Контрольная работа по "Экономике организации"

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Декабря 2011 в 18:43, контрольная работа

Описание работы

Понятие покупательных фондов и емкости рынка. Расчет покупательных фондов и емкости рынка.
Понятие и экономическая природа издержек обращения, их классификация. Основные показатели издержек обращения (расходов на продажу), их измерение.

Работа содержит 1 файл

Документ Microsoft Office Word.docx

— 78.79 Кб (Скачать)

По факту отражения  в бухгалтерской отчетности издержки обращения делят на явные и неявные (альтернативные). В практической деятельности предпринимателю, владельцу фирмы приходится использовать свою собственность (автомобиль, здание, оборудование), работать, не получая при этом заработной платы, если указанные расходы не находят отражен я в бухгалтерском учете, тогда они являются неявными и должны быть учтены при оценке облагаемой налогом прибыли. Она должна быть уменьшена на сумму неявных (альтернативных) издержек.

По звеньям  торговли издержки обращения подразделяют на издержки розничной и оптовой  торговли.

Издержки обращения  отдельных звеньев торговли различаются  также по структуре. Основная часть  издержек оптовой торговли приходится на транспортные расходы, поскольку  именно оптовая торговля несет основные затраты по доставке товаров. В розничной  торговле наибольший удельный вес в  издержках обращения занимают расходы  на оплату труда с отчислениями на социальные нужды, а также арендная плата.

В условиях рыночных отношений весьма важно составлять смету издержек обращения предприятия  в каждой отрасли, по каждой статье затрат, так как от суммы издержек обращения зависит сумма прибыли. Для того чтобы предприятие было прибыльно, доходы должны превышать  издержки обращения.

4. Показатели  измерения издержек обращения  в книжной торговле.

Величина издержек обращения характеризуется абсолютной суммой и относительным уровнем.

Абсолютная сумма  издержек характеризует сумму затрат книготорговых предприятий в денежном исчислении, астоимостная оценка сама по себе не дает полного представления о размере издержек. Поэтому торговые организации абсолютную величину своих издержек сопоставляют с объемом товарооборота, то есть исчисляют уровень издержек обращения в процентах. Уровень издержек обращения является их обобщающим показателем и основным ориентиром для предприятий книжной торговли при установлении величины торговой надбавки в составе продажной цены товара. Иными словами, издержки обращения являются ценообразующим показателем, поэтому их снижение служит экономической предпосылкой снижения цен на товары.

Таким образом, уровень издержек обращения является одним из важнейших качественных показателей деятельности книжной  торговли. Он может быть отнесен  и к показателю экономической  эффективности книжной торговли. Уровень издержек обращения используется для учета и планирования расходов в целом и по их видам для  качественной оценки хозяйственной  деятельности книготорговых предприятий, для изучения динамики затрат книжной  торговли.

По статистике торговли в целом, уровень издержек обращения наиболее низок в оптовой  торговле, значительно колеблясь  в зависимости от размера предприятий, а наиболее высок — в общественном питании. В розничной торговле он составляет примерно 18 – 20%[4].

Уровень издержек обращения в книжной торговле почти в 2 раза выше расходов торговли в целом. Это вызывается рядом  причин. Во-первых, средний объем  товарооборота книготорговых предприятий  значительно уступает торговым предприятиям общей торговли. Во-вторых, более  замедленной, по сравнению с другими  товарами, оборачиваемостью книги, особенно научно-технической, нотной продукции, монографий. В-третьих, особой ролью, значимостью  книги в обществе и ее перцептивными  свойствами, требующими применения специфических  форм и методов торговли, организации  различных мероприятий по рекламе  и пропаганде книги, наличия магазинов-клубов, проведения вечеров, конференций, бесед, встреч авторов книг и известных  личностей с покупателями. И, наконец, более сложный, по сравнению с  другими товарами, ассортимент книжной  продукции, техника работы по продвижению  книги и ее реализация сопровождаются дополнительными затратами по организации  справочно-информационной работы, изучению и формированию покупательского  спроса.

Уровень издержек обращения существенно колеблется по отдельным видам затрат, по книготорговым  объединениям и предприятиям, по звеньям  книжной торговли и книготорговым  системам, по товарным группам.

По отдельным  видам затрат, наибольшая их доля приходится на оплату труда работников, второе место занимают расходы по содержанию зданий, помещений, сооружений, аренде помещений и амортизации основных средств. За ними следуют транспортные и прочие расходы. Соотношение (удельный вес) отдельных статей издержек обращения  в общей их сумме называется структурой издержек обращения.

Уровень и структура  издержек обращения различны в розничной  и оптовой торговле книгами. В  оптовой торговле, которая несет  основные затраты по перевозке книжных  и разных товаров железнодорожным, водным и частично автомобильным  транспортом, преобладают транспортные расходы. В розничной торговле, занятой  обслуживанием потребителей, уровень  издержек обращения существенно  выше. Около 3/4 всех затрат книжной торговли приходится на розничную торговлю.

Существенные  различия имеют место в уровнях  и структуре издержек обращения  книготорговых систем, в связи  со спецификой их деятельности. Например, высокий уровень расходов имеет  почтово-посылочная и клубная книжная  торговля за счет возврата невостребованных изданий. А в структуре виртуальной  книжной торговли через Интернет обычно нет места такой статье расходов, как износ спецодежды (продавцов  как таковых в Интернет-магазинах  нет, курьеры, доставляющие заказ, спецодежду не носят, а поскольку весь товар  обычно складируется на оптовых базах  сторонних предприятий, то и спецодежда для складского персонала также  не нужна).

По товарным группам  примерные уровни издержек обращения определяются на основе коэффициентов издержкоемкости каждой группы. Под издержкоемкостью понимается сумма расходов, приходящихся на 1 рубль (100 рублей) товарооборота, что по своему численному значению совпадает с относительным уровнем издержек обращения.   

5. Основные факторы,  влияющие на уровень издержек  обращения книготоргового предприятия.

Для эффективного управления издержками обращения, поиска оптимального варианта их снижения важен  учет основных факторов, формирующих  уровень затрат. Они подразделяются на факторы, снижающие и повышающие уровень расходов, зависящие и  независящие от работы книготорговых  предприятий.

Основными факторами, повышающими уровень издержек обращения, являются: совершенствование материально-технической  базы книжной торговли, рост численности  работников, повышение их заработной платы и другие факторы, определяющие культуру обслуживания. Повышение культуры торговли вызывает необходимость роста  расходов на содержание, реконструкцию  книжных магазинов, создание оптимальных  условий для выбора книг покупателями, на мероприятия по рекламе и пропаганде книг, созданию необходимых удобств  для книготорговых работников.

Основными факторами, снижающими уровень издержек обращения, являются: постоянный рост товарооборота, повышение производительности труда  работников книжной торговли, изменение  территориального размещения товарооборота, сокращение среднего расстояния перевозимых  грузов, рационализа-ция товародвижения, применение прогрессивных методов  распространения книг, механизация  трудоемких процессов, ускорение товарооборачиваемости.

Все факторы, оказывающие  влияние на уровень издержек обращения  книжной торговли, можно разделить  на не зависящие и зависящие от работы конкретного книготоргового предприятия, то есть на внешние и  внутренние факторы.

Основное внимание следует уделить факторам, зависящим  от работы книготоргового предприятия. Их можно подразделить на общеторговые факторы (характерные для всей торговли) и факторы, специфичные для книжной  торговли.

К важнейшим  общеторговым факторам относятся: объем  товарооборота, производительность труда  работников книжной торговли, эффективность  использования основных и оборотных  фондов, скорость обращения товаров.

Объем товарооборота  книготорговых предприятий обратно  влияет на уровень издержек обращения.

Более крупные  книготорговые предприятия имеют, как правило, относительно низкий уровень  издержек обращения. С ростом объема товарооборота абсолютная сумма  издержек обращения возрастает, но в меньших масштабах, чем товарооборот, так как по некоторым видам  затраты увеличиваются несущественно. Крупные предприятия добиваются роста производительности труда  в условиях более высокой культуры обслуживания покупателей.

Производительность  труда книготорговых работников оказывает большое влияние на издержки обращения в книжной  торговле. Исследования показали обратную зависимость между производительностью  труда и уровнем издержек обращения  книжных магазинов. При прочих равных условиях магазины, достигающие более  высокого товарооборота на одного работника, имеют значительно меньший уровень  издержек обращения. Опережающий рост производительности труда по сравнению  со средней заработной платой вызывает снижение расходов на заработную плату, на долю которых приходится подавляющая  часть затрат. Поэтому рост производительности труда выступает важным резервом снижения уровня издержек обращения  книжной торговли.

На издержки обращения книжной торговли оказывают  влияние ценностные факторы —  уровень цен на книжные и разные товары и тарифов на услуги.

Изменение розничных  цен на книжные и разные товары находится в обратной зависимости с уровнем издержек обращения. При снижении цен и неизменном объеме товарной массы, уровень связанных с ней издержек обращения повышается. Повышение цен при неизменных расходах приводит к снижению уровня издержек обращения.

Учет и анализ издержек обращения производится по ценам соответствующего периода. Но в целях более правильной оценки динамики уровня издержек обращения  за ряд лет, он должен быть определен  к товарообороту, исчисленному в  сопоставимых ценах. Это достигается  при помощи индекса цен. При этом все издержки подразделяются на зависимые  и независимые от розничных цен. Пересчет проводится по статьям, зависимым  от розничных цен. К их числу относятся  такие статьи затрат, абсолютная сумма  которых остается постоянной при  изменении розничных цен, а уровень  изменяется обратно изменению цен. При снижении розничных цен уровень  таких расходов выше, при повышении  цен – ниже.  Данная группа издержек обращения преобладает в расходах книготорговых предприятий.

На уровень  издержек обращения книжной торговли влияет изменение цен и тарифов  на услуги, предоставляемые другими  отраслями народного хозяйства (транспорт, связь, коммунальное хозяйство, арендные ставки). С изменением стоимости  данных услуг аналогично изменяется уровень издержек обращения по соответствующим  статьям.

Уровень издержек обращения во многом зависит от структуры  управления книготорговыми предприятиями, численности административно-управленческого  аппарата.

Уровень издержек обращения значительно колеблется по регионам страны. Так, самый высокий  уровень издержек имеет место  в книготорговых организациях Сибири, Крайнего Севера, Дальнего Востока, горных районах. Это связано со значительной удаленностью магазинов от поставщиков  товаров, высокими расходами на оплату труда работников, медленной товарооборачиваемостью и так далее[6].

На величину издержек обращения книжной торговли оказывает влияние и сезонность, так как в ряде случаев приходится создавать запасы товаров (например, перед 1 сентября), что увеличивает  расходы по их хранению.

Издержки книготорговых  предприятий находятся под влиянием и субъективных факторов. К ним  относятся плохое использование  транспорта и тары, недостаточная  загрузка складских помещений, затраты  на переброску товаров из магазина в магазин и возврат на склады, излишества в оформлении магазинов, влекущие за собой относимые на издержки обращения дополнительные расходы.

6. Планирование  издержек обращения книготоргового  предприятия

Рациональное  использование материальных, трудовых и финансовых ресурсов в сфере  товарного обращения книжной  продукции требует правильной постановки учета, контроля и анализа издержек обращения. Этим задачам служит планирование издержек обращения книготоргового предприятия.

В плане определяется общая сумма издержек обращения  и их относительный уровень в  целом по книготорговой организации, а также по ее структурным подразделениям. В соответствии с действующим  порядком план издержек обращения разрабатывается книготорговыми предприятиями самостоятельно и утверждается их руководителями, что значительно повышает требования к обоснованию плановых расчетов. От их выполнения зависят конечные финансовые результаты, возможности увеличения основных и оборотных средств, величина фондов материального стимулирования, развития торговли и социально-культурных мероприятий. Важной задачей планирования издержек обращения книготоргового предприятия является выявление резервов снижения расходов за счет роста производительности труда, лучшего использования основных и оборотных средств, сокращения административно-управленческих расходов, устранения потерь от бесхозяйственности. При определении уровня издержек обращения на плановый период учитывают следующие факторы: рост объема товарооборота и изменение его структуры, изменение розничных цен на книжную продукцию, уровень производительности труда, внедрение прогрессивных методов продажи товаров и

Информация о работе Контрольная работа по "Экономике организации"