Лекции по “Планирование на предприятиях городского хозяйства”

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Марта 2012 в 23:07, курс лекций

Описание работы

Планирование связано с поиском наиболее рациональных и эффективных способов выживания и развития человечества в любой социально-экономической системе, будь то общество, предприятие, семья и даже отдельный человек.
Известно, что распределение ограниченных ресурсов и готовой продукции в обществе может осуществляться тремя способами:
- на основе рыночной саморегуляции;
- с помощью плановых механизмов;
- путем одновременного использования рыночного и планового начал.

Работа содержит 1 файл

Лекции Планирование на ПГХ.doc

— 218.50 Кб (Скачать)

 

Вспомогательные

рычаги                           Состав персонала              Организация  воздействия 

 

Учет

неопределенности                             Анализ рисков

 

 

 

     Кроме основных средств существуют вспомогательные, предназначенные для управления основными. К таким вспомогательным рычагам  воздействия можно отнести эффективную организацию работ по планированию, это   организация информационного взаимодействия,  состав персонала.

              Информация,  используемая в планировании, обычно не бывает стопроцентно достоверной. Учет неопределенности исходной информации необходим. Анализу и учету неопределенности должен быть посвящен раздел плана - анализ рисков.                        

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

      Содержанием планирования  предприятия городского хозяйства  является   обоснованное определение объема предоставляемых услуг с учетом спроса потребителей  и  направлений дальнейшего развития предприятия.

      Сущность планирования проявляется в конкретизации целей развития предприятия и каждого подразделения в отдельности на установленный период; определении хозяйственных задач, средств их достижения, сроков и последовательности реализации; выявлении трудовых, материальных, финансовых и информационных ресурсов, необходимых для поставленных задач.

Назначение планирования как функции управления состоит в стремлении заблаговременно учесть по возможности все внутренние и внешние факторы, обеспечивающие благоприятные условия для нормального функционирования и развития предприятия. Оно предусматривает разработку комплекса мероприятий, определяющих последовательность достижения конкретных целей с учетом возможностей наиболее эффективного использования ресурсов каждым подразделением и всем предприятием. Поэтому планирование призвано обеспечить взаимоувязку показателей между всеми структурными подразделениями, включающими всю технологическую цепочку: научные исследования и проектные разработки, производство услуг и их транспортировку и реализацию.

Эта деятельность опирается на выявление и прогнозирование потребительского спроса с учетом колебаний по сезонам года, дням недели, часам суток, сегментам потребительского рынка, анализ и оценку имеющихся ресурсов, перспектив развития хозяйственной конъюктуры. Отсюда вытекает необходимость увязки планирования с маркетингом и контролем с целью постоянной корректировки показателей производства, отпуска и оплаты услуг. В силу приверженности предприятий городского хозяйства к отраслям  естественных монополий размеры рынка определяются с высокой степенью точности.

Особенностью предприятий городского хозяйства является  неконкурентная сфера деятельности и регулирование ценообразования местными органами власти. Поэтому основными целями планирования работы предприятий городского хозяйства должны  стать необходимая и достаточная степень обеспечения услугами ЖКХ,  улучшение качества услуг и ресурсосбережение.

     Указанные цели реализуются путем составления различных плановых документов. На предприятиях городского хозяйства могут разрабатываться долгосрочные, годовые текущие и оперативные календарные планы.

     В долгосрочных планах определяется стратегия (решение по способу развития) и политика (общий принцип деятельности) предприятия, прогноз распределения ресурсов по годам. Показателями стратегического планирования, служащими для ориентации годовых планов, могут быть:      

-         спрос на услуги;

-         потенциал предприятия по мощности, обеспеченности ресурсами;

-         прогноз функциональных областей (технологии, техники, информации юридического обеспечения);

-         организационная структура.

     В годовом плане уточняются цели предприятия на предстоящий год, производится оценка необходимых ресурсов и разрабатываются мероприятия по достижению целей, формируется план развития предприятия и составляется бюджет на год.

     Показатели годового плана:

-         программа производства услуг в натуральном выражении;

-         общая и дополнительная потребность в основных средствах и оборотных материальных ресурсах;

-         общая и дополнительная потребность в трудовых ресурсах;

-         плановая себестоимость производства услуг;

-         планово-расчетный тариф;

-         выручка от реализации услуг по планово-расчетным тарифам;

-         потребность в капитальных вложениях;

-         плановые расходы на социальные нужды коллектива;

-         показатели повышения эффективности производства;

-         баланс доходов и расходов предприятия.

    Разделы годового плана экономического и социального развития предприятия: производственная программа, план материально-

технического обеспечения, план по труду, план по себестоимости, план повышения эффективности производства, финансовый план.

    Оперативное планирование включает календарный план работы на день, неделю, декаду, месяц, квартал. В нем указывается кто, что и когда делает для решения задачи своевременного обеспечения потребителей услугами.

     Бизнес-план коммерческой деятельности предприятий городского хозяйства – это юридический  документ, в котором представлена программа предпринимательской деятельности, обоснование  необходимости и выгодности этой деятельности.

     Предприятия городского хозяйства, способные выполнять коммерческую деятельность: жилищно-эксплуатационные, предприятия благоустройства, бани и прачечные.

     Процесс реализации предпринимательской идеи состоит из нескольких стадий:

-         поиск новой идеи, ее оценка;

-         составление бизнес-плана;

-         управление  созданным объектом предпринимательской деятельности.

     Основные разделы бизнес-плана коммерческой деятельности предприятия городского хозяйства:

1.      Титульный лист.

2.      Резюме.

3.      Анализ ситуации на рынке предполагаемой услуги.

4.      Описание услуги.

5.      План маркетинга (потребители, конкуренты, объем продаж, цена).

6.      Производственный план.

7.      Организационный план. Финансовый план и показатели эффективности проекта.

8.      Анализ рисков.

9.      Выводы.

10. Приложение.

 

 

 

 

 

 

 

Тема 3.Организация плановой работы.

 

Процесс составления готового плана развития предприятия равен 7 месяцам.

1.          Определяются контрольные показатели деятельности предприятия на год. Оформляются в виде документа «Приоритетные задачи и целевые ориентиры развития на предстоящий год».

2.          Определяются пространственные точки планирования.

3.          Определяются временные ориентиры оставления планов на год.

4.          Каждый участник от планового отдела получает исходные данные нормы, нормативы, справочные материалы и методические рекомендации по выполнению плановых расчетов.  Выполнение разделов плана корректирует плановый отдел и руководство предприятия в результате появляется вводный план.

 

Процедура планирования:

 

                                                                                                     

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

*Должен разрабатываться план повышения производства, направленные на ресурсосбережение.

Всегда есть вероятностная составляющая, включающая:

1.      Уровень инфляции.

2.      Требование профсоюзов.

3.      Объем и структура заказа.

Детерминированная составляющая:

1.      Как определить спрос:

Понятие «Спрос» характеризуется желанием и возможностью покупателей приобрести какой-либо товар или услугу, а понятие «Предложение» - возможностью продавца предложить товар или услугу покупателю. В рыночной экономике соотношение спроса и предложения определяют цену товара или услуги, разрешая основное противоречие между покупателем и продавцом.

    Спрос на услуги предприятий городского хозяйства, и, прежде всего, на продукцию коммунальных предприятий есть всегда, поскольку обусловлен наличием физиологической потребности человека в жилье, воде, свете, тепле.

Поскольку спрос на жилищно-коммунальные услуги для  подавляющего большинства населения ограничен возможностью оплаты, то предоставление услуг осуществляется по социальным нормативам.

     Социальный норматив обеспечивает минимальный уровень предоставления коммунальных услуг, соответствующий физиологической потребности человека.

      Норматив потребления услуг измеряется количеством материального носителя услуги соответствующего качества, приходящимся на 1 чел. в среднем на территории конкретного населенного пункта.

     В мае 1999 г. приказом № 240 Минэкономики РФ были утверждены  методические рекомендации по формированию нормативов потребления услуг ЖКХ. Произведение рассчитанных по данной методике нормативов потребления услуг на численность населения города, с учетом уровня благоустройства жилья, позволяет определить величину спроса на услуги ЖКХ в разрезе подотраслей на плановый период.

     Например, норматив  потребности  в холодной воде для населения, проживающего в домах с ванными и горячим водоснабжением, составляет 145 литров на 1 человека в сутки, то же с ванными и с газовыми колонками – 125 литров в сутки на человека, то же без ванн – 80 литров в сутки на человека.

     Спрос населения на услуги холодного водоснабжения за сутки составит: 145*N1 + 125*N2 + 80*N3.

      Предприятия водоснабжения учитывают этот спрос через среднюю величину норматива водопотребления путем деления на общую численность населения города, а также увеличивают норматив на величину потерь воды в сетях. Например, для домов первого типа  с учетом потерь воды в сетях норматив  водопотребления составляет 185 литров в сутки на 1 человека.

2.      Производственная программа.

Производственная программа – основной раздел годового плана экономического и социального развития предприятия. Он представляет собой развернутый план производства и реализации услуг.

     Итоговый показатель – объем выпуска услуг з год в натуральном и стоимостном выражении.

     Цель составления производственной программы заключается в увязке потребностей в услугах с возможностями предприятия по производству этих услуг. Метод составления программы – балансовый.

     В случае недостатка собственных мощностей планируется приобретение услуг со стороны для реализации данным предприятием или приобретение дополнительных машин и оборудования.

     В настоящее время объем реализации услуг обязательно уточняется с учетом прогноза сокращения потребности в услугах за счет внедрения системы учета потребления ресурсов (воды, тепла) и мероприятий по совер-шенствованию технологии, замене изношенных основных фондов.

     Объем производства услуг ориентируется на спрос, определяемый как произведение норматива потребления услуг ЖКХ одним человеком и численности населения города.

     Возможности предприятия по производству необходимого объема услуг определяются путем анализа технического состояния агрегатов и расчета среднегодовой плановой величины мощности предприятия по формуле:

                            Мввод  п1              Мвыв.  п2

                           Мс. г. = Мн.г. + ------------   -  --------------- ,

              12                            12

 

где:

Мс. г. – среднегодовая мощность предприятия;

Мввод. – вводимая в плановом году мощность;

Мвыв. – выводимая в плановом году мощность;

п1     - количество месяцев использования вводимы мощностей в плановом   

году;

п2     - количество месяцев отсутствия выводимы мощностей в течение планового года.

 

Процедура разработки производственной программы:

1)     Предварительная  2) Балансировка   3) Переработка ПП 4) Оформление

      разработка ПП              показателей ПП              с учетом баланса    и комменти-

              мощностей и           рование ПП

              спроса на услуги

 

Основным документом, характеризующим наличие и движение производственной мощности, является баланс производственной мощности.

 

Миг

Мув

Мум

Мкг

М сг

Выпуск продукции в плановом году

Коэффициент использования Мсг

Всего

в т.ч. за счет

Всего

в т.ч. за счет

Ввода новых мощностей

Организации технических мемероприятий

из них

Изменение номенклатуры

Изменение режима работы

Выбор мощности

За счет изменения режима работы

За счет изменения номенклатуры продуции

Информация о работе Лекции по “Планирование на предприятиях городского хозяйства”