Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Ноября 2012 в 17:15, курсовая работа
Цели и задачи работы. Целью данной работы является анализ отраслевой структуры машиностроительного комплекса республики Башкортостан, а также характеристика современного состояния комплекса, перспектив и вариантов выхода из создавшейся сегодня сложной экономической ситуации.
Для достижения поставленной цели необходимо было решить следующие задачи:
изучить историю развития машиностроительного комплекса республики;
анализировать современное состояние и структуру машиностроительного комплекса;
анализировать деятельность крупных машиностроительных предприятий республики Башкортостан;
анализировать современные проблемы машиностроительного комплекса;
обосновать тенденции и перспективы развития машиностроительного комплекса;
анализировать возможности использования материалов на уроках географии.
ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………….3
ГЛАВА I Комплексная характеристика машиностроительного комплекса республики Башкортостан……………..…………………….…...5
1.1 История развития машиностроительного комплекса республики…...…....5
1.2 Отраслевая структура машиностроения…………...……………….….…...11
1.3 Особенности размещения машиностроительного комплекса….................13
1.4 Предприятия машиностроительного комплекса республики Башкортостан…………………………………………………………………….15
1.5 Экспортная продукция машиностроения. Внешние экономические связи……................................................................................................................21
ГЛАВА II. Проблемы и перспективы развития машиностроительного комплекса РБ………………………………………………………………..…..28
2.1 Тенденции развития машиностроения в республике……….……………..28
2.2 Проблемы развития машиностроительного комплекса…………………...32
2.2.1 Проблема оборудования………………………………………………..…32
2.2.2 Проблема кадров…………………………………………………………..33
2.2.3 Проблема инвестиций……………………………………………..………34
2.3 Возможные направления преодоления негативных тенденций развития машиностроения………………………..………………………………………..36
2.4 Перспектива развития машиностроения…………………..………….……43
ГЛАВА III. Использование материалов выпускной квалификационной работы на уроках географии……………………………………………….…48
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………..… 53
ЛИТЕРАТУРА………………………………………………………………….55
- активизация формирования
в промышленности интегрированн
К мерам по решению проблем в области технического перевооружения машиностроительных предприятий можно отнести:
- обеспечение максимально
тесной связи между
- разработку необходимого
информационно-методического
- согласование планов
технического перевооружения
- исследование возможностей
существующего производственно-
- ориентацию программ
технического перевооружения
- расширение использования возможностей лизинга в приобретении оборудования.
Возможностей
резко увеличить объемы производства
несколько. Можно дозагрузить свободные
производственные мощности. Согласно
статистике в республике еще остаются
производства, загруженные всего
на одну десятую. Положительных же примеров хозяйского подхода
в этом деле более чем достаточно. Например,
начато техническое перевооружение в
ОАО "Уралтехнострой-Туймазыхиммаш"
В ООО "ОЙО-ГЕО Импульс Интернэшнл" приобретено 19 единиц технологического оборудования для резино-пластмассового, кабельного и механического производства, проведена модернизация 12 станков с ЧПУ. В ОАО "Блокжилкомплект" выполнен инвестиционный проект "Диверсификация производства" с объемом инвестиций в 40,1 миллиона рублей. Благодаря его реализации созданы новые производства по изготовлению черепицы штампованной, листов профилированных и профилей металлических из оцинкованного тонколистового и окрашенного проката.
С целью дальнейшего продвижения продукции на новые рынки сбыта машиностроительные предприятия активно разрабатывали и осваивали новые виды изделий, узлов и комплектующих, в том числе импортозамещающих. Так, ОАО "УМПО" совместно с НПО "Сатурн" готовятся к серийному производству авиадвигателей нового поколения и двигателей АЛ-55И для учебно-тренировочных самолетов. На ФГУП "КумАПП" изготовлен экспериментальный образец беспилотного сверхлегкого вертолета "Патруль-ЛА". На "НефАЗе" кроме усовершенствования базовых моделей пассажирских автобусов и грузовых автомобилей освоено производство низкопольных пассажирских автобусов с двигателем "CUMMINS", городских автобусов и автобусов класса "Турист" на шасси нидерландской корпорации VDL. В ОАО "Нефтекамский машиностроительный завод" разрабатывается новый вид продукции на базе оборудования для трубной перфорации. В этом году в рамках программы по импортозамещению предприятие планирует предложить на рынок нефтегазового оборудования буровые фильтры для частичного удаления твердой фазы из бурового раствора непосредственно в скважине. На ФГУП "УППО" освоены и изготовлены первые образцы изделий авиакосмического направления, нефтегазового направления, ведутся работы по модернизации продукции производственно-технического назначения. В ОАО "БелЗАН" завершена реализация инвестиционного проекта "Производство наконечников тормозных шлангов".
Естественно, что провести техническое перевооружение невозможно без инвестиций. Самый высокий объем вложений в основной капитал на рубль отгруженной продукции наблюдался в акционерных обществах "Благовещенский арматурный завод" - 14,9 копейки, "Блокжилкомплект" - 12,3 копейки, "Стерлитамакский станкостроительный завод" - 8,7 копейки.
Источниками инвестиций могут быть не только собственные средства и кредиты. Альтернативный вариант - участие в федеральных целевых программах. Общий объем финансирования по шести программам, в которых могут принять участие наши предприятия, составляет 72,6 миллиарда рублей.
Как уже было отмечено, проблема технического перевооружения машиностроительных предприятий неразрывно связана с необходимостью активизации инновационных процессов в отечественной промышленности. В связи с этим можно выделить следующие направления и возможности инновационного развития машиностроения:
- расширение прогрессивной технологической базы промышленности за счет уже разработанных и частично внедренных наукоемких ресурсосберегающих технологий, для которых не требуется больших капитальных вложений;
- повышение гибкости производства на основе более широкого использования систем автоматизированного проектирования, робототехнических комплексов с совершенных производственных систем;
- ускоренное внедрение
на предприятиях
- поиск и массовое использование новых источников энергии;
- формирование необходимой
инфраструктуры инновационной
В области активизации привлечения инвестиций в машиностроение на современном этапе можно отметить переход многих предприятий к использованию в качестве основного показателя, характеризующего результаты деятельности и возможности будущего развития, показателя стоимости предприятия. Этот показатель, во-первых, носит комплексный характер (его значение определяется воздействием большого числа как внутренних факторов, характеризующих имеющиеся у предприятия ресурсы и эффективность их использования, так и внешних, отражающих отношение к предприятию со стороны потребителей и акционеров); во-вторых, достаточно тесно связан с ожидаемой перспективой развития предприятия (любое предположение о замедлении темпов роста достаточно быстро приводит к снижению данного показателя). Как показывает зарубежный опыт, положительная динамика стоимости предприятия является существенным фактором его инвестиционной привлекательности.
В качестве еще одного фактора, сдерживающего развитие машиностроения, можно выделить проблемы в области кадров и, прежде всего, низкую производительность труда. В этом направлении следует предпринять такие меры:
- изменение структуры
производственных затрат в
- активизация процессов
переобучения, повышения квалификации
персонала. С одной стороны,
это приводит к росту труда,
а с другой – является
К приоритетным направлениям развития машиностроения республики относятся:
2.4 Перспективы развития машиностроения.
Развитие машиностроительного комплекса РБ в перспективе должно осуществляться в несколько этапов:
1-й этап (до 2010 г.) – использование опыта и достигнутых результатов для активизаций развития всего машиностроительного комплекса;
2-й этап (до 2015 г) – преодоление отставания от передовых промышленно-развитых стран по параметрам конкурентоспособности продукции, технического уровня производства, использования прогрессивных ресурсосберегающих технологий и др.; создание задела для технологического прорыва по использованию в машиностроительном производстве шестого уклада.
Процесс модернизации экономики в целом без серьезного рывка в машиностроительном комплексе невозможен, а для этого необходимы крупные инвестиции. Многие отрасли экономики продолжают работать на старом оборудовании, где износ составляет от 60 до 80%, а ежегодно обновляется всего 5-10% выбывающего оборудования. Это может привести к резкому падению темпов развития экономики, начиная со второго этапа стратегии долгосрочного развития, снижению качества, конкурентоспособности продукции, и что особенно опасно – к крупным техногенным катастрофам.
В машиностроении республики уже весьма существенно устарели основные фонды и, в первую очередь, оборудование. Сейчас без обновления оборудования и внедрения новейших технологий, говорить о каких-то прорывах несерьезно.
Машиностроительный комплекс
республики, располагающий
Выделяют четыре возможных направления развития машиностроительного комплекса республики.
Первое – в высокотехнологичном секторе, соответствующем требованиям пятого технологического уклада, возможен переход от традиционной модернизации оборудования к новым наукоемким нанотехнологиям, а также формирование «новой экономики» - экономики информации.
Второе – ускорение освоения и достижения мировых стандартов качества продукции на развивающихся и нарождающихся в республике производствах транспортного машиностроения (авиастроение, автомобилестроение, тракторостроение, транспорт высокой проходимости).
Третье – доведение до уровня четвертого технологического уклада традиционных отраслей машиностроения по производству востребованной рынком продукции потребительского назначения и ремонтно-восстановительного профиля.
Четвертое – это среднее и малое предпринимательство в машиностроении, выполняющее многочисленные заказы в средних и малых городах и населенных пунктах.
Выделенные направления развития машиностроения будут развиваться постепенно, реальные заметные результаты могут быть получены только к концу второго этапа (к 2015 г) Причем все они могут рассматриваться в рамках оптимистического, умеренного и пессимистичного сценариев.
Машиностроение как
многопрофильная отрасль в
В Башкортостане необходимо сформировать высокотехнологичный машиностроительный кластер с объединением усилий государства и промышленных предприятий для создания принципиально новой конкурентоспособной продукции.
В данный период в машиностроительном комплексе республики начинает формироваться высококлассный кластер транспортного направления, который включает авиастроение, автомобилестроение и тракторостроение.
Лидером блока авиастроения, несомненно, является и останется в обозримой перспективе ОАО «УМПО», обладающее уникальным научно-техническим и кадровым потенциалом и успешно выполняющее государственные и оборонные заказы и заказы на экспорт.
ОАО «УМПО» и ФГУП «Мотор» в кооперации с ведущими акционерными компаниями России НПО «Сатурн» и АКХ «Сухой» готовятся уже в ближайшее время приступить к изготовлению опытных образцов авиационных двигателей – прототипов пятого поколения изделий 117 и 117Ц, а также к серийному выпуску двигателей АЛ-55 для учебно-тренировочных самолетов. Авиастроители республики войдут в образуемые в стране авиахолдинги высокого класса. Набирает темпы развития ФГУП «КумАПП» (г.Кумертау), выпускающее современные вертолеты, которые успешно осваивают зарубежные рынки. [11]
Второй блок машиностроительного кластера – автомобилестроение и тракторостроение. И традиционная, и новая продукция этой отрасли востребована не только на местном рынке, она находит сбыт и далеко за пределами республики.
Нефтекамский автозавод, хорошо зарекомендовавший себя производимыми автосамосвалами и комфортабельными автобусами «НефАЗ», уже в ближайшей перспективе за счет модернизации действующего производства и расширения мощностей увеличит выпуск автосамосвальных установок в 1,6 раза, прицепов на 25%, цистерн на 20%. Но это не предел. Есть все основания рассчитывать, что в долгосрочной перспективе (к 2020г) гордость автомобилестроения Башкортостана – «НефАЗ» будет одним из конкурентоспособных предприятий в отрасли. На новые рубежи выходит и «Туймазинский завод автобетоновозов», до 35% продукции которого пойдет на российский рынок