Автор: Пользователь скрыл имя, 31 Марта 2013 в 17:00, курсовая работа
Целью курсовой работы является оценка конкурентоспособности предприятия и выявление путей ее повышения.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
- изучить проблемы обеспечения конкурентоспособности предприятия и мероприятия по её обеспечению;
- провести анализ конкурентоспособности конкретного предприятия;
- разработать рекомендации по повышению конкурентоспособности конкретного предприятия.
ВВЕДЕНИЕ 3
1 ПРОБЛЕМЫ ОБЕСПЕЧЕНИЯ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЯ И МЕРОПРИЯТИЯ ПО ЕЁ ОБЕСПЕЧЕНИЮ 5
1.1 Конкуренция, конкретные преимущества предприятия и конкурентоспособности товара 5
1.2 Методы определения конкурентоспособности 9
2 АНАЛИЗ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ КОНКРЕТНОГО ПРЕДПРИЯТИЯ 18
2.1 Организационно-экономическая характеристика предприятия 18
2.2 Оценка конкурентоспособности предприятия 23
3 РАЗРАБОТКА РЕКОМЕНДАЦИЙ ПО ПОВЫШЕНИЮ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ КОНКРЕТНОГО ПРЕДПРИЯТИЯ 28
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 32
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ 35
Конкурентоспособность предприятия представляет собой совокупность, с одной стороны, характеристик самого предприятия (внутренних факторов), а с другой стороны, внешних по отношению к нему факторов. Конкурентоспособность продукции, работ и услуг является важнейшим показателем, характеризующим функционирование предприятия в рыночной экономике.
Конкурентоспособность является экономической категорией
(характеристикой), определяющей рыночный
механизм воздействия на производителей
товаров и услуг, заставляя их повышать
производительность и эффективность производственно-сбытовой
деятельности под угрозой вытеснения
с конкретного целевого рынка [9, с. 427].
Действия этого механизма как экономического
рычага заставляют производителей постоянно
заниматься повышением качества и конкурентоспособности
своих товаров и услуг. Реализация этой
задачи требует проведения необходимых
изменений в производственной деятельности
предприятия для формирования конкурентных
преимуществ, обеспечивающих ему сохранение
и укрепление рыночной позиции в длительной
перспективе. При этом рынок объективно
и строго оценивает усилия всех производителей
в этом направлении. Это нашло отражение
в том, что конкурентоспособность стала
главным показателем успеха предприятия
на рынке. Конкурентоспособность является
многоаспектным понятием соответствия
конкретного товара условиям рынка и конкретным
требованиям потребителей в части качественных,
технических, экономических, эстетических
и других характеристик, а также необходимым
моментом его реализации в условиях конкуренции
(цена, сроки поставки, каналы сбыта, сервис,
реклама и т.п.). Кроме того, конкурентоспособность
характеризует деятельность предприятия
по занятию и удержанию устойчивой позиции
на рынке. Под конкурентоспособностью
понимается комплекс потребительских
и стоимостных (ценовых) характеристик
товара, определяющих успех этого товара
и его производителя на рынке.
В последнее время в Беларуси явно проявляется тенденция к обострению конкуренции между предприятиями, которые подвергаются нарастающему совокупному воздействию конкурентных факторов. Тем не менее, на многих предприятиях не проводится целенаправленная работа по анализу конкурентов, отсутствуют систематизированные представления о том, что является конкурентоспособностью предприятия, как ее создавать, поддерживать и как грамотно реализовывать.
1.2 Методы определения конкурентоспособности
В экономической литературе выделяются следующие методы оценки конкурентоспособности предприятия [6, c. 195]:
1. Оценка с позиции
сравнительных преимуществ —
сущность данного метода
2. Оценка с позиции теории равновесия — в основе данного метода рассматривается положение, при котором каждый фактор производства рассматривается с одинаковой и одновременно наибольшей производительностью. При этом у фирмы отсутствует дополнительная прибыль, обусловленная действием, какого-либо из факторов производства и у фирмы нет стимулов для улучшения использования того или иного фактора. Основным критерием является наличие факторов производства, не используемых в полной мере. Несомненным преимуществом данного метода является возможность определения внутренних резервов.
3. Оценка исходя из
теории эффективности
- структурный подход
— сущность которого
- функциональный подход — оценка конкурентоспособности согласно данному подходу осуществляется на основе сопоставления экономических показателей деятельности. В качестве критерия оценки конкурентоспособности используется соотношение цены, затрат и нормы прибыли.
4. Оценка на базе качества продукции - данный метод заключается в сопоставлении ряда параметров продукции, отражающих потребительские свойства. Критерием конкурентоспособности в данном случае является качество продукции.
5. Матричный метод — при использовании данного метода конкурентоспособность предприятия рассматривается в динамике. В качестве критерия оценки конкурентоспособности предприятия используется сравнение показателя конкурентоспособности с табличным значением.
6. SWOT-анализ — данный
метод позволяет
7. Построение «гипотетического
многоугольника
В настоящее время
разработаны ряд методик и
методических подходов к оценке уровня
конкурентоспособности
Единичный показатель (параметрический индекс) определяется как процентное отношение величины параметра оцениваемого изделия к величине параметра базового образца. Групповой показатель рассчитывается на основе единичных показателей, как сводный параметрический индекс, методом средневзвешенного. Интегральный показатель определяется как отношение суммарного полезного эффекта от эксплуатации или потребления продукции к суммарным затратам на приобретение или использование этой продукции. Эти показатели лежат в основе дифференциального, комплексного и смешанного методов оценки, рекомендуемых вышеназванной методикой.
Дифференциальный метод
или
где Pi - значение i - го показателя;
Рiб - базовое значение i - го показателя;
n - количество показателей.
Из формул (1.1) и (1.2) выбирают ту, при которой увеличению относительного значения показателя отвечает повышение конкурентоспособности продукции. При вычислении относительного значения мощности изделия используется формула (1.1), а для удельного расхода топлива - формула (1.2).
Недостатком дифференциального метода является то, что определенный вывод о конкурентоспособности можно сделать только в том случае, если показатели оцениваемого изделия лучше и частью равны или хуже, и частью равны базовым, т.е. с помощью данного метода определяют, достигнут ли уровень базового образца в целом, по каким показателям он достигнут, какие показатели наиболее сильно отличаются от базовых значений. Если же одновременно часть показателей хуже, а часть лучше базовых, то составлять единичные показатели не целесообразно и оценка дифференциальным методом невозможна.
Комплексный метод оценки
уровня конкурентоспособности основыва
где qi - параметрический индекс i-го параметра;
ai - вес i-го параметра.
При расчете сводного параметрического индекса наибольшую трудность представляет определение веса параметра. Необходимость установления веса параметра связана с тем, что потребитель оценивает различные параметры товара неоднозначно. Исходя из этого и определяется значимость (вес) параметра для потребителя путем маркетинговых исследований рынка или методом экспертных оценок. При этом должно выполняться условие, что вся потребность принимается за 100%.
В основе определения
интегрального параметра
При наличии полной информации о затратах на приобретение и эксплуатацию продукции уровень ее конкурентоспособности определяется по формуле:
где It, Itб - интегральный показатель качества соответственно оцениваемого и базового образца;
П, Пб - суммарный полезный эффект от эксплуатации или потребления соответственно оцениваемого и базового образца за срок службы;
З, Зб - полные затраты на приобретение и эксплуатацию или потребление соответственно оцениваемого и базового образца.
Отношение полных затрат на приобретение и эксплуатацию сравниваемых образцов определяется по формуле:
где Зс, Зсб - единовременные затраты на приобретение соответственно оцениваемого и базового образца;
Зi, Зiб - среднегодовые эксплуатационные затраты, относящиеся к i-ой статье затрат соответственно оцениваемого и базового образца;
Т - срок службы;
n - количество статей эксплуатационных затрат.
При Кt > 1 - продукция конкурентоспособна на конкретном рынке, при Кt < 1 - неконкурентоспособна.
Комплексный метод оценки уровня конкурентоспособности на основе групповых и интегральных показателей имеет ограниченные возможности применения, что связано с рядом недостатков, присущих данному методу. Во-первых, единичные показатели, входящие в групповой показатель, не дают однозначного представления об уровне конкурентоспособности продукции из-за своей разнонаправленности. Во-вторых, необоснованность сведения разнонаправленных показателей в единичный или групповой методом средневзвешенного вызывает неопределенность экономического содержания комплексного показателя, что затрудняет правильное стимулирование повышения уровня конкурентоспособности продукции. В-третьих, невозможно определить экономический эффект и установить экономические последствия в результате изменения уровня конкурентоспособности продукции. В-четвертых, при расчете групповых показателей не приводится обоснование коэффициентов значимости показателей. В-пятых, в формуле (1.5) не учитывается коэффициент приведения эксплуатационных затрат к расчетному году (дисконтирование), т.к. по мнению авторов, отношение полных затрат в значительной степени компенсирует влияние коэффициента приведения на величину Кt в формуле (1.4). Однако на самом деле учет дисконтирования эксплуатационных затрат методически необходим, поскольку позволит повысить точность расчетов по формуле (1.5).
Смешанный метод оценки уровня конкурентоспособности основан на совместном применении единичных и комплексных показателей. При этом необходимо провести следующие мероприятия:
- наиболее важные показатели использовать как единичные;
- остальные единичные
показатели объединить в
- на основе полученной
совокупности групповых и
Смешанный метод имеет такие же недостатки, что и дифференциальный и комплексный методы.
Данная методика ориентирована в основном на оценку конкурентоспособности товаров, т.е. изделий, обладающих характеристиками, сформированными в процессе создания, и являющихся предметом купли-продажи на рынке. Поэтому и выбор базы для сравнения в соответствии с методикой рекомендуется осуществлять из числа изделий-аналогов, продающихся на рынке. Однако, в случае оценки уровня конкурентоспособности продукции на стадии ее разработки в качестве базы сравнения нельзя использовать изделия-аналоги, реализуемые на рынке, т.к. к моменту серийного производства данной продукции проектные разработки уже устаревают.
Для более объективной
оценки конкурентоспособности
- коэффициент
где Ц2ВП - верхний предел (отпускной, оптовой, розничной) цены анализируемого изделия, руб.;
Ц2Ф - фактическая (отпускная, оптовая, розничная) цена анализируемого изделия, руб.
( ) - коэффициент реальной конкурентоспособности производства
, (1.7)
где - фактическая отпускная цена анализируемого изделия, руб.;
- нижний предел отпускной цены анализируемого изделия, руб.
( ) - коэффициент потенциальной конкурентоспособности производства
Информация о работе Конкурентноспособность предприятия, способы и мероприятия ее повышения