Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Ноября 2011 в 03:10, курсовая работа
Итак, основной целью данной курсовой работы является изучение маркировки и штрихового кодирования в системе реализации продукции предприятия.
При разработке курсовой работы были использованы нормативные правовые акты и литературные источники. Более достоверно освещена эта тема в учебниках по маркетингу.
Введение
1. Маркировка
1.1 Понятие о маркировке
1.2 Производственная маркировка
1.3 Торговая маркировка
1.4 Структура маркировки
1.4.1 Классификация информационных знаков
2. Штриховое кодирование
2.1 Понятие и значение штрихового кодирования
2.2 Виды штриховых кодов
2.3 Технология и области применения штрихового кодирования
Заключение
Список использованных источников
Приложение
Торговая маркировка — текст, условные обозначения или рисунок, нанесенные изготовителем на товарные или кассовые чеки, упаковки.
Носителями торговой маркировки являются ценники, товарные или кассовые чеки.
В отличие от производственной маркировки торговая маркировка наносится не на товар, а на указанные носители или эксплуатационные документы.
Второе отличие торговой маркировки от производственной заключается в том, что ее идентифицирующая функция в большей степени связана с указанием данных о продавце, в меньшей — с информацией о товаре. Это обусловлено особенностями носителей торговой маркировки: небольшие размеры, заполнение для каждого товара или покупки, большие затраты ручного труда на маркирование, ограниченные технические возможности нанесения информационных данных.
Благодаря идентифицирующей функции торговая маркировка служит основанием для предъявления претензий продавцу в случае выявления дефектов товаров и нанесения ущерба потребителю.
Требования,
предъявляемые к содержанию торговой
маркировки, регламентируются рядом нормативных
актов: Правилами продажи
отдельных видов продовольственных и
непродовольственных
Кассовые чеки и ценники как носители торговой маркировки обязательны при реализации всех товаров в организациях розничной и мелкорозничной торговли, общественного питания.
Разрешается реализация товаров без применения контрольно-кассовых аппаратов и вручения покупателю кассового чека в случаях, определенных «Перечнем отдельных категорий предприятий, организаций и учреждений, которые в силу специфики своей деятельности либо особенностей местонахождения могут осуществлять денежные расчеты с населением без применения контрольно-кассовых машин».
Товарные чеки применяются только при продаже непродовольственных товаров, причем Правилами установлен обязательный порядок выдачи вместе с погашенным кассовым чеком и товарного чека с обозначением номера (названия) магазина, даты покупки, артикула, сорта, цены только при покупке радио- и электробытовых товаров.
При
продаже тканей, одежды и обуви покупателю
вместе с товаром в обязательном порядке
выдаются кассовый и товарный чеки с обозначением
реквизитов предприятия, даты покупки,
цены.
Маркировка обычно включает три элемента: краткий текст, рисунок, условные обозначения или информационные знаки (ИЗ).
Каждому из перечисленных элементов маркировки отводиться определенная роль и выделяется соответствующее место в общей экономики.
На
рис. 1 указан удельный вес элементов
маркировки.
|
Текст 50-100 % | |
Рисунок 0-50 % | ||
ИЗ 0-30 % |
Рис. 1. Удельный вес элементов маркировки
Текст как форма письменной информации — наиболее распространенный элемент производственной и торговой маркировки.
Для него характерна высокая степень доступности информации о товар для всех субъектов рыночных отношений. Текст может выполнять все основные функции маркировки, но в наибольшей степени ему характерно информационная и идентифицирующая.
Удельный вес текста на маркировке в зависимости от назначения и носителей составляет 50—100% (см. рис.1).
В Республике Беларусь и Российской Федерации на основании соответствующих постановлений правительства «запрещается продажа импортных продуктов питания и непродовольственных товаров без информации о них на русском языке». Если производителем на маркировке не предусмотрен текст на русском языке, то наличие информации на русском языке должно обеспечиваться организациями и индивидуальными предпринимателями, осуществляющими импорт товара. Информация должна быть размещена на упаковке или этикетке либо на листке-вкладыше, прилагаемом к каждой единице товара. Установлены перечни сведений, которые должны содержать маркировка каждого товара.
Рисунок не всегда присутствует на маркировке. В наибольшей степени он присущ производственной маркировке.
В качестве элемента маркировки рисунок отличается, как правило, высокой степенью доступности и выполняет в основном эмоциональную и мотивационную функции, реже информационную и идентифицирующую. Хотя бывают и исключения, например, когда на маркировке упаковки и вкладышей в виде рисунков дана информация по эксплуатации или использованию товара.
Удельный вес и степень доступности информации рисунка колеблются в пределах от 0 до 50% всей товарной информации на маркировке (см. рис.1).
Условные обозначения, или информационные знаки (ИЗ), характерны в основном для производственной маркировки, в торговой маркировке они встречаются реже.
Особенностями информационных знаков являются краткость изображения, небольшая площадь размещения на носителе маркировки при высокой информационной емкости, но меньшая доступность информации. Иногда информация ИЗ бывает доступна только профессионалам и требует специальной расшифровки. Поэтому более подробно остановимся на информационных знаках.
Информационные знаки (ИЗ) — это условные обозначения, предназначенные для идентификации отдельных или совокупных характеристик товара.
Информационным знакам свойственно краткость, выразительность, наглядность и быстрая узнаваемость.
Краткость обусловлена тем, что в качестве ИЗ могут выступать отдельные слова, буквы, цифры, рисунки и другие символы.
Выразительность и наглядность ИЗ обусловливаются их формой, цветом, сочетанием отдельных символов, соответствующим определенным эстетическим требованиям потребителей. При этом некоторые фирмы, нацеленные на конкретный сегмент потребителей, стремятся в своих фирменных знаках учитывать именно их интересы. Например, ИЗ на спортивных товарах, одежде и обуви для молодежи содержат символы известных спортивных обществ, команд и т. п.
Быстрая
узнаваемость ИЗ достигается путем
применения общепринятых символов, изображения
которых зачастую расшифровываются без
специальных знаний. Этим отличаются международные
символы, изображаемые на этикетках и
упаковках текстильных изделий.
Классификация ИЗ на группы и подгруппы в зависимости от определенных признаков представлена на рис. П.1.1.
Правовая охрана товарных знаков в Республике Беларусь обеспечивается на основании закона «О товарных знаках и знаках обслуживания» от 5 февраля 1993 г.
Закон предусматривает исключительное право владельца на товарный знак, пользование, распоряжение и запрещение его использования другими лицами. «Никто не может использовать охраняемый на территории Республики Беларусь товарный знак, на который выдано свидетельство, без разрешения его владельца».
Классификация товарных знаков (ТЗ) в зависимости от объекта, информацию о котором они содержат, подразделяют на подгруппы — фирменные и ассортиментные (именные), а последние на типы — видовые и марочные.
Виды ТЗ определяются формой представленной в них информации. Различают следующие виды ТЗ: словесные, буквенные, цифровые, объемные, изобразительные, комбинированные.
Товарные знаки могут быть двух разновидностей: коллективные и индивидуальные. Классификация ТЗ представлена на рис. П.2.1.
Фирменные ТЗ — это знаки, предназначенные для идентификации изготовителя товаров или услуг.
Существуют три основных типа обозначения этих знаков:
По степени значимости и престижности можно выделить обыкновенные и престижные фирменные знаки.
Обыкновенные фирменные знаки разрабатываются их владельцем или по его поручению специалистами-дизайнерами, регистрируются в порядке, установленном Федеральным законом. При этом в законе не предусмотрена обязательность регистрации, которая дает исключительное право владельцу на пользование и распоряжение ТЗ. Владелец ТЗ может и не регистрировать свой фирменный знак, однако при этом он не приобретает авторское право на него.
Престижные знаки присваиваются фирмам за их особые заслуги перед государством. В качестве престижных фирменных знаков используются также изображения призов, медалей и других знаков отличия, полученные фирмами на международных, региональных и национальных выставках.
В ряде зарубежных стран такие престижные знаки (эмблемы) присуждаются государственными или общественными органами в качестве специально утвержденного приза — премии. Фирма-лауреат получает право в течение определенного времени помещать этот знак на своих рекламных и деловых документах и материалах.
Основанием для присуждения премий-наград и престижных знаков являются значительные успехи в экспорте товаров и услуг и/или содействие экспорту национальных товаров в течение определенного срока. Развивая экспорт своей продукции, фирма поднимает национальный престиж страны, способствует стабильности ее экономики и обеспечению занятости населения, улучшает торговый баланс. В свою очередь, государственные и общественные органы, отмечая это, морально стимулируют деятельность фирмы.
К престижным знакам можно отнести и медали, используемые как элемент производственной маркировки на этикетках марочных и коллекционных виноградных вин, водки и другой продукции, полученные изготовителем на международных выставках. Престижные знаки присваиваются и не подлежат регистрации в патентных органах.
Ассортиментные ТЗ — знаки, предназначенные для идентификации ассортиментной принадлежности: видовые — по виду товара, а марочные — по торговой марке или наименованию.
Примером видового ТЗ могут служить словесная информация о названии товара или его изображение, а также условные буквенные обозначения определенного вида продукта. Видовые знаки редко применяются самостоятельно, чаще — в комбинации с марочным знаком (торговая марка).
Торговая марка — имя, знак, присущие конкретному виду товара с определенными потребительскими свойствами, отличающими его от других товаров того же вида.
Марочный знак может быть словесной, цифровой, буквенной, изобразительной или комбинированной формы. Например, марочный знак шоколадных батончиков — Сникерс, Марс, Баунти и пр. — имеет словесную форму, причем идентифицирующие функции выполняют и цветовая гамма, и графическое исполнение надписи.
Информация о работе Маркировка и штриховое кодирование в системе реализации продукции предприятия