетинга. Величина прибыли в данном случае зависит, во-первых, от правильности выбора производственной направленности предприятия по выпуску продукции (выбор продуктов, пользующихся стабильным и высоким опросом); во-вторых, от создания конкурентоспособных условий продажи своих товаров и оказания услуг (цена, сроки поставок, обслуживание покупателей; послепродажное обслуживание); в-третьих, от объемов производства (чем больше объем производства, тем больше масса прибыли); в-четвертых, от структуры снижения издержек производства.

      - третий источник проистекает  из инновационной деятельности  предприятия. Его использование предполагает постоянной обновление выпускаемой продукции, обеспечение ее конкурентоспособности, рост объемов реализации и увеличение массы прибыли.

Рассматривая  прибыль как экономическую категорию, говорится о ней абстрактно. Но при планировании и оценке хозяйственной и финансовой деятельности предприятия, распределении прибыли, оставшейся в распоряжении предприятия, используются конкретные показатели. 
 

      1.2 Виды прибыли и их состав 

      Общий финансовый результат хозяйственной  деятельности  в  бухгалтерском учете  определяется  на  счете  прибылей  и   убытков   путем   подсчета   и балансирования всех прибылей  и убытков за  отчетный  период.  Хозяйственные операции на счете прибылей и убытков отражаются по накопительному  принципу, т.е. нарастающим итогом с начала отчетного периода.

      Другим  принципом  определения  финансовых  результатов   является

      использование  метода  начисления.  По  этой   причине   прибыль, показанная в отчете  о финансовых  результатах,  не   отражает  реального притока   денежных  средств предприятия  в  результате  его   хозяйственной деятельности. Для восстановления реальной  картины  о  величине  финансового результата деятельности предприятия как приросте (или уменьшении)  стоимости его капитала, образовавшегося в процессе его хозяйственной  деятельности за отчетный период, необходимы дополнительные корректирующие расчеты.

      На  счете  прибылей  и  убытков  финансовые  результаты  деятельности

предприятия отражаются в двух формах:

    1. как результаты (прибыль или  убыток) от  реализации продукции,  работ,

       услуг, материалов и иного имущества,  с предварительным выявлением  их

       на отдельных счетах реализации;

    2. как результаты, не связанные  непосредственно с процессом   реализации,

       так называемые внереализационные  доходы (прибыли) и потери  (убытки).

       Внереализационные доходы и   потери  прямо  отражаются  по  кредиту  и

       дебету счета прибылей и убытков без предварительной записи на  каких-

       либо других счетах.

      Учет  прибыли устанавливает, насколько  результативно ведется хозяйственная деятельность. 
Основными видами прибыли являются: 
- балансовая прибыль - общая прибыль отчетного периода;

- валовая прибыль; 
- прибыль от реализации продукции (работ, услуг); 
- прибыль от финансовой деятельности; 
- прибыль от прочих внереализационных операций; 
- налогооблагаемая прибыль; 
- чистая прибыль; 
- консолидированная прибыль.

       

      Балансовая  прибыль включает три укрупненных элемента: прибыль (убыток) от реализации продукции, выполнения работ, оказания услуг; прибыль (убыток) от реализации основных средств, их прочего выбытия, реализации иного имущества предприятия, финансовые результаты от внереализационных операций.

      Рассмотрим  подробно все составные части  балансовой прибыли.

Информация о работе Формирование прибыли предприятия