Конкурентоспособность продукции предприятия

Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Апреля 2011 в 13:13, курсовая работа

Описание работы

Целью данной курсовой работы является рассмотрение конкурентоспособности продукции предприятия.
Главными задачами позволяющими достичь данной цели являются:
1. Описать качество продукции и конкурентоспособность предприятия
2. Изучить методы оценки конкурентоспособности продукции
3. Обобщить понятие и методы оценки конкурентоспособности предприятия

Содержание

Введение …………………………………………………………………………….3
Глава 1. Качество продукции и конкурентоспособность предприятия
1. Понятие и показатели качества продукции …………………………..6
2. Качество и конкурентоспособность продукции предприятия …........9
Глава 2. Конкурентоспособность продукции
1. Оценка конкурентоспособности продукции ...…………....17
2. Методика изучения конкурентоспособности продукции. Показатели конкурентоспособности ………………………………………….........18
Глава 3. Конкурентоспособность предприятия
1. Понятие и оценка конкурентоспособности предприятия ….………...21
2. Конкурентоспособные преимущества предприятий (фирм) …….......26

Заключение ……………………………………………………………………… ....29
Список использованной литературы …………………………………………........31

Работа содержит 1 файл

КСП продукции.doc

— 196.50 Кб (Скачать)

    Патентно-правовые показатели характеризуют патентную зашиту и патентную  

чистоту продукции и являются существенным фактором при определении конкурентоспособности.

    Экологические показатели отражают степень влияния  вредных воздействий на окружаюшую среду, которые возникают при хранении, эксплуатации или потреблении продукции, например, содержание вредных примесей, вероятность выбросов вредных частиц, газов, излучений при хранении, транспортировании и эксплуатации продукции.

    Показатели  безопасности определяют степень безопасности эксплуатации и хранения изделий, т.е. обеспечивают безопасность при монтаже, обслуживании, ремонте, хранении, транспортировании, потреблении продукции.

    Совокупность  перечисленных показателей формирует  качество продукции. Изделие должно быть надежным, эстетически радующим глаз, хорошо выполнять свои функции, т.е. удовлетворять те потребности, для которых оно предназначено. Но помимо этих показателей важна и цена изделия. Именно с ценой связан вопрос экономически рационального качества. Покупатель, приобретая изделие, всегда сопоставляет, компенсирует ли цена изделия набор свойств, которыми оно обладает.[ 8, C.146 ]

     В условиях перехода к рыночной экономике решение проблемы качества продукции в России во многом будет зависеть от формирования систем стандартов качества как основы нормативно-правовой базы организации и функционирования систем управления качеством. Повышение роли и значения стандартов качества в мировой практике вызвано стремлением выработки единого подхода к понятию «качественная продукция».[8, C.147 ] 
 

    1. Качество  и конкурентоспособность  продукции предприятия
 

    Основой конкурентоспособности предприятия  является конкурентоспособность его продукции. Конкурентоспособность продукции - это характеристика товара (услуги), отражающая его отличие от товара-конкурента как  

по степени соответствия конкретной потребности так и по затратам на ее удовлетворение.[8, С.161]

    В литературе можно встретить трактовку  конкурентоспособности товара как  синонима качества продукции.

    Можно утверждать, что для потребителя  качество является обязательной характеристикой, но недостаточной для принятия решения о приобретении данного товара. Другими словами, конкурентоспособность определяется не просто отличными характеристиками товара, а его привлекательностью для клиента, нацеленного на покупку.

    Качество  товара и его конкурентоспособность проявляются в разных сферах.

    Качество  продукции закладывается в сфере  проектирования и производства и  обнаруживается в процессе ее использования, т.е. в сфере потребления.

    Конкурентоспособность продукции может быть установлена  лишь в результате ее продажи, т.е. в сфере обращения.

     Таким образом, у категорий "качество" и "конкурентоспособность" имеют  место разные сферы проявления.

    Проблема  конкурентоспособности является комплексной, лежащей на стыке двух научных  дисциплин:

    - технической дисциплины -  квалиметрии;

    - экономической дисциплины -  маркетинга.

    Соответственно  проблема анализа и оценки конкурентоспособности  продукции должна решаться на основе согласованного применения теоретического и прикладного аппарата, созданного в рамках этих двух научных направлений и включать решение следующих проблем:

    - изучение запросов и предпочтений  потенциальных покупателей продукции;

    - организация мониторинга рынка  с целью сбора информации об  условиях сбыта продукции, фирмах  и товарах - конкурентах;

    - разработка единой системы показателей качества продукции, используемой как ее производителем, так и потребителем;

    - конструирование обобщенной модели  исследуемой проблемы, в том числе  формирование множества факторов, влияющих на конкурентоспособность  и определение их взаимосвязей;

    - формирование общих подходов  к количественной оценке конкурентоспособности  продукции, разработка частных  методов, алгоритмов и процедур  решения задач, относящихся к  данной проблеме;

    - анализ динамики конкурентоспособности  продукции в целом и факторов, ее определяющих;

    - определение уровня конкурентоспособности  продукции, обеспечивающего заданный  объем прибыли или необходимую  долю рынка.  

  Управление  конкурентоспособностью продукции предполагает совокупность мер по систематическому совершенствованию изделия, постоянному поиску новых каналов его сбыта, новых групп покупателей, улучшению сервиса, рекламы.

   Два элемента - потребительские свойства и цена - являются главными составляющими конкурентоспособности товара (услуги). Однако рыночные перспективы товаров связаны не только с качеством и издержками производства. Причиной успеха или неудачи товара могут быть и другие (нетоварные) факторы, такие как рекламная деятельность, престиж предприятия, предлагаемый уровень обслуживания.

  И все же, как ни важны внепроизводственные  аспекты деятельности предприятия по обеспечению конкурентоспособности, основой являются качество и цена. Вместе с тем обслуживание на высшем уровне создает большую привлекательность. Исходя из этого формулу конкурентоспособности можно представить в следующем виде: 

   Конкурентоспособность = Качество + Цена + Обслуживание 

   Управлять конкурентоспособностью - значит обеспечивать оптимальное соотношение названных  составляющих, направлять основные усилия на решение

следующих задач: повышение качества продукции, снижение издержек производства, повышение экономичности и уровня обслуживания.

   Указанные составляющие конкурентоспособности  являются многофакторными,

и каждая из них может рассматриваться как сложный самостоятельный объект управления. В частности, на величину издержек производства влияют на стоимость и качество сырья, топлива, электроэнергии, покупных полуфабрикатов и комплектующих изделий, квалификация и уровень заработной платы производственного персонала, производительность труда, издержки управления и т.д. При этом в конечном счете возможность обеспечения необходимого уровня составляющих конкурентоспособность элементов определяется такими базовыми производственными факторами, как технический уровень производства, уровень организации производства и управления.

   По  существу, основа современной «философии успеха» заключается в подчинении интересов предприятия целям разработки, производства и сбыта конкурентоспособной продукции. На первый план ставится ориентация на долговременный успех и на потребителя. Безусловно, ориентация на потребителя выражает стремление предприятия обеспечить себе наиболее надежный путь к достижению и поддержанию высокой прибыли.

  Финансовые результаты, например, многих японских компаний свидетельствуют, что именно эта философия в современных условиях ведет к обеспечению стабильного положения предприятия на рынке, высокой рентабельности их деятельности. Поэтому руководители компаний рассматривают вопросы прибыльности и с позиций качества, потребительских свойств продукции конкурентоспособности.   Сноска, откуда взяла пример! 

  Согласно  закону о конкуренции в мире происходит объективный процесс повышения качества продукции (услуг) и снижения их удельной цены, отражающей отношение цены товара к его полезному эффекту. В условиях конкуренции никто никого не заставляет повышать качество продукции, кроме угрозы банкротства. В результате постоянно идет процесс «вымывания» с рынка некачественной продукции.

   Движущей  силой конкуренции является стимул к нововведениям. Именно на основе нововведений удается повышать качество продукции (услуг), улучшать полезный эффект товара, тем самым добиваться конкурентного преимущества данного товара. Таким образом, обеспечение конкурентоспособности товара требует новаторского, предпринимательского подхода сутью которого являются поиск и реализация инноваций. [8, C.161]

 

    

Глава 2. Конкурентоспособность  продукции 

    1. Оценка  конкурентоспособности  продукции
 

    Здесь сказать, для чего нужна оценка конкурентоспособности продукции. 

    В ходе оценки конкурентоспособности  товаров, необходимо придерживаться определенных принципов.

    1.  Оценка с позиции определенного субъекта рынка — изготовителя, продавца, потребителя.

    При оценке с позиции потребителя об удовлетворении его потребностей можно судить только по относительным потребительским показателям качества. Для этого информацию о технических характеристиках продукции (ТУ, ГОСТ) необходимо трансформировать в потребительские показатели качества. 

    2. Ориентация на определенный сегмент рынка».

    Не  обязательно стремиться к производству лучшей в мире продукции вообще,  следует руководствоваться универсальным  критерием — выпуском на рынок  товара, который нужен потребителю  и за который он захочет и сможет заплатить 

    3.  Соответствие требованиям нормативных и юридических документов.

    Товары, предназначенные для внутреннего  рынка, должны соответствовать обязательным требованиям государственных стандартов, санитарных правил и норм и других НД, содержащих обязательные нормы. Свидетельством соответствия являются сертификат соответствия или декларация о соответствии.

    Для экспортной продукции важнейшим  условием является соответствие товара международным стандартам (ИСО, МЭК  и др.), а также зарубежным стандартам той страны, куда намечается экспортировать товар.

    Оценка  соответствия дается в альтернативной форме — «соответствует» или  «не соответствует». В последнем  случае исключается возможность  реализации товара на рассматриваемом  рынке и отпадает необходимость в оценке его конкурентоспособности. 

    4.  Ориентация на определенный тип рынка (внешний, внутренний).  

    Внешний рынок диктует требования, которые  предъявляются к любой экспортной продукции (патентная защита и патентная  чистота продукции, наличие штрих-кода на упаковке экспортного товара) или являются специфичными для каждой страны-покупателя, которые вызваны особенностями зарубежных стандартов, условиями эксплуатации (возможность эксплуатации в условиях влажного тропического климата, солесодержащей атмосферы), национальными особенностями страны. 

    5. Формирование номенклатуры критериев конкурентоспособности с учетом рекомендуемых требований и превышения обязательных требований.

    По  большинству товаров объектом рекомендуемых  требований являются требования к назначению, надежности и эстетичности товара. Соответствие товара этим требованиям обеспечивает его надлежащее качество.

    Превышение  этих требований обеспечивает товару конкурентные преимущества. Показатели качества, лежащие в основе этих требований, составляют основу номенклатуры критериев конкурентоспособности. 

    Следование  этим принципам позволяет повысить точность оценки, учесть интересы субъектов  рынка, унифицировать порядок действий, составляющих содержание процедуры  оценки. 

    В целях оценки степени соответствия продвигаемой продукции требованиям рынка может применяться методика, базирующаяся на использовании системы взаимоувязанных критериев. Реализация предлагаемых методических подходов возможна в три этапа.

    На  первом этапе уточняется состав сегментов рынка продукции и систематизируются требования этих сегментов. Для  каждого сегмента устанавливается степень удовлетворения его требований конкурирующим товаром в сравнении с продукцией предприятия. Определяется совокупность критериев удовлетворения запросов потребителей продукции, проводится их ранжирование и устанавливается сравнительная важность в пределах того круга характеристик, которые способен отметить и оценить потребитель. Выявляются направления и пути повышения качества и расширение потребительских свойств и спектра возможностей продвигаемой продукции. Информация на данном этапе должна собираться на основе спроса представительных групп потребителей.

Информация о работе Конкурентоспособность продукции предприятия