Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Декабря 2010 в 13:29, курсовая работа
Цель курсовой работы – раскрыть особенности кредитования ИП в России. Исходя из цели курсовой работы можно выделить ряд задач:
1. Рассмотреть рынок кредитования малого бизнеса.
2. Раскрыть виды, формы, проблемы и перспективы кредитования ИП в России.
Курсовая работа состоит из двух глав. В первой главе представлена инфраструктура кредитования ИП, Во второй главе раскрыты особенности и перспективы кредитования индивидуальных предпринимателей в РФ.
Введение 3
Глава 1. Рынок услуг кредитования малого бизнеса 5
1.1. Инфраструктура рынка финансовых услуг малому бизнесу 5
1.2. Банковское кредитование малого бизнеса в РФ 13
Глава 2. Кредитование индивидуальных предпринимателей в РФ 19
2.1. Виды и формы кредитования ИП 19
2.2. Проблемы и перспективы кредитования индивидуальных предпринимателей в РФ 26
Заключение 32
Список литературы 35
Приложения.
В 2002 году активным участником системы кредитования малого бизнеса стал РосБР, созданный ещё в 1999 году на основании распоряжения Правительства РФ. РосБР реализует Программу поддержки субъектов малого предпринимательства. В процессе ее подготовки был проанализирован мировой опыт в этой области, изучены аналогичные программы Банка развития немецкой экономики, Канадского банка развития бизнеса, Корейского банка развития и, разумеется, ЕБРР и Мирового банка. Банк остановился на двухуровневой процедуре кредитования. Банк выдает целевые кредиты предварительно отобранным банкам-партнерам, которые затем реинвестируют предоставленные РосБР средства непосредственно в предприятия малого бизнеса [20, c.41-47].
По двухуровневой схеме действуют и реализующие в России программы развития малого бизнеса международные финансовые институты. В настоящее время среди наиболее значимых программ кредитования малого бизнеса в России с использованием иностранных средств можно назвать программы ЕБРР (через Фонд поддержки малого бизнеса), фонда «США-Россия» (TUSRIF), Международной финансовой корпорации (IFC), Агентства международного развития (USAID).
Наиболее
эффективную программу
За период с 1994 года по настоящее время Фонд поддержки малого бизнеса в России (ФПМБ) выдал предпринимателям 282,9 тыс. кредитов на общую сумму свыше 2,5 млрд. долл. США. В настоящее время Программа работает в 145 крупных и мелких городах различных регионов Российской Федерации. На 31 декабря 2005 года совокупный текущий портфель всех банков-партнеров насчитывал 63 337 кредитов на сумму 532,1 млн. долл. США. В первом полугодии 2005 года средний размер выдаваемых кредитов составил 9 200 долл. США; самый крупный кредит составил 200 тыс. долл. США, а самый маленький за всю историю - всего лишь 17 долл. США. Программа ФПМБ в первую очередь нацелена на кредитование небольших предприятий, обладающих огромным потенциалом для дальнейшего роста. Почти 80% всех заемщиков ФПМБ получают кредиты на сумму до 10 тыс. долл. США [20, c.41-47].
Международная Финансовая Корпорация (I№ter№atio№al Fi№a№ce Corporatio№ (IFC)), член группы Всемирного банка, основана в 1956 году с целью содействия частному сектору в развивающихся странах. Часть средств IFC направляет непосредственно банкам под проекты кредитования малого и среднего бизнеса, другую часть тратит на развитие инфраструктуры, консультирование и тренинги.
Агентство США по международному развитию под патронажем правительства США (USAID) в отличие от других международных финансовых организаций предоставляет российским банкам гарантии по кредитам, выданным малым предприятиям. В соответствии с требованиями ЦБ банки вынуждены создавать резервы в размере 100% от суммы выданного мелким клиентам кредита. Это приводит к сильному удорожанию кредитов. Гарантии USAID позволяют этого избежать имея такие гарантии, банки могут не создавать резервы под выданные ссуды. Банкам, которые участвуют в этой программе (БИН-банк, «Центр-Инвест», АКБ «Русский банкирский дом», СДМ-банк), предоставляются гарантии на портфель ссуд на определенный срок. При этом гарантия покрывает не более половины риска потерь кредитора [20, c.41-47].
Программа кредитования малого бизнеса Инвестиционного фонда «США Россия» (TUSRIF), созданного в 1995 году для содействия развитию частного сектора России, осуществляется в сотрудничестве с российскими банками. Цель программы TUSRIF - кредитование уже существующего и зарождающегося малого бизнеса. Программа рассчитана на небольшие предприятия производственной и непроизводственной сферы, нуждающиеся в покупке нового оборудования для повышения производительности труда или качества продукции, услуг и т.п., где чаще всего занято немного работников [20, c.41-47].
От банков, участвующих в программе, требуются обеспечение связи с группой небольших частных предприятий, квалифицированный отбор заемщиков и организация всего процесса кредитования. Через управляющую компанию «Дельта Капитал» (Delta Capital Ma№ageme№t) TUSRIF предлагает ссуды до 200 тыс. долл. сроком до двух лет через банки-партнеры [20, c.41-47].
Официальных данных об объемах этого рынка не существует. Причин тому несколько. Во-первых, само понятие «малый бизнес» законодательством четко не определено. Во-вторых, даже если бы можно было выделить малый бизнес по каким-либо однородным критериям, специфика бухгалтерского учета в банках не предполагает отражения ссуд малому бизнесу на отдельно выделенных счетах.
Потребность малых предприятий в кредитных ресурсах участниками рынка оценивается в 25-30 млрд. долл. США, ее удовлетворенность - не более чем в 15-20% [22, c.57-62].
Банки, принявшие участие в нашем исследовании, прокредитовали в 2009 году индивидуальных предпринимателей на 35,5 млрд. руб. Лидирующие позиции заняли КМБ-банк, ФК «Уралсиб», банк «Центр-инвест».
Расчеты по данным отчетности формы № 101, представляемой кредитными организациями в территориальные отделения ЦБ РФ, показали, что на 1.01.2010 г. 574 банка предоставили кредитов индивидуальным предпринимателям на 115,5 млрд. руб. В процедуру оценки было вовлечено 776 банков.
В
последние год-два среди
Кто выиграет в этом соревновании - федеральные или местные банки, - пока сказать сложно. С одной стороны, крупные банки обладают значительными ресурсными возможностями для привлечения большого числа заемщиков и снижения процентных ставок. Но в то же время более строгие требования при отборе заемщиков-малых предпринимателей, отсутствие интереса к небольшим ссудам не позволяют охватить весь сектор. Пока крупные банки охватывают более качественных малых предпринимателей, чем более мелкие кредитные организации. Лидеры рынка внедряют массовые схемы работы с малым бизнесом, основанные на использовании скоринг-моделей оценки заемщиков. С другой стороны, небольшие банки хотя и ограничены в ресурсах, но за счет лучшего знания специфики бизнеса своих клиентов, их потребностей могут успешно конкурировать с крупными банками. Сейчас, несмотря на возникшую конкуренцию, и у тех, и у других есть достаточно пространства для развития - порядка 80% предприятий малого бизнеса пока не охвачено банковскими кредитами [22, c.57-62].
В приложениях 1-7 представлены основные данные по кредитованию малого бизнеса в РФ за 2009г.
Еще одной тенденцией в последнее время стало появление интереса к малому бизнесу со стороны «дочек» иностранных банков. До сих пор малый бизнес не был привлекательным для дочерних иностранных банков, работавших на российском рынке. Традиционно зарубежные банки имеют более строгие требования по рискам, процедурам, поэтому на рынке КМБ они выглядят слабее более гибких российских банков. Бурное развитие кредитования малого бизнеса приводит к тому, что кредитные продукты становятся более доступными для малых предпринимателей: сроки кредитования растут, процентные ставки падают, требования к потенциальным заемщикам становятся более мягкими.
В целом ставки по кредитам малым предприятиям в полтора раза превышают стоимость ресурсов для других заемщиков. В среднем малый бизнес в 2009 году занимал в рублях под 17-18%, а более крупные предприятия платили 10-12% годовых. Разброс среднегодовых ставок достаточно велик - от 13 до 28% (см. табл. приложения 8). Зависят они от сроков кредитования, обеспечения кредита, региона, насыщенности ресурсами. Повышенные ставки процента объясняются более высоким уровнем риска, закладываемым банком при кредитовании малого предприятия. Пока невысокий уровень конкуренции между банками за малого предпринимателя также позволяет им держать ставки на высоком уровне. К тому же малые предприятия готовы платить высокие проценты с учетом срочности выдачи кредита. Стоит отметить, что в последние годы наблюдается тенденция к сокращению ставок по кредитам и малому бизнесу [22, c.57-62].
Почти половина кредитов малым предприятиям, в 2009 году была выдана на срок от 6 месяцев до 1 года (41,8%) [22, c.57-62].
Кредитование предприятий малого бизнеса в целом отличается более короткими сроками, чем кредитование компаний среднего и крупного бизнеса.
По размерам ссуд разброс довольно большой: в небольших банках минимальная сумма 5 тысяч, а максимальная - 500 тысяч рублей, у более крупных - 50 тысяч и 30 млн. рублей соответственно.
В целом, по данным исследования, более 40% кредитов от общего числа выданных кредитов малым предприятиям - это кредиты до 300 тыс. руб. (порядка 10 тыс. долл.). Иначе говоря, 40% всех выданных кредитов составили микрокредиты. Чуть менее 40% всех выданных кредитов находится в пределах 300 тыс. руб. - 3 млн. руб. Менее четверти всех кредитов составили кредиты на сумму от 3 млн. руб. [22, c.57-62]
Отдельно по ИП микрокредитование составило почти 60% всех выданных кредитов. По объему кредитов малым предприятиям почти 50% было выдано на сумму более 30 млн. руб. Картина с распределением кредитов по ИП совсем иная - более половины кредитов - это кредиты в размере от 300 тыс. руб. до 3 млн. руб. [22, c.57-62]
Несмотря на активизацию банков в сегменте малого бизнеса, конкуренция между ними по-прежнему ведется в основном за клиентов из традиционных отраслей и регионов. Наиболее охотно банки кредитуют бизнес, занимающийся торговлей. На его долю в 2009 году пришлось более 60% всех кредитов, выданных малому бизнесу. Торговые компании продолжают оставаться самым динамичным сектором нашей экономики и за счет быстрой оборачиваемости своих средств могут себе позволить взять кредит в банке даже под высокий процент [16, c.78-81].
На
обрабатывающие производства пришлось
всего чуть более 10%. При этом почти
четверть компаний из данной сферы - это
производители пищевых
Более четверти всех кредитов, выданных малым предприятиям, приходится на Москву, по 20% - на Южный и Уральский федеральные округа. Распределение кредитов, выданных малым предпринимателям, по регионам примерно совпадает с территориальным распределением самих малых предприятий по стране. Более половины малых предприятий расположены в Центральном и Приволжском федеральных округах. По данным исследования «Эксперт РА», более 50% предприятий малого бизнеса из числа получивших кредит также располагаются в этих двух федеральных округах [16, c.78-81].
Более активному и диверсифицированному развитию кредитования малого бизнеса препятствует целый ряд факторов.
Во-первых, на данном этапе своего развития российские банки не обладают достаточной ресурсной базой для выдачи долгосрочных кредитов. Большинство финансовых посредников, особенно в регионах, существуют за счет краткосрочных вкладов. Учитывая краткосрочность и неустойчивость такой ресурсной базы, эти банки не могут предоставлять долгосрочные займы предпринимателям для обновления основных фондов. Таким образом, банки ограничиваются краткосрочным кредитованием на пополнение оборотных средств (на срок до одного года, а чаще - на три-шесть месяцев). Такая осторожность повышает надежность банковского сектора, но краткосрочные займы не дают возможности малому бизнесу модернизировать свое производство. В ситуации неразвитости в нашей стране системы рефинансирования кредитов ЦБ большое значение приобретает система финансирования по германской схеме - через государственные банки, например, РосБР, или зарубежные банки, в частности, ЕБРР [16, c.78-81].