Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Ноября 2011 в 03:10, курсовая работа
Итак, основной целью данной курсовой работы является изучение маркировки и штрихового кодирования в системе реализации продукции предприятия.
При разработке курсовой работы были использованы нормативные правовые акты и литературные источники. Более достоверно освещена эта тема в учебниках по маркетингу.
Введение
1. Маркировка
1.1 Понятие о маркировке
1.2 Производственная маркировка
1.3 Торговая маркировка
1.4 Структура маркировки
1.4.1 Классификация информационных знаков
2. Штриховое кодирование
2.1 Понятие и значение штрихового кодирования
2.2 Виды штриховых кодов
2.3 Технология и области применения штрихового кодирования
Заключение
Список использованных источников
Приложение
В данное время в мире используют несколько основных систем штрихового кодирования:
Символ
кода состоит из 8 цифр: первая и вторая
цифра содержат информацию о виде
товара; третья – номер товарной
группы; четвёртая – номер
Вид товара
Товарная группа
Ассортиментная группа
Порядковый номер
Номер пробы
Схема 1. Цифровое обозначение кода BAN.
В таком виде BAN применяется только для обозначения потребительских товаров.
Символ кода обозначается 12 цифрами, так как префикс стран в этой системе всегда состоит из 2-х цифр. Каждая позиция кода образуется двумя тёмными и двумя светлыми штрихами. Ширина и расстояние между этими знаками отмеряется с помощью фотоэлектронного устройства.
Символ кода UPC состоит из 2-х частей – левой и правой. Каждая часть имеет форму прямоугольника. Элементы левой части представляют собой зеркальное отражение правой. Светлая полоса означает ноль, темная – единицу.
Прочтение
символа совершается
Код UPC бывает 3-х видов:
Данная система представляет собой международный стандарт, в соответствии с которым осуществляется разработка технических средств для нанесения и считывания кодов.
Символ кода состоит из цифровых обозначений и штрихов.
Цифровые
обозначения состоят из 8, либо из
13 цифр.
ХХХ ХХХХХ ХХХХ Х
Страна
Производитель
Товар
Контрольный
Индекс
Схема 2. Цифровое обозначение кода EAN – 13.
Последняя цифра – контрольный индекс, в коде EAN – 13 его можно рассчитать самостоятельно по следующей схеме:
Код EAN не классифицирует, а идентифицирует товары таким образом, что никакой другой товар не может иметь такого же кода. Его наличие позволяет потребителю определить страну-импортёра товара, его конкретный номер, предъявить при необходимости претензии к качеству товара и его безопасности.
Штриховые коды UPC (Universal Product Code) и EAN (European Article Numbering) получили наиболее широкое распространение для кодирования товаров в производстве и торговле. В ходе внедрения систем кодирования в практику идентификации товаров коду EAN отдается предпочтение, в том числе в США, Японии и других странах неевропейского континента.
Созданный EAN штриховой код может быть:
Каждый
из указанных штрих-кодов имеет
соответствующую область
Штрих-код EAN-13 (рис. 2) является составной частью маркировки или упаковки товара, если есть свободное место для его размещения.
Если
габаритные размеры товара не позволяют
разместить штрих-код EAN-13, то используется
штрих-код EAN-8 (рис. 3). Такой штрих-код, в
частности можно увидеть на упаковке шоколадных
батончиков «Mars» и жевательной резинки
«Dirol».
P | P | P | X | X | X | X | X | X | X | X | X | C |
Код страны | Код фирмы-призводителя | Код товара | Контрольная цифра |
Рис.
2. Структура кода EAN-13
P | P | P | X | X | X | X | C |
Код страны | Код фирмы-призводителя | Контрольная цифра |
Рис.
3. Структура кода EAN-8
Штрих-код EAN-13 и EAN-8 могут быть использованы для внутрифирменных целей. В этом случае штрих-код EAN-8 начинается с нуля, а EAN-13 с двойки.
Как видно из приведённых структур кодов EAN-13 и EAN-8, первые три цифры указывают страну происхождения товара. Эти цифры выдаются ассоциацией EAN. Перечень кодов приведён в таблице П.3.1.
Код фирмы-изготовителя товара присваивает соответствующий национальный орган страны (в России это Внешнеэкономическая ассоциация автоматической идентификации ЮНИСКАН, а в Беларуси – Торгово-промышленная палата Республики Беларусь).
Код
товара присваивает сам производитель,
который и несёт
Сходство кодов UPC и EAN заключается в том, что в них используется для кодирования один и тот же набор знаков: цифры от 0 до 9 и пять вспомогательных символов. Изображение знака содержит два штриха и два пробела. Длина знака, отображающего цифру, равна 7 модулям. Для изображения цифр имеется четыре таблицы соответствия, поскольку в кодах используются знаки, ограниченные слева; знаки, ограниченные справа; знаки с четными и нечетными паритетами.
Особенностью этих кодов является то, что в них применяются кодовые слова фиксированной длины. Наибольшее распространение в торговле за рубежом получили 13-и 8-разрядные коды EAN.
Основным принципом кодирования EAN является наличие однозначного идентификационного кода, полученного согласно правилам кодирования EAN для каждого продукта (товара). Все физические параметры кода должны удовлетворять специальным стандартам EAN, с учетом которых создаются и используются соответствующие технические средства записи, считывания и обработки информации штриховых кодов.
Штриховой код EAN используется для уникальной идентификации продукции. Штриховой код на товаре в магазине является эквивалентом, как цены, так и наименования покупки. Если два товара отличаются по цене, то они должны иметь различные штриховые коды (номера EAN).
Наибольший
опыт использования штриховых кодов
за рубежом и в определенной мере
в Беларуси накоплен в производстве
и торговле товарами народного потребления,
где наибольшее применение имеет код EAN,
в ассоциацию которого входят уже более
30 стран, включая Россию.
Применение ШК разных типов.
ЕАN-8 используется для маркировки упаковки и/или товаров небольшого размера. От ЕАN-13 этот тип ШК отличается сокращенной информацией, на котором не помещаются полные номера.
ЕАN-13 наносится на любые упаковки и/или товары, если позволяет площадь.
ЕАN-14 применяется только для транспортной упаковки. Этот ШК крупнее, для нанесения его не требуется высококачественная печать. Предназначен в основном для транспортируемых грузов.
Если товар продается вместе с упаковкой, то применяются только коды ЕАN-13, так как ЕАN-14 не содержит информации о товаре и не считывается сканирующими устройствами, установленными в магазине.
На первых этапах применения ШК могли внедрять только крупные фирмы, завоевавшие и поддерживающие свой престиж за счет высокого качества продукции. ШК на упаковке не только поднимало престиж фирмы, но и исполняла роль рекламы. Поэтому в тот период ШК ассоциировались у потребителя с товарами, качество которых соответствовало повышенным требованиям.
Широкое распространение ШК привело к кодированию всех товаров независимо от их качества и престижности фирм-изготовителей.
Кроме того, сами ШК стали объектом фальсификации. В этой связи важно уметь распознавать этот вид информационной фальсификации, сопровождающий другие виды фальсификации (ассортиментную, качественную).
Назовем признаки ШК, позволяющие отличить подлинные ШК от фальсифицированных:
Информация о работе Маркировка и штриховое кодирование в системе реализации продукции предприятия