Автор: Пользователь скрыл имя, 31 Марта 2013 в 17:00, курсовая работа
Целью курсовой работы является оценка конкурентоспособности предприятия и выявление путей ее повышения.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
- изучить проблемы обеспечения конкурентоспособности предприятия и мероприятия по её обеспечению;
- провести анализ конкурентоспособности конкретного предприятия;
- разработать рекомендации по повышению конкурентоспособности конкретного предприятия.
ВВЕДЕНИЕ 3
1 ПРОБЛЕМЫ ОБЕСПЕЧЕНИЯ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЯ И МЕРОПРИЯТИЯ ПО ЕЁ ОБЕСПЕЧЕНИЮ 5
1.1 Конкуренция, конкретные преимущества предприятия и конкурентоспособности товара 5
1.2 Методы определения конкурентоспособности 9
2 АНАЛИЗ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ КОНКРЕТНОГО ПРЕДПРИЯТИЯ 18
2.1 Организационно-экономическая характеристика предприятия 18
2.2 Оценка конкурентоспособности предприятия 23
3 РАЗРАБОТКА РЕКОМЕНДАЦИЙ ПО ПОВЫШЕНИЮ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ КОНКРЕТНОГО ПРЕДПРИЯТИЯ 28
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 32
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ 35
Учреждение образования
«Частный институт управления и предпринимательства»
Кафедра экономики предприятия
КУРСОВАЯ РАБОТА
на тему: «Конкурентноспособность предприятия, способы и мероприятия ее повышения»
по дисциплине «Экономика организации (предприятия)»
Студент:
Курс 3, группа 1
Заочное отделение
Специальность: «Менеджмент»
Руководитель
Ст. преподаватель:
Минск 2012
Содержание
Введение
Актуальность темы курсовой работы обусловлена тем, что в основе экономического прогресса лежит повышение эффективности деятельности организаций. Важнейшим, качественным показателем, отражающим эффективность работы организаций в рыночных условиях, является уровень конкурентоспособности.
Проблема
Рыночная экономика обязательно предполагает, что отношения экономических субъектов складываются в условиях конкуренции. С точки зрения рыночной структуры конкуренция представляет собой ряд условий, которые ставят организацию в положение принимающего определенные условия игры. В этом смысле конкуренция может существовать только в условиях конкурентного рынка, противоположного монопольной структуре.
С другой стороны, конкуренция может быть определена как производное от слова “конкурировать” (соревноваться), поведение организаций-соперников на рынке. В общем виде конкуренция – соперничество, борьба за достижение лучших результатов в любом виде деятельности. Если соединить вышесказанное, то в условиях рынка борьба разворачивается за потребителя, более полное удовлетворение его потребностей, что и обеспечивает реализацию произведенного товара или услуги.
Следовательно, конкуренция – это соревнование предприятий на рынке за предпочтения потребителей с целью получения максимальной прибыли или дохода. Конкуренция побуждает организации промышленного производства настраиваться на удовлетворение рыночного спроса (а через него и на имеющиеся потребности), снижение расходов на производство и реализацию, максимальное использование достижений научно-технического прогресса.
Именно конкуренция и конкурентный рынок, на котором правила игры устанавливают не производители, а потребители, приводят в действие два фактора, побуждающие организации к повышению качества и конкурентоспособности хозяйственной деятельности. Это совершенно реальная возможность провала (банкротства) и такая же реальная возможность крупного коммерческого успеха за счет обеспечения конкурентных преимуществ, для своей организации.
Конкурентоспособность и качество являются в то же время концентрированным выражением возможности любого производителя создавать, производить и реализовывать товары и услуги для удовлетворения общественного спроса на них [9, с. 425]. Мировой опыт показывает, что качество продукции в условиях конкуренции, без которой немыслимы рыночные методы хозяйствования, является необходимым требованием для выживания товаропроизводителей и объективной оценки их конкурентных возможностей (преимуществ).
Целью курсовой работы является оценка конкурентоспособности предприятия и выявление путей ее повышения.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
- изучить проблемы обеспечения конкурентоспособности предприятия и мероприятия по её обеспечению;
- провести анализ конкурентоспособности конкретного предприятия;
- разработать рекомендации по повышению конкурентоспособности конкретного предприятия.
Объектом исследования является конкурентоспособность предприятия.
Предметом исследования являются пути повышения конкурентоспособности предприятия.
В процессе исследования применялись общенаучные методы познания социально-экономических явлений и процессов: сравнение, конкретизация, классификация, логический анализ, моделирование. Методика проведения исследования основывалась на группировке, анализе и систематизации полученных данных, установлении и практической реализации полученных результатов. Предлагаемые рекомендации и критические замечания могут быть использованы предприятиями при снижении влияния отрицательных факторов и решении проблем, возникающих в процессе их функционирования.
1 Проблемы
обеспечения
1.1 Конкуренция, конкретные
преимущества предприятия и
Конкуренция является главным
элементом рыночного механизма
регулирования спроса и предложения
товаров. Конкуренция выступает
как форма социально-
Конкуренция – (от лат. Concurrence – сталкиваться) – борьба независимых экономических субъектов за ограниченные экономические ресурсы. Это экономический процесс взаимодействия, взаимосвязи и борьбы между выступающими на рынке предприятиями в целях обеспечения лучших возможностей сбыта своей продукции, удовлетворяя разнообразные потребности покупателей.
Исходными средствами конкуренции являются цена и качество товара, их соотношение, сервис, престижность, торговая марка предприятия.
Конкурентные преимущества подразделяет на пять видов:
- новые технологии;
- новые или изменившиеся запросы покупателей;
- появление нового
сегмента отрасли за счет
- изменение стоимости или наличия компонентов производства: рабочей силы, сырья, материалов, энергии, транспорта, связи, оборудования и т.п.;
- изменение правительственного
регулирования в таких
Для усиления конкурентных позиций предприятия необходимо выбрать одну из прогрессивных стратегий, среди которых можно выделить следующие:
1. Стратегия лидерства
по издержкам. Она
2. Стратегия широкой
дифференциации - направлена на придание
продукции важных для
3. Стратегия оптимальных
издержек – позволяет
4. Сфокусированная стратегия
или стратегия рыночной ниши -
ориентирована на узкий
5. Стратегия сфокусированной
дифференциации - предполагает усиление
дифференциации товаров,
Конкурентоспособность предприятия как понятие возникло в процессе конкуренции предприятий на товарных рынках, а также рынках производственных, интеллектуальных и информационных ресурсов. При этом главной целью участия товаропроизводителя в рыночной конкуренции является удовлетворение потребностей покупателя и получение максимальной прибыли, а также средств для расширенного воспроизводства, стимулирования труда и повышения благосостояния работников.
Конкурентоспособность предприятия – это его свойство, характеризующееся степенью реального или потенциального удовлетворения им конкретной потребности по сравнению с аналогичными объектами, представленными на данном рынке. Другими словами, конкурентоспособность предприятия - это его преимущество по отношению к другим предприятиям данной отрасли внутри страны и за ее пределами.
Филипп Котлер считает, что конкурентоспособность определяет способность выдерживать конкуренцию в сравнении с аналогичными объектами на данном рынке.
Конкурентоспособность предприятия можно определить как относительную характеристику, отражающую отличие процесса развития данного продуцента от конкурента как по степени удовлетворения своими товарами (услугами) потребности потребителей, так и по эффективности производственной деятельности, считает Т. Г. Философова.
Основные факторы конкурентоспо
- параметры эффективного
- конкурентную среду и уровень конкуренции в стране, степень приватизации предприятий в отрасли и конкурентную стратегию предприятия;
- характеристики спроса на
- развитость и конкурентные
преимущества отраслей, которые
обеспечивают предприятие
- случайные события (
- экономические и
Всю совокупность факторов конкурентоспособности предприятия по отношению к нему возможно подразделить на:
Внутренние факторы – это объективные критерии, которые определяют возможности предприятия по обеспечению собственной конкурентоспособности. К внутренним факторам можно отнести:
Внешние факторы – социально-экономичес
Под внешними факторами следует понимать:
-экономического характера (амортизационная, налоговая, финансово-кредитная политика, инвестиционная политика, участие в международном разделении труда);
- административного характера
(разработка, совершенствование и
реализация законодательных
2. Основные характеристики
самого рынка деятельности
3. Деятельность общественных и негосударственных институтов.
4. Деятельность политических партий, движений, блоков, формирующих социально-экономическую обстановку в стране.
Информация о работе Конкурентноспособность предприятия, способы и мероприятия ее повышения