Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Декабря 2011 в 21:33, курсовая работа
Целью работы является: показать природу и сложность коммуникаций, рассмотреть их значение в организации; раскрыть содержание коммуникационного процесса и рассмотреть препятствия, стоящие на пути коммуникаций; рассмотреть различные виды коммуникаций и определить методы повышения их эффективности; раскрыть роль и содержание межличностных и организационных коммуникаций и определить факторы, влияющие на них.
Введение…………………………………………………………………………...3
1. Коммуникации в организации…………………………………………………4
Сущность и роль коммуникаций……………………………………….4
Процесс коммуникаций в организации…………………………………7
Современные виды коммуникаций……………………………………11
2. Анализ системы коммуникаций……………………………………………...18
2.1. Проблемы коммуникаций……………………………………………...18
2.2. Барьеры, препятствующие эффективным
организационным коммуникациям……………………………….…………….19
2.3. Барьеры на пути межличностных коммуникаций…………………….23
3. Совершенствование коммуникаций в организаций………………………27
3.1. Направления по совершенствованию коммуникационных
процессов в организации………………………………………………………..27
3.2. Новые виды коммуникаций (intranet)…………………………………...29
Заключение……………………………………………………………………….38
Список литературы………………………………………………………………40
Кроме
нисходящих коммуникаций, организации
необходимы восходящие. Восходящие коммуникации
выполняют также функцию
Таблица 3
Характеристика вертикальных коммуникаций.
Вид коммуникаций | Цели | Виды передаваемой в сообщении информации |
Нисходящие |
1.Поставить подчиненным
конкретные задачи для выполнения работы.
2.Оперативно сообщить новости о деятельности организации. 3.Осуществить инструктирование по выполнению работы. 4.Обеспечить обратную связь с подчиненными по результатам деятельности. 5.Предоставить всю информацию, необходимую для выполнения работы. 6.Обеспечить социальную поддержку подчиненным |
1.Об изменениях
в политике организации.
2.О бюджете организации, его изменении, исполнении. 3.Директивы вышестоящих органов управления. 4.О новых системах и процедурах. 5.Инструкции, информация для выполнения заданий. 6.О кадровых перемещениях и реорганизации. |
Восходящие | 1.Получить достоверную
информацию о ходе выполнения работы и
конечных результатах.
2.Обеспечить обратную связь с руководителем о полученных заданиях. 3.Изучить мнение подчиненных по интересующим вопросам. 4.Получить представление об улучшении деятельности организации. |
1.Отчеты о выполнении
работы, возникших в ходе работы проблемах.
2.Обращения с просьбой получить консультации по интересующим вопросам. 3.Жалобы подчиненных. 4.Предложения подчиненных. 5.Мнения подчиненных. |
Благодаря им менеджеры узнают о текущих и потенциальных проблемах и предполагают корректировочные меры. В последнее время менеджеры используют новую форму восходящих коммуникаций – рабочие группы, регулярно собирающихся раз в неделю для обсуждения и решения производственных и сервисных проблем, они называются кружками качества. Восходящие коммуникации. Как правило, осуществляются в форме отчетов. Предложений и пояснительных записок.
Горизонтальные коммуникации – коммуникации, направленные на координацию и интеграцию деятельности сотрудников различных отделов и подразделений на одних и тех же уровнях иерархии для достижения целей организации; способствует повышению эффективности использования всех видов ресурсов организации.
Диагональные
коммуникации – коммуникации, осуществляемые
работниками отделов и
Электронные
коммуникации . Электронная почта (
e-mail) представляет собой коммуникативную
компьютерную систему, которую Энли Гров,
исполнительный директор Intel Corporation, описывает
как «первое проявление переворота в понятиях
о том, как передается информация и как
должно управлять этим процессом». Электронная
почта позволяет практически мгновенно
отправить сообщение конкретному получателю
или сотне адресатов, которые будет храниться
в их персональных компьютерах до тех
пор, пока его не прочтут. Некоторые системы
электронной почты позволяют рассылать
сообщения в различных режимах, переводить
их на иностранные языки. Основными преимуществами
систем электронной почты являются высокая
скорость передачи и удобство пользования,
а самый существенный их недостаток –
отсутствие непосредственного личного
контакта и связанные с этим трудности
точной передачи и интерпретации эмоций
и тонких чувств в кратких (несколько стерильных)
печатных сообщениях.
2. Анализ системы коммуникаций
Осуществление коммуникаций в
некоторых случаях сопряжено
со значительными трудностями.
Если два человека значительно
расходятся во мнениях по
Вторая возможная проблема –
когнитивный (познавательный) диссонанс,
т.е. внутренний конфликт и
беспокойство, возникающие в тех
случаях, когда люди получают
информацию, несовместимую с их
системами ценностей, ранее
При вступлении в контакт отправитель должен проявлять особую осторожность, поскольку коммуникации являются как мощной формой самораскрытия перед другими людьми, так и источником возможной оценки коммуникатора окружающими. В ходе коммуникации мы не только открываем что-то другим людям (содержание), но пока мы передаем сообщение (говорим), получатели выносят нам определенную оценку. Данный аспект коммуникации побуждает отправителя задуматься о сохранении лица, т.е. он стремится предотвратить критические высказывания в собственный адрес со стороны других людей. Негативные оценки подвергают опасности прежде всего чувство собственного достоинства индивида. Иногда «критик»и сам сожалеет, высказав не что, противоречащее нашему представлению о себе. Хотя такие «вызывающие сожаления» сообщения часто передаются непреднамеренно, они обычно вызывают тяжелые чувства у получателя, создают напряженность в отношениях, иногда приводят к их разрыву. К вызывающим сожаление сообщениям относятся, например. Грубые вербальные ошибки, личные выпады, порочащие репутацию стереотипные высказывания, саркастическая критика или опасная информация. Очень часто такого рода сообщения передаются во время эмоциональной конфронтации.
Проблемы,
связанные с созданием
2.2.
Барьеры, препятствующие
Наличие четко действующих коммуникаций в организациях способствует решению многих важнейших организационных проблем, в частности координации деятельности отдельных структурных единиц в организации относительно общей цели, обеспечивают устойчивые отношения с внешней средой, предоставляю подразделениям организации необходимой рабочей информации и целевых указаний и др.
Однако создание коммуникационных сетей, формирование устойчивых коммуникационных каналов сопряжены с рядом трудностей, вызванных как дефектами в каналах информации, так и дефектным кодированием или декодированием получаемых сообщений.
Основная
проблема коммуникаций между элементами
организационной структуры
1.
Искажение сообщений – явление,
Все искажения в организационных коммуникациях разделяются на три группы:
- непреднамеренные искажения, которые возникают в силу недостатка информации, неясности ситуации или затруднений в межличностных контактах;
- сознательные искажения, которые предоставляют гораздо большую опасность при принятии решений в организации и постановке целей: в данном случае промежуточное звено в коммуникационной цепочке не согласно с содержанием сообщения (например, не согласно с распоряжением вышестоящего органа управления) и стремится изменить характер его воздействия;
- фильтрация информации в сообщении, когда отсекается ненужная в данный момент информация, остается только суть. Эта операция в коммуникационном процессе может привести к потере информации, вредным упрощениям, которые препятствуют принятию эффективных управленческих решений. Отрицательный эффект фильтрации наблюдается, когда высших руководителей пытаются снабжать только информацией положительного содержания, не доводя до их сведенья наиболее острые проблемы; когда существует страх перед наказанием; ощущается бесполезность информации из-за ее неправильной оценки
2.
Информационные перегрузки
3.
Недостатки в структуре
Другим важным структурным недостатком является отсутствие устойчивых горизонтальных связей между отдельными подразделениями организации, например когда руководство организации допускает только вертикальные связи, а коммуникации между подразделениями одного уровня считаются незначительными и ненужными. Такой недостаток характерен для высокоцентрализованных и формализованных линейных структур.
Еще одним существенным недостатком следует признать наличие конфликтов между отдельными группами и подразделениями организации. Зачастую конфликты заложены в самой структуре организации. Подразделения или отдельные руководители, находящиеся в состоянии конфликта, могут не только способствовать разрыву коммуникационных связей внутри организации, но и использовать коммуникационные сети для достижения собственных целей в борьбе с другими подразделениями. Например, если в организации производятся два вида продукта или услуг и не предусмотрен разделение ресурсов, эквивалентное вкладу каждого из двух подразделений, то между ними возникает конфликт, каждый из участников которого использует коммуникационные каналы организации для принижения роли другого и возвышения собственной.