Маркировка и штриховое кодирование в системе реализации продукции предприятия

Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Ноября 2011 в 03:10, курсовая работа

Описание работы

Итак, основной целью данной курсовой работы является изучение маркировки и штрихового кодирования в системе реализации продукции предприятия.
При разработке курсовой работы были использованы нормативные правовые акты и литературные источники. Более достоверно освещена эта тема в учебниках по маркетингу.

Содержание

Введение
1. Маркировка
1.1 Понятие о маркировке
1.2 Производственная маркировка
1.3 Торговая маркировка
1.4 Структура маркировки
1.4.1 Классификация информационных знаков

2. Штриховое кодирование
2.1 Понятие и значение штрихового кодирования
2.2 Виды штриховых кодов
2.3 Технология и области применения штрихового кодирования
Заключение
Список использованных источников
Приложение

Работа содержит 1 файл

Курсовая.doc

— 204.50 Кб (Скачать)
    1. Виды  штриховых кодов

      В данное время в мире используют несколько  основных систем штрихового кодирования:

  • Западногерманская система BAN. Эта система введена в ФРГ в 1968 году и является усовершенствованной формой прежней идентификации.

      Символ  кода состоит из 8 цифр: первая и вторая цифра содержат информацию о виде товара; третья – номер товарной группы; четвёртая – номер ассортиментной группы; пятая, шестая и седьмая – порядковый номер товара; восьмая – номер пробы.

                                                  ХХ   Х     X     ХХХ       Х  

       Вид товара

       Товарная группа

       Ассортиментная группа

       Порядковый номер

       Номер пробы

      Схема 1. Цифровое обозначение кода BAN.

      В таком виде BAN применяется только для обозначения потребительских товаров.

  • Американская система UPC. Она введена в 1973 году в США и Канаде и была приспособлена к системе розничной торговли.

      Символ  кода обозначается 12 цифрами, так как  префикс стран в этой системе всегда состоит из 2-х цифр. Каждая позиция кода образуется двумя тёмными и двумя светлыми штрихами. Ширина и расстояние между этими знаками отмеряется с помощью фотоэлектронного устройства.

      Символ  кода UPC состоит из 2-х частей – левой и правой. Каждая часть имеет форму прямоугольника. Элементы левой части представляют собой зеркальное отражение правой.  Светлая полоса означает ноль, темная – единицу.

      Прочтение символа совершается посредством  движения луча света фотоэлемента, который должен быть направлен под углом 1800, чтобы охватить обе стороны символа.

       

      Код UPC бывает 3-х видов:

  1. UPC – A – содержит 11 информационных и 1 контрольный знак. Предназначен для кодирования продовольственных и непродовольственных товаров, продаваемых через супермаркеты.
  2. UPC – D – предназначен для кодирования непродовольственных товаров. Кодируется любая информация.
  3. UPC – E – имеет 6 знаков распространён и является половиной версией      UPC – A. Применяется для кодирования товаров малыми геометрическими размерами.
  • Европейская система EAN. Эта система используется с 1977 года. Для её введения была основана международная европейская ассоциация кодирования товаров (JANA).

      Данная  система представляет собой международный  стандарт, в соответствии с которым осуществляется разработка технических средств для нанесения и считывания кодов.

      Символ  кода состоит из цифровых обозначений  и штрихов.       

       

      Цифровые  обозначения состоят из 8, либо из 13 цифр. 

                                      ХХХ     ХХХХХ           ХХХХ            Х

       Страна 

       Производитель

      Товар

       Контрольный

      Индекс

      Схема 2. Цифровое обозначение кода EAN – 13.

      Последняя цифра – контрольный индекс, в  коде EAN – 13 его можно рассчитать самостоятельно по следующей схеме:

    1. Складываются цифры, стоящие на чётных позициях кода;
    2. Результат умножается на 3;
    3. Складываются цифры на нечётных позициях кода
    4. Суммируется результат 2 и 3 действия;
    5. Контрольная цифра представляет собой разность между итоговой суммой и близлежащим к ней высшим числом, кратным 10.

      Код EAN не классифицирует, а идентифицирует товары таким образом, что никакой другой товар не может иметь такого же кода. Его наличие позволяет потребителю определить страну-импортёра товара, его конкретный номер, предъявить при необходимости претензии к качеству товара и его безопасности.

  • Японская система CALRA-CODE. Эта новая система кодирования, введена в Японии в 1987 году и представляет собой графический год. Он состоит из 10 больших квадратов, каждый из которых разделён на меньшие одинаковые величины, им приписываются конкретные цифры – 1,2,4,8. Эта система более проста в применении. Она содержит большой объём информации, причем устройство для её расшифровки дешевле и эффективней при нечётном шрифте. Её можно прочитать при искажении квадрата до 1 мм. Данная система применяется только в Японии, так как не получила распространения в других странах.
  • Так же применяются ещё несколько систем кодирования, но они широко не используются.
 

     Штриховые коды UPC (Universal Product Code) и EAN (European Article Numbering) получили наиболее широкое распространение для кодирования товаров в производстве и торговле. В ходе внедрения систем кодирования в практику идентификации товаров коду EAN отдается предпочтение, в том числе в США, Японии и других странах неевропейского континента.

      Созданный EAN штриховой код может быть:

  • 13-разрядным, т.е. содержит 13 цифр (EAN-13);
  • 8-разрядным (EAN-8);
  • 14-разрядным (EAN-14).

      Каждый  из указанных штрих-кодов имеет  соответствующую область применения.

      Штрих-код  EAN-13 (рис. 2) является составной частью маркировки или упаковки товара, если есть свободное место для его размещения.

      Если  габаритные размеры товара не позволяют  разместить штрих-код EAN-13, то используется штрих-код EAN-8 (рис. 3). Такой штрих-код, в частности можно увидеть на упаковке шоколадных батончиков «Mars» и жевательной резинки «Dirol». 

P P P X X X X X X X X X C
Код страны Код фирмы-призводителя Код товара Контрольная цифра
 

    Рис. 2. Структура кода EAN-13 

P P P X X X X C
Код страны Код фирмы-призводителя Контрольная цифра
 

    Рис. 3. Структура кода EAN-8 

      Штрих-код  EAN-13 и EAN-8 могут быть использованы для внутрифирменных целей. В этом случае штрих-код EAN-8 начинается с нуля, а EAN-13 с двойки.

      Как видно из приведённых структур кодов  EAN-13 и EAN-8, первые три цифры указывают страну происхождения товара. Эти цифры выдаются ассоциацией EAN. Перечень кодов приведён в таблице П.3.1.

      Код фирмы-изготовителя товара присваивает  соответствующий национальный орган  страны (в России это Внешнеэкономическая  ассоциация автоматической идентификации ЮНИСКАН, а в Беларуси – Торгово-промышленная палата Республики Беларусь).

      Код товара присваивает сам производитель, который и несёт ответственность  за правильное кодирование своих товаров. Устанавливаемый фирмой код содержит известные производителю признаки товара.

     Сходство  кодов UPC и EAN заключается в том, что  в них используется для кодирования  один и тот же набор знаков: цифры  от 0 до 9 и пять вспомогательных символов. Изображение знака содержит два  штриха и два пробела. Длина знака, отображающего цифру, равна 7 модулям. Для изображения цифр имеется четыре таблицы соответствия, поскольку в кодах используются знаки, ограниченные слева; знаки, ограниченные справа; знаки с четными и нечетными паритетами.

     Особенностью  этих кодов является то, что в них применяются кодовые слова фиксированной длины. Наибольшее распространение в торговле за рубежом получили 13-и 8-разрядные коды EAN.

     Основным  принципом кодирования EAN является наличие однозначного идентификационного кода, полученного согласно правилам кодирования EAN для каждого продукта (товара). Все физические параметры кода должны удовлетворять специальным стандартам EAN, с учетом которых создаются и используются соответствующие технические средства записи, считывания и обработки информации штриховых кодов.

     Штриховой код EAN используется для уникальной идентификации продукции. Штриховой  код на товаре в магазине является эквивалентом, как цены, так и  наименования покупки. Если два товара отличаются по цене, то они должны иметь  различные штриховые коды (номера EAN).

     Наибольший  опыт использования штриховых кодов  за рубежом и в определенной мере в Беларуси накоплен в производстве и торговле товарами народного потребления, где наибольшее применение имеет код EAN, в ассоциацию которого входят уже более 30 стран, включая Россию.  
 

    1. Технология  и области применения штрихового кодирования

      Применение  ШК разных типов.

      ЕАN-8 используется для маркировки упаковки и/или товаров небольшого размера. От ЕАN-13 этот тип ШК отличается сокращенной информацией, на котором не помещаются полные номера.

      ЕАN-13 наносится на любые упаковки и/или товары, если позволяет площадь.

      ЕАN-14 применяется только для транспортной упаковки. Этот ШК крупнее, для нанесения его не требуется высококачественная печать. Предназначен в основном для транспортируемых грузов.

      Если товар продается вместе с упаковкой, то применяются только коды ЕАN-13, так как ЕАN-14 не содержит информации о товаре и не считывается сканирующими устройствами, установленными в магазине.

      На  первых этапах применения ШК могли  внедрять только крупные фирмы, завоевавшие и поддерживающие свой престиж за счет высокого качества продукции. ШК на упаковке не только поднимало престиж фирмы, но и исполняла роль рекламы. Поэтому в тот период ШК ассоциировались у потребителя с товарами, качество которых соответствовало повышенным требованиям.

      Широкое распространение ШК привело к  кодированию всех товаров независимо от их качества и престижности фирм-изготовителей.

      Кроме того, сами ШК стали объектом фальсификации. В этой связи важно уметь распознавать этот вид информационной фальсификации, сопровождающий другие виды фальсификации (ассортиментную, качественную).

      Назовем признаки ШК, позволяющие отличить подлинные ШК от фальсифицированных:

    • размеры ШК (минимально допустимые — 21,0х30,0 мм, максимально допустимые — 52,5х74,6 мм);
    • цветовое исполнение отдельных элементов ШК: цвет штрихов должен быть черным, синим, темно-зеленым или темно-коричневым; цвет пробелов, совпадающий по цвету с фоном, — белым, допускаются желтый, оранжевый, светло-коричневый; не допускается применение любых оттенков красного и желтого цветов для штрихов, так как они не считываются сканером;
    • место нанесения ШК: на заднюю стенку упаковки в правом нижнем углу, на расстоянии не менее 20 мм от краев; допускается нанесение на боковую стенку упаковки, на этикетку в нижнем правом углу; на мягких упаковках выбирают место, где штрихи будут параллельны дну упаковки;
    • ШК не должен размещаться там, где уже есть другие элементы маркировки (текст, рисунки, перфорация);
    • нанесение на упаковку только одного ШК ЕАN или UРС; нанесение двух ШК — ЕАN и 11РС — допускается, если товаропроизводитель произвел их регистрацию в двух ассоциациях, тогда ШК ЕАN и ШК UРС наносят на противоположные концы упаковки.

Информация о работе Маркировка и штриховое кодирование в системе реализации продукции предприятия