Конкурентоспособность продукции предприятия

Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Апреля 2011 в 13:13, курсовая работа

Описание работы

Целью данной курсовой работы является рассмотрение конкурентоспособности продукции предприятия.
Главными задачами позволяющими достичь данной цели являются:
1. Описать качество продукции и конкурентоспособность предприятия
2. Изучить методы оценки конкурентоспособности продукции
3. Обобщить понятие и методы оценки конкурентоспособности предприятия

Содержание

Введение …………………………………………………………………………….3
Глава 1. Качество продукции и конкурентоспособность предприятия
1. Понятие и показатели качества продукции …………………………..6
2. Качество и конкурентоспособность продукции предприятия …........9
Глава 2. Конкурентоспособность продукции
1. Оценка конкурентоспособности продукции ...…………....17
2. Методика изучения конкурентоспособности продукции. Показатели конкурентоспособности ………………………………………….........18
Глава 3. Конкурентоспособность предприятия
1. Понятие и оценка конкурентоспособности предприятия ….………...21
2. Конкурентоспособные преимущества предприятий (фирм) …….......26

Заключение ……………………………………………………………………… ....29
Список использованной литературы …………………………………………........31

Работа содержит 1 файл

КСП продукции.doc

— 196.50 Кб (Скачать)

    На  втором этапе определяется, какой  должна быть предлагаемая продукция  предприятия, чтобы ее можно было реализовать с максимальной рентабельностью. Анализируется возможность снижения производственных издержек. Выявляется резервы производства, оптимизируется состав поставщиков комплектующих, определяются целесообразные сферы взаимодействия с зарубежными партнерами.

    На  третьем этапе анализируется  эффективность сбытовой деятельности и всей товаропроизводящей сети в  сопоставлении  с аналогичными показателями деятельности конкурентов. Определяется продолжительность выполнения сбытовых функций и услуг, выявляются возможности сокращения (экономии) времени.

    Методы  оценки состояния рыночных позиций  должны основываться на процессах закрепления  фирмы на рынке  в динамике. Учетной  базой этих методов может служить  жизненный цикл продукции, с момента  ее появления на рынке и до исчезновения (вытеснение долее совершенным товаром). К основным стадиям жизненного цикла относятся: внедрение, рост, зрелость (насыщение), старение (спад). На каждой стадии предприятие может реализовать продукцию в определенных масштабах, что объективно сказывается на его доле рынка и динамике продаж. Эффективно должна использоваться методика последовательного усиления рыночных позиций предприятий (расширение контролируемой доли рынка) на основе поэтапного приближения качественных и стоимостных характеристик продукции к запросам потребителей с учетом стратегии конкурентов и стадии жизненного цикла продукции. [5, C.338] 
 
 

    1. Методика  изучения конкурентоспособности  продукции.

    Показатели  конкурентоспособности 

      Характеристика конкурентоспособности продукции определяет ее предпочтение на рынке по сравнению с аналогичной продукцией конкурентов как по степени соответствия конкурентным потребностям потребителей, так и по затратам на их удовлетворение. Конкурентоспособность продукции тесно привязана к конкурентному рынку (внутреннему, региональному, общенациональному, международному и т.д.) и требованиям строго определенных групп потребителей. Чрезмерная погоня за «излишним» качеством может сделать товар недосягаемым для тех групп потребителей, для которых он предназначен, и, следовательно, не о6еспечит ему необходимый уровень конкурентоспособности. Исследования в течение лет четко показывают, что продукция и услуги могут быть легко «переинженерены, то есть они обладают свойствами, требитель при принятии решения о покупке придает небольшое значение, или имеют такое качество, которое превосходит потребности потребителя. Ликвидировав эти свойства или изменив технические условия нарма может получить значительную экономию расходов без сравнимого с ней снижения цены, и в то же время конкурентоспособность продукции возрастет.

    Оценка  конкурентоспособности продукции предполагает выбор номенклатуры показателей, существенных с точки зрения требований к товару. Определение конкурентоспособности предусматривает участие двух групп показателей: качественных и стоимостных. При их выборе следует учитывать, что конкурентоспособность определяется только теми показателями, которые представляют интерес для конкретного потребителя. Особое внимание следует обратить на регламентируемые показатели которые обусловливают принципиальную возможность реализации товара на конкретном рынке.

    Регламентируемые показатели. Если хотя бы один из регламентируемых показателей (экологических, безопасности, патентно-правовых, взаимозаменяемости и совместимости) не соответствует установленным требованиям, действующим на конкретном рынке, то дальнейшая оценка конкурентоспособности нецелесообразна.

    Поскольку превышение по отдельным показателям норм, стандартов, технических регламентов, требований законодательства не может рассматриваться как преимущество того или иного товара, то оценка по рассматриваемым показателям может ограничиться тестом на целесообразность или целесообразность их оценки по качественным и стоимостным показателям конкурентоспособности.

    Качественные  показатели конкурентоспособности характеризуются свойствами товара, благодаря которым он удовлетворяет определенную потребность. Они подразделяются на классификационные и оценочные. Классификационные показатели характеризуют принадлежность изделия к классификационной группировке и определяют назначение, области применения и условия использования данного товара. Оценочные показатели количественно характеризуют те свойства, которые образуют качество товара.  Они используются для нормирования требований к качеству и сравнения различных образцов товаров, отнесенных к одному классу.  

    Стоимостные показатели характеризуют затраты потребителя на удовлетворение его потребости посредством данного товара. Стоимостные показатели состоят из расходов на покупку (продажная цена) и расходов, связанных с затратами на эксплуатацию изделия в период срока его службы. В целом же общая сумма этих расходов выступает для потребителя в качестве цены удовлетворения потребности (цены потребления).

    Уровень цены потребления представляется для  покупателя составным элементом  конкурентоспособности товара и зависит, прежде всего, от потребительских свойств конкурентного изделия. Кроме того, затраты на удовлетворение потребности определяются условиями приобретения предмета потребления, то есть обстоятельствами, в определенном смысле независимыми от самого товара. Они, в частности, связаны с социально-экономическими положением потребителей, наличием услуг, их стоимостью, удаленностью предприятий сервиса. [1, C.36-37] 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Глава 3. Конкурентоспособность  предприятия  

3.1 Понятие и оценка конкурентоспособности предприятия 

   Конкурентоспособность предприятия – это его преимущество по отношению к другим предприятиям данной отрасли внутри страны и за ее пределами. Конкурентоспособность не является имманентным качеством фирмы, это означает, что конкурентоспособность фирмы может быть оценена только в рамках группы фирм, относящихся к одной отрасли, либо фирм, выпускающих аналогичные товары (услуги). Конкурентоспособность можно выявить только сравнением между собой этих фирм как в масштабе страны, так и в масштабе мирового рынка.[8, С.158]

  Конкурентоспособность предприятия определяют как систему и выделяют конкретные условия ее функционирования, предполагая, что на каждом этапе имеется свой оптимальный критерий. В целях исключения противоречия между показателями в процессе проверки разным критериям, обычно применяют систему предпочтительности одних показателей другим. При этом выбираются глобальный и локальный, внешний и внутренний критерий оптимальности.

         Глобальный критерий определяет комплексный механизм системы показателей конкурентоспособности предприятия.

   Локальный критерий дает представление об эффективности использования отдельных конкурентных позиций и их развития как отдельного элемента, 

   Внешний критерий оптимальности должен оценивать эффективность конкурентоспособности данного уровня с позиции самосохранения и дальнейшего развития предприятия.

   Внутренний  критерий направлен на оценку подсистем конкурентоспособности предприятия, характер их воздействия на вектор развития конкурентоспособности.

   Таким образом, существуют предпосылки для  создания целевой функции, способной объединить все критерии по принципу оптимального управления конкурентоспособностыо предприятия. [7, C.417]

   Конкурентоспособность предприятия зависит от ряда факторов, которые можно считать компонентами (составляющими) конкурентоспособности. Их можно разделить на три группы факторов:

. технико-экономические; 

. коммерческие;

. нормативно-правовые.

  Технико-экономические  факторы включают: качество, продажную цену и затраты на эксплуатацию (использование) или потребление продукции или услуги. Эти компоненты зависят от производительности и интенсивности труда, издержек производства, наукоемкости продукции и пр.

       Коммерческие  факторы определяют условия реализации товаров на конкретном рынке. Они включают:

. конъюнктуру  рынка (острота конкуренции, соотношение между спросом и предложением данного товара, национальные и региональные особенности рынка, влияющие на формирование платежеспособного спроса на данную продукцию или

услугу);

. предоставляемый  сервис (наличие дилерско-дистрибьютерских пунктов изготовителя и станций обслуживания в регионе покупателя, качество технического обслуживания, ремонта и других предоставляемых услуг); 

. рекламу  (наличие и действенность рекламы  и других средств воздействия на потребителя с целью формирования спроса);

      . имидж фирмы (популярность торговой марки, репутация фирмы, компании, страны).

 Нормативно-правовые факторы отражают требования технической, экологической и иной (возможно, морально-этической) безопасности использования товара на данном рынке, а также патентно-правовые требования (патентной чистоты и патентной зашиты). В случае несоответствия товара действующим в рассматриваемый период на данном рынке нормам и требованиям стандартов и законодательства товар не может быть продан на данном рынке. Поэтому оценка этой группы факторов и компонент с помощью коэффициента соответствия нормативам лишена смысла.[8, С.160]

   Конкурентоспособность – это та особая зона, в которой в известных пределах интересы производителей и потребителей сходятся. Следовательно, при оценке  конкурентоспособности учитываются не только совокупность показателей, относящихся в основном к сфере заключения сделок и эксплуатации товара, но и другие критерии (комплекс условий его реализации, возможности поставок, сервисного обслуживания, утилизации и др.), важные для потребителей конкретного рынка.

   Оценка  конкурентоспособности предприятия представляет собой сложную многофакторную задачу, которая сводится к выявлению наиболее значимых числовых показателей конкурентоспособности и их интегрированию.

   Большинство методов оценки конкурентоспособности предприятий основаны на применении различных коэффициентов для анализа производственной деятельности, финансового положения, эффективности инвестиций и т.д.

   Основными показателями конкурентоспособности предприятия понимаются:

  1. экономический потенциал и эффективность деятельности (активы, основной капитал, собственный и заемный капитал, объем продаж, доля на рынке, прибыль);
  2. уровень управления (формы организации и опыт функционирования элементов

   хозяйственного  механизма с позиции нововведений и ответственности);

  1. производственный и сбытовой потенциал, указывающие на возможность предприятия производить и реализовывать ту или иную продукцию в требуемых количествах в необходимые сроки (наличие сырьевой базы, производственные и сбытовые мощности, объем и направления капиталовложений);
  2. научно-исследовательский потенциал (организация и направление научных исследований, ежегодные расходы на НИОКР, число патентов на изобретения, область патентоведения, оценка возможности занятия фирмой монопольного положения в какой-либо области техники и т.д.);
  3. финансовое положение (платежеспособность, кредитоспособность и условия кредитования, структура капитала – отношение собственного капитала к общей сумме активов и т.д.);
  4. репутация фирмы, ее рыночная стратегия, инновационная деятельность;
  5. состояние и квалификация трудовых ресурсов.[19, С.54-55]

 

    На сегодняшний день наиболее известны следующие методики оценки конкурентоспособности предприятия.

  1. Матричный метод (разработан Бостонской консалтинговой группой).

   В основе методики – анализ конкурентоспособности с учетом жизненного цикла товара или услуги. Сущность оценки состоит в анализе матрицы, постоянной по принципу системы координат: по горизонтали – темпы роста или сокращения количества продаж в линейном масштабе; по вертикали – относительная доля товаров или услуг на рынке. Наиболее конкурентными считаются предприятия, которые занимают значительную долю на быстро растущем рынке.

   Преимущества метода: при наличии достоверной информации об объемах реализации метод позволяет обеспечить высокую репрезентативность оценки.

   Недостатки  метода: исключает проведение анализа  причин происходящего и осложняет  выработку управленческих решений.

  1. Метод, использующий в качестве основного подхода оценку товара и услуги предприятия.

Информация о работе Конкурентоспособность продукции предприятия