Лизинг как форма обновления основных средств предприятия

Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Февраля 2013 в 22:00, курсовая работа

Описание работы

В практической работе по структурной перестройке экономики страны и ускоренной реконструкции устаревшей материально-технической базы производства особое значение приобретает лизинг как форма предпринимательской деятельности, более полно отвечающая требованиям научно-технического прогресса и гармоничного сочетания частных и государственных интересов.
В настоящее время практически во всех странах мира лизинг признан мощным инвестиционным инструментом. Этому способствовали известные преимущества лизинга для всех его участников, а также государственная поддержка лизинговой деятельности, которая связана с пониманием правительства многих стран важной роли лизинга в активизации инвестиционной деятельности.

Содержание

СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ 3
1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ЛИЗИНГОВЫХ ОТНОШЕНИЙ И ИХ ВЫГОДНОСТЬ 5
1.1 ЭКОНОМИЧЕСКАЯ СУЩНОСТЬ И КЛАССИФИКАЦИЯ ЛИЗИНГА 5
1.2 ХОЗЯЙСТВЕННЫЕ СВЯЗИ УЧАСТНИКОВ ЛИЗИНГОВОЙ СДЕЛКИ……………..176
1.1.3 МАКРО - И МИКРОЭКОНОМИЧЕСКАЯ ЭФФЕКТИВНОСТЬ ЛИЗИНГА 24
2 АНАЛИЗ ПРАКТИКИ ПРИМЕНЕНИЯ ФИНАНСОВОЙ АРЕНДЫ НА ПРИМЕРЕ СУБЪЕКТОВ ЛИЗИНГОВЫХ ОТНОШЕНИЙ В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ 31
3 ПРЕДЛОЖЕНИЯ ПО ПОВЫШЕНИЮ ЭФФЕКТИВНОСТИ ЛИЗИНГОВЫХ УСЛУГ В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ 41
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 48
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 49
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 52
ПРИЛОЖЕНИЕ 2 53
ПРИЛОЖЕНИЕ 3 54

Работа содержит 1 файл

курсовая _Лизинг как форма обновления основных средств предприятия_ .doc

— 408.00 Кб (Скачать)

- основной проблемой  при рассмотрении вопроса платежей  лизингополучателей является отсутствие безоговорочного и внесудебного права списания лизингодателем со счетов лизингополучателя-неплательщика сумм лизинговых платежей и др.

Рассмотрим подробнее  некоторые причины, сдерживающие развитие лизинговой деятельности в Республике Беларусь.

- таможенное регулирование  лизинговой деятельности. В Беларуси при таможенном оформлении объектов лизинга в таможенном режиме свободного обращения по заявлению заинтересованного лица предоставляется рассрочка по уплате таможенных платежей, кроме сборов за таможенное оформление, на весь срок действия договора лизинга, но не более чем на пять лет.

Тут существует одна ловушка. Применение рассрочки на практике может быть крайне невыгодным и неэффективным по следующим причинам. Во-первых, за пользование рассрочкой взимаются проценты в размере учетной ставки национального Банка Республики Беларусь, действующей на день полной или частичной уплаты сумм таможенных платежей, на которые предоставлялась рассрочка, что означает, что совокупная сумма платежей может по окончании рассрочки превышать сумму, которая была бы уплачена единовременно при ввозе имущества. Во-вторых, каждый из трех способов обеспечения рассрочки имеет свои недостатки и неудобства в неприменении. В третьих, таможенные органы чаще всего применяют такой вид обеспечения рассрочки, как депозит, что фактически означает внесение на счет таможни и «замораживание» денежных средств в той же сумме, в которой они были бы единовременно уплачены при таможенном оформлении без использования льготы по рассрочке.

Помимо этого, возникают проблемы в связи с действиями лизингополучателей с объектами лизинга до истечения установленных сроков временного ввоза и вывоза. Согласно ст.73 Таможенного кодекса Республик Беларусь, «до истечения установленных сроков невозвращенные временно ввезенные и вывезенные товары должны быть заявлены в новом таможенном режиме либо помещены на склады временного хранения, владельцами которых являются таможенные органы РБ». Лизингодатель не имеет права пропустить дату истечения срока временного ввоза и вывоза. Он обязательно должен обратиться в таможню за продлением такого срока. Просрочка влечет за собой довольно суровые штрафные санкции. Вопрос в отношении не вывезенных товаров принимается судом. При этом дело часто заканчивается конфискацией товара; [7, с. 15]

- хозяйственная и судебная практика регулирования отношений, связанных с исполнением договоров лизинга. Большинство споров, связанных с исполнением договоров лизинга и рассматриваемых хозяйственными судами Республики Беларусь, касаются неуплаты лизинговых платежей, и, как следствие, расторжения договора лизинга и возврата лизингополучателю переданного в лизинг оборудования. При разрешении вопроса о возврате имущества, хозяйственные суды рассматривают лизинговые платежи как платежи за пользование имуществом, даже если договор лизинга предусматривает выкуп имущества лизингополучателем, за исключением случаев, когда иное предусмотрено договорам лизинга.

Распространенным в судебной практике является также вопрос о техническом, в том числе гарантийном, обслуживании переданного в лизинг имущества и устранении возможных недостатков такого имущества. Поэтому, рекомендуется уделять этим вопросам особое внимание, как при подготовке договоров лизинга, так и договоров, заключаемых с поставщиками оборудования.

Подводя итог, можно сделать вывод, что у белорусского лизингового законодательства есть как свои положительные, так и отрицательные стороны. Белорусское законодательство о лизинге нуждается в доработке. Хотелось бы надеяться, что белорусские законодатели при внесении изменений в соответствующие акты учтут положительный опыт своих соседей.

Создание благоприятных условий по расширению рынка лизинговых услуг и сбыта новейшего оборудования оказывает благотворное воздействие на экономику в целом. Чтобы лизинг развивался в Республике Беларусь, ему необходима поддержка правительства и совершенствование законодательной базы по лизингу, необходима четкая система правовых отношений, налогообложения и бухгалтерского учета.

Для того чтобы оживить  инвестиционный процесс необходимо:

- существенно упростить  систему налогообложения, сделать  ее четкой и ясной;

- разрешить свободное ценообразование для предприятий, не являющихся монополистами;

- создать и безусловно  выполнять законодательство, защищающее  права собственника;

- упростить «вхождение»  в бизнес (процедуру создания  и регистрации частных предприятий).

Скорейшего решения на государственном уровне требуют проблемы поддержки субъектов малого предпринимательства, приобретающих технику в лизинг (в том числе льготное целевое кредитование через специально создаваемые фонды); льготирование налогообложения долгосрочных кредитов, выдаваемых на приобретение объектов лизинга; упорядочение налогообложения лизинга; защита отечественных лизингодателей; принятие специальных нормативных актов, регулирующих лизинговые отношения в приоритетных отраслях экономики (агропромышленный комплекс, промышленность, транспортный комплекс и другие).

Правовая система должна обеспечивать право лизингодателя  на возврат лизингового оборудования в случае неплатежей лизингополучателя. Должна существовать судебная система, позволяющая лизингодателю использовать свое право.

Большинство предприятий  страны, осуществляющих международные  автомобильные перевозки, используют подвижной состав, приобретаемый  на условиях международного оперативного лизинга, при котором они освобождаются от необходимости уплачивать таможенные пошлины и НДС. Это позволяет решить проблемы недостатка оборотных средств и работать безубыточно с первого года лизингового договора, однако обновления автомобильного парка не происходит. В создавшейся ситуации поступления в государственный бюджет минимальны и ограничиваются лишь суммой налога за регистрацию транспортных средств в ГАИ и налога на доход иностранных лизингодателей.

Имеет смысл ввести льготное налогообложение на прибыль направляемую предприятием для покупки новой техники или приобретения ее по договору лизинга.

В целях подъема лизинговых услуг в Республике Беларусь целесообразно увеличить срок действия лизингового договора (в случае использования финансового лизинга), шире применять оперативный лизинг. В результате недостаточного правового (в том числе гражданско-правового) регламентирования лизинга предоставляется правильным уделять особое внимание более тщательному определению статуса сторон в договоре (вопросы ответственности сторон, распределение возможных убытков, определение механизма их исчисления и так далее).

Для отечественной лизинговой системы необходимо:

- установить порядок,  при котором организациям будет  разрешена отсрочка первого платежа по договору лизинга на срок от 3 до 6 месяцев, а осуществление платежей производить 1 раз в полугодие;

- проработать совместно  с Национальным банком Республики  Беларусь вопрос о возможности расчетов между резидентами республики за лизинговые операции по приобретению автомобилей и автобусов отечественного производства за валюту. Это позволит при более низкой кредитной ставке по валютным кредитам и незначительно меняющемся курсе уменьшить стоимость договоров лизинга;

- проработать вопрос  о создании в республике государственной  транспортной лизинговой компании, обладающей правом за счет  инвестиций из республиканского бюджета приобретать у отечественных производителей подвижной состав с последующей реализацией по лизингу на рынках Беларуси и России, получение в определенных случаях в банках республики льготных кредитов для проведения лизинговых операций.

На мой взгляд, нашей  стране не хватает комплексной программы  в рамках которой были бы следующие  элементы:

- была бы продумана  и создана более развитая инфраструктура  рынка лизинговых услуг, которая  включала бы: подготовку квалифицированных  кадров, информационное освещение предоставляемых услуг;

- предоставление субъектам  хозяйствования всего комплекса  необходимых услуг по гарантийному обслуживанию техники;

- предоставление банкам  более широкого спектра льгот  при долгосрочном кредитовании лизинговых сделок;

- усиление комплекса  мер по привлечению иностранных  инвестиций в рамках лизинга.

Такая программа смогла бы подтолкнуть коммерческие банки  вместо получения сомнительных, рисковых прибылей в краткосрочном периоде  переориентироваться на долгосрочное инвестирование средств в белорусскую экономику для получения уверенной прибыли.

Безусловно, лизинг не является единственным методом, с помощью  которого можно расширить круг потребителей, вовлекая в сферу лизинга тех, кто не может сразу купить необходимое им имущество, и освоить новые рынки сбыта, содействуя этим процветанию экономики и укреплению финансового положения предприятий, производящих продукцию. Но, как показывает мировой опыт, именно лизинг является наиболее перспективным экономическим явлением на современном этапе, с помощью которого можно решить как указанные, так и сопутствующие им проблемы в экономике.

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

На сегодняшний день мировой опыт предлагает многовариантные  схемы переоснащения материально-технической  базы производства как стартовое условие оживления экономических процессов и выпуска конкурентоспособной продукции (услуг). Одной из таких схем является лизинг.

Лизинговый бизнес привлекателен  и распространен во всем мире. Для  средних и малых компаний в  ведущих западных странах он является одним из основных источников привлечения финансовых ресурсов. Все более широкое распространение лизинговых операций в мире, увеличение их объемов подтверждает необходимость активизации данных отношений в Беларуси.

В теоретической части  курсовой работы было дано определение лизинга, рассмотрена классификация видов лизинговых услуг, организация и техника лизинговых операций, приведены методики расчета лизинговых платежей, рассмотрена эффективность лизинга для государства, лизингодателя и лизингополучателя.

В аналитической части  на основании лизингового договора между ЗАО «ЛИЗИНГКОНТРАКТ» и УП «Трансавтостиль» были проведены расчеты лизинговых платежей. Расчет производился по методу прямого счета, где величина каждого платежа равна сумме возмещения стоимости объекта лизинга, платы за кредит, дохода лизингодателя, налога на добавленную стоимость. А также были просчитаны варианты приобретения основных средств за собственные денежные средства и за счет кредита.

Вопрос об эффективности  разных вариантов обновления основных средств в условиях дефицита оборотных средств возможно решить только через сравнение их экономической эффективности. Для этого нашли по каждому варианту дисконтированный денежный оборот, после чего сравнили их.

По результатам расчета можно сделать вывод, что для УП «Трансавтостиль» выгоднее приобрести автотранспортные средства за счет заключения договора лизинга.

Безусловно, лизинг не является единственным методом, с помощью  которого можно расширить круг потребителей, вовлекая в сферу лизинга тех, кто не может сразу купить необходимое им имущество, и освоить новые рынки сбыта, содействуя этим процветанию экономики и укреплению финансового положения предприятий, производящих продукцию. Но, как показывает мировой опыт, именно лизинг является наиболее перспективным экономическим явлением на современном этапе, с помощью которого можно решить как указанные, так и сопутствующие им проблемы в экономике.

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

  1. Антонов В.И. Анализ белорусского рынка лизинговых услуг // Дело (Восток + Запад). – 2001. – № 11. – с. 7-9.
  2. Горемыкин В.А. Основы технологии лизинговых операций – Ростов-на-Дону: Ось – 89, 2000. – 420 с.
  3. Деньги, кредит, банки: Учеб./ Г.И. Кравцова, Г.С. Кузьменко, Е.И. Кравцов и др.; Под ред. Г.И. Кравцова. – Мн.: БГЭУ, 2003. – 527 с.
  4. Зинькович С.Б. Практические вопросы реализации лизинговых договоров в Беларуси // Бюллетень нормативно-правовой информации. – 2001. – № 29. – с. 19-23.,
  5. Кисель Т.Р. Экономическая сущность лизинга и его эффективность для грузового транспорта // Вестник БНТУ. – 2003. – № 3. – с. 65-69.,
  6. Левкович А.О. Структура рынка лизинговых услуг // Вестнiк БДЭУ. – 2003. – № 1. – с. 21-23.
  7. Островерхова Л.Н. Таможенные режимы в соответствии с договором финансовой аренды // Директор. – 2002. – декабрь. – с. 15-18.
  8. Положение о лизинге на территории Республики Беларусь: Утверждено постановлением Совета Министров Республики Беларусь ”О лизинге на территории Республики Беларусь”, 31 декабря 1997 г., № 1769 // Збор дэкрэтау, указау Прэзiдэнта и пастаноу Урада Рэспублiкi Беларусь. – 1997 - № 1. – с. 78-79
  9. Рудковский С.О. Лизинг – Гродно: Издательство филиала Негосударственного института современных знаний, 2002. – 390 с
  10. Тарасов В.И. Деньги, кредит, банки: Учебное пособие. – Мн.: Мисанта, 2003. – 512 с.
  11. Троянов А.Г. Виды и практика осуществления лизинга в Республике Беларусь // Белорусский банковский бюллетень. – 1999. – № 16 (27). – с. 37-43.
  12. Троянов А.Г. Выгодность лизинговой сделки для предприятий - лизингополучателей // Финансы. Учет. Аудит. – 2000. – № 1. – с. 43-47.
  13. Трушкевич Е.В., Трушкевич С.В. Лизинг – Мн.: Амалфея, 2001. – 340с.
  14. Тычин К.М. Лизинг – мощный рычаг технического переоснащения // Финансы. Учет. Аудит. – 2002. – № 2. – с. 51-59.
  15. Экономика предприятия / Хрипач В.Я., Суша Г.З., Оноприенко Г.К.; Под ред. В.Я.Хрипача. – Мн.: Экономпресс, 2001. – 464 с

 

ПРИЛОЖЕНИЕ 1

Принципиальная  модель лизинга

 

 

Рисунок П. 1.1 – Принципиальная модель лизинга

 

ПРИЛОЖЕНИЕ 2

Схема лизинговой сделки

 

Рисунок П. 2.1 – Схема лизинговой сделки и финансовых потоков

 

Приложение 3

Структура лизинговой платы

 

 

Рисунок П. 3.1 – Лизинговая плата: определяющие ее факторы и структурные составляющие

Информация о работе Лизинг как форма обновления основных средств предприятия