Конкурентноспособность предприятия, способы и мероприятия ее повышения

Автор: Пользователь скрыл имя, 31 Марта 2013 в 17:00, курсовая работа

Описание работы

Целью курсовой работы является оценка конкурентоспособности предприятия и выявление путей ее повышения.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
- изучить проблемы обеспечения конкурентоспособности предприятия и мероприятия по её обеспечению;
- провести анализ конкурентоспособности конкретного предприятия;
- разработать рекомендации по повышению конкурентоспособности конкретного предприятия.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
1 ПРОБЛЕМЫ ОБЕСПЕЧЕНИЯ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЯ И МЕРОПРИЯТИЯ ПО ЕЁ ОБЕСПЕЧЕНИЮ 5
1.1 Конкуренция, конкретные преимущества предприятия и конкурентоспособности товара 5
1.2 Методы определения конкурентоспособности 9
2 АНАЛИЗ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ КОНКРЕТНОГО ПРЕДПРИЯТИЯ 18
2.1 Организационно-экономическая характеристика предприятия 18
2.2 Оценка конкурентоспособности предприятия 23
3 РАЗРАБОТКА РЕКОМЕНДАЦИЙ ПО ПОВЫШЕНИЮ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ КОНКРЕТНОГО ПРЕДПРИЯТИЯ 28
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 32
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ 35

Работа содержит 1 файл

Конкурентоспособность пред, способы и меропр ее повыш_ЧиУП_дор.doc

— 334.50 Кб (Скачать)

Рассмотрим  более подробно отдельные из них.

1. Совершенствование организационной структуры и системы управления предприятиями на основе методик:

1) Product Management предлагает системный подход и методы оценки конкурентоспособной продукции.

2) внедрение корпоративных ЕRР - систем, охватывающих все стороны деятельности предприятия: производственную логистику, бухгалтерский учет, анализ и контроль финансово-хозяйственной деятельности предприятия.

Переход от вертикально ориентированных структур управления и организации производства к горизонтальным сетевым взаимодействиям - по принципу холдинговой структуры. Головное предприятие выполняет функции мозгового центра и определяет стратегию конкурентной борьбы и маркетинга, разработку новых изделий, сбытовую (дилерскую) сеть а также управляет сетью поставщиков - партнеров. Собственно производство осуществляется на основе широкого использования кооперации (аутсортинга), причем предприятия-партнеры не обязательно входят в состав корпорации (холдинга) и выбираются на основе оптимизации соотношения цена\качества. Предприятия-партнеры либо поставляют стандартные узлы, детали и комплектующие изделия, либо производят их в индивидуальном порядке "под заказ" на основе документации, разработанной головным предприятием.

Передача управленческих функций на аутсортинг внешним компаниям, что обеспечивает применение самых современных и эффективных систем управления жизненным циклом изделия и ресурсами предприятия.

2. Создание необходимой инфраструктуры

1. товаропроводящая инфраструктура, включающая современные системы информационно-маркетингового обеспечения: рынок финансов, капиталов (ценных бумаг), консультативных, лизинговых, страховых, маркетинговых и других услуг, в т.ч.:

а) Службы маркетинговых  исследований - исследование рынка для сбора информации о потенциальных покупателях и их требованиях.

б) Служба дизайна  и проектирования продукции - поощрение  использования совместных научных  разработок и осуществлению объединенного  контроля за качеством при организационной и экономической обособленности каждого предприятия;

г) В аналогичном  порядке должны создаваться и  функционировать компании оказывающие  типографские услуги, инжиниринговый консалтинг, службы консалтинга по маркетингу и внешней торговле., а также торговые агенты.

- Повышение эффективности выставочно-ярмарочной деятельности посредством создания специализированных компаний, занимающихся ее организацией.

- Транспортная и телекоммуникационная инфраструктура: увеличение количества экспедиционных агентств, внедрение современных транспортно-логистических технологий, терминально-логистических центров, автомобильных пунктов пропуска, предприятий сервисного обслуживания и ремонта автомобилей и т.д. Создание крупных транспортно-экспедиторских компаний по доставке грузов в международном сообщении с применением межтерминальных технологий и обеспечения попутной загрузки автотранспортных средств на территории иностранных государств; комплексного совершенствования систем мониторинга перевозок, статистического учета и отчетности, анализа и оптимизации рынка автотранспортных услуг.

- Развитие информационного рынка, в т.ч.:

а) активизация  деятельности РУП "Национальный центр  маркетинга и конъюнктуры цен" по обеспечению информационной поддержки  внешнеэкономической деятельности субъектов хозяйствования;

б) создание базы данных по предприятиям и порталов В2В, В2А, С2А;

в) усиление информационной и консультационной помощи субъектам  хозяйствования со стороны центра поддержки  предпринимательства, центра маркетинга, торгово-промышленной палаты;

г) совместное распространения  информации (рекламы) посредством - создания совместных web-сайтов, бизнес-справочников, бизнес-карт (локальных сетей); совместного  сбыта продукции предприятий  через Национальный центр развития торговли в рамках международной сети центров развития торговли (Global Trade Point Network); совместного сбыта продукции через маркетинговые потребительские сети; совместного маркетинга посредством проведения торгово-промышленных выставок-ярмарок, осуществления маркетинговых исследований.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

 

 

Проблема конкурентоспособности  продукции и организации носит  в условиях инновационной экономики  универсальный характер. Решение  этой проблемы является важным фактором социально-экономического развития и  одним из главных условий экономического благополучия для любой страны, а также для каждого потребителя.

Конкурентоспособность товара и предприятия, производящего  или реализующего товар, соотносятся  между собой как часть и  целое. Возможность предприятия  конкурировать на определенном отраслевом рынке непосредственно зависит от конкурентоспособности товара и совокупности выполняемых функций, направленных на достижение результата.

Таким образом, для обеспечения  конкурентоспособности организация  должна постоянно работать над оптимизацией качества, затрат по его обеспечению и цен реализации, добиваясь преимущества по этим показателям перед основными конкурентами и оценивая результаты своей деятельности с позиций потребителя, так как его мнение решающее. Отказ потребителя в пользу конкурента указывает на низкую конкурентоспособность.

В работе была рассмотрена  деятельность предприятия ЗАО «Альфасклад».

Предприятие занимается реализацией ворот всех видов  и комплектующих к ним как  для промышленных, так и для  частных нужд.

Проведя анализ финансово-экономического состояния предприятия, был сделан вывод, что в 2011 г. произошло его значительное ухудшение. В частности об этом говорят показатели прибыли. Так, на 1 января 2012 года убыток составил 14246 млн. руб. против 216 млн. прибыли в 2011 году.

Далее нами были проанализированы конкурентные преимущества предприятия

В первую очередь, это  широкий ассортимент продукции.

В промышленном секторе ЗАО «Альфасклад» предлагает ворота промышленные,  роллеты, рольставни, стальные рулонные ворота, - скоростные рулонные ворота, - герметизаторы проемов (докшелтеры), уравнительные платформы (доклевеллеры),  мобильные рампы,  подъемные столы,  механические откидные и переносные мосты,  распашные пленочные ворота, полосовые завесы и калитки ПВХ, конвейеры, маркизы, парковочные системы, автоматика для ворот, аксессуары.

В частном секторе в ассортименте имеются  ворота гаражные секционные, въездные уличные ворота и калитки, рольставни и рольворота,  маркизы,автоматика для ворот и аксессуары.

Следующим фактором конкурентоспособности является высокое качество продукции. Предприятие участвует в многочисленных выставках, сотрудники предприятия постоянно проходят обучение для повышения квалификации.

Также в  ЗАО «АльфаСклад» проводятся стимулирующие акции, ориентированные как на конечного потребителя, так и на промежуточные звенья каналов товародвижения.

Что касается ценового фактора  конкуренции, то предприятие находится  в высшем ценовом сегменте.

Далее были проанализированы сильные и слабые стороны работы предприятия с помощью SWOT-анализа.

Несмотря на высокое  качество продукции, в 2011 г. продажи значительно упали, что привело к значительным убыткам на предприятии.

Причины данного явления  следующие: экспансия иностранных  производителей с продукцией более низкой по стоимости, динамичность рынка, высокая концентрация местных производителей, недостаток оборотных средств предприятия, Негибкое реагирование на изменения предпочтений потребителей, высокие затраты, что не позволяет конкурировать в среднем ценовом сегменте.

В результате SWOT-анализа были выявлены некоторые возможности, позволяющие нивелировать данные недостатки и тем самым повысить конкурентоспособность предприятия.

К ним относятся:

1. Выход на новые  рынки или сегменты рынка за  счет брендированной продукции.

2. Расширение ассортиментной  линии.

Далее нами были разработаны  пути совершенствования конкурентоспособности  ЗАО «Альфасклад».

Одним из них является приобретения специализированного транспорта для реализации продукции ЗАО «Альфасклад». В соответствии с проведеннми расчетами, предполагаемая прибыль предприятия составит 2367.6 тыс. руб.

Также для повышения конкурентоспособности предприятия нами была  разработана комплексная программа маркетинговых коммуникаций, которая включает эффективную рекламу, личные продажи, стимулирование сбыта, общественные связи, директ-маркетинг.

Бюджет программы коммуникационных мероприятий ЗАО «Альфасклад» в 2012 году составит 184,0 млн. руб.

В результате организации  и внедрения комплекса маркетинговых  коммуникаций ожидается рост выручки предприятия на 25%. Таким образом, выручка увеличится на 3770,4 млн. руб., дополнительная прибыль составит 554,2 млн. руб.

Таким образом, на каждый рубль вложенных в маркетинговые  коммуникации средства предприятие  получит 3,0 рублей дополнительной прибыли (554,2 млн. руб. / 184,0 млн. руб.).

Следующим направлением совершенствования является внедрение  системы качества на предприятии. Данная система позволит значительно снизить  расходы по установке ворот и  оборудования, количество брака, повысить объем сбыта. Годовой экономический эффект от мероприятия составит 26,48 млн. руб.

Также для повышения  конкурентоспособности ЗАО «Альфасклад» предложено развитие сбытовой сети. Активная позиция и поиск путей повышения эффективности ЗАО «Альфасклад» своей деятельности, ориентированной на требования рынка и запросы потребителей, обеспечит успех предприятия в рыночных условиях.

Таким образом, предложенные мероприятия позволят повысить конкурентоспособность  предприятия и улучшить его финансово-экономическое состояние.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список  используемых источников

 

 

  1. Акулич, И.Л. Стандартизация и сертификация систем качества: практ. пособие / И.Л. Акулич. – Минск: БГЭУ, 2009. - 125 с.
  2. Виханский, О.С. Менеджмент. /О.С. Виханский, А.И. Наумов. – М.: Гардарика, 2009. – 528 с.
  3. Волонцевич, Е.Ф. Конкурентоспособность фирм: Курс лекций /Е.Ф. Волонцевич. – Мн.: Министерство образования Республики Беларусь, 2011. – 103 с .
  4. Всеобщее управление качеством: учеб. для вузов / О.П. Глудкин [и др.]. – Москва: Радио и связь, 2010. - 600 с.
  5. Головачев, А.С. Конкурентоспособность страны, предприятия и товара: научно-метод. пособие / А.С. Головачев, С.Л. Гарбацевич. – Минск: Академия управления при Президенте Республика Беларусь, 2007. - 113 с.
  6. Головачев, А.С. Методические основы конкурентоспособности предприятий и товара /А.С. Головачев //Экономика и управление. – 2010. - №1. – С. 4-8.
  7. Годовачев, А.С. Экономика предприятия / А.С. Головачев. - Минск: Высшая школа, 2009 г. - 448 с.
  8. Еленева, Ю.Я. Современные подходы к оценке и управлению конкурентоспособностью предприятий /Ю.Я. Еленева, А.М. Коротков //Современное управление. – 2010. - №7. – С. 4-8.
  9. Корешков, В.Н. Основные направления работы в области качества продукции и услуг в Республике Беларусь / В.Н. Корешков // Директор, 2009. - №1 – С. 40-43.
  10. Корешков, В.Н. О реализации Государственной программы «качество» / В.Н. Корешков [и др.]. // Новости. Стандартизация и сертификация, 2009. - №2. - С. 8-13.
  11. Котлер, Ф. Маркетинг—менеджмент / Ф. Котлер. - СПб.: Питер, 2010. - 447 с.
  12. Лапидус, В.А. Всеобщее качество в российских компаниях / В.А. Лапидус. – Москва: ОАО «Типография «Новости»», 2009. - 432 с.
  13. Лифлиц, И.М. Теория и практика оценки конкурентоспособности товаров и услуг / И.М. Лифлиц. – Москва: Юрайт - М, 2007. - 224 с.
  14. Литвиненко, В.С. Методы обеспечения конкурентоспособности продукции / В.С. Литвиненко // Стандарты и качество, 2003. - 200 с.
  15. Методика оценки уровня конкурентоспособности промышленной продукции. – Москва: Издательство стандартов, 2003. - 196 с.
  16. Методические рекомендации по разработке программы повышения конкурентоспособности белорусской экономики. - Минск: НИЭИ Минэкономики Республика Беларусь, 2003. - 316 с.
  17. Окренпилов, В.В. Управление качеством: учеб. / В.В. Окренпилов. – СПб.: ОАО «Издательство «Наука»», 2009. - 912 с.
  18. Плясунов, А.В. Экономические методы управления конкурентоспособностью продукции / А.В. Плясунов. – Минск: БГЭУ, 2010. - 20 с.
  19. Полещук, И.И. Управление затратами и ценами на предприятии: учеб. пособие / И.И. Полещук. – Минск: БГЭУ, 2009. -  31 с.
  20. Рыжаков, Э.Н. Конкурентоспособность товара и оценка риска / Э.Н. Рыжаков // Проблемы планирования, прогнозирования и обеспечения конкурентоспособности региона: Материалы Всероссийской конференции Чувашиского ун-та. - Чебоксары, 2009. - 125 с.
  21. Светуньков, С.Г. Информационное обеспечение управления конкурентоспособностью [Электрон. ресурс] / Энциклопедия маркетинга - 1998-2004.
  22. Система менеджмента качества в соответствии с международными стандартами ИСО серии 9000:2000. - Минск: БелГИСС, 2009. - 164 с.
  23. Фатхутдинов, Р.А. Управление конкурентоспособностью организации / Р.А. Фатхутдинов. - Москва: «Эксмо», 2010. - 544 с.
  24. Фатхутдинов, Р.А. Конкурентоспособность организации в условиях кризиса: экономика, маркетинг, менеджмент. /Р. Фатхутдинов. – М.: Издательско-торговый центр “Маркетинг”, 2011. – 892 с
  25. Федюкин, В.К. Методы оценки и управления качеством промышленной продукции: учеб. / В.К. Федюкин. - Москва: Информационно-издательский дом «Филинъ», 2009. - 328 с.
  26. Экономика предприятия: учеб. пособие / А.И. Ильин [и др.]. - Москва: Новое знание, 2007. - 677 с.
  27. Экономика предприятий торговли / Н.В. Максименко [и др.]. - Минск: Вышэйшая школа, 2010 - 542 с.
  28. Экономика предприятия. учеб. / А.И. Руденко [и др.]. - Минск: ИНФРА, 2009. - 475 с.
  29. Экономика предприятия / В.Я. Хрипач [и др.]. - Минск: Экономпресс, 2007. - 464 с.
  30. Экономика предприятия/ В.М. Семенов. - Москва: Центр экономики и маркетинга, 2009. - 184 с.
  31. Экономика предприятия: учеб. / В.Я. Горфинкель [и др.]. - Момква: Банки и биржи, ЮНИТИ, 2009. -364 с.
  32. Экономика предприятия: учеб. /  В.П. Грузинов [и др.]. - Москва: Банки и биржи, ЮНИТИ, 2010. - 535 с.
  33. Экономика предприятия: УМК / Головачев А.С. [и др.]. - Минск: Изд-во МИУ, 2010. - 346 с.
  34. Экономика предприятия: учеб. пособие для вузов / Под ред. В.М. Семёнова- СПб.: Питер, 2007.-384с.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 




Информация о работе Конкурентноспособность предприятия, способы и мероприятия ее повышения