Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Ноября 2012 в 17:15, курсовая работа
Цели и задачи работы. Целью данной работы является анализ отраслевой структуры машиностроительного комплекса республики Башкортостан, а также характеристика современного состояния комплекса, перспектив и вариантов выхода из создавшейся сегодня сложной экономической ситуации.
Для достижения поставленной цели необходимо было решить следующие задачи:
изучить историю развития машиностроительного комплекса республики;
анализировать современное состояние и структуру машиностроительного комплекса;
анализировать деятельность крупных машиностроительных предприятий республики Башкортостан;
анализировать современные проблемы машиностроительного комплекса;
обосновать тенденции и перспективы развития машиностроительного комплекса;
анализировать возможности использования материалов на уроках географии.
ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………….3
ГЛАВА I Комплексная характеристика машиностроительного комплекса республики Башкортостан……………..…………………….…...5
1.1 История развития машиностроительного комплекса республики…...…....5
1.2 Отраслевая структура машиностроения…………...……………….….…...11
1.3 Особенности размещения машиностроительного комплекса….................13
1.4 Предприятия машиностроительного комплекса республики Башкортостан…………………………………………………………………….15
1.5 Экспортная продукция машиностроения. Внешние экономические связи……................................................................................................................21
ГЛАВА II. Проблемы и перспективы развития машиностроительного комплекса РБ………………………………………………………………..…..28
2.1 Тенденции развития машиностроения в республике……….……………..28
2.2 Проблемы развития машиностроительного комплекса…………………...32
2.2.1 Проблема оборудования………………………………………………..…32
2.2.2 Проблема кадров…………………………………………………………..33
2.2.3 Проблема инвестиций……………………………………………..………34
2.3 Возможные направления преодоления негативных тенденций развития машиностроения………………………..………………………………………..36
2.4 Перспектива развития машиностроения…………………..………….……43
ГЛАВА III. Использование материалов выпускной квалификационной работы на уроках географии……………………………………………….…48
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………..… 53
ЛИТЕРАТУРА………………………………………………………………….55
Основные виды продукции – станок многоцелевой сверлильно-фрезерный, с автоматической сменой инструмента и числовым программным управлением высокой точности модели 500V предназначен для комплексной обработки деталей из различных конструкционных материалов.
ГУП Уфимское агрегатное предприятие «Гидравлика»
ГУП «Гидравлика» - ведущее
в России по производству гибких металлических
и фторопластовых трубопроводов. Другими
профильными изделиями являются
авиационные фильтры для
Открытое акционерное общество «Нефтекамский автозавод»
Нефтекамский автозавод основан в 1997 году как завод автосамосвалов, спутник автогиганта - Камского автозавода.
ОАО «НефАЗ» выпускает автомобильную технику с 1978 г., параллельно развивая и наращивая производственные мощности, которые по автосамосвалам составляют 40 тыс. шт. в год, по автобусам (вахтовым, городским и междугородним) – 6 тыс., по автоцистернам – 8 тыс. ОАО «НефАЗ» имеет достаточные мощности для производства узлов по кооперации, запасных частей, товаров народного потребления и другой продукции.
Акционерное общество закрытого типа «Туймазинский завод автобетоновозов»
Туймазинский завод автобетоновозов был основан в 1980 г. В настоящее время он по праву считается лидером в России по производству автобетоносмесителей, автобетононасосов, авторастворосмесителей, бетоносмесителей на полуприцепе. В последние годы на заводе был освоен выпуск продукции на шасси ЗИЛа, Урала, МАЗа, КрАЗа, МЗКТ – культиваторов для сельского хозяйства, оборудования для нефтегазодобывающей промышленности – автотампононасосов, установок тампоно-смесительных, цементировочных агрегатов; печей для финских и русских бань; бетоносмесителей для индивидуальных застройщиков. [5, 23]
Открытое акционерное общество «БелЗАН»
ОАО «БелЗАН» - одно из крупнейших предприятий России по производству крепежных изделий и пружин для автомобильной промышленности. Номенклатура выпускаемой заводом продукции включает более 4 тыс.типоразмеров деталей. Основная масса продукции завода поставляется на конвейеры ВАЗа, КамАЗа, а также УАЗа, ОАО «Москвич», ИжМаш и другие предприятия.
Производство крепежных изделий основано на методе холодной объемной штамповки.
В настоящее время на заводе осваивается прогрессивный крепеж, в перспективе – освоение деталей из нержавеющих сплавов. [5, 23]
1.5 Экспортная продукция машиностроения. Внешние экономические связи.
По экспорту машиностроение Республики Башкортостан занимает 2 место после ТЭК.
По итогам 2007 года предприятия машиностроительного
комплекса увеличили общий объем экспорта
на 22%. При этом поставки в Россию выросли
на 18%, в другие страны СНГ увеличение объема
экспорта составило около 30%. По итогам
2007 года положительное торговое сальдо
по министерству промышленности составило
более 1 миллиарда долларов.
Тенденции 2006 года свидетельствуют об
опережающем росте поставок промышленной
продукции в другие страны СНГ по сравнению
с Россией. В 2007 году значительно увеличен
объем экспорта в Украину, которая охотно
покупает белорусские двигатели, тракторные
машинокомплекты и др. В белорусской промышленности
наиболее конкурентоспособной является
такая структурообразующая отрасль, как
машиностроение, где выпускается автомобильная
и тракторная техника. В СНГ такого объема
производства и сменяемости моделей автомобильной
техники не имеет ни один производитель.
Сейчас может производиться более 500 моделей
под заказ с индивидуальными требованиями
по грузоподъемности, проходимости и другим
техническим характеристикам. Аналогичная
ситуация и в тракторостроении, где наряду
с традиционными заказами для сельского
и коммунального хозяйства появились
модели с навесным деревообрабатывающим
оборудованием, производящие распиловку
леса, его заготовку, погрузку и другие
операции.
В нашей республике этот комплекс развит недостаточно. В экономически высокоразвитых странах на продукцию машиностроительной отрасли приходится 35 - 40% стоимости промышленного производства и 25-35% занятых в промышленности, в развивающихся странах значительно меньше.
В настоящее время машиностроительный комплекс Республики
Башкортостан находится в глубоком кризисе,
который не мог не сказаться на экспортном
потенциале отрасли. Общее снижение экспортных
возможностей машиностроения вызвано
как внешними, так и внутренними факторами:
- внешние факторы - разрушение предметной
специализации в рамках бывшего СССР,
а также изменение соотношения цен производителей
на продукцию сырьевых и обрабатывающих
отраслей.
- внутренние факторы - низкая, по сравнению
с зарубежными аналогами, конкурентоспособность
продукции, а также неготовность к активной
деятельности в области мониторинга рынков,
маркетинга и обслуживания техники в сфере
эксплуатации.
Продукция республиканского машиностроения экспортируется в 48 стран мира. Приоритетными направлениями экспорта отрасли принадлежат странам Азиатско-Тихоокеанского экономического содружества (Китай, Южная Корея), на них приходится 80% экспорта продукции машиностроения. Новый импульс приобрели экспортные операции со странами СНГ.
Казахстан и Украина входят в пятерку стран - крупнейших потребителей данной продукции, на них приходится соответственно 11,3 и 2,4% экспорта отрасли.
Общий объем экспорта из Республики Башкортостан неуклонно растет, в 2005 г. он составил более 6 млрд. долларов США, за первое полугодие 2006 г. сумма экспорта превысила 3,7 млрд.долларов США. В 2006 г. в структуре экспорта более 90% составляют минеральные продукты и химическая продукция, 6,9% - изделия из металла, машины, оборудование и транспортные средства. Акционерное общество «УМПО», федеральные государственные предприятия «КумАПП», «Гидравлика», «УППО», «УАПО», научно-производственное предприятие «Мотор» обеспечивают 95% всего экспорта предприятий машиностроения республики. По итогам 2005 г. ОАО «УМПО» остается крупнейшим экспортером республики.
Экспорт республики высокотехнологичной продукции за 2001 – 2006 гг. превысил 1,5 млрд.долл. США (рост в сравнении с аналогичным показателем предыдущего 5-летнего периода в 3 раза).
Интересно, что если по группе продовольственных товаров и сельскохозяйственного сырья ежегодный объем импорта в 5-7 раз превышает экспортные поставки, то по группе изделий из металла, машинам, оборудованию и транспортным средствам картина обратная. Ежегодное превышение экспорта над импортом по данным видам продукции составляет от 15,5: до 2 раз (рис.1).
Рис.3. Соотношение экспорта и импорта машиностроительной продукции.
При этом темпы роста экспорта указанной группы товаров превышают общие темпы роста экспорта из республики, что свидетельствует о высокой конкурентоспособности машиностроительной продукции. [6]
Повышение конкурентоспособности отечественного машиностроения по сравнению с импортными аналогами по уровню цен стимулировало расширение выпуска оборудования для отраслей потребительского комплекса; 58 предприятий республики экспортировали машиностроительную продукцию в 50 стран мира.
Увеличение поставок
на внешний рынок наблюдается
почти практически у всех ведущих
предприятий отрасли.
Определяющим фактором роста экспорта
стали:
• участие ОАО «УМПО» в программе перевооружения ВВС Китая
и Индии;
• заключение выгодных контрактов ОАО
«Нефаз» и ОАО «Туймазинский завод автобетоновозов»
на поставку спецавтотранспорта.
Партнерами по внешнеторговым сделкам республиканских машиностроительных предприятий-экспортеров являлись фирмы 43 стран мира, при этом более 90% экспортной продукции поставлялось в страны вне СНГ.
Акционерное общество «УМПО»,
федеральные государственные
ОАО УМПО - ведущее
предприятие военно-
ФГУП КумАПП производит вертолёты Ка-26 и части к ним. Основная экспортная продукция - вертолёты и части к ним. Деловые и партнерские отношения связывают КумАПП не только с отечественными, но и зарубежными заказчиками. География поставок вертолетов охватывает такие страны, как Индия, Китай, Южная Корея, Канада, Испания, Португалия, Австралия, Вьетнам, Украина и другие.
Доля остальных предприятий машиностроения, вывозящих продукцию в зарубежные страны, в общереспубликанском экспорте не превышает 2% и их участие в международном разделении труда имеет небольшое значение.
Успешная внешнеэкономическая
деятельность ОАО УМПО в последние
годы объясняется сохранением
География экспорта продукции машиностроения охватывает 48 стран мира (рис. 2). Основной объем поставок приходится на страны Центральной и Юго-Восточной Азии: Китай (61,5%), Казахстан (7,8%), Республика Корея (7,6%), Индия (2,5%).
Крупнейшими поставщиками машиностроительной продукции на внешний рынок являются предприятия военно-промышленного комплекса: ОАО «Уфимское моторостроительное производственное объединение», ФГУП «Кумертауское авиационное производственное предприятие», ФГУП «Уфимское приборостроительное производственное объединение» и др., которые определяют динамику экспорта всей отрасли.
В 2001 г. наибольший объем поставок машиностроения (70%) приходился на экспорт авиационных двигателей ОАО «Уфимское моторостроительное производственное объединение» в Китай.
Башкортостан экспортирует авиационные турбореактивные двигатели, которые занимают 4-е место в общем объеме республиканского экспорта с удельным весом 7,0%. Также вывозит: оборудование для фильтрования топлива и масел (в Китай), гидронасосы и гидромоторы (в Словакию),
Картосхема основных стран-экспортеров
оборудование для забивания свай (в Камбоджу), свечи зажигания (в Индию), надувные лодки (в Латвию, Литву и Сингапур), оптические окуляры для детекторов валют (в Республику Корея), геофизическая аппаратура (в Германию), универсальные сверлильно-фрезерные станки, грузовые автомобили и вахтовые автобусы, пылесосы, электробритвы и пр. Интернет)
В перспективе необходимо усилить роль внешней торговли как фактора устойчивого социально-экономического развития Республики Башкортостан. Эффективная внешняя торговля должна стать основным рычагом интеграции экономики республики Башкортостан в мировое хозяйство. Главным "локомотивом" продвижения республики на мировых рынках должны стать машиностроительные предприятия ВПК, накопившие достаточный экономический и научно-технический потенциал. В их продукцию широко внедрены новые технологии, современные научные разработки и они могут успешно конкурировать на самых "высших этажах" международного разделения труда. Продукция других подотраслей машиностроения уже сегодня пользуется спросом на рынках Африки, Азии, СНГ, некоторых стран Латинской Америки, но для широкого прорыва на мировые рынки необходимо ещё принять множество мер, в первую очередь, повысить конкурентоспособность выпускаемой продукции.
Основные задачи, стоящие перед предприятиями машиностроения республика Башкортостан - выход из экономического кризиса; привлечение инвестиций для обновления основных производственных фондов; стабилизация производства; снижение себестоимости и улучшение качества выпускаемой продукции; учёт реальных рыночных условий реализации товара на внутреннем и внешнем рынках, для чего необходим анализ экономических, экономико-географических и других аспектов внешней торговли в новых условиях.
ГЛАВА II. ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ МАШИНОСТРОИТЕЛЬНОГО КОМПЛЕКСА БАШКОРТОСТАН
2.1 Тенденции развития машиностроения в республике
Предприятия республики
выпускают авиационные