Малые предприятия и их развитие в современных условиях

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Февраля 2012 в 09:50, курсовая работа

Описание работы

Целью написания данной курсовой работы является выявление общих принципов и закономерностей создания и функционирования малых предприятий и рассмотрение действия этих принципов на конкретном предприятии.
В первой главе данной работы рассмотрены критерии отнесения предприятий к субъектам малого предпринимательства, роль малого бизнеса в предпринимательской деятельности России и других стран. Вторая глава рассматривает особенности создания и функционирования малого предприятия, а также технико-экономические показатели конкретного предприятия. В третьей главе приведены некоторые преимущества и проблемы малого предприятия, рассмотрены пути решения проблем.

Содержание

Введение. 3
Глава 1.Сущность малых предприятий и их место в экономике России. 5
1.1 Понятие и сущность малых предприятий. 5
1.2 Место малых предприятий в экономике России. 12
1.3 Государственная поддержка малых предприятий. 20
Глава 2. Технико-экономическая характеристика малого предприятия, особенности его создания и функционирования. 30
2.1 Особенности создания малого предприятия 30
2.2 Характеристика экономической деятельности малого предприятия ООО «Дом КупцовКудриных» 31
2.3 Управление предприятием ООО «Дом Купцов Кудриных»……………36
Глава 3:Преимущества и проблемы малых предприятий. Пути решения проблем. 41
Заключение 46
Список литературы: 48

Работа содержит 1 файл

экономика предприятий.doc

— 379.00 Кб (Скачать)

МИНИСТЕРСТВО  ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ  РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ             

ФГБОУ ВПО

ВСЕРОССИЙСКИЙ ЗАОЧНЫЙ ФИНАНСОВО-ЭКОНОМИЧЕСКИЙ  ИНСТИТУТ 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

КУРСОВАЯ  РАБОТА

по дисциплине: Экономика предприятий

На  тему: Малые предприятия и их развитие в современных условиях. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Выполнила Иванова К.В.

Студентка 3 курса

Факультет: Менеджмент и маркетинг

Специальность:  Маркетинг

№ личного  дела: 09маб01497

Преподаватель: Кривов А.В. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Калуга, 2012 

Оглавление 

     Введение.

     В последние годы в России были созданы  условия для широкого развития такой наиболее динамичной и достаточно эффективной формы предпринимательской деятельности, как малые предприятия. В соответствии с принятой экономической статистикой для определения размерности российских предприятий (крупные, средние, малые) используются следующие основные признаки: численность производственного персонала, объем валовой продукции и стоимость основных производственных фондов.

     Малое предпринимательство,  характеризующееся гибкостью и приспособляемостью к изменяющимся внешним условиям,  должно стать движущей силой в преодолении последствий экономического кризиса,  в формировании и развитии конкурентных преимуществ российских товаров и услуг.  

     Конкурентоспособность малого бизнеса формируется в процессе конкуренции между предпринимателями. Конкуренция принуждает предпринимателей к эффективной деятельности, использованию прогрессивных технологий, совершенствованию качественных характеристик товаров и услуг, улучшению организации производства и управления, снижению издержек, формированию конкурентных преимуществ. Роль малых предприятий в экономике страны довольно велика, и эта тенденция не только сохраняется, но даже усиливается. Это происходит под воздействием ряда факторов, действующих порой противоречиво. Так, развитие технологий, науки предполагает, с одной стороны, наличие крупных предприятий (поскольку требуются большие капиталовложения), а с другой стороны, ведет к сокращению рабочих мест на крупных предприятиях, а, следовательно, к увеличению безработицы. В конечном итоге это вызывает сокращение потребительского спроса и ведет к увеличению социальной напряженности.

     В то же время развитие технологий, науки  и техники сопровождается изменениями спроса, на которые не могут оперативно реагировать крупные предприятия в силу инертности производства из-за его громоздкости. Это могут сделать малые предприятия в силу гибкости и быстроты принятия решения, поскольку хозяину легче проконтролировать производственный процесс и быстро его переналадить исходя из изменений спроса на рынке.

     Но  самая важная значимость малых предприятий  заключается в решении ряда социальных аспектов. Малые предприятия создают условия для увеличения числа рабочих мест. Это подтверждается и современным характером экономического развития промышленно развитых стран. В США, например, начиная с конца 60-х и особенно в 70-е гг., центр создания рабочих мест переместился из крупных компаний в сектор малого бизнеса. В США ежегодно создается 600 000 новых предприятий, что в 7 раз больше, чем в 50-е и 60-е гг. Правда, значительная часть из этих предприятий прекращает свое существование. Уходят предприятия, продукция которых становится не востребованной. На смену им приходят предприятия с новой продукцией, которую ждет рынок.

     Кроме того, в условиях повышения общей  образованности населения все больше граждан стремится к более  полному проявлению своих индивидуальных способностей. Этого можно достигнуть главным образом за счет открытия собственного дела, своего бизнеса, которое по душе и отвечает их наклонностям. В конечном итоге это также способствует созданию и развитию малых предприятий.

     Целью написания данной курсовой работы является  выявление общих принципов и закономерностей создания и функционирования малых предприятий и рассмотрение действия этих принципов на конкретном предприятии.     

     В первой главе данной работы рассмотрены  критерии отнесения предприятий к субъектам малого предпринимательства, роль малого бизнеса в предпринимательской деятельности России и других стран. Вторая глава рассматривает особенности создания и функционирования малого предприятия, а также технико-экономические показатели конкретного предприятия. В третьей главе приведены некоторые преимущества и проблемы малого предприятия, рассмотрены пути решения проблем.  
 
 

      Глава 1.Сущность малых предприятий и их место в экономике России.

     1.1 Понятие и сущность малых предприятий.

 

      В настоящее время в экономике  России одновременно функционируют  крупные средние и малые предприятия, а также осуществляется деятельность, базирующаяся на личном и семейном труде.

  Размеры предприятий зависят от специфики  отраслей, их технологических особенностей, от действия эффекта масштабности. Имеются отрасли, связанные с высокой капиталоемкостью и значительными объемами производства, и отрасли, для которых не требуются большие размеры предприятий, а, напротив, именно малые их размеры оказываются предпочтительнее.

  Для современной экономики характерна сложная комбинация различных по масштабам производств – крупных, с тенденцией к монопольным структурам, и небольших, - складывающаяся под влиянием многих факторов.

      С одной стороны, устойчивой тенденцией научно-технического прогресса является концентрация производства. Именно крупные фирмы располагают большими материальными, финансовыми, трудовыми ресурсами, квалифицированными кадрами. Они способны вести крупномасштабные научно-технические разработки, которые и определяют важнейшие технологические сдвиги.

      С другой стороны, в последнее время  выявился небывалый рост малого и среднего предпринимательства, особенно в сферах, где пока не требуется значительных капиталов, больших объемов оборудования и кооперации множества работников. Малых и средних предприятий в мировой экономике особенно много в наукоемких видах производства, а также в отраслях, связанных с производством и реализацией потребительских товаров.

      Рассмотрим  критерии, по которым предприятие  может относиться к группе «малых предприятий». Следует при этом отметить, что в разных странах для отнесения предприятий к группе «малых предприятий» существуют разные критерии. Как правило, наиболее общими критериями, на основе которых предприятия относятся к малому бизнесу, являются:

  • численность персонала;
  • размер уставного капитала;
  • величина активов;
  • объем оборота (прибыли, дохода).

      По  некоторым российским источникам к малым предприятиям относятся предприятия, численность сотрудников которых не превышает 200 человек. [9].

      В Федеральном Законе "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации" от 24 июля 2007 г. N 209-ФЗ [1] установлено, что под субъектами малого бизнеса понимаются коммерческие организации численностью менее 100 человек – малые предприятия, в числе которых выделены организации менее 15 человек – микропредприятия, а также физические лица, занимающиеся предпринимательской деятельностью без образования юридического лица. Коммерческие организации численностью от 101 до 250 человек относятся к средним предприятиям.

     С 01.01.2010 к критериям отнесения предприятий  к разным категориям добавится показатель «объем выручки» и «величина активов»

      Не  относятся к малым предприятиям организации, единственными учредителями которых являются административные органы муниципальных образований (мэрии, городские, районные и поселковые администрации) или доля их участия в уставном капитале названных организаций превышает 25 процентов.

      Многопрофильные малые предприятия (осуществляющие несколько видов деятельности), относятся  к таковым по критериям того вида деятельности, доля которого является наибольшей в годовом объеме оборота или годовом объеме прибыли. В течение года эти показатели определяются нарастающим итогом с начала года.

      Естественно, что статистика малого предпринимательства  базируется на определении, установленном в Законе.

      Федеральное статистическое бюро США относит к малым предприятиям предприятия, на которых количество работников не превышает 500 человек.

        В Европейском сообществе с 1 января  1995 г. к малым предприятиям относятся те, которые не превышают следующих показателей:

  • количество занятых работников до 50 чел.;
  • годовой оборот менее 4 млн. ЭКЮ (ЕВРО);
  • сумма баланса менее 2 млн. ЭКЮ.

      К средним предприятиям в ЕС относят  те, которые не превышают:

  • количество  занятых работников от 50 до 250 чел.;
  • годовой оборот менее 16 млн. ЭКЮ;
  • сумма баланса менее 8 млн. ЭКЮ.

     В настоящее время в соответствии с действующим британским законодательством к малому бизнесу относятся предприятия, численность занятых в которых – не более 50 человек, оборот предприятия – не более 2,8 млн. ф. ст. и/или баланс предприятия – не более 1,4 млн. ф. ст.

     В то же время для целей статистического  учета во всех странах используется только один показатель - численность персонала.

      Возможность эффективного функционирования малых  форм производства определяется рядом их преимуществ по сравнению с крупным производством: близость к местным рынкам и гибкое приспособление к запросам клиентуры; производство малыми партиями, что невыгодно крупным фирмам; исключение лишних звеньев управления и т.д. Малому производству способствует дифференциация и индивидуализация спроса в сфере производственного и личного потребления.

      Кроме этого, малое предпринимательство  обеспечивает необходимую мобильность  в условиях рынка, создает глубокую специализацию и кооперацию, без которых немыслима его высокая эффективность. Во-вторых, он способен не только быстро заполнять ниши, образующиеся в потребительской сфере, но и сравнительно быстро окупаться. В-третьих, - создавать атмосферу конкуренции. В-четвертых (и это, пожалуй, самое главное), он создает ту среду и дух предпринимательства, без которых рыночная экономика невозможна.

      В свою очередь развитие мелкого и  среднего производства создает благоприятные условия для оздоровления экономики: развивается конкурентная среда; создаются дополнительные рабочие места; активнее идет структурная перестройка; расширяется потребительский сектор. Развитие малых предприятий ведет к насыщению рынка товарами и услугами, повышению экспортного потенциала, лучшему использованию местных сырьевых ресурсов [8].

      Таким образом, малое предпринимательство  выполняет следующие функции в социально-экономической структуре общества (табл. 1).

    Таблица 1. Функции малого предпринимательства.[13]

Функции Социально-экономическое  содержание функций
Экономическая Наполнение  рынка товарами и услугами для  удовлетворения потребностей людей;

Обслуживание  крупного бизнеса;

Мобилизация значительных финансовых средств для развития бизнеса;

Эффективное использование  ресурсов;

Освоение и  применение новых источников и видов сырья

Институциональная Изменение институциональной  среды;

Создание новых  рыночных институтов

Социальная Решение проблем  занятости населения;

Формирование  среднего класса;

Реализация личной инициативы потенциальных предпринимателей

Политическая Формирование  в стране гражданского общества;

Участие в решении  социально-экономических проблем общества

Инновационная Развитие НТП  и быстрое внедрение его результатов  в производство.
Конкурентная Развитие конкурентных отношений на рынках;

Повышение конкурентоспособности  выпускаемой продукции и услуг;

Обеспечение механизма конкуренции

Информация о работе Малые предприятия и их развитие в современных условиях