Маркировка и штриховое кодирование в системе реализации продукции предприятия

Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Ноября 2011 в 03:10, курсовая работа

Описание работы

Итак, основной целью данной курсовой работы является изучение маркировки и штрихового кодирования в системе реализации продукции предприятия.
При разработке курсовой работы были использованы нормативные правовые акты и литературные источники. Более достоверно освещена эта тема в учебниках по маркетингу.

Содержание

Введение
1. Маркировка
1.1 Понятие о маркировке
1.2 Производственная маркировка
1.3 Торговая маркировка
1.4 Структура маркировки
1.4.1 Классификация информационных знаков

2. Штриховое кодирование
2.1 Понятие и значение штрихового кодирования
2.2 Виды штриховых кодов
2.3 Технология и области применения штрихового кодирования
Заключение
Список использованных источников
Приложение

Работа содержит 1 файл

Курсовая.doc

— 204.50 Кб (Скачать)

ВВЕДЕНИЕ

      Насыщение рынка товарами, расширение и углубление ассортимента являются одним из достижений перехода к рыночным отношениям. Однако потребителю зачастую трудно разобраться в этом товарном многообразии, сделать компетентный выбор достаточной и достоверной информации о каждом наименовании выпускаемых в продажу товаров. Для этого и используется маркировка товаров, чтобы потребитель мог знать, какую продукцию он покупает.

     В целом, маркировка – это условные обозначения и данные, которые наносятся на товар и (или) упаковку.  Она предназначена для идентификации товара или отдельных его свойств и доведения до потребителя информации об изготовителях,  количественных и качественных характеристиках товара.

      Итак, основной целью данной курсовой работы является изучение маркировки и штрихового кодирования в системе реализации продукции предприятия.

      При разработке курсовой работы были использованы нормативные правовые акты и литературные источники. Более достоверно освещена эта тема в учебниках по маркетингу. 

           
 
 
 
 
 
 
 

  1. МАРКИРОВКА
    1. Понятие о маркировке

     Маркировка — это текст, условные обозначения или рисунок, нанесенные на упаковку и (или) товар, а также другие вспомогательные средства, предназначенные для идентификации товара или отдельных его свойств, доведения до потребителя информации об изготовителях (исполнителях),  количественных и качественных характеристиках товара.

      Основные  функции маркировки:

    • информационная;
    • идентифицирующая;
    • эмоциональная;
    • мотивирующая.

      Информационная  функция маркировки как одного из средств товарной информации является основной. Наибольший удельный вес приходится на основополагающую и потребительскую информацию, меньший — на коммерческую. При этом основополагающая информация на маркировке дублирует тот же вид информации в товаросопроводительных документах (ТСД). Несовпадение данных основополагающей информации может быть следствием фальсификации товаров.

      Необходимость такого дублирования обусловлена общностью  идентифицирующей функции маркировки и ТСД. Однако в отличие от ТСД маркировка предназначена для всех субъектов коммерческой деятельности, а для основной массы потребителей является практически единственно доступным средством товарной информации. Поэтому в маркировке удельный вес коммерческой информации значительно меньше.

      Идентифицирующая функция маркировки чрезвычайно важна, так как она прослеживает товарные партии на всех этапах товародвижения.

      Эмоциональная и мотивационная  функции маркировки взаимосвязаны. Красочно оформленная маркировка, поясняющие тексты, применение общепринятых символов вызывают у потребителя положительные эмоции и служат важной мотивацией для принятия решения о покупке товара.

      В зависимости от места нанесения  различают маркировку производственную и торговую (см. ниже).

      Маркировка  должна соответствовать требованиям стандартов, других нормативных документов. Требования к производственной маркировке устанавливаются в основном стандартами на маркировку и упаковку, а также общетехническими условиями стандартов на продукцию. Требования к торговой маркировке в меньшей степени разработаны, чем к производственной маркировке. Отдельные требования к торговой маркировке устанавливаются Правилами продажи отдельных групп продовольственных и непродовольственных товаров, а также региональными Правилами розничной торговли. 
 

    1. Производственная  маркировка

      Производственная  маркировка — это текст, условные обозначения или рисунок, нанесенные изготовителем (исполнителем) на товар и (или) упаковку и (или) другие носители информации.

      Носителями  производственной маркировки могут  быть этикетки, кольеретки, вкладыши, ярлыки, бирки, контрольные ленты, клейма, штампы и др.

      Этикетка  - это самостоятельный носитель информации, который приклеивается или прикладывается к товару либо наноситься типографским или иным способом на товар или упаковку.

      Например, большинство упакованных в производственных условиях продовольственных товаров  имеют на упаковке этикетку, на которую  текст, рисунки и другая информация нанесены типографским способом. Этикетирование консервных банок осуществляется путем  приклеивания бумажной этикетки или нанесения ее литографским способом. Иногда этикетку наносят непосредственно на товар (например, маркировка на донышке посуды, на электробытовых товарах).

      Этикетка  отличается значительной информационной емкостью и содержит фирменное название продукции, символ компании, состав, артикул, размер, рекламные материалы, коды для хранения и инструкции для использования.

      Из  всех носителей маркировки этикетка содержит наиболее обширные по количеству характеризуемых признаков сведения.

      Этикетка  предназначена для  того, чтобы покупатель мог:

      • узнать товар;
      • убедиться, что этот товар, который может удовлетворить его нужды и потребности;
      • убедиться в целесообразности совершения повторных покупок.

      Чтобы этикетка могла выполнять перечисленные  функции, она должна быть соответствующим образом оформлена и содержать определенный объем информации о товаре.

      Например, на этикетке шампуня, изготовляемого фирмой «Дзинтарс», указывается:

      • наименование изделия;
      • товарный знак;
      • объем;
      • штрих-код в системе EAN-13;
      • срок годности (месяц, последние две цифры года);
      • способ применения;
      • краткая характеристика изделия;
      • дополнительная информация, предусмотренная для конкретной ассортиментной позиции.

      Как показывает практика, этикетки хорошо известных марок со временем воспринимаются как устаревшие и требуют обновления.  Например, за истекшее столетие этикетку производимого в США мыла «Айвори» изменили 18 раз.

      Кольеретки  — разновидность этикеток, наклеиваемых на горлышко бутылок с алкогольными, безалкогольными напитками и пивом.

      Кольеретки  не несут большой информационной нагрузки, в основном их назначение — эстетическое оформление бутылок.  Самостоятельного значения  без  основной этикетки не имеют. Кольеретки могут содержать наименование напитка, изготовителя, год изготовления или информационные знаки. Иногда на кольеретках может вообще отсутствовать информация.

      Вкладыши  — это разновидность этикеток, отличающиеся от них направленностью товарной информации, предназначенные для сообщения кратких сведений о наименовании товара или изготовителе (наименование организации, номер смены).

      Иногда  вкладыши могут содержать краткую  характеристику потребительских свойств  товара, в первую очередь — функционального  назначения. Тогда вкладыш приобретает дополнительные функции — рекламного листка или проспекта, но в отличие от них рекламная функция вкладыша не является основной, а реализуется через характеристику товара. Такие вкладыши часто встречаются в упаковке различных косметических средств. Наиболее часто применяют вкладыши для кондитерских изделий: конфет, печенья, пряников в коробках; для парфюмерно-косметических и лекарственных средств; товаров бытовой химии.

      Бирки и ярлыки – это носители маркировки, которые приклеиваются, прикладываются или подвешиваются к товару.

      Для них характерна меньшая информационная емкость, ограниченный перечень сведений, отсутствие рисунков.

      Бирки отличаются от ярлыков меньшей информативностью. Они могут быть очень лаконичными, указывая только наименование товара или марочный товарный знак, название фирмы или фирменный знак.

      Ярлыки  обычно содержат наименование товара, фирмы-изготовителя, его адрес, сорт, цену, дату выпуска, а также ряд идентифицирующих данных.          На ярлыках, которые подвешиваются к одежде, указываются артикул изделия, номер модели, размер, дата выпуска. Ярлык может содержать фирменный и товарный знаки, другие необходимые условные обозначения.

      Контрольные ленты — это носители краткой дублирующей товарной информации, выполняемой на небольшой ленте и предназначенной для контроля или восстановления сведений о товаре в случае утраты этикетки, бирки или ярлыка.

      Они могут применяться в дополнение, реже взамен других носителей информации. Особенностью контрольных лент является преобладание цифровой или символической  информации, цель которой — указание артикула изделий, номера модели, размера, сорта, иногда артикула тканей, эксплуатационных знаков и др. Контрольные ленты наиболее часто применяются для одежно-обувных товаров, причем у обуви сведения контрольной ленты чаще наносятся на подкладку или внутреннюю часть.

      Клейма  и штампы — это носители информации, предназначенные для нанесения идентифицирующих условных обозначений на товары, упаковку, этикетки с помощью специальных приспособлений установленной формы.

      В зависимости от места нанесения различают клейма и штампы производственные и торговые; от назначения — ветеринарные, товароведные, карантинные и прочие; от формы — овальные, прямоугольные, квадратные, треугольные и ромбовидные.

      Клеймение и штампование как способ маркирования применяются для отдельных    продовольственных   и  непродовольственных   товаров.

      Для мяса и мясопродуктов, включая субпродукты  и жир-сырец, ветеринарное клеймение  является обязательным. Клеймят мясные туши убойных животных и тушки  птицы. Штампы могут быть нанесены на донышко металлических консервных банок и металлические крышки стеклянных банок, упаковки из полимерных и комбинированных материалов для соков, напитков, вина, молока и других продуктов.

      Штампы  и клейма на непродовольственных  товарах или на их упаковке встречаются реже. Но, например, на тканях, на концах с изнаночной стороны, обязательно должно быть клеймо. Кроме того, штампы, выполненные производственным способом, наносятся на отдельные комплектующие детали сложно технических товаров (двигатели автомобилей, холодильные агрегаты холодильников и др.).

      Существует  несколько способов клеймения и штампования товаров и упаковок:

    • нанесение клейма или штампа несмываемой краской, разрешенной органами Минздрава РФ;
    • выжигание электроклейма;
    • выдавливание штампов;
    • вдавливание пластмассовых или казеиновых цифр, букв в продукт.
 

      Наиболее  распространенный способ, применяемый  для большинства товаров, — нанесение  клейма или штампа несмываемой краской.

      Электроклейма выжигают в основном на тушках птиц.

      Рельефная маркировка в виде выдавленных букв, цифр, иных условных обозначений встречается на металлических консервных банках, реже на крышках стеклянных банок. Кроме того, этим способом маркируют двигатели автомобилей, а также некоторые товары сложно технического назначения. Рельефная маркировка встречается и на стеклянной упаковке (бутылки, банки), иногда на стеклянной посуде (например, на донышке граненых стаканов).

      Вдавливание пластмассовых или казеиновых цифр применяется для маркировки сыров.

      К клеймам и штампам  предъявляют следующие требования:

    • четкость оттисков клейм;
    • сохранность независимо от внешних воздействий;
    • безопасность применяемых способов клеймения и штампования;
    • сохранение товарного вида продуктов и изделий, на которые наносят клейма и штампы;
    • соблюдение установленных правил клеймения и штампования.

Информация о работе Маркировка и штриховое кодирование в системе реализации продукции предприятия