Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Апреля 2012 в 17:06, курсовая работа
Идея лизинга – одна из старейших в мире бизнеса. Еще древние греки и римляне задумывались над тем, как с максимальной для себя выгодой использовать чужую собственность, не оставляя ее владельца в дураках. По крайней мере тысячелетие ушло на осмысление этой плодотворной идей, пока, наконец, не был принят первый закон о лизинге (закон Уэлса в Англии, 1284г.). Уже в наше время, начиная со второй половины ХХ века, лизинг из увлекательной теории стал превращаться в весьма прибыльную практику.В настоящее время в Республике Беларусь лизинговая форма инвестиций составляет около 1% от общей суммы инвестиционных вложений в стране. Белорусский союз лизингодателей имеет тесные контакты с лизингодателями России, Украины, Польши, Латвии.
Эта работа достаточно актуальна, так как в нашей стране наблюдается динамичное развитие лизинга.
Введение …………………………………………………………………………3
1. Теоретические аспекты лизинга
1.1. Понятие и функции лизинга………………………………………………....4
1.2. Предпосылки и история возникновения лизинга…………………………..6
1.3. Базовая схема лизинговых операций.
Объект, субъект лизинга……………………………………………………..7
1.4. Преимущества и недостатки лизинга……………………………………….9
2. Виды и формы лизинга
2.1. Классификация лизинговых операций…………………………………….11
2.2. Финансовый лизинг…………………………………………………………12
2.3. Оперативный лизинг………………………………………………………..14
3. Организация лизинговых операций
3.1. Содержание лизингового договора………………………………………...16
4. Развитие лизинга в Республике Беларусь…………………………………...18
Заключение……………………………………………………………………….21
Список использованных источников…………………………………………...22
Приложения……………………………………………………………………... 23
Эта организация стала инициатором в становлении нормативно-правовой базы лизинга в Беларуси. Накопленный лизинговыми компаниями опыт послужил практическим материалом для разработки первого нормативного документа по лизингу, как в Беларуси, так и в СНГ: Методические указания "О порядке учета лизинговых операций". Они вышли в апреле 1994 года.
С этого периода лизинг в Беларуси начинает активно развиваться. Появляются независимые лизинговые компании, а с 1996 года организуются лизинговые компании при заводах-производителях автомобилей, тракторов, станков. ("МАЗконтрактлизинг, МТЗ-лизинг, Первая промышленная лизинговая компания и другие). В настоящее время в республике насчитывается более 40 лизинговых компаний.
В настоящее время лизинговая форма инвестиций составляет около 1% от общей суммы инвестиционных вложений в стране. Структура объектов лизинга: 45% -компьютеры и офисное оборудование, 34% - промышленное оборудование, 10% - автомобили, 11% - прочее оборудование.
Белорусский союз лизингодателей имеет тесные контакты с лизингодателями России, Украины, Польши, Латвии. 4 октября 1996 года Белорусский союз был принят в состав LEASEUROPA. В конце 1997 года Белорусский союз лизингодателей выступил вместе с российской и украинской ассоциациями в роли учредителя конфедерации "СНГ-лизинг", призванной координировать лизинговое движение в странах СНГ.
Параллельно с внутренним лизингом развивался и международный лизинг. Начиная с 1991 года, в республику стали поступать автопоезда в форме лизинга. Их передавали белорусским автопредприятиям лизинговые компании заводов-производителей Мерседес, Рено, а затем и Вольво, МАН, Ивеко, Скания, ДАФ. На сегодняшний день на белорусском рынке представлены все европейские заводы-производители тягачей и полуприцепов, поставляющие машины в лизинг. Фактически сформировалась новая отрасль - международные транспортные перевозки, базирующаяся в основном на лизинговом оборудовании. В настоящее время в лизинге находится более 4,5 тысяч единиц подвижного состава
Начиная с 1994 года, европейскими компаниями в лизинг передаются машины по деревообработке, оборудование легкой промышленности. В большинстве своем эти сделки непосредственно связаны с организацией совместных или иностранных предприятий. Иностранный инвестор, внеся минимальный размер уставного фонда, основную часть инвестиций ввозит в республику в форме лизинга. Или же, передав современное оборудование в лизинг, иностранное предприятие заключает с этим же предприятием-
Современная нормативно-правовая база лизинга складывалась в несколько этапов. Как было отмечено, весной 1994 года были приняты Методические указания по ведению бухгалтерского учета лизинговых операций.
1996 год был следующим этапом в нормативном становлении лизинга. Весной принимается Положение о лизинге на территории Республики Беларусь. Осенью - новые Методические указания по ведению бухгалтерского учета лизинговых операций, соответствующие принятому Положению о лизинге. Официально признается свободная форма начисления амортизации на объект лизинга.
Конец 1997 года начало 1998 года - последний этап в разработке нормативных правил. Если предыдущие два этапа инициировались Белорусским союзом лизингодателей, то последний этап начался с Указа Президента Республики Беларусь № 587 от 13 ноября 1997 года "О лизинге", в котором устанавливалось, что:
при таможенном оформлении объектов лизинга в таможенном режиме свободного обращения по заявлению заинтересованного лица предоставляется рассрочка по уплате таможенных платежей, кроме сборов за таможенное оформление, на весь срок действия договора лизинга, но не более чем на пять лет;
лизингодателям-нерезидентам Республики Беларусь гарантируется беспрепятственный перевод за границу лизинговых платежей в иностранной валюте после уплаты налогов, сборов и других обязательных платежей в соответствии с законодательством Республики Беларусь.
В этом же документе Президент Республики дает указ Совету Министров до 1 января 1998 года разработать и утвердить положение о лизинге, а также мероприятия по развитию лизинга в республике, и в трехмесячный срок обеспечить приведение актов законодательства в соответствие с данным Указом.
30.12.1997 года вступило в силу новое Положение о лизинге, как основополагающий документ. На основании его проведена доработка Методики бухгалтерского учета лизинговых операций, правил начисления амортизации по объектам лизинга, валютного и таможенного регулирования.
Новое Положение устанавливает единые правила проведения как международных, так и внутренних лизинговых операции. Предусмотрено регулирование трех аспектов лизинга:
как вида деятельности;
как вида договора между лизингодателем и лизингополучателем;
как проекта, включающего в себя не только сам договор лизинга, но и договор купли-продажи между лизингодателем и продавцом объекта лизинга, договор страхования объекта лизинга, договор кредитования лизингодателя по данной сделке, договора гарантии, залога и иные договорные отношения.
На сегодняшний день в Беларуси имеет место обязательная продажа государству 30% валютной выручки предприятий за исключением средств, предназначенных для лизинговых платежей иностранным лизингодателям. Таким образом, если лизингополучатель работает на внешнем рынке и имеет валютные поступления, то он сможет беспрепятственно уплачивать лизинговые валютные платежи. Если же он не имеет собственной валюты, то должен приобретать ее на общих основаниях на белорусском валютном рынке. Данное обстоятельство должно обязательно учитываться иностранными лизингодателями при выборе потенциальных лизингополучателей.
На основании Закона Республики Беларусь "О налогах на доходы и прибыль предприятий, объединений, организаций" доход иностранных лизингодателей облагается 15% налогом и перечисляется белорусским лизингополучателем в бюджет республики. В силу этого, в договоре в составе лизингового платежа должен быть четко выделен доход иностранного лизингодателя, в противном случае весь лизинговый платеж будет рассматриваться как доход иностранного лизингодателя и облагаться налогом. С рядом стран подписан и ратифицирован договор об избежании двойного налогообложения. Это такие страны как Польша, Швеция, Литва, Латвия, Россия, и ряд стран СНГ. Лизингодатели этих государств уплачивают в своей стране налог на доход, полученный на территории Беларуси. С такими странами как Бельгия, Великобритания, Иран, Китай подписаны договора об устранении двойного налогообложения и в настоящее время находятся в стадии ратификации.
Республика Беларусь особенно нуждается в иностранных инвестициях. Однако, для успешного проведения международных лизинговых сделок одной благоприятной нормативно-правовой базы недостаточно. Необходимо, чтобы сделки проходили с учетом белорусского менталитета, государственного режима, общей экономико-правовой обстановки, экономического состояния страны. Организационные аспекты проведения лизинговой сделки в Западной Европе и в Беларуси существенно отличаются. Имеются различия даже между Россией и Беларусью. И эти особенности необходимо учитывать.
Во-первых, в Беларуси достаточно сильна государственная власть, и налажена строгая система государственного контроля. Если белорусские предприятия-лизингополучатели неправильно уплачивают налоги или неверно оформили режим таможенного ввоза по объекту лизинга, то возможны очень серьезные штрафные санкции, которые являются платежами первостепенными. Только после их уплаты белорусский лизингополучатель сможет продолжить вносить лизинговые платежи. Это так называемый риск налоговой и таможенной недобросовестности лизингополучателя, может даже и непреднамеренной. Данный вид риска белорусские лизингодатели в значительной степени уменьшают, осуществляя постоянный контроль за каждым этапом движения объекта лизинга, а также за правильностью отражения в бухгалтерском учете лизинговой операции. Это значительный объем работы лизинговой компании, но педантично осуществлять его необходимо для успешного проведения сделки.
Во-вторых, исходя из сегодняшних белорусских правил лизинга, договора по международному лизингу нередко можно классифицировать как договора купли-продажи в рассрочку, по которым у нас в стране иная форма бухгалтерского учета, иные налоговые и таможенные правила. Этот вид договорных отношений, в отличие от лизинга, не получил таможенных и налоговых льгот. Нормативно-правовая база лизинга дает возможность налоговой инспекции четко отличать сделки лизинга от купли-продажи и проверять правильность их отражения в бухгалтерском учете.
В-третьих, нормативно-правовая база Беларуси находится на стадии становления и в силу этого претерпевает частые изменения, которые могут повлиять на характер протекания лизинговой сделки. Учет этих изменений, своевременное отражение их в лизинговых договорах, в характере взаимоотношений между лизингодателем и лизингополучателем - постоянная забота белорусских лизинговых компаний. Зарубежные же лизинговые компании не всегда в состоянии отследить эти изменения и своевременно адекватно прореагировать на них Местные же предприятия-лизингополучатели не специалисты в области лизинга, у них иные профессиональные задачи. Практика показывает, что их реакция на нормативно-правовые изменения бывает запоздалой. В силу этого, для международного лизинга весьма велик риск изменения белорусской правовой базы.
В-четвертых, белорусский рынок за рубежом считается зоной повышенного предпринимательского риска. В силу этого, проведение лизинговых операций осуществляется с использованием различного рода гарантий. Традиционные схемы далеко не всегда обеспечивают устойчивость сделки. Для работы в области лизинга в условиях неустойчивой экономики необходимы нетрадиционные схемы с использованием системы договоров (страхования, поручительства, залога и др.), в котором лизинговый договор является ключевым, взаимоувязывающим все сопутствующие договора в единое целое, в единый проект, а лизингодатель становится основным лицом, управляющим реализацией всего лизингового проекта. Именно по такому пути пошли белорусские лизинговые компании, именно такой подход к лизингу обеспечил им устойчивость в условиях экономического кризиса, инфляции.
Указанные особенности проведения лизинговых сделок в Республике Беларусь должны учитывать иностранные лизинговые компании. Наибольшего результата в обеспечении устойчивости международных сделок можно добиться при объединении международного и белорусского опыта в области лизинга.
Заключение.
В работе были рассмотрены теоретические аспекты лизинга, а также его развитие в Республике Беларусь.
Рассмотрев становление рынка лизинговых услуг в Республике Беларусь, можно выделить некоторые его особенности:
а) срок лизингового договора обычно не большой, 1-3 года. Это обусловливается «дорогими» кредитами и, как следствие, необходимостью быстрого погашения лизинговых платежей в цепочке «лизингополучатель - лизингодатель -бате». К сожалению, высокая инфляция пока
еще не позволяет использовать долгосрочные договоры;
б) объектом лизинговых сделок преимущественно является недорогое оборудование (оргтехника, конторское оборудование, автотранспортные средства). Это объясняется невозможностью в большинстве случаев сдавать в лизинг дорогостоящее оборудование из-за незначительных финансовых ресурсов лизинговых компаний и высокими процентными ставками по заемным
средствам;
в) большинство заключаемых контрактов — это контракты финансового лизинга (лизингодатель полностью возмещает вложенные средства);
г) большинство заключаемых контрактов предусматривает только финансирование покупки оборудования, а дополнительные условия, такие
как сервисное и гарантийное обслуживание, не входят в обязанности лизингодателя;
д) часто условиями лизингового контракта предусматривается осуществление авансового платежа. Это вызвано тем, что лизингодатель не всегда может иметь полное представление о платеже способности лизингополучателя. Существование
«черного рынка», когда сделки совершаются за наличные и это не находит своего отражения в балансах предприятий, не дает полного представления о финансовом положении лизингополучателя.
Также можно сказать, что лизинг в нашей стране развивается, растут объемы заключаемых сделок, расширяется их география. Дальнейшее развитие лизинга во многом зависит от государственной политики, законодательной базы, возможности предоставления некоторых льгот (инвестиционных и др.) лизинговым компаниям. Те разнообразные формы лизинга, которые применяются в предпринимательской практике, могут быть использованы для управления инвестиционной политикой на макроуровне. Изменяя размеры налогов, устанавливая налоговые и инвестиционные льготы, увеличивая или уменьшая сроки амортизации, государство определяет приоритеты и стимулирует инвестиции в производство, в определенные отрасли экономики.
Но в большей степени развитие лизинга зависит от самих участников лизинговых услуг, их активности, инициативы и предприимчивости.
Список использованных источников.
1. Александр Цыбулько. Тенденции развития лизинга в Республике Беларусь. http://www.assocleasing.ru
2. Газман В.Д. Лизинг: теория, практика, комментарии. Мн.: ГУ ВШЭ, 1997.
3. Киркорова Н.И. Развитие лизинга в Республике Беларусь. // http://www.ucpb.org
4. Латышев Илья. Лизинг. // http://www.dogovor.ilat.info
5. Левкович А.П. Лизинг: Учеб. пособие. Мн.: БГЭУ, 2004
6. Лещенко М.И. Основы лизинга: Учеб. пособие. Мн.: Финансы и статистика, 2000
7. О порядке бухгалтерского учета лизинга: Метод. указания от 30.01.1998г // Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь. 2001 №8/ 5114
8. Постановление Совета Министров Республики Беларусь от 31.12.1997 № 1769 «О лизинге на территории Республики Беларусь».
Информация о работе Лизинг на промышленном предприятии: преимущества и недостатки