Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Февраля 2012 в 09:50, курсовая работа
Целью написания данной курсовой работы является выявление общих принципов и закономерностей создания и функционирования малых предприятий и рассмотрение действия этих принципов на конкретном предприятии.
В первой главе данной работы рассмотрены критерии отнесения предприятий к субъектам малого предпринимательства, роль малого бизнеса в предпринимательской деятельности России и других стран. Вторая глава рассматривает особенности создания и функционирования малого предприятия, а также технико-экономические показатели конкретного предприятия. В третьей главе приведены некоторые преимущества и проблемы малого предприятия, рассмотрены пути решения проблем.
Введение. 3
Глава 1.Сущность малых предприятий и их место в экономике России. 5
1.1 Понятие и сущность малых предприятий. 5
1.2 Место малых предприятий в экономике России. 12
1.3 Государственная поддержка малых предприятий. 20
Глава 2. Технико-экономическая характеристика малого предприятия, особенности его создания и функционирования. 30
2.1 Особенности создания малого предприятия 30
2.2 Характеристика экономической деятельности малого предприятия ООО «Дом КупцовКудриных» 31
2.3 Управление предприятием ООО «Дом Купцов Кудриных»……………36
Глава 3:Преимущества и проблемы малых предприятий. Пути решения проблем. 41
Заключение 46
Список литературы: 48
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ФГБОУ ВПО
ВСЕРОССИЙСКИЙ
ЗАОЧНЫЙ ФИНАНСОВО-
КУРСОВАЯ РАБОТА
по дисциплине: Экономика предприятий
На
тему: Малые предприятия и
их развитие в современных условиях.
Выполнила Иванова К.В.
Студентка 3 курса
Факультет: Менеджмент и маркетинг
Специальность: Маркетинг
№ личного дела: 09маб01497
Преподаватель:
Кривов А.В.
Калуга,
2012
Оглавление
В последние годы в России были созданы условия для широкого развития такой наиболее динамичной и достаточно эффективной формы предпринимательской деятельности, как малые предприятия. В соответствии с принятой экономической статистикой для определения размерности российских предприятий (крупные, средние, малые) используются следующие основные признаки: численность производственного персонала, объем валовой продукции и стоимость основных производственных фондов.
Малое предпринимательство, характеризующееся гибкостью и приспособляемостью к изменяющимся внешним условиям, должно стать движущей силой в преодолении последствий экономического кризиса, в формировании и развитии конкурентных преимуществ российских товаров и услуг.
Конкурентоспособность малого бизнеса формируется в процессе конкуренции между предпринимателями. Конкуренция принуждает предпринимателей к эффективной деятельности, использованию прогрессивных технологий, совершенствованию качественных характеристик товаров и услуг, улучшению организации производства и управления, снижению издержек, формированию конкурентных преимуществ. Роль малых предприятий в экономике страны довольно велика, и эта тенденция не только сохраняется, но даже усиливается. Это происходит под воздействием ряда факторов, действующих порой противоречиво. Так, развитие технологий, науки предполагает, с одной стороны, наличие крупных предприятий (поскольку требуются большие капиталовложения), а с другой стороны, ведет к сокращению рабочих мест на крупных предприятиях, а, следовательно, к увеличению безработицы. В конечном итоге это вызывает сокращение потребительского спроса и ведет к увеличению социальной напряженности.
В то же время развитие технологий, науки и техники сопровождается изменениями спроса, на которые не могут оперативно реагировать крупные предприятия в силу инертности производства из-за его громоздкости. Это могут сделать малые предприятия в силу гибкости и быстроты принятия решения, поскольку хозяину легче проконтролировать производственный процесс и быстро его переналадить исходя из изменений спроса на рынке.
Но самая важная значимость малых предприятий заключается в решении ряда социальных аспектов. Малые предприятия создают условия для увеличения числа рабочих мест. Это подтверждается и современным характером экономического развития промышленно развитых стран. В США, например, начиная с конца 60-х и особенно в 70-е гг., центр создания рабочих мест переместился из крупных компаний в сектор малого бизнеса. В США ежегодно создается 600 000 новых предприятий, что в 7 раз больше, чем в 50-е и 60-е гг. Правда, значительная часть из этих предприятий прекращает свое существование. Уходят предприятия, продукция которых становится не востребованной. На смену им приходят предприятия с новой продукцией, которую ждет рынок.
Кроме того, в условиях повышения общей образованности населения все больше граждан стремится к более полному проявлению своих индивидуальных способностей. Этого можно достигнуть главным образом за счет открытия собственного дела, своего бизнеса, которое по душе и отвечает их наклонностям. В конечном итоге это также способствует созданию и развитию малых предприятий.
Целью написания данной курсовой работы является выявление общих принципов и закономерностей создания и функционирования малых предприятий и рассмотрение действия этих принципов на конкретном предприятии.
В
первой главе данной работы рассмотрены
критерии отнесения предприятий к субъектам
малого предпринимательства, роль малого
бизнеса в предпринимательской деятельности
России и других стран. Вторая глава рассматривает
особенности создания и функционирования
малого предприятия, а также технико-экономические
показатели конкретного предприятия.
В третьей главе приведены некоторые преимущества
и проблемы малого предприятия, рассмотрены
пути решения проблем.
В
настоящее время в экономике
России одновременно функционируют
крупные средние и малые
Размеры предприятий зависят от специфики отраслей, их технологических особенностей, от действия эффекта масштабности. Имеются отрасли, связанные с высокой капиталоемкостью и значительными объемами производства, и отрасли, для которых не требуются большие размеры предприятий, а, напротив, именно малые их размеры оказываются предпочтительнее.
Для
современной экономики
С одной стороны, устойчивой тенденцией научно-технического прогресса является концентрация производства. Именно крупные фирмы располагают большими материальными, финансовыми, трудовыми ресурсами, квалифицированными кадрами. Они способны вести крупномасштабные научно-технические разработки, которые и определяют важнейшие технологические сдвиги.
С другой стороны, в последнее время выявился небывалый рост малого и среднего предпринимательства, особенно в сферах, где пока не требуется значительных капиталов, больших объемов оборудования и кооперации множества работников. Малых и средних предприятий в мировой экономике особенно много в наукоемких видах производства, а также в отраслях, связанных с производством и реализацией потребительских товаров.
Рассмотрим критерии, по которым предприятие может относиться к группе «малых предприятий». Следует при этом отметить, что в разных странах для отнесения предприятий к группе «малых предприятий» существуют разные критерии. Как правило, наиболее общими критериями, на основе которых предприятия относятся к малому бизнесу, являются:
По некоторым российским источникам к малым предприятиям относятся предприятия, численность сотрудников которых не превышает 200 человек. [9].
В Федеральном Законе "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации" от 24 июля 2007 г. N 209-ФЗ [1] установлено, что под субъектами малого бизнеса понимаются коммерческие организации численностью менее 100 человек – малые предприятия, в числе которых выделены организации менее 15 человек – микропредприятия, а также физические лица, занимающиеся предпринимательской деятельностью без образования юридического лица. Коммерческие организации численностью от 101 до 250 человек относятся к средним предприятиям.
С
01.01.2010 к критериям отнесения
Не относятся к малым предприятиям организации, единственными учредителями которых являются административные органы муниципальных образований (мэрии, городские, районные и поселковые администрации) или доля их участия в уставном капитале названных организаций превышает 25 процентов.
Многопрофильные малые предприятия (осуществляющие несколько видов деятельности), относятся к таковым по критериям того вида деятельности, доля которого является наибольшей в годовом объеме оборота или годовом объеме прибыли. В течение года эти показатели определяются нарастающим итогом с начала года.
Естественно, что статистика малого предпринимательства базируется на определении, установленном в Законе.
Федеральное статистическое бюро США относит к малым предприятиям предприятия, на которых количество работников не превышает 500 человек.
В Европейском сообществе с 1 января 1995 г. к малым предприятиям относятся те, которые не превышают следующих показателей:
К средним предприятиям в ЕС относят те, которые не превышают:
В настоящее время в соответствии с действующим британским законодательством к малому бизнесу относятся предприятия, численность занятых в которых – не более 50 человек, оборот предприятия – не более 2,8 млн. ф. ст. и/или баланс предприятия – не более 1,4 млн. ф. ст.
В
то же время для целей
Возможность эффективного функционирования малых форм производства определяется рядом их преимуществ по сравнению с крупным производством: близость к местным рынкам и гибкое приспособление к запросам клиентуры; производство малыми партиями, что невыгодно крупным фирмам; исключение лишних звеньев управления и т.д. Малому производству способствует дифференциация и индивидуализация спроса в сфере производственного и личного потребления.
Кроме этого, малое предпринимательство обеспечивает необходимую мобильность в условиях рынка, создает глубокую специализацию и кооперацию, без которых немыслима его высокая эффективность. Во-вторых, он способен не только быстро заполнять ниши, образующиеся в потребительской сфере, но и сравнительно быстро окупаться. В-третьих, - создавать атмосферу конкуренции. В-четвертых (и это, пожалуй, самое главное), он создает ту среду и дух предпринимательства, без которых рыночная экономика невозможна.
В свою очередь развитие мелкого и среднего производства создает благоприятные условия для оздоровления экономики: развивается конкурентная среда; создаются дополнительные рабочие места; активнее идет структурная перестройка; расширяется потребительский сектор. Развитие малых предприятий ведет к насыщению рынка товарами и услугами, повышению экспортного потенциала, лучшему использованию местных сырьевых ресурсов [8].
Таким образом, малое предпринимательство выполняет следующие функции в социально-экономической структуре общества (табл. 1).
Таблица 1. Функции малого предпринимательства.[13]
Функции | Социально-экономическое содержание функций |
Экономическая | Наполнение
рынка товарами и услугами для
удовлетворения потребностей людей;
Обслуживание крупного бизнеса; Мобилизация значительных финансовых средств для развития бизнеса; Эффективное использование ресурсов; Освоение и применение новых источников и видов сырья |
Институциональная | Изменение институциональной
среды;
Создание новых рыночных институтов |
Социальная | Решение проблем
занятости населения;
Формирование среднего класса; Реализация личной инициативы потенциальных предпринимателей |
Политическая | Формирование
в стране гражданского общества;
Участие в решении социально-экономических проблем общества |
Инновационная | Развитие НТП
и быстрое внедрение его |
Конкурентная | Развитие конкурентных
отношений на рынках;
Повышение конкурентоспособности выпускаемой продукции и услуг; Обеспечение механизма конкуренции |
Информация о работе Малые предприятия и их развитие в современных условиях