Кредитование малого бизнеса в РФ

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Декабря 2010 в 13:29, курсовая работа

Описание работы

Цель курсовой работы – раскрыть особенности кредитования ИП в России. Исходя из цели курсовой работы можно выделить ряд задач:
1. Рассмотреть рынок кредитования малого бизнеса.
2. Раскрыть виды, формы, проблемы и перспективы кредитования ИП в России.
Курсовая работа состоит из двух глав. В первой главе представлена инфраструктура кредитования ИП, Во второй главе раскрыты особенности и перспективы кредитования индивидуальных предпринимателей в РФ.

Содержание

Введение 3
Глава 1. Рынок услуг кредитования малого бизнеса 5
1.1. Инфраструктура рынка финансовых услуг малому бизнесу 5
1.2. Банковское кредитование малого бизнеса в РФ 13
Глава 2. Кредитование индивидуальных предпринимателей в РФ 19
2.1. Виды и формы кредитования ИП 19
2.2. Проблемы и перспективы кредитования индивидуальных предпринимателей в РФ 26
Заключение 32
Список литературы 35
Приложения.

Работа содержит 1 файл

работа.doc

— 212.50 Кб (Скачать)

     Титульный лист 
Оглавление

 

Введение

     Государство и международные финансовые институты, бесспорно, играют существенную роль в  формировании финансовой инфраструктуры для малого бизнеса. Однако основное бремя и основные доходы от финансового  обслуживания малого бизнеса приходятся на финансовые институты, непосредственно взаимодействующие с малым бизнесом, - банки, микрофинансовые институты, лизинговые и страховые компании. Именно они в любой развитой экономике осуществляют основную массу кредитования и инвестирования в малый бизнес, несут основные риски и оказывают основные сопровождающие финансовые и информационные услуги малым предприятиям.

     За  последние три года, по некоторым  оценкам, объемы банковского кредитования малого и среднего бизнеса увеличились  в 2 раза. Рост происходит как за счет входа на рынок новых игроков, так и за счет роста портфелей прежних участников рынка. При этом на рынке четко выделились две группы игроков (бизнес-модели). Первая - это региональные банки, вышедшие на рынок 3-5 лет назад, в частности за счет кредитов РосБР и ЕБРР, предлагающие индивидуальный подход к клиенту. Вторая - универсальные федеральные и московские банки, вышедшие на рынок малого бизнеса в последние несколько лет, предлагающие типовые услуги. Последние делают ставку на внедрение специальных моделей оценивания бизнеса малых предпринимателей (по типу скоринг-оценок), которые позволяют им быстро и качественно принимать решения по большому числу потенциальных клиентов и в результате наращивать свой кредитный портфель без существенного увеличения риска портфеля. У каждой из этих групп есть перспективы для дальнейшего развития.

     Индивидуальный  предприниматель, делая сегодня  выбор между возможностями кредитования, должен определить, что для него важнее в текущий момент: быстро, но дорого получить деньги, или выстраивать долгосрочные отношения с банком-партнером. В последнем случае усилий и времени потребуется больше, но и качество сотрудничества будет гораздо выше.

     Актуальность  темы курсовой работы определяется тем, что несмотря на кризисную ситуацию, у нас в стране по-прежнему достаточно возможностей для поддержки и развития малого и среднего бизнеса: существующие предложения от банков об этом свидетельствуют. Малые предприятия – основа любой успешной экономики, поэтому поддерживать их не просто выгодно, а необходимо.

     Таким образом, объект исследования – индивидуальные предприниматели в РФ, а предмет  – кредитование индивидуальных предпринимателей в РФ.

     Цель  курсовой работы – раскрыть особенности  кредитования ИП в России. Исходя из цели курсовой работы можно выделить ряд задач:

  1. Рассмотреть рынок кредитования малого бизнеса.
  2. Раскрыть виды, формы, проблемы и перспективы кредитования ИП в России.

     Курсовая  работа состоит из двух глав. В первой главе представлена инфраструктура кредитования ИП, Во второй главе раскрыты особенности и перспективы кредитования индивидуальных предпринимателей в РФ.

 

Глава 1. Рынок услуг кредитования малого бизнеса

1.1. Инфраструктура рынка финансовых услуг малому бизнесу

     Опыт  развитых стран свидетельствует, что  для появления и стабильного развития финансовой инфраструктуры для малого бизнеса необходимым условием является активная государственная политика. И именно она зачастую и определяет те схемы финансирования малого бизнеса, которые становятся традиционными для той или иной национальной экономической системы. На сегодняшний день в развитых странах сложилось два основных пути финансирования малого бизнеса - американский и германский. По американской схеме, предполагающей прямую поддержку непосредственно малых предприятий за счет государственных средств и независимое сосуществование государственного и частного финансирования малого бизнеса, в настоящее время действует большинство развитых стран. По германской системе, предполагающей государственное финансирование частных финансовых институтов, осуществляющих кредитование малого бизнеса, работают в основном международные финансовые организации.

     Американская  система финансирования малого предпринимательства  предполагает альтернативное независимое  существование частного и государственного финансирования малого бизнеса. При этом государственное вмешательство в финансовую инфраструктуру для малых предприятий характеризуется, помимо непосредственного установления критериев малого бизнеса, прямым финансированием и поддержкой малых предприятий. С этими целями более 50 лет назад и была создана Администрация Малого Бизнеса США (SBA). По всей стране действуют филиалы SBA, различные межрегиональные подразделения и около 1000 местных центров (SBDCs - Small Busi№ess Developme№t Ce№ters), финансирование которых осуществляет федеральное правительство. Такие центры оказывают множество разнообразных услуг, связанных с конкретными проектами в самых различных сферах (от бизнеса на дому до международной торговли; от технического содействия до квалифицированного бизнес-анализа и оформления заявок на получение кредитов). В рамках SBA ежегодно обновляются и развиваются действующие программы, создаются новые направления. Сегодня их количество почти достигло пятидесяти. Каждая программа всегда имеет свои конкретные цели, клиентов, сегмент реализации, условия участия. Наиболее известные из них - «7a» и «504» [27, c.24-29].

     По  программе «7a» предприниматель может получить гарантии, если он по каким-либо причинам не имеет такой возможности при обращении в банк. Для суммы не более 750 тыс. долл. США гарантия предоставляется на 75% займа; не более 100 тыс. долл. США - на 80%. Сроки предоставления гарантий: до 10 лет на оборотный капитал и до 25 лет на основной, при этом процентная ставка не должна превышать 2,75 пункта ставки займа [27, c.24-29].

     По  программе «504» осуществляется расширение и модернизация уже действующих малых предприятий. После анализа деятельности компании программа «504» предоставляет долгосрочный кредит для покупки недвижимого имущества, оборудования, технологий. Гарантия предоставляется под 40% займа, а максимальная сумма ее не превышает 1 млн. долл. США [27, c.24-29].

     Совместно с Министерством торговли SBA создала  Центры содействия экспорту, кредитующие  экспортные операции малого бизнеса. Одним из направлений деятельности SBA является информационная поддержка и обучение предпринимателей. К этому направлению относится деятельность групп SCORE, работающих при SBA и объединяющих свыше 10 тыс. бывших и нынешних руководителей и владельцев небольших предприятий. Почти в 400 филиалах этих групп проходят различные тренинги, курсы. В рамках этого направления особую группу представляют Центры женщин-предпринимателей (WBCs), специализирующиеся на подготовке бизнес-леди к управлению малым бизнесом (количество таких центров сегодня превысило 90). Деятельность SBA финансируется Федеральным Правительством. Большая часть средств предназначена для кредитования традиционных, отработанных за многие годы программ развития малого бизнеса («7а»). Блок программ, направленных на модернизацию предприятий («504»), в части финансирования составляет менее четверти бюджета, при этом основные затраты составляет не стоимость предоставляемых услуг, а помощь в приобретении оборудования, осуществлении строительства по наиболее низким расценкам. На микрокредитование, являющееся чаще всего неприбыльным, отводится незначительная доля бюджета [27, c.24-29].

     Деятельность SBA приносит не только опосредованные выгоды в виде увеличения ВВП, но и  прибыль, даже несмотря на то что 85% клиентов, обслуживаемых SBA, разоряются уже через год [27, c.24-29].

     Германская  система предполагает, прежде всего, не только и не столько прямое финансирование малого бизнеса, осуществляемое посредством  кредитов и субсидий, сколько стимулирование микрофинансирования путем предоставления средств финансовым институтам, работающим с малым бизнесом [24, c.14-21].

     Необходимость создания подобной системы была обусловлена  тем наследием, которое оставила коммунистическая власть в ГДР. Подтянуть  экономически более отсталый регион до уровня развития ФРГ была призвана система микрофинансирования, ядром которой была и остается KfW Group. Эта финансовая группа на 80% принадлежит правительству Германии. Она одновременно является и аналогом местного банка развития, и агентством по финансированию экспорта, и кредитной организацией, специализирующейся на финансировании более 3 млн. малых предприятий Германии [24, c.14-21].

     Предоставление  кредитов в рамках государственных  программ осуществляется по единым и  ясным для всех правилам в соответствии с обычными принципами банковского кредитования, т.е. кредиты выдаются только кредитоспособным клиентам, без какого-либо предпочтения отдельным заявителям. Заявки на получение кредитов подаются в немецкие коммерческие банки, которые занимаются выдачей кредитов и дальнейшей работой с клиентами. Коммерческие банки заключают с государственным банком, KfW, договор о рефинансировании кредитов, в соответствии с которым берут на себя обязательство по возврату предоставленных им средств. Государственный банк переводит деньги коммерческим банкам, а те, в свою очередь, предоставляют кредиты малым и средним предприятиям. Коммерческий банк заключает с предпринимателем кредитный договор, в котором указывается цель получения кредита, оговоренная в договоре о рефинансировании с государственным банком. Выплаты предпринимателем по процентам и по основному кредиту переводятся коммерческим банком государственному. Коммерческие банки при этом берут на себя ответственность от 50 до 100 процентов за возврат предоставленных кредитов. За услуги по реализации льготных кредитов коммерческие банки получают маржу [24, c.14-21].

     Кроме финансовой помощи государство также  оказывает и серьезную информационную поддержку через организацию  экономических и технических  консультаций для начинающих предпринимателей и для существующих малых предприятий.

     Финансовая  инфраструктура для малого бизнеса  в России только начинает складываться. Создаются необходимые институты, разрабатываются государственные  программы поддержки малого бизнеса. Сейчас в России развиваются оба подхода - американский и германский. Первый реализует государство, которое оказывает финансовую поддержку непосредственно малому бизнесу, второй - государственный банк (РосБР) и международные финансовые институты, реализующие программы развития малого бизнеса на территории страны и кредитующие непосредственно банки и различные организации, оказывающие услуги малому бизнесу (в основном микрофинансовые организации).

     К настоящему времени уже определились основные направления работы государства по стимулированию развития малого бизнеса - создание институциональной среды, реализация специальных государственных программ и кредитование малого бизнеса госбанками.

     Развитие  системы кредитования субъектов  малого предпринимательства предполагает субсидирование части процентной ставки (50% ставки рефинансирования ЦБ РФ) по кредитам, полученным в банках организациями потребительской кооперации, кредитными потребительскими кооперативами граждан, сельскохозяйственными кредитными потребительскими кооперативами (2/3 ставки рефинансирования ЦБ РФ) для реализации программ предоставления займов членам кооперативов [20, c.41-47].

     Активно кредитует малый бизнес Сбербанк. Согласно экспертным оценкам, Сбербанк России имеет наибольшие объемы кредитования, которые в целом сравнимы со вкладом всех прочих кредитных организаций. По итогам работы за 9 месяцев 2005 года кредитный портфель Сбербанка России превысил 1,7 трлн. рублей, две трети которого пришлись на предприятия малого и среднего бизнеса и ссуды частным лицам. Значительные объемы деятельности объясняются тем, что Сбербанк обладает, во-первых, самыми большими ресурсами на банковском рынке, а во-вторых, развитой филиальной сетью. При этом в крупных городах, с населением более 1 млн. человек, где банки реально конкурируют между собой за клиентов, положение Сбербанка не выглядит столь доминирующим. Но в глубинке, в сельской местности, присутствуют только отделения Сбербанка. Многие региональные отделения Сбербанка России имеют соглашения с органами местной власти, позволяющие кредитовать малое предпринимательство с учетом государственной поддержки [20, c.41-47].

     Второй  по величине банк России - Внешторгбанк - в 2004 году выделил направление кредитования малого бизнеса в дочерний банк - «Внешторгбанк Розничные Услуги». ВТБ-24 очень быстро наращивает портфель кредитов, выданных малому бизнесу, и к концу 2010 года планирует увеличить его до 500 млн. долларов. Достижению этой цели во многом будет способствовать развитая филиальная сеть, уже на сегодняшний день охватывающая 37 регионов страны. Но главное, что позволяет руководству банка надеяться на быстрое расширение кредитования малого бизнеса, - это использование уникальной системы принятия решения о предоставлении кредита, позволяющей достаточно быстро и дешево для клиента оценить реальную степень его кредитоспособности и качественной необходимости в привлечении дополнительных инвестиций [20, c.41-47].

Информация о работе Кредитование малого бизнеса в РФ