Автор: Пользователь скрыл имя, 31 Марта 2013 в 17:00, курсовая работа
Целью курсовой работы является оценка конкурентоспособности предприятия и выявление путей ее повышения.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
- изучить проблемы обеспечения конкурентоспособности предприятия и мероприятия по её обеспечению;
- провести анализ конкурентоспособности конкретного предприятия;
- разработать рекомендации по повышению конкурентоспособности конкретного предприятия.
ВВЕДЕНИЕ 3
1 ПРОБЛЕМЫ ОБЕСПЕЧЕНИЯ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЯ И МЕРОПРИЯТИЯ ПО ЕЁ ОБЕСПЕЧЕНИЮ 5
1.1 Конкуренция, конкретные преимущества предприятия и конкурентоспособности товара 5
1.2 Методы определения конкурентоспособности 9
2 АНАЛИЗ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ КОНКРЕТНОГО ПРЕДПРИЯТИЯ 18
2.1 Организационно-экономическая характеристика предприятия 18
2.2 Оценка конкурентоспособности предприятия 23
3 РАЗРАБОТКА РЕКОМЕНДАЦИЙ ПО ПОВЫШЕНИЮ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ КОНКРЕТНОГО ПРЕДПРИЯТИЯ 28
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 32
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ 35
Функциональные структуры подразделения находятся в подчинении главного линейного руководителя (генерального директора). Свои решения они проводят в жизнь через главного руководителя, либо в пределах своих полномочий, непосредственно через соответствующих руководителей служб-исполнителей. Таким образом, существует ряд, как преимуществ, так и недостатков.
Рисунок 2.2 - Организационная структура ЗАО «АльфаСклад»
Источник: собственная разработка.
Организационная структура ЗАО «АльфаСклад» соответствует характеру деятельности предприятия и обеспечивает высокий уровень обслуживания клиентов.
Функциональная структура
подразумевает деление предприя
Главным в организации работы ЗАО «АльфаСклад» является учет специфики самого процесса сбыта, его стадий, к числу которых следует отнести: планирование реализация; работа с потенциальными клиентами; предпродажная подготовка; установка и монтаж; послепродажный сервис. Последовательность и полноценная реализация каждого из данных этапов позволяет осуществлять высококлассный сервис клиентов предприятия, что повышает его конкурентоспособность.
2.2 Оценка конкурентоспособности п
Основной объем продукции ЗАО «АльфаСклад» составляют следующие ассортиментные группы:
- промышленные и бытовые
ворота, автоматика для воротных
систем, уравнительные платформы,
герметизаторы проемов,
— подъемные столы, уравнительные платформы завода ОАО «Транспрогресс» (Россия);
— автоматика для ворот и шлагбаумы компании «DASPI» (Италия);
— скоростные ворота компании «Ditec» (Италия);
— автоматика для ворот, шлагбаумов и систем безопасности компании «Beninсa» (Италия);
— моногидравлические подъемники
и ножницевидные подъемные стол
— скоростные ворота «Dynaco» (Бельгия);
— туннели, мобильные склады «Kopron» (Италия);
— высокоскоростные промышленные ворота и системы безопасности «Efaflex» (Германия);
— конвейеры «Aporter» (Польша).
При этом объемы продаж по основным видам продукции в 2011 г. не только не достигли запланированных, но и упали относительно предыдущего периода. Это привело к общему падению объема продаж. Причины отклонения результатов - как во внешних изменениях, так и во внутренней среде.
Для выработки стратегии позиционирования продукции необходимо учитывать данные ситуационного анализа - SWOT-анализ. Предварительно рассмотрев сильные и слабые стороны организации, составим матрицу SWOT для ЗАО «Альфасклад» (табл. 2.2).
Таблица 2.2 – Матрица SWOT для ЗАО «Альфасклад»
Возможности: 1. Выход на новые рынки или сегменты рынка. 2. Расширение ассортиментной линии. |
Угрозы: 1. Возможность появления новых конкурентов. 2. Возрастающее влияние на цены у покупателей и поставщиков. | |
Сильные стороны: 1. Более образованное, динамичное, гибкое и молодое руководство среднего звена. |
ПОЛЕ "СИВ" Выход на новые рынки - репутация, гибкая ценовая политика, активная роль маркетинга. Расширение ассортимента - активная роль маркетинга, образованное руководство. |
ПОЛЕ "СИУ" Появление новых конкурентов - гибкая ценовая политика, активная роль маркетинга, репутация. Влияние на цены покупателями и поставщиками - гибкое руководство, ценовая политика. |
Слабые стороны: 1.Тесные складские помещения, 2. Отсутствие единого пространства для представления полного ассортимента продукции |
ПОЛЕ "СЛВ" Тесные складские помещения - вертикальная интеграция. Низкая прибыльность, дополнительные издержки - выход на новые рынки. |
ПОЛЕ "СЛУ" Конкурентное давление - старое оборудование, более низкая прибыль из-за высоких издержек. Влияние на цены покупателями и поставщиками - более низкая прибыльность из-за высоких расходов |
Источник: собственная разработка.
К внешним причинам относятся:
К внутренним причинам отклонения от плана можно отнести:
Считается, что при выработке стратегии основное внимание нужно уделить полю "СИВ", так как оно дает возможность для развития. Сопоставление на поле "СИВ" возможностей выхода на новые рынки с сильными сторонами предприятия создает благоприятные условия, прежде всего, в отношении перспективных, с разработанным брендом продуктов (скоростные промышленные ворота, стальные рулонные ворота). К этим продуктам необходимо применить активную атакующую стратегию, расширить производство и позиционироваться на новых ценовых сегментах.
На поле "СИУ" угрозы усиления конкурентного давления касаются прежде всего основных ассортиментных групп предприятия (конвейеры, маркизы, туннели, мобильные склады). С учетом сильных сторон ЗАО «Альфасклад» (гибкая ценовая политика, репутация) маркетинговую стратегию для данных продуктов можно определить как оборонительную, так как необходимо учитывать также факторы, попавшие на поле "слабость и угроза".
Оборонительная стратегия сформулирована на основе результатов маркетинговых исследований в виде стратегий позиционирования основных продуктов ЗАО «Альфасклад» (промышленные и бытовые ворота, автоматика для воротных систем, уравнительные платформы, герметизаторы проемов, перегрузочные тамбуры и другое складское оборудование от группы компаний «DoorHan»).
На поле "СЛВ" (слабость и возможность) данная комбинация факторов позволяет за счет появившейся возможности (расширения производственных мощностей вследствие выхода на новые рынки) устранить слабые стороны организации (тесные складские помещения).
Также вследствие вертикальной интеграции (вхождение в группу компаний «Семь холмов») можно ослабить влияние слабых сторон организации (тесные складские помещения, отсутствие единого склада готовой продукции, дополнительные издержки по транспорту, более низкая прибыльность из-за высоких издержек).
В SWOT-анализе необходимо не только вскрыть угрозы и возможности, но и попытаться оценить их с точки зрения того, сколь важным для фирмы является учет в стратегии своего поведения каждой из выявленных угроз и возможностей. Для такой оценки применяется метод позиционирования каждой конкретной возможности на матрице возможностей. Матрица возможностей для ЗАО «Альфасклад» представлена в таблице 2.3.
Таблица 2.3 – Матрица возможностей
Сильное влияние |
Умеренное влияние |
Малое влияние | |
Высокая вероятность |
Выход на новые рынки или сегменты рынка за счет брендированной продукции |
Вертикальная интеграция |
|
Средняя вероятность |
Расширение ассортиментной линии |
||
Низкая вероятность |
Источник: собственная разработка.
Как видно, все три возможности ЗАО «Альфасклад» имеют для нее большое значение и их надо обязательно использовать.
Похожая матрица составляется для оценки угроз. Сверху откладываются возможные последствия для ЗАО «Альфасклад», к которым может привести реализация угрозы. Сбоку откладывается вероятность того, что угроза будет реализована (таблица 2.4).
Таблица 2.4 – Матрица угроз
Разрушение |
Критическое состояние |
Тяжелое состояние |
"Легкие ушибы" | |
Высокая вероятность |
Возрастающее конкурентное давление |
Возможность появления новых конку-рентов |
||
Средняя вероятность |
Возрастающее влияние на цены у покупателей и поставщиков | |||
Низкая вероятность |
Источник: собственная разработка.
Самая опасная угроза - возрастающее конкурентное давление - должна быть обязательно и немедленно устранена. Угроза появления новых конкурентов должна постоянно находиться в поле зрения руководства ЗАО «Альфасклад» и устраняться в первостепенном порядке. Что касается возрастания влияния покупателей и поставщиков на цены, то этой угрозе можно уделить меньше внимания.
Применение в стратегическом планировании маркетинга современных методов анализа позволяет эффективно управлять продуктовым портфелем предприятия, вырабатывать соответствующие маркетинговые стратегии по ассортиментным линиям для достижения целей организации в целом.
3 Разработка рекомендаций
по повышению
Повышение конкурентоспособности ЗАО «Альфасклад» имеет два направления:
- первое - завоевание рынков, используя все свои конкурентные преимущества;
- второе - адаптация и развитие предприятия в условиях рыночной экономики.
Все мероприятия по повышению конкурентоспособности могут быть разделены на три группы:
- мероприятия по повышению конкурентоспособности продукции;
- по повышению конкурентного потенциала предприятия;
- по разработке конкурентных стратегий на рынке.
Первая группа включает мероприятия по повышению конкурентоспособности продукции, на которое, главным образом, влияет снижение себестоимости продукции, достигаемое за счет:
Ко второй группе отнесены мероприятия по повышению конкурентного потенциала предприятия по направлениям: совершенствование производственного процесса и организационной деятельности; улучшение использования финансового потенциала, совершенствование кадровой политики. Улучшение использования финансового потенциала включает; повышение эффективности инвестиций, улучшение использования собственного капитала, совершенствование механизма привлечения и использования заемных средств; повышение финансовой устойчивости предприятия, улучшение его деловой репутации; повышение платежеспособности предприятия; выявление резервов снижения дебиторской и кредиторской задолженностей; создание инновационных фондов.
Совершенствование кадровой политики предприятия предполагает: сокращение потерь рабочего времени; повышение квалификации работников; развитие творческой активности кадров; повышение социальной защищенности работников; повышение производительности труда; реализацию потенциальных возможностей кадрового состава предприятия на основе совершенствования мотивационного механизма. Третья группа содержит мероприятия по разработке и реализации конкурентных стратегий на рынке. В эту группу включены: изучение конъюнктуры рынка и его сегментация, выбор целевого рынка и его сегмента определение условий деятельности на этом рынке, разработка и выбор конкурентных стратегий, способов продвижения товара, мероприятий по стимулированию сбыта, рекламный концепций; повышение эффективности рекламы; совершенствование уровня патентно-правовой работы и др.
Сюда же отнесены
резервы использования
Информация о работе Конкурентноспособность предприятия, способы и мероприятия ее повышения