Малые предприятия и их развитие в современных условиях

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Февраля 2012 в 09:50, курсовая работа

Описание работы

Целью написания данной курсовой работы является выявление общих принципов и закономерностей создания и функционирования малых предприятий и рассмотрение действия этих принципов на конкретном предприятии.
В первой главе данной работы рассмотрены критерии отнесения предприятий к субъектам малого предпринимательства, роль малого бизнеса в предпринимательской деятельности России и других стран. Вторая глава рассматривает особенности создания и функционирования малого предприятия, а также технико-экономические показатели конкретного предприятия. В третьей главе приведены некоторые преимущества и проблемы малого предприятия, рассмотрены пути решения проблем.

Содержание

Введение. 3
Глава 1.Сущность малых предприятий и их место в экономике России. 5
1.1 Понятие и сущность малых предприятий. 5
1.2 Место малых предприятий в экономике России. 12
1.3 Государственная поддержка малых предприятий. 20
Глава 2. Технико-экономическая характеристика малого предприятия, особенности его создания и функционирования. 30
2.1 Особенности создания малого предприятия 30
2.2 Характеристика экономической деятельности малого предприятия ООО «Дом КупцовКудриных» 31
2.3 Управление предприятием ООО «Дом Купцов Кудриных»……………36
Глава 3:Преимущества и проблемы малых предприятий. Пути решения проблем. 41
Заключение 46
Список литературы: 48

Работа содержит 1 файл

экономика предприятий.doc

— 379.00 Кб (Скачать)

      Таблица 4. Численность работавших малых предприятий по видам экономической деятельности в 2007 г. 

  Среднесписочная  
численность работников  
(без внешних  
совместителей)
Средняя численность внешних совместителей Средняя численность  
работников, выполнявших работы по договорам гражданско - правового характера
тыс.  
человек
в процентах  
к итогу
тыс.  
человек
в процентах  
к итогу
тыс.  
человек
в процентах  к итогу
Всего 9239,2 100 640,2 100 277,9 100
из  них по видам экономической деятельности:            
сельское  хозяйство, охота и лесное хозяйство 316,8 3,4 11,3 1,8 11,5 4,1
рыболовство, рыбоводство 25,6 0,3 1,5 0,2 1,4 0,5
добыча  полезных ископаемых 44,7 0,5 2,6 0,4 1,9 0,7
обрабатывающие  производства 1812,9 19,6 92,7 14,5 57,0 20,5
производство  и распределение электроэнергии, газа и воды 65,1 0,7 5,0 0,8 3,3 1,2
Строительство 1625,5 17,6 95,4 14,9 59,1 21,3
оптовая и розничная торговля; ремонт автотранспортных средств, мотоциклов, бытовых изделий и предметов личного пользования 3009,5 32,6 202,9 31,7 49,4 17,8
гостиницы и рестораны 265,6 2,9 11,9 1,9 4,0 1,4
транспорт и связь 487,3 5,3 36,9 5,8 15,0 5,4
из  них связь 50,9 0,6 5,9 0,9 2,4 0,9
финансовая  деятельность 57,5 0,6 11,0 1,7 3,7 1,3
операции  с недвижимым имуществом, аренда и предоставление услуг 1208,2 13,1 128,4 20,0 57,6 20,7
Образование 12,6 0,1 2,6 0,4 1,6 0,6
здравоохранение и предоставление социальных услуг 106,0 1,1 23,7 3,7 3,5 1,2
предоставление  прочих коммунальных, социальных и персональных услуг 201,1 2,2 14,1 2,2 8,8 3,2

      Таким образом, в малом предпринимательстве работало на постоянной основе 9239,2 тыс. человек при общей численности экономически активного населения в РФ 75060 тыс. что составляет примерно 13% от среднегодовой численности занятых в экономике (68013 тыс. человек). [10]

      Доля  МП в ВВП России достигает, по экспертным оценкам, 20%.[12]

      Для сравнения приведем некоторые данные о месте малых предприятий в экономике развитых государств.

      По  данным Администрации малого бизнеса  США, в стране в 1994 г. насчитывалось 22,1 млн. предприятий малого бизнеса. При этом малые предприятия использовали 54% частной рабочей силы, они ответственны за выпуск 50% продукции частного сектора и за 52% всех продаж в стране.

      В основном благодаря развитию малого бизнеса в США за последние годы наблюдался определенный экономический подъем, что в свою очередь обеспечивает существенный рост числа рабочих мест. Только в 1994 г. валовой внутренний продукт (ВВП) в США вырос на 3,5%, что является самым высоким ростом за предшествующие 14 лет. Это вызвало увеличение на 3,2 млн. рабочих мест, в том числе в малом бизнесе — свыше 2 млн.

      К наиболее быстро растущим секторам экономики  в малом бизнесе США за последние  несколько лет относятся: компьютерный бизнес (главным образом сборка и продажа, а также ремонт), ресторанный бизнес (нередко это очень небольшие заведения), медицинские офисы, поликлиники, медицинские и зубные лаборатории, различные строительные и ремонтные подрядные организации, кредитные организации, детские сады и консультации, а также сервис по реабилитации.

      Говоря  о рабочей занятости в США, Японии, Германии и др. стран, следует иметь в виду, что крупные предприятия этих  страны за последние годы испытывают острую конкуренцию со стороны ряда стран (Япония, Германия, Канада, Китай и др.). Особенно это касается таких передовых в техническом отношении производств, как компьютерная техника, электротехническая промышленность, автомобилестроение и др. В результате владельцы этих предприятий вынуждены ввести режим строжайшей экономии, снижения затрат, осуществлять рационализацию производства. В ряде отраслей наблюдается тенденция перевода предприятий в другие страны с более дешевой рабочей силой. Только за последние годы из США за границу переместилось 11 млн. рабочих мест.

      В этих условиях развитие малого бизнеса позволяет смягчить экономический спад, по возможности преодолеть его, обеспечить рост занятости. Только за период с 1975 по 1992 гг  доля занятых на малых предприятиях США увеличилась с 74,2 до 80,0%, тогда как на крупных предприятиях сократилась с 25,8 до 20,0%.

     Малые предприятия играют важную роль и в экономике Великобритании. На них приходится 99% количества предприятий страны, 49% оборота и 45% занятых.

      Однако  эффективность функционирования как  выделенного при приватизации, так и вновь создаваемого малого предприятия будет в основном зависеть от благоприятности законодательной базы и доступности финансовой поддержки.

      Источниками формирования финансовых ресурсов предприятия в зависимости от его организационно-правовой формы являются:

      внутренние ресурсы – материальные ресурсы, полученные в результате приватизации; сбережения владельца предприятия, выделенные на создание и развитие бизнеса; прибыль; амортизационные отчисления; средства, полученные от продажи ценных бумаг; паевые и иные взносы членов трудового коллектива;

      внешние ресурсы – средства финансовых и других организаций или частных лиц;

      государственные и региональные фонды поддержки малого предпринимательства.

1.3 Государственная  поддержка малых  предприятий. 

 

     Организационную основу управления развитием малого предпринимательствам составил Федеральный закон "О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации" от 14 августа 1995 г и принятый взамен него Федеральный Закон "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации" от 24 июля 2007 г. N 209-ФЗ [1]. Оба закона в свое время являлись и являются важным элементом правовой среды малого бизнеса, который сильно зависит от поддержки государства.

       Закон №209-ФЗ от 24 июня 2007 года  регулирует отношения, возникающие между юридическими лицами, физическими лицами, органами государственной власти Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления в сфере развития малого и среднего предпринимательства, определяет понятия субъектов малого и среднего предпринимательства, инфраструктуры поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства, виды и формы такой поддержки.

     В законе установлено, что поддержка  субъектов малого и среднего предпринимательства - это деятельность органов государственной власти РФ, органов государственной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления и функционирование инфраструктуры поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства, направленные на реализацию мероприятий, предусмотренных федеральными программами развития субъектов малого и среднего предпринимательства, региональными программами развития субъектов малого и среднего предпринимательства и муниципальными программами развития субъектов малого и среднего предпринимательства.

     В программе любого уровня должны быть указаны объем и источник финансирования, орган исполнительной власти, ответственный за реализацию мероприятий, включенных в программу.

     В соответствии с [1] основными целями государственной политики в области развития малого и среднего предпринимательства в РФ являются:

     - развитие субъектов малого и среднего предпринимательства в целях формирования конкурентной среды в экономике Российской Федерации;

     - обеспечение благоприятных условий для развития субъектов малого и среднего предпринимательства;

     - обеспечение конкурентоспособности субъектов малого и среднего предпринимательства;

     - оказание содействия субъектам малого и среднего предпринимательства в продвижении производимых ими товаров (работ, услуг), результатов интеллектуальной деятельности на рынок РФ и рынки иностранных государств;

     - увеличение количества субъектов малого и среднего предпринимательства;

     - обеспечение занятости населения и развитие самозанятости;

     - увеличение доли производимых субъектами малого и среднего предпринимательства товаров (работ, услуг) в объеме валового внутреннего продукта;

     - увеличение доли уплаченных субъектами малого и среднего предпринимательства налогов в налоговых доходах федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов.

     Основными принципами государственной политики в области развития малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации являются:

     1) разграничение полномочий по  поддержке субъектов малого и среднего предпринимательства между федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления;

     2) ответственность федеральных органов  государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления за обеспечение благоприятных условий для развития субъектов малого и среднего предпринимательства;

     3) участие представителей субъектов  малого и среднего предпринимательства, некоммерческих организаций, выражающих интересы субъектов малого и среднего предпринимательства, в формировании и реализации государственной политики в области развития малого и среднего предпринимательства, экспертизе проектов нормативных правовых актов РФ, нормативных правовых актов субъектов РФ, правовых актов органов местного самоуправления, регулирующих развитие малого и среднего предпринимательства;

     4) обеспечение равного доступа  субъектов малого и среднего  предпринимательства к получению поддержки в соответствии с условиями ее предоставления, установленными федеральными программами развития малого и среднего предпринимательства, региональными программами развития малого и среднего предпринимательства и муниципальными программами развития малого и среднего предпринимательства.

     Инфраструктура  поддержки субъектов малого и  среднего предпринимательства включает в себя органы государственной власти, а также центры и агентства по развитию предпринимательства, государственные и муниципальные фонды поддержки предпринимательства, фонды содействия кредитованию (гарантийные фонды, фонды поручительств), акционерные инвестиционные фонды и закрытые паевые инвестиционные фонды, привлекающие инвестиции для субъектов малого и среднего предпринимательства, технопарки, научные парки, инновационно-технологические центры, бизнес-инкубаторы, палаты и центры ремесел, центры поддержки субподряда, маркетинговые и учебно-деловые центры, агентства по поддержке экспорта товаров, лизинговые компании, консультационные центры и иные организации.

     Поддержка субъектов малого и среднего предпринимательства  и организаций, образующих инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства, включает в себя финансовую, имущественную, информационную, консультационную поддержку таких субъектов и организаций, поддержку в области подготовки, переподготовки и повышения квалификации их работников, поддержку в области инноваций и промышленного производства, ремесленничества, поддержку субъектов малого и среднего предпринимательства, осуществляющих внешнеэкономическую деятельность, поддержку субъектов малого и среднего предпринимательства, осуществляющих сельскохозяйственную деятельность.

     Условия и порядок оказания поддержки  субъектам малого и среднего предпринимательства  и организациям, образующим инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства, устанавливаются федеральными, региональными и муниципальными программами развития субъектов малого и среднего предпринимательства.

     Статья 17 закона [1] определяет порядок оказания финансовой поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства. Она устанавливает, что  оказание финансовой поддержки субъектам малого и среднего предпринимательства и организациям, образующим инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства, может осуществляться в соответствии с законодательством Российской Федерации за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации, средств местных бюджетов путем предоставления субсидий, бюджетных инвестиций, государственных и муниципальных гарантий по обязательствам субъектов малого и среднего предпринимательства и организаций, образующих инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства.

Информация о работе Малые предприятия и их развитие в современных условиях