Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Февраля 2012 в 09:50, курсовая работа
Целью написания данной курсовой работы является выявление общих принципов и закономерностей создания и функционирования малых предприятий и рассмотрение действия этих принципов на конкретном предприятии.
В первой главе данной работы рассмотрены критерии отнесения предприятий к субъектам малого предпринимательства, роль малого бизнеса в предпринимательской деятельности России и других стран. Вторая глава рассматривает особенности создания и функционирования малого предприятия, а также технико-экономические показатели конкретного предприятия. В третьей главе приведены некоторые преимущества и проблемы малого предприятия, рассмотрены пути решения проблем.
Введение. 3
Глава 1.Сущность малых предприятий и их место в экономике России. 5
1.1 Понятие и сущность малых предприятий. 5
1.2 Место малых предприятий в экономике России. 12
1.3 Государственная поддержка малых предприятий. 20
Глава 2. Технико-экономическая характеристика малого предприятия, особенности его создания и функционирования. 30
2.1 Особенности создания малого предприятия 30
2.2 Характеристика экономической деятельности малого предприятия ООО «Дом КупцовКудриных» 31
2.3 Управление предприятием ООО «Дом Купцов Кудриных»……………36
Глава 3:Преимущества и проблемы малых предприятий. Пути решения проблем. 41
Заключение 46
Список литературы: 48
Таблица
4.
Численность работавших малых предприятий
по видам экономической деятельности в
2007 г.
Среднесписочная численность работников (без внешних совместителей) |
Средняя численность внешних совместителей | Средняя
численность работников, выполнявших работы по договорам гражданско - правового характера | ||||
тыс. человек |
в процентах к итогу |
тыс. человек |
в процентах к итогу |
тыс. человек |
в процентах к итогу | |
Всего | 9239,2 | 100 | 640,2 | 100 | 277,9 | 100 |
из
них по видам экономической |
||||||
сельское хозяйство, охота и лесное хозяйство | 316,8 | 3,4 | 11,3 | 1,8 | 11,5 | 4,1 |
рыболовство, рыбоводство | 25,6 | 0,3 | 1,5 | 0,2 | 1,4 | 0,5 |
добыча полезных ископаемых | 44,7 | 0,5 | 2,6 | 0,4 | 1,9 | 0,7 |
обрабатывающие производства | 1812,9 | 19,6 | 92,7 | 14,5 | 57,0 | 20,5 |
производство и распределение электроэнергии, газа и воды | 65,1 | 0,7 | 5,0 | 0,8 | 3,3 | 1,2 |
Строительство | 1625,5 | 17,6 | 95,4 | 14,9 | 59,1 | 21,3 |
оптовая и розничная торговля; ремонт автотранспортных средств, мотоциклов, бытовых изделий и предметов личного пользования | 3009,5 | 32,6 | 202,9 | 31,7 | 49,4 | 17,8 |
гостиницы и рестораны | 265,6 | 2,9 | 11,9 | 1,9 | 4,0 | 1,4 |
транспорт и связь | 487,3 | 5,3 | 36,9 | 5,8 | 15,0 | 5,4 |
из них связь | 50,9 | 0,6 | 5,9 | 0,9 | 2,4 | 0,9 |
финансовая деятельность | 57,5 | 0,6 | 11,0 | 1,7 | 3,7 | 1,3 |
операции с недвижимым имуществом, аренда и предоставление услуг | 1208,2 | 13,1 | 128,4 | 20,0 | 57,6 | 20,7 |
Образование | 12,6 | 0,1 | 2,6 | 0,4 | 1,6 | 0,6 |
здравоохранение и предоставление социальных услуг | 106,0 | 1,1 | 23,7 | 3,7 | 3,5 | 1,2 |
предоставление прочих коммунальных, социальных и персональных услуг | 201,1 | 2,2 | 14,1 | 2,2 | 8,8 | 3,2 |
Таким образом, в малом предпринимательстве работало на постоянной основе 9239,2 тыс. человек при общей численности экономически активного населения в РФ 75060 тыс. что составляет примерно 13% от среднегодовой численности занятых в экономике (68013 тыс. человек). [10]
Доля МП в ВВП России достигает, по экспертным оценкам, 20%.[12]
Для сравнения приведем некоторые данные о месте малых предприятий в экономике развитых государств.
По данным Администрации малого бизнеса США, в стране в 1994 г. насчитывалось 22,1 млн. предприятий малого бизнеса. При этом малые предприятия использовали 54% частной рабочей силы, они ответственны за выпуск 50% продукции частного сектора и за 52% всех продаж в стране.
В основном благодаря развитию малого бизнеса в США за последние годы наблюдался определенный экономический подъем, что в свою очередь обеспечивает существенный рост числа рабочих мест. Только в 1994 г. валовой внутренний продукт (ВВП) в США вырос на 3,5%, что является самым высоким ростом за предшествующие 14 лет. Это вызвало увеличение на 3,2 млн. рабочих мест, в том числе в малом бизнесе — свыше 2 млн.
К наиболее быстро растущим секторам экономики в малом бизнесе США за последние несколько лет относятся: компьютерный бизнес (главным образом сборка и продажа, а также ремонт), ресторанный бизнес (нередко это очень небольшие заведения), медицинские офисы, поликлиники, медицинские и зубные лаборатории, различные строительные и ремонтные подрядные организации, кредитные организации, детские сады и консультации, а также сервис по реабилитации.
Говоря о рабочей занятости в США, Японии, Германии и др. стран, следует иметь в виду, что крупные предприятия этих страны за последние годы испытывают острую конкуренцию со стороны ряда стран (Япония, Германия, Канада, Китай и др.). Особенно это касается таких передовых в техническом отношении производств, как компьютерная техника, электротехническая промышленность, автомобилестроение и др. В результате владельцы этих предприятий вынуждены ввести режим строжайшей экономии, снижения затрат, осуществлять рационализацию производства. В ряде отраслей наблюдается тенденция перевода предприятий в другие страны с более дешевой рабочей силой. Только за последние годы из США за границу переместилось 11 млн. рабочих мест.
В этих условиях развитие малого бизнеса позволяет смягчить экономический спад, по возможности преодолеть его, обеспечить рост занятости. Только за период с 1975 по 1992 гг доля занятых на малых предприятиях США увеличилась с 74,2 до 80,0%, тогда как на крупных предприятиях сократилась с 25,8 до 20,0%.
Малые предприятия играют важную роль и в экономике Великобритании. На них приходится 99% количества предприятий страны, 49% оборота и 45% занятых.
Однако эффективность функционирования как выделенного при приватизации, так и вновь создаваемого малого предприятия будет в основном зависеть от благоприятности законодательной базы и доступности финансовой поддержки.
Источниками формирования финансовых ресурсов предприятия в зависимости от его организационно-правовой формы являются:
внутренние ресурсы – материальные ресурсы, полученные в результате приватизации; сбережения владельца предприятия, выделенные на создание и развитие бизнеса; прибыль; амортизационные отчисления; средства, полученные от продажи ценных бумаг; паевые и иные взносы членов трудового коллектива;
внешние ресурсы – средства финансовых и других организаций или частных лиц;
государственные и региональные фонды поддержки малого предпринимательства.
Организационную основу управления развитием малого предпринимательствам составил Федеральный закон "О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации" от 14 августа 1995 г и принятый взамен него Федеральный Закон "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации" от 24 июля 2007 г. N 209-ФЗ [1]. Оба закона в свое время являлись и являются важным элементом правовой среды малого бизнеса, который сильно зависит от поддержки государства.
Закон №209-ФЗ от 24 июня 2007 года регулирует отношения, возникающие между юридическими лицами, физическими лицами, органами государственной власти Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления в сфере развития малого и среднего предпринимательства, определяет понятия субъектов малого и среднего предпринимательства, инфраструктуры поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства, виды и формы такой поддержки.
В законе установлено, что поддержка субъектов малого и среднего предпринимательства - это деятельность органов государственной власти РФ, органов государственной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления и функционирование инфраструктуры поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства, направленные на реализацию мероприятий, предусмотренных федеральными программами развития субъектов малого и среднего предпринимательства, региональными программами развития субъектов малого и среднего предпринимательства и муниципальными программами развития субъектов малого и среднего предпринимательства.
В программе любого уровня должны быть указаны объем и источник финансирования, орган исполнительной власти, ответственный за реализацию мероприятий, включенных в программу.
В соответствии с [1] основными целями государственной политики в области развития малого и среднего предпринимательства в РФ являются:
- развитие субъектов малого и среднего предпринимательства в целях формирования конкурентной среды в экономике Российской Федерации;
- обеспечение благоприятных условий для развития субъектов малого и среднего предпринимательства;
- обеспечение конкурентоспособности субъектов малого и среднего предпринимательства;
- оказание содействия субъектам малого и среднего предпринимательства в продвижении производимых ими товаров (работ, услуг), результатов интеллектуальной деятельности на рынок РФ и рынки иностранных государств;
- увеличение количества субъектов малого и среднего предпринимательства;
- обеспечение занятости населения и развитие самозанятости;
- увеличение доли производимых субъектами малого и среднего предпринимательства товаров (работ, услуг) в объеме валового внутреннего продукта;
- увеличение доли уплаченных субъектами малого и среднего предпринимательства налогов в налоговых доходах федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов.
Основными принципами государственной политики в области развития малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации являются:
1) разграничение полномочий по поддержке субъектов малого и среднего предпринимательства между федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления;
2)
ответственность федеральных
3)
участие представителей
4) обеспечение равного доступа субъектов малого и среднего предпринимательства к получению поддержки в соответствии с условиями ее предоставления, установленными федеральными программами развития малого и среднего предпринимательства, региональными программами развития малого и среднего предпринимательства и муниципальными программами развития малого и среднего предпринимательства.
Инфраструктура поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства включает в себя органы государственной власти, а также центры и агентства по развитию предпринимательства, государственные и муниципальные фонды поддержки предпринимательства, фонды содействия кредитованию (гарантийные фонды, фонды поручительств), акционерные инвестиционные фонды и закрытые паевые инвестиционные фонды, привлекающие инвестиции для субъектов малого и среднего предпринимательства, технопарки, научные парки, инновационно-технологические центры, бизнес-инкубаторы, палаты и центры ремесел, центры поддержки субподряда, маркетинговые и учебно-деловые центры, агентства по поддержке экспорта товаров, лизинговые компании, консультационные центры и иные организации.
Поддержка субъектов малого и среднего предпринимательства и организаций, образующих инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства, включает в себя финансовую, имущественную, информационную, консультационную поддержку таких субъектов и организаций, поддержку в области подготовки, переподготовки и повышения квалификации их работников, поддержку в области инноваций и промышленного производства, ремесленничества, поддержку субъектов малого и среднего предпринимательства, осуществляющих внешнеэкономическую деятельность, поддержку субъектов малого и среднего предпринимательства, осуществляющих сельскохозяйственную деятельность.
Условия и порядок оказания поддержки субъектам малого и среднего предпринимательства и организациям, образующим инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства, устанавливаются федеральными, региональными и муниципальными программами развития субъектов малого и среднего предпринимательства.
Статья 17 закона [1] определяет порядок оказания финансовой поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства. Она устанавливает, что оказание финансовой поддержки субъектам малого и среднего предпринимательства и организациям, образующим инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства, может осуществляться в соответствии с законодательством Российской Федерации за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации, средств местных бюджетов путем предоставления субсидий, бюджетных инвестиций, государственных и муниципальных гарантий по обязательствам субъектов малого и среднего предпринимательства и организаций, образующих инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства.
Информация о работе Малые предприятия и их развитие в современных условиях