Конкурентноспособность предприятия, способы и мероприятия ее повышения

Автор: Пользователь скрыл имя, 31 Марта 2013 в 17:00, курсовая работа

Описание работы

Целью курсовой работы является оценка конкурентоспособности предприятия и выявление путей ее повышения.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
- изучить проблемы обеспечения конкурентоспособности предприятия и мероприятия по её обеспечению;
- провести анализ конкурентоспособности конкретного предприятия;
- разработать рекомендации по повышению конкурентоспособности конкретного предприятия.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
1 ПРОБЛЕМЫ ОБЕСПЕЧЕНИЯ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЯ И МЕРОПРИЯТИЯ ПО ЕЁ ОБЕСПЕЧЕНИЮ 5
1.1 Конкуренция, конкретные преимущества предприятия и конкурентоспособности товара 5
1.2 Методы определения конкурентоспособности 9
2 АНАЛИЗ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ КОНКРЕТНОГО ПРЕДПРИЯТИЯ 18
2.1 Организационно-экономическая характеристика предприятия 18
2.2 Оценка конкурентоспособности предприятия 23
3 РАЗРАБОТКА РЕКОМЕНДАЦИЙ ПО ПОВЫШЕНИЮ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ КОНКРЕТНОГО ПРЕДПРИЯТИЯ 28
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 32
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ 35

Работа содержит 1 файл

Конкурентоспособность пред, способы и меропр ее повыш_ЧиУП_дор.doc

— 334.50 Кб (Скачать)

Учреждение образования

«Частный институт управления и предпринимательства»

 

                   

Кафедра экономики  предприятия

 

 

 

 

 

 

 

КУРСОВАЯ  РАБОТА

    

на тему:  «Конкурентноспособность предприятия, способы и мероприятия ее повышения»

по дисциплине «Экономика организации (предприятия)»

 

 

 

 

 

 

 

Студент:

 

Курс 3, группа 1

Заочное отделение

Специальность:  «Менеджмент»

Руководитель 

Ст. преподаватель:

 

 

 

 

 

Минск 2012

 

Содержание

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

 

Актуальность темы курсовой работы обусловлена тем, что в основе экономического прогресса лежит повышение эффективности деятельности организаций. Важнейшим, качественным показателем, отражающим эффективность работы организаций в рыночных условиях, является уровень конкурентоспособности.

Проблема конкурентоспособности  продукции и организации носит  в условиях рыночной экономики универсальный  характер. Решение этой проблемы является важным фактором социально-экономического развития и одним из главных условий экономического благополучия для любой страны, а также для каждого потребителя.

Рыночная экономика  обязательно предполагает, что отношения экономических субъектов складываются в условиях конкуренции. С точки зрения рыночной структуры конкуренция представляет собой ряд условий, которые ставят организацию в положение принимающего определенные условия игры. В этом смысле конкуренция может существовать только в условиях конкурентного рынка, противоположного монопольной структуре.

С другой стороны, конкуренция может быть определена как производное от слова “конкурировать” (соревноваться), поведение организаций-соперников на рынке. В общем виде конкуренция – соперничество, борьба за достижение лучших результатов в любом виде деятельности. Если соединить вышесказанное, то в условиях рынка борьба разворачивается за потребителя, более полное удовлетворение его потребностей, что и обеспечивает реализацию произведенного товара или услуги.

Следовательно, конкуренция  – это соревнование предприятий  на рынке за предпочтения потребителей с целью получения максимальной прибыли или дохода. Конкуренция побуждает организации промышленного производства настраиваться на удовлетворение рыночного спроса (а через него и на имеющиеся потребности), снижение расходов на производство и реализацию, максимальное использование достижений научно-технического прогресса.

Именно конкуренция  и конкурентный рынок, на котором  правила игры устанавливают не производители, а потребители, приводят в действие два фактора, побуждающие организации к повышению качества и конкурентоспособности хозяйственной деятельности. Это совершенно реальная возможность провала (банкротства) и такая же реальная возможность крупного коммерческого успеха за счет обеспечения конкурентных преимуществ, для своей организации.

Конкурентоспособность и качество являются в то же время  концентрированным выражением возможности  любого производителя создавать, производить  и реализовывать товары и услуги для удовлетворения общественного  спроса на них [9, с. 425]. Мировой опыт показывает, что качество продукции в условиях конкуренции, без которой немыслимы рыночные методы хозяйствования, является необходимым требованием для выживания товаропроизводителей и объективной оценки их конкурентных возможностей (преимуществ).

Целью курсовой работы является оценка конкурентоспособности предприятия и выявление путей ее повышения.

Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

- изучить проблемы обеспечения конкурентоспособности предприятия и мероприятия по её обеспечению;

- провести анализ конкурентоспособности конкретного предприятия;

- разработать рекомендации по повышению конкурентоспособности конкретного предприятия.

Объектом исследования является конкурентоспособность предприятия.

Предметом исследования являются пути повышения конкурентоспособности предприятия.

В процессе исследования применялись общенаучные методы познания социально-экономических  явлений и процессов: сравнение, конкретизация, классификация, логический анализ, моделирование. Методика проведения исследования основывалась на группировке, анализе и систематизации полученных данных, установлении и практической реализации полученных результатов. Предлагаемые рекомендации и критические замечания могут быть использованы предприятиями при снижении влияния отрицательных факторов и решении проблем, возникающих в процессе их функционирования.

 

 

 

 

 

 

1 Проблемы  обеспечения конкурентоспособности  предприятия и мероприятия по  её обеспечению

 

1.1 Конкуренция, конкретные  преимущества предприятия и конкурентоспособности товара

 

 

Конкуренция является главным  элементом рыночного механизма  регулирования спроса и предложения  товаров. Конкуренция выступает  как форма социально-экономических  отношений и взаимодействия рыночных субъектов хозяйствования в процессе производства, приложения труда и капитала, купли и продажи товаров.

Конкуренция – (от лат. Concurrence – сталкиваться) – борьба независимых  экономических субъектов за ограниченные экономические ресурсы. Это экономический  процесс взаимодействия, взаимосвязи  и борьбы между выступающими на рынке предприятиями в целях обеспечения лучших возможностей сбыта своей продукции, удовлетворяя разнообразные потребности покупателей.

Исходными средствами конкуренции  являются цена и  качество товара, их соотношение, сервис, престижность, торговая марка предприятия.

Конкурентные преимущества подразделяет на пять видов:

- новые технологии;

- новые или изменившиеся  запросы покупателей;

- появление нового  сегмента отрасли за счет освоения  новой продукции;

- изменение стоимости  или наличия компонентов производства: рабочей силы, сырья, материалов, энергии, транспорта, связи, оборудования и т.п.;

- изменение правительственного  регулирования в таких областях, как стандарты, охрана окружающей  среды, таможенная и налоговые  системы, торговые ограничения и т.п. [12, c. 98].

Для усиления конкурентных позиций предприятия необходимо выбрать одну из прогрессивных стратегий, среди которых можно выделить следующие:

1. Стратегия лидерства  по издержкам. Она предусматривает  снижение полных издержек производства товара или услуги. При этом, минимизируя затраты и устанавливая низкие цены, предприятие производит товары в большом количестве. Эта стратегия предполагает обеспечение роста производительности труда и обычно связана с эффектом «кривой опыта» (прежде всего, с квалификацией).

2. Стратегия широкой  дифференциации - направлена на придание  продукции важных для большинства  клиентов специфических черт, отличающих  ее от товаров конкурентов.  Дифференциация может принимать  различные формы: имидж марки,  признанное технологическое совершенство, внешний вид, послепродажный сервис.

3. Стратегия оптимальных  издержек – позволяет  предприятию  предложить покупателям своей  продукции ощутить ее ценность  за счет низких издержек и  широкой дифференциации. При этом  следует обеспечить более низкие издержки и цены по сравнению с издержками и ценами конкурентов на аналогичную продукцию.

4. Сфокусированная стратегия  или стратегия рыночной ниши - ориентирована на узкий сегмент  рынка, где предприятие опережает  своих конкурентов за счет более низких издержек производства.

5. Стратегия сфокусированной  дифференциации -  предполагает усиление  дифференциации товаров, наиболее  полно отвечающих вкусам и  требованиям выбранного сегмента  рынка.

Конкурентоспособность предприятия  как понятие возникло в процессе конкуренции предприятий на товарных рынках, а также рынках производственных, интеллектуальных и информационных ресурсов. При этом главной целью участия товаропроизводителя в рыночной конкуренции является удовлетворение потребностей покупателя и получение максимальной прибыли, а также средств для расширенного воспроизводства, стимулирования труда и повышения благосостояния работников.

Конкурентоспособность предприятия  – это его свойство, характеризующееся  степенью реального или потенциального удовлетворения им конкретной потребности по сравнению с аналогичными объектами, представленными на данном рынке. Другими словами, конкурентоспособность предприятия - это его преимущество по отношению к другим предприятиям данной отрасли внутри страны и за ее пределами.

Филипп Котлер считает, что конкурентоспособность  определяет способность выдерживать  конкуренцию в сравнении с  аналогичными объектами на данном рынке.

Конкурентоспособность предприятия  можно определить как относительную  характеристику, отражающую отличие процесса развития данного продуцента от конкурента как по степени удовлетворения своими товарами (услугами) потребности потребителей, так и по эффективности производственной деятельности, считает Т. Г. Философова.

Основные факторы конкурентоспособности предприятия представляют систему, которая включает [16, c. 85]:

- параметры эффективного использования  материальных и нематериальных  ресурсов предприятия, которые  формируют его конкурентные преимущества  на рынке;

- конкурентную среду и уровень конкуренции в стране, степень приватизации предприятий в отрасли и конкурентную стратегию предприятия;

- характеристики спроса на товары  предприятия (величину и динамику  этого спроса, требования рынка  к цене и качеству товаров,  эластичность спроса по цене и уровню доходов);

- развитость и конкурентные  преимущества отраслей, которые  обеспечивают предприятие необходимыми  материалами и информационными  средствами;

- случайные события (технологические  прорывы, колебания цен на ресурсы,  значительные изменения на мировых финансовых рынках, политические решения);

- экономические и организационно  – административные формы и  методы государственного регулирования  поведения производителей и покупателей.

Всю совокупность факторов конкурентоспособности предприятия по отношению к нему возможно подразделить на:

  • внешние;
  • внутренние.

Внутренние факторы – это  объективные критерии, которые определяют возможности предприятия по обеспечению собственной конкурентоспособности. К внутренним факторам можно отнести:

  • потенциал маркетинговых служб;
  • научно-технический потенциал;
  • производственно-технологический потенциал;
  • финансово-экономический потенциал;
  • кадровый потенциал (структура, профессионально –квалифицированный состав);
  • эффективность рекламы и средств стимулирования сбыта;
  • уровень материально-технического обеспечения;
  • условия хранения, транспортировки, упаковки продукции;
  • уровень осуществляемых погрузочно-разгрузочных работ и транспортных услуг в соответствии с требованиями;
  • подготовка и разработка производственных процессов, выбор оптимальной технологии производства;
  • эффективность производственного контроля, испытаний, обследований;
  • уровень технического обслуживания в постпроизводственный период;
  • уровень сервисного и гарантийного обслуживания.

Внешние факторы – социально-экономические и организационные отношения, позволяющие предприятию создать продукцию, которая по ценовым и неценовым характеристикам более привлекательна [11, c. 96].

Под внешними факторами  следует понимать:

  1. Меры государственного воздействия:

-экономического характера (амортизационная, налоговая, финансово-кредитная политика, инвестиционная политика, участие в международном разделении труда);

- административного характера  (разработка, совершенствование и  реализация законодательных актов,  демонополизация экономики, государственная система стандартизации и сертификации, правовая защита интересов потребителей).

2. Основные характеристики  самого рынка деятельности данного  предприятия (его тип и емкость,  наличие и возможности конкурентов).

3. Деятельность общественных и негосударственных институтов.

4. Деятельность политических  партий, движений, блоков, формирующих социально-экономическую обстановку в стране.

Информация о работе Конкурентноспособность предприятия, способы и мероприятия ее повышения