Машиностроительный комплекс РБ

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Ноября 2012 в 17:15, курсовая работа

Описание работы

Цели и задачи работы. Целью данной работы является анализ отраслевой структуры машиностроительного комплекса республики Башкортостан, а также характеристика современного состояния комплекса, перспектив и вариантов выхода из создавшейся сегодня сложной экономической ситуации.
Для достижения поставленной цели необходимо было решить следующие задачи:
изучить историю развития машиностроительного комплекса республики;
анализировать современное состояние и структуру машиностроительного комплекса;
анализировать деятельность крупных машиностроительных предприятий республики Башкортостан;
анализировать современные проблемы машиностроительного комплекса;
обосновать тенденции и перспективы развития машиностроительного комплекса;
анализировать возможности использования материалов на уроках географии.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………….3
ГЛАВА I Комплексная характеристика машиностроительного комплекса республики Башкортостан……………..…………………….…...5
1.1 История развития машиностроительного комплекса республики…...…....5
1.2 Отраслевая структура машиностроения…………...……………….….…...11
1.3 Особенности размещения машиностроительного комплекса….................13
1.4 Предприятия машиностроительного комплекса республики Башкортостан…………………………………………………………………….15
1.5 Экспортная продукция машиностроения. Внешние экономические связи……................................................................................................................21
ГЛАВА II. Проблемы и перспективы развития машиностроительного комплекса РБ………………………………………………………………..…..28
2.1 Тенденции развития машиностроения в республике……….……………..28
2.2 Проблемы развития машиностроительного комплекса…………………...32
2.2.1 Проблема оборудования………………………………………………..…32
2.2.2 Проблема кадров…………………………………………………………..33
2.2.3 Проблема инвестиций……………………………………………..………34
2.3 Возможные направления преодоления негативных тенденций развития машиностроения………………………..………………………………………..36
2.4 Перспектива развития машиностроения…………………..………….……43
ГЛАВА III. Использование материалов выпускной квалификационной работы на уроках географии……………………………………………….…48
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………..… 53
ЛИТЕРАТУРА………………………………………………………………….55

Работа содержит 1 файл

Машиностроительный комплекс РБ.doc

— 431.50 Кб (Скачать)

В девятой  и последующих пятилетках была размещена в республике группа высоко специализированных заводов (Заводы «Автонормаль» в Белебее, «Автоприбор» в Октябрьском, по производству самосвалов и сельскохозяйственных машин в Нефтекамске, автобетоновозов в Туймазах, лесного машиностроения в Учалах и др.). Большие средства были вложены в реконструкцию действующих заводов. В итоге в машиностроении республики произошли важные структурные изменения: ускорились темпы развития приборостроения, нефтяного машиностроения, появились новые подотрасли (автомобилестроение, лесное машиностроение). [19]

 

 

1.2 Отраслевая  структура машиностроения

Отраслевая структура  машиностроения – это количественные соотношения между отраслями  и производствами, входящими в состав машиностроения. Она позволяет судить о пропорциях и взаимосвязях отраслей, их роли в промышленном производстве. Машиностроение занимается производством машин и оборудования, различного рода механизмов для материального производства, науки, культуры, сферы услуг. Следовательно, продукция машиностроения потребляется всеми без исключения отраслями народного хозяйства. Машиностроение является ведущей отраслью всей промышленности, ее «сердцевиной». Продукция предприятий машиностроения играет решающую роль в реализации достижений научно-технического прогресса во всех областях хозяйства. На долю машиностроительного комплекса приходится почти 30% от общего объема промышленной продукции. Металлообработка занимается производством металлических изделий, ремонтом машин и оборудования.

В нашей республике машиностроение представлено целым рядом подотраслей: авиа-, приборо- и автомобилестроение, химическое и нефтехимическое машиностроение, станкостроение и инструментальная промышленность, сельскохозяйственное, дорожно-строительное и т.д.(рис. 1) 
Машиностроение также производит предметы потребления, в основном длительного пользования. Сырье машиностроение получает от черной и цветной металлургии (прокат, литье), химической промышленности (пластик, синтетические материалы). Эта отрасль имеет огромное значение для народного хозяйства, так как служит основой научно-технического прогресса и материально-технического перевооружения всех отраслей народного хозяйства.

 

Картосхема  РБ.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

К основным факторам отраслевой структуры относят:

- темпы развития;

- темпы и масштабы  механизации ручных процессов  и автоматизация производства;

- уровень развития  комбинирования, специализации и  кооперирования.

Система построения структуры  машиностроения как комплексной отрасли основана на организационно-техническом сочетании таких процессов, как концентрация, специализация, кооперирование и территориальное размещение производства.

 

1.3 Особенности  размещения

 

Машиностроение отличается от других отраслей промышленности целым рядом особенностей, которые влияют на его географию. И хотя в целом машиностроение принадлежит к отраслям «свободного размещения», так как оно в меньшей степени испытывает влияние таких факторов, как природная среда, наличие полезных ископаемых, воды и т.д. В тоже время на размещение предприятий машиностроения сильное влияние оказывает ряд других факторов.   

Размещению машиностроительных заводов в РБ благоприятствуют рост местного спроса на оборудование и  машины, а также наличие здесь высокоэффективной системы топливо- и энергоснабжения, предприятий по производству пластмасс, резинотехнических и лакокрасочных изделий и технического стекла, которые необходимы для многих отраслей машиностроения. Важно и то, что в республике создана разветвлённая сеть научно-конструкторских учреждений и учебных заведений по подготовке кадров для машиностроения. Важную роль в машиностроении играет  наукоемкость, металлоёмкость, трудоёмкость и ориентация на потребителя.

 

 

Наукоёмкость:

Трудно представить себе современное машиностроение без широкого внедрения научных разработок. Именно поэтому производство наиболее сложной современной техники (компьютеров, всевозможных роботов) концентрируется в районах и центрах, обладающих высокоразвитой научной базой. Ориентация на научный потенциал - основополагающий фактор размещения машиностроительных предприятий

Металлоёмкость:

Металлоемкость (многие отрасли машиностроения, хотя и не все);

          Транспортный фактор:

Заводы производят машины из большого количества деталей, которые привозятся транспортом из разных районов страны; поэтому заводы должны размещаться на транспортных магистралях или в крупных транспортных узлах.

Трудоёмкость:  
          Это — затраты труда, рабочего времени на производство единицы продукции (физической единицы на один рубль выпускаемой продукции). Трудоёмкость обратно пропорциональна производительности труда, выработке продукции на одного работника. Как отдельный фактор географического размещения машиностроения можно вынести военно-стратегический аспект.

Принимая во внимания интересы государственной безопасности, многие предприятия машиностроительного  комплекса, выпускающие продукцию  оборонного назначения, удалены от границ государства. Многие из них сконцентрированы в закрытых городах.

Ориентация на потребителя:

Некоторые отрасли машиностроения производят такие машины, которые  используются только в определенных районах специализации; например, комбайны производятся в районах, где выращиваются зерновые культуры; лесные машины и  техника — в районах массовых лесозаготовок; поэтому такие заводы должны размещаться в районах с соответствующей специализацией.

Специализация: 
Выпуск одного вида продукции, деталей.

Кооперирование: 
Объединение специализированных предприятий для выпуска готовой продукции. Например, для производства автомобилей необходимы прокат металла, запчасти, приборы, авторезина, деревянные материалы, синтетические материалы, шасси. На одном заводе нельзя произвести все эти части и детали автомобиля. Поэтому созданы заводы, которые специализируются на производстве каждого из перечисленных видов продукции и деталей: один завод производит только автомобильные шины, другой — только шасси и т.д.  Кооперирование — это поставки всех этих деталей с разных заводов на один большой автомобильный, где из них собирают конечный продукт — автомобиль.

 

1.4 Предприятия машиностроительного комплекса Республики Башкортостан

ОАО «Уфимское моторостроительное производственное объединение»

Это крупнейшее в России двигателестроительное предприятие, основанное в 1925 г. 

Производственный комплекс объединения включает механическое, сварочное, металлургические производства, располагает полным технологическим  циклом производства авиационных двигателей, новейшими технологиями и большим парком технологического оборудования для обработки конструкционных, жаропрочных материалов. Все это позволяет объединению производить авиационные газотурбинные двигатели пятого поколения.

Основные направления деятельности: производство авиадвигателей, приводов для газоперекачивающих и энергетических агрегатов, трансмиссий для вертолетов, автомобильных двигателей, бензодвигателей универсального назначения, снегоходов, водных мотоциклов, мотоблоков, токарных станков, игольных заготовок для медицинских шприцев разового применения, широкой гаммы товаров повседневного спроса. [5, 23]

 

ФГУП «Кумертауское  авиационное производственное предприятие»

Кумертауское  авиационное  производственное предприятие начало производственную деятельность в 1962 г. с выпуска первой партии вертолетов «Ка-26».

ФГУП «КумАПП» - единственное в СНГ предприятие, освоившее  производство лопастей винтов из композиционных материалов. Кроме того, это единственный производитель в мире вертолетов с сосной схемой несущего винта.

Основные потребители  в РФ – предприятия авиационной  промышленности и Министерство обороны  РФ. Продукция предприятия экспортируется в страны Латинской Америки, США, Южную Корею, Сингапур и т.д.

Основные виды продукции: боевые и гражданские вертолеты и их модификации: «Ка» (27, -28,-29,-31, -32С, -32Т, -226), лопасти для вертолетов; контейнеры для аккумуляторных батарей 20НКБН-25-Д-УЗ; беспилотные летательные аппараты; полимерсотопакеты ПСП-1; товары народного потребления (газово-отопительная аппаратура бытового назначения и др.). [5, 23]

Государственное унитарное предприятие «Уфимское  приборостроительное производственное объединение»

Уфимское приборостроительное производственное объединение — предприятие полного технологического цикла. Выпускает изделия авиационно-технического назначения, аппаратуру для нефтегазодобывающих предприятий, изделия производственно-технического назначения, товары народного потребления. Из новых видов продукции авиакосмического направления особого внимания заслуживают системы, модули и приборы -для международной космической программы «Альфа», самолетов и вертолетов.

Основные  виды продукции: пилотажно-навигационные комплексы, автопилоты, системы автоматического управления, бортовые вычислительные машины для самолетов и вертолетов; электрические вращательные исполнительные механизмы трубопроводной арматуры «Эвимта» для магистральных нефтепроводов, пневматический привод со струйным двигателем ПСДС на Ду300-Ду1000 для запорной арматуры газопроводов; электронные счетчики электроэнергии промышленного назначения типа ПСЧ и бытового назначения типа СЭБ, счетчики расхода холодной и горячей воды СХВК-15 и СГВК-15; электробритвы «Агидель-3», «Агидель-7», «Агидель-7М», «Агидель-10», «Агидель-12», «Агидель-М», «Агидель-авто 2». [5, 23]

Федеральное государственное унитарное предприятие  «Уфимское агрегатное производственное объединение»

Уфимское агрегатное производственное объединение ведет  свою историю с 1941 г. Основная деятельность – разработка, производство и реализация сложной техники, усовершенствование серийных и выпуск новых товаров народного потребления и изделий общепромышленного назначения.

Основным направлением деятельности является выпуск: специализированной техники для нефтегазового комплекса, нефтехимических   предприятий   и   энергетики: электродвигатели взрывозащищенные; электронасосы; электровентиляторы; комплектный привод арматуры для нефтегазомагистралей; автоматы защиты электрической сети от перегрузок; изделия для агропромышленного комплекса: насосы — центробежные универсальные, самовсасывающие универсальные; скарификаторы; электродвигатели для привода механизмов в вентиляционной системе на птицефермах; товары народного потребления: электронасосы бытовые водяные самовсасывающие «Агидель»; электроутюги; электропылесосы «Ракета»; автоматическая водоподающая установка для подачи воды в частные дома и коттеджи; станки деревообрабатывающие; электростанции бензиновые на 3 и 4 кВт; свечи автомобильные для всех марок автомобилей отечественного производства

Открытое акционерное  общество «Башкирский троллейбусный  завод»

ОАО «Башкирский троллейбусный завод» сегодня — один из крупнейших поставщиков троллейбусов на российский рынок электротранспорта. За 20 с небольшим лет своего существования завод проделал большой путь от капитального ремонта до изготовления комфортабельных троллейбусов на уровне лучших зарубежных аналогов.

ОАО «Башкирский  троллейбусный завод» выпускает 7  моделей  троллейбусов с торговой маркой «БТЗ». Применение передовых разработок в конструкции троллейбуса с основанием из швеллера позволяет гарантировать почти 1 млн. км пробега до списания по состоянию кузова. В целях увеличения срока службы, безопасности, надежности и удобства эксплуатации из-под кузова вынесено на крышу высоковольтное оборудование, пускотормозные и шунтовые сопротивления, реостатные контроллеры, вместо мотор-генератора использованы тиристорные преобразователи.     Также     установлены    бортовые сигнализаторы утечек тока, маршрутные и речевые информаторы.  Изменен дизайн салона и кузова. Использование троллейбуса БТЗ-52761 с ТСУ позволяет экономить до 30% электроэнергии в режиме рекупирования.

Акционерная компания «ОЗНА»

ОАО «Акционерная компания ″ОЗНА″» - ведущий производитель нефтяного оборудования в стране. История становления предприятия неразрывно связана с развитием нефтяных регионов и берет начало с 1953 г. Структура компании включает 3 дочерних общества.

Акционерная компания ″ОЗНА″ выпускает более 40 видов продукции. Основной вид продукции – блочные автоматические групповые замерные установки (АГЗУ) «Спутник», предназначенные для определения дебита скважин и других видов контроля за их работой. Среди других видов изделий – блочные кустовые насосные станции, блоки дозирования реагентов и водораспределительные типа БГ. Электрический парогенератор «ОЗНА-Югра», может использоваться не только нефтяниками, но и в пищевой, химической, строительной промышленности.

Открытое акционерное  общество «Стерлитамакский станкостроительный завод»

ОАО ««Стерлитамакский станкостроительный завод» - одно из крупных станкостроительных предприятий страны, продукция которого известна в России и в более чем 70 странах мира. Завод проектирует и изготавливает различные станки и оборудование для обработки металлов.

Стерлитамакские станки – это высокая производительность и гарантированное качество, стабильная точность, высокоэффективные методы труда, интенсивная технология металлообработки, широкие технологические возможности  во многих отраслях промышленности.

Информация о работе Машиностроительный комплекс РБ