Автор: Пользователь скрыл имя, 31 Марта 2013 в 17:00, курсовая работа
Целью курсовой работы является оценка конкурентоспособности предприятия и выявление путей ее повышения.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
- изучить проблемы обеспечения конкурентоспособности предприятия и мероприятия по её обеспечению;
- провести анализ конкурентоспособности конкретного предприятия;
- разработать рекомендации по повышению конкурентоспособности конкретного предприятия.
ВВЕДЕНИЕ 3
1 ПРОБЛЕМЫ ОБЕСПЕЧЕНИЯ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЯ И МЕРОПРИЯТИЯ ПО ЕЁ ОБЕСПЕЧЕНИЮ 5
1.1 Конкуренция, конкретные преимущества предприятия и конкурентоспособности товара 5
1.2 Методы определения конкурентоспособности 9
2 АНАЛИЗ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ КОНКРЕТНОГО ПРЕДПРИЯТИЯ 18
2.1 Организационно-экономическая характеристика предприятия 18
2.2 Оценка конкурентоспособности предприятия 23
3 РАЗРАБОТКА РЕКОМЕНДАЦИЙ ПО ПОВЫШЕНИЮ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ КОНКРЕТНОГО ПРЕДПРИЯТИЯ 28
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 32
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ 35
где -верхний предел отпускной цены анализируемого изделия, руб.
Первый коэффициент ( ) характеризует привлекательность товара для потребителя. Он показывает во сколько раз максимальная цена, за которую можно реализовывать оцениваемое изделие превышает фактическую цену его реализации. Разница между числителем и знаменателем для потребителя представляет собой неоплаченную, доставшуюся ему даром долю потребительской ценности, или его дополнительный экономический эффект, а для производителя - является мерой конкурентоспособности его товара. При этом какая цена (отпускная, оптовая или розничная) будет использоваться в расчётах зависит от того, у кого покупает продукцию конечный потребитель. Связи между отпускными, оптовыми и розничными ценами можно выразить следующим образом:
, (1.9)
, (1.10)
, (1.11)
где Цопт, Цопт, Црозн - соответственно отпускная, оптовая и розничная цены анализируемого изделия, руб;
НДСопт, НДСопт, НДСрозн - суммы налога на добавленную стоимость (НДС) соответственно в отпускной, оптовой и розничной ценах анализируемого изделия, руб;
hопт, hрозн - соответственно оптовая и розничная наценки к отпускной цене предприятия на анализируемое изделие, в десятичном виде;
hНДСопт, hНДСопт ,hНДСрозн - ставки НДС, применяемые при реализации анализируемого изделия соответственно предприятием-изготовителем, оптовой и розничной организациями, в десятичном виде.
Второй коэффициент ( ) характеризует выгодность производства товара с точки зрения производителя. Он показывает во сколько раз фактическая отпускная цена реализации анализируемого изделия превышает минимальную отпускную цену, рассчитанную затратным методом исходя из интересов предприятия-изготовителя.
Третий коэффициент ( ) характеризует потенциальную возможность предприятия по оперативному управлению конкурентоспособностью продукции посредством цены. Он показывает во сколько раз максимальная отпускная цена, за которую можно реализовать анализируемое изделие превышает минимальную отпускную цену, рассчитанную затратным методом исходя из интересов предприятия-изготовителя. Разница между числителем и знаменателем представляет собой максимальный дополнительный экономический эффект, возможный для производителя при реализации анализируемого изделия.
Если и , то покупка и реализация продукции выгодны соответственно и производителю и потребителю. Выполнение этих условий необходимо для разработки, производства и успешной реализации новой продукции. Чем третий коэффициент ( ), который обязательно также должен быть больше единицы, тем больше возможностей у предприятия путём изменения цен достигать такой конкурентоспособности продукции, которая бы позволяла реализовывать продукцию по таким ценам и в таком объёме, чтобы получить максимально возможную прибыль. При этом оперативное управление конкурентоспособностью продукции посредством цены возможно только тогда, когда для этого были созданы предпосылки на стадиях разработки и изготовления изделия, прежде всего, в виде высокого качества и низких издержках производства. Это связано с тем, что верхний предел отпускной цены анализируемого изделия определяется его потребительскими свойствами, а нижний - уровнем затрат.
Таким образом, конкурентоспособность предприятия - это относительная характеристика, которая выражает отличия развития данной фирмы от развития конкурентных фирм по степени удовлетворения своими товарами потребности людей и по эффективности производственной деятельности. Конкурентоспособность предприятия характеризует возможности и динамику его приспособления к условиям рыночной конкуренции.
Конкурентоспособность предприятия зависит, в первую очередь, от такого фактора, как конкурентноспособность продукции предприятия. На повышение конкурентноспособности продукции, главным образом, влияет снижение себестоимости продукции. Оно, в свою очередь, достигается путем снижения фонда оплаты труда и социальных отчислений за счёт повышения производительности труда; путем снижения затрат на сырье и материалы, путем уменьшения амортизационных отчислений.
2 Анализ
конкурентоспособности
2.1 Организационно-экономическая характеристика предприятия
ЗАО «АльфаСклад», как отдельное юридическое лицо, существует с начала 2010г. До обособления являлась отделом крупной многопрофильной компании ОДО «Семь холмов» (дата создания 1997 г). В ходе проведенной в 2009-2010 г.г. реорганизации было принято решение выделить отдел в самостоятельное юридическое лицо. За годы работы был сформирован высокопрофессиональный коллектив, который в полном составе был переведен в новую компанию. На сегодняшний день ЗАО "АльфаСклад" предлагает широкий перечень продукции.
В промышленном секторе: ворота промышленные, роллеты, рольставни, стальные рулонные ворота, - скоростные рулонные ворота, - герметизаторы проемов (докшелтеры), уравнительные платформы (доклевеллеры), мобильные рампы, подъемные столы, механические откидные и переносные мосты, распашные пленочные ворота, полосовые завесы и калитки ПВХ, конвейеры, маркизы, парковочные системы, автоматика для ворот, аксессуары.
В частном секторе: ворота гаражные секционные, въездные уличные ворота и калитки, рольставни и рольворота, маркизы,автоматика для ворот и аксессуары.
Предприятие активно работает с физическими и юридическими лицами. Среди клиентов ЗАО «Альфасклад»: «Coca-Cola», «Трайпл», «Prostore», «Евроопт», Минский мясокомбинат, «Санта-Бремор», «Гефест», «Oriflame», торговый дом «Палас», Белорусская железная дорога, Управление Делами Президента, завод по производству окон «Monblan, футбольный куб «БАТЭ», агрокомбинат Держинский, Минский завод игристых вин, Белтаможсервис, ОАО «Александрийское», Гродненская табачная фабрика «Неман», «Раковский бровар» и т. д.
Для получения представления о финансовом состоянии предприятия необходимо провести анализ основных показателей деятельности.
Образование финансовых ресурсов и имущества ЗАО «Альфасклад» происходит за счет:
На основе полного хозрасчета Общество обеспечивает самоокупаемость, финансирование затрат по совершенствованию производства, социальному развитию и материальному стимулированию работников за счет заработанных средств организации.
От обеспеченности
предприятия трудовыми
Данный анализ будет нами произведен на основе отчетности предприятия: баланс, отчет о прибылях и убытках, а также отчета о затратах.
Результаты анализа представлены в таблице 2.1.
Таблица 2.1 - Основные экономические показатели ЗАО «АльфаСклад» за 2010-2011 гг., млн. руб.
Показатель |
Фактически |
Отклонение, +/- 2011/ 2010 |
Темп роста, % 2011/2010 | |
2010 |
2011 | |||
Выручка от реализации |
257379 |
206014 |
-51365 |
80.0 |
Себестоимость реализованных товаров |
219828 |
186374 |
-33454 |
84.8 |
Выручка от реализации за вычетом налогов и сборов включаемых в выручку |
230990 |
184387 |
-46603 |
79.8 |
Прибыль (убыток) от реализации |
7475 |
-4655 |
-12130 |
-62.3 |
Расходы на реализацию |
3687 |
2668 |
-1019 |
72.4 |
Операционные доходы |
37723 |
47559 |
9836 |
126.1 |
Прибыль от операционных доходов и расходов |
- 21 |
-20 |
1 |
95.2 |
Внереализационные доходы |
- 163 |
3361 |
3524 |
-2062 |
Прибыль от внереализационных доходов и расходов |
-3620 |
-7825 |
-4205 |
216.2 |
Прибыль |
3834 |
-12500 |
-16334 |
-326 |
Чистая прибыль |
216 |
-14246 |
-14462 |
-6595.4 |
Основные средства |
443119 |
473825 |
30706 |
106.9 |
Запасы и затраты |
36482 |
24793 |
-11689 |
68.0 |
Дебиторская задолженность |
16439 |
20896 |
4457 |
127.1 |
В том числе: Расчеты с покупателями и заказчиками |
12954 |
14508 |
1554 |
112 |
Поставщиков и подрядчиков |
881 |
4449 |
3568 |
505 |
Окончание таблицы 2.1
По налогам и сборам |
1481 |
767 |
-714 |
51.8 |
По расчетам с персоналом |
952 |
948 |
-4 |
99.6 |
разных дебиторов |
171 |
221 |
50 |
129.2 |
Финансовые вложения |
33 |
34 |
1 |
103.0 |
Денежные средства |
1548 |
1051 |
-497 |
67.9 |
Уставный фонд |
31915 |
4423 |
-27492 |
13.9 |
Резервный фонд |
703 |
703 |
0 |
100.0 |
Добавочный фонд |
150358 |
189480 |
39122 |
126.0 |
Кредиторская задолженность |
14446 |
13318 |
-1128 |
92.2 |
Численность персонала, чел. |
150 |
185 |
35 |
123,33 |
Фонд заработной платы, млн.руб. |
3560,2 |
6025,4 |
2465,2 |
169,24 |
Производительность труда, млн.руб. |
1715,86 |
1113,59 |
-602,27 |
64,90 |
Рентабельность продукции, % |
0,10 |
-7,64 |
-7,74 |
-7779,23 |
Рентабельность основных средств, % |
0,05 |
-3,01 |
-3,06 |
-6167,96 |
Рентабельность продаж, % |
2,90 |
-2,26 |
-5,16 |
-77,80 |
Рентабельность персонала, % |
144,00 |
-7700,54 |
-7844,54 |
-5347,60 |
Среднемесячная заработная плата, тыс.руб. |
1977,89 |
2714,14 |
736,26 |
137,22 |
Коэффициент оборачиваемости дебиторской задолженности |
15,66 |
9,86 |
-5,80 |
62,97 |
Коэффициент оборачиваемости кредиторской задолженности |
17,82 |
15,47 |
-2,35 |
86,82 |
Коэффициент оборачиваемости запасов |
7,05 |
8,31 |
1,25 |
117,78 |
Фондоотдача |
0,58 |
0,43 |
-0,15 |
74,86 |
Фондоемкость |
1,72 |
2,30 |
0,58 |
133,59 |
Источник: собственная разработка.
Исходя из проведенного
анализа, можно сделать вывод, что
финансово-экономическое
Выручка от реализации снизилась на 51365 млн. руб.
Так, наблюдается значительное снижение прибыли с 3834 млн. руб. в 2010 году до убытка в 12500 млн. руб. в 2011 году. Чистая прибыль 2010 года составила 216 млн. руб., но в 2011 году предприятие потерпело убытки в 14246 млн. руб. То есть фактически прибыль предприятия снизилась на 14462 млн. руб. Это весьма значительные потери, требующие немедленного реагирования со стороны руководства предприятия.
Запасы и затраты снизились на 11689 млн. руб.
Также на предприятии отмечается рост дебиторской задолженности. В 2011 году по сравнению с 2010 – на 4457 млн. руб. (27,11%). Наибольший рост дебиторской задолженности по расчетам с поставщиками и подрядчиками – 3568 млн. руб. Это значит, что на предприятии работа с задолженностями ведется слабо и в недостаточном объеме. Что касается кредиторской задолженности, то она снизилась на 1128 млн. руб., что является положительным моментом.
Также в 2011 году наблюдается резкое сокращение рентабельности продукции (на 5,9% по сравнению с 2010 годом и на 8,22% по сравнению с 2009). При этом объем произведенной продукции сократился на 46857 млн. руб.
Чтобы получить представление о динамике прибыли предприятия более конкретно, был составлен рисунок 2.1.
Рисунок 2.1 – Динамика
показателей прибыли ЗАО “
Источник: собственная разработка.
Рисунок 2.1 показывает, что в 2011 году все виды прибыли значительно снизились и к 2012 году предприятие превратилось в убыточное. Так, на 1 января 2012 года убыток составил 14246 млн. руб. против 216 млн. прибыли в 2011 году.
Таким образом, исходя из анализа динамики финансово-экономического состояния предприятия, можно сделать вывод, что необходимы меры по финансовому оздоровлению предприятия, так как показатели ЗАО “АльфаСклад” в 2011 году значительно ухудшились.
Следовательно, необходимы
срочные меры по повышению
Организационная структура - один из основных элементов управления организацией. Она характеризуется распределением целей и задач управления между подразделениями и работниками организации (рисунок 2.2).
Организационная структура предприятия имеет линейно-функциональный тип управления, т.е. вся полнота власти у линейного руководителя, который возглавляет определенный коллектив. Ему при разработке конкретных вопросов и подготовке соответствующих решений, программ, планов помогает специальный аппарат, состоящий из функциональных подразделений (управлений, отделов, бюро и т.п.).
Информация о работе Конкурентноспособность предприятия, способы и мероприятия ее повышения