Классификация предприятий отрасли

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Февраля 2012 в 22:13, реферат

Описание работы

Понятие отрасли экономики. Классификации отраслей народного хозяйства.
Сфера услуг и ее структура. Специфика услуги как товара. Сущность услуги как экономической категории.
Понятие индустрии: питания, гостеприимства, туризма.

Работа содержит 1 файл

эконом отр..doc

— 227.50 Кб (Скачать)

Отличительными  характеристиками услуг являются: неосязаемость (нематериальная форма); адресность предоставления; неотделимость от источника; изменчивость качества (гетерогенность).

Неосязаемость (нематериальная форма) услуг

Услуги  невозможно увидеть, попробовать, продемонстрировать или изучить до их получения. Эта  характеристика предопределяет особенности  взаимоотношений между продавцом  и покупателем услуг (провайдером  и клиентом). Покупателю или его представителям нелегко разобраться и оценить, что продается, до получения услуги. В связи с этим покупатели вынуждены полагаться на то, что их не обманут и не подведут.

Адресность предоставления

Услуги  предоставляются непосредственно  заказчику. Это отличает их от материальной продукции, которая выпускается, как правило, ориентируясь не на конкретного потребителя, а на общий рынок спроса. Услуги можно оказывать только тогда, когда поступают заказы от конкретных клиентов.

Неотделимость от источника

Услуги неотделимы от своего источника, будь то человек или машина. Это означает, что их нельзя произвести впрок и хранить, чтобы затем при необходимости реализовать. Данная характерная черта жестко ограничивает участие в процессе купли-продажи услуг торговых посредников. Реализация и производство в сфере обслуживания базируется на прямых контактах между производителями и потребителями.

Изменчивость  качества (гетерогенность) услуг

Большинство услуг до момента их продажи не могут быть рассчитаны, измерены, инвентаризованы, опробованы на вкус и проверены с целью подтверждения их качества.

Качество  услуг в значительной степени  зависит от того, кто их обеспечивает, а также где, когда и как  они предоставляются, важнейшую  роль в их изменчивости играет сам  клиент.

Необходимость изучения услуги как экономической категории усиливается еще и тем, что правовая научная мысль не всегда успевает осваивать достижения экономической науки об инфраструктуре, сфере обслуживания, о категориях и видах услуг, в результате чего правовая проблематика сферы обслуживания оказывается в замкнутом юридическом круге.  

Термин  «услуга» в экономической литературе используется в самых различных  аспектах, в зависимости от того, какая область экономических  знаний оперирует этим понятием.  

Начнем с того, что в экономике существует сфера услуг и сфера обслуживания. Следует различать эти понятия.  

К сфере  услуг относятся только те отношения, в результате которых гражданину оказывается услуга, причем услуга как экономическая категория. К. Маркс определил услуги как « особую потребительную стоимость», ибо труд оказывает услуги не в качестве вещи, а в качестве деятельности». Потребительная стоимость - это все то, что удовлетворяет человеческие потребности. Но удовлетворять потребности людей призваны и вещи и услуги, и что касается различий между услугами и вещами, то эти различия выявляются при сравнении их физической формы. Дело в том, что услуга представляет собой деятельность, и именно этим она может противопоставляться вещи. Важно констатировать еще одну особенность услуги, которая отмечалась, прежде всего, экономистами  а лишь позже приобрела и юридическое значение. Для гражданско-правового регулирования услуг важно принимать во внимание, что услуги делятся на два вида: одни воплощаются в товарах, другие же не оставляют овеществленных результатов, существующих отдельно от исполнителей этих услуг. Таким образом, услуга, которая воплощается в товаре, является лишь деятельностью, опосредующей процесс производства вещи. В данном случае происходит слияние деятельности по производству или изменению вещи с результатом, то есть с самой вещью, являющейся продуктом труда, сама же деятельность - является процессом труда. При этом конечная цель заключается в получении необходимой вещи, обладающей определенными характеристиками и свойствами. Что касается услуги, не получающей овеществленной формы, то она одновременно является и процессом, и продуктом труда. Данное качество услуги послужило основанием для отнесения ее как процесса труда к сфере обслуживания, в то время как единство процесса и продукта труда относилось к сфере услуг. Иными словами, в сферу услуг входят только те экономические отношения, когда граждане для удовлетворения своих потребностей получают «особую потребительную стоимость» в виде деятельности определенного человека или организации. По этому признаку сюда не могут быть включены отношения по продаже товаров, ведь «… товар как таковой никогда не является непосредственно предметом потребления, а является носителем меновой стоимости». По экономическому же основанию не признается услугой обслуживание в связи с предоставлением населению вещей во временное пользование (имущественный, жилищный наем, бытовой прокат), что обусловлено характером экономического отношения при найме вещи. Также как нельзя отождествлять сферу обслуживания и сферу услуг, нельзя и считать, что все услуги однородны по своей экономической сущности. По мнению К. Маркса «известного рода услуги, иными словами потребительные стоимости, представляющие собой результат известных видов деятельности или труда, воплощаются в товарах, другие же услуги, напротив, не оставляют осязательных результатов, существующих отдельно от исполнителей этих услуг; иначе говоря, результат их не есть пригодных для продажи товар». Услуги первого рода, при которых результаты деятельности воплощаются в товарах (вещах), - это работы по изготовлению и ремонту одежды, обуви, головных уборов, фотоработы и т.д.. К услугам второго рода, где результаты деятельности не существуют отдельно от исполнителей и не являются товарами, относятся: так называемые личные услуги, когда удовлетворяются нужды самого человека (обучение игре на музыкальных инструментах, репетиторство, присмотр за детьми, телефонная связь, врачебная косметика и т.д.); услуги, в результате которых выполняются хозяйственные поручения граждан (комиссия, экспедиция, вручение подарков, доставка мебели, посылок и т.д.); услуги по сохранению имущества (хранение вещей в ломбарде, платные стоянки автомобилей и т.д.); информационные услуги; услуги гостиниц (исключая предоставление помещения). Такова экономическая характеристика услуг, которая дает возможность определить, что отношения по оказанию услуг относятся к предмету гражданско-правового регулирования. Услуги первого рода являются в юриспруденции предметом подрядных договоров и именуются работами, а услуги второго рода - предметом договоров, порождающих обязательства по оказанию услуг. Мы постепенно подошли к вопросу выявления содержания понятия услуги в гражданском праве. 

Понятие индустрии: питания, гостеприимства, туризма. Взаимосвязи и пересечения отраслей.

Туризм в настоящее время развивается очень стремительно. Именно туризм стал одним из доступных средств познания окружающего нас мира, его истории, достопримечательностей и культурного наследия.

Туризм  представляет собой один из видов услуг и принадлежит к быстро развивающимся отраслям экономики.

В современной  научной литературе существует много  определений терминов "туризм" и "гостеприимство".

Гостеприимство - это более точное понятие, так  как направлено на удовлетворение потребностей не только туристов, но и потребителей вообще.

Следует отметить, что понятия туризма  и гостеприимства нельзя рассматривать  в отдельности: это два взаимосвязанных  термина. Туристы являются потенциальными потребителями, имеющими разнообразные желания и потребности, зависящие от целей их путешествий. Понятие "гостеприимство" во всех словарях толкуется как любезный прием гостей, радушие по отношению к гостям. Гостеприимство - это одно из понятий цивилизации, которое благодаря прогрессу и времени превратилось в мощную индустрию, в которой работают миллионы профессионалов, создавая все лучшее для потребителей услуг (туристов). Индустрия гостеприимства включает в себя различные сферы деятельности людей - туризм, отдых, развлечения, гостиничный и ресторанный бизнес, общественное питание, экскурсионную деятельность, организацию выставок и проведение различных научных конференций. 

Схематично  можно представить  туристскую индустрию  следующим образом 

(рис. 1.) 

 

Рис.1.1 Структура туристской индустрии 

Аналогично  понимает строение туристской индустрии  и Дж. Уокер - автор известных в России учебников "Введение в гостеприимство" и "Управление гостеприимством" (рис.1.2). 
 

Рис.1.2 Структура туристской индустрии по Дж. Уокеру 

Несмотря  на некоторое различие в точках отсчета, Федеральный закон описывает объекты, а Дж. Уокер исходит из основных видов активности, предполагаемых туризмом, но не включает в структуру собственно туристские организации, - обе схемы показывают расширительное понимание туриндустрии, практически идентичное пониманию индустрии

гостеприимства  по Дж. Диттмеру и Дж. Гриффину. По мнению указанных авторов, в структуру индустрии гостеприимства входят собственно гостеприимство, а также путешествия и туризм (рис.1.3). 

 
 
 
 
 
 
 

Классификация предприятий отрасли: понятие, назначение, признаки классификации.

Классификация предприятий отрасли - совокупность предприятий и производств, обладающих общностью производимой продукции, технологий и удовлетворяемых потребностей.

По  законодательству РФ отрасль экономики составляют производители аналогичного или непосредственно конкурирующего товара, на долю которых приходится основная часть (более 50%) объема производства такого товара.

Классификация отраслей - утвержденный в установленном  порядке перечень отраслей народного хозяйства, обеспечивающий сопоставимость показателей для планирования, учета и анализа развития промышленности.

Внутри  крупных отраслей, складывающихся на основе общественного разделения труда, выделяются более  дробные отрасли, которые представляют собой совокупность предприятий, производящих однородную продукцию, или совокупность учреждений, организаций, связанных с выполнением определенных общественных функций.

Классификация отраслей народного  хозяйства определяет состав каждой отрасли, наименования отраслей, подотраслей и производств, код каждого из них, необходимый для машинной обработки. Группировка предприятий по отраслям производится исходя из назначения выпускаемой продукции, характера технологического процесса или общности используемого сырья.

В России действует "Отраслевой классификатор  отраслей народного хозяйства" (ОКОНХ), в котором выделяются:

1) Отрасли  производственной сферы.

2) Отрасли  непроизводственной сферы.

ОКОНХ представляет собой группировки  видов деятельности по отраслям, отличающимся характером функций, выполняемых ими в общей системе общественного разделения труда. 
 

ОКВЭД предназначен для классификации и кодирования видов экономической деятельности и используется при решении следующих статистических и учетных задач:

- классификация  и кодирование видов экономической  деятельности при регистрации  предприятий;

- определение  основного и других видов экономической  деятельности при регистрации;

- государственное  регулирование отдельных видов  деятельности;

- государственное статистическое наблюдение;

- подготовка  статистической информации;

- кодирование  в едином государственном регистре  предприятий и организаций и  других российских регистрах;

- решение  аналитических задач.

Общероссийский  классификатор видов экономической деятельности ОК 029-2007 (КДЕС Ред. 1.1), введенный в действие с 1 января 2008 года до 1 января 2011 года без отмены данного Классификатора, используется совместно с Общероссийским классификатором продукции по видам экономической деятельности при проведении всероссийского экономического обследования хозяйствующих субъектов и разработке базовых таблиц "затраты-выпуск", и применяется при решении задач, связанных с:

- осуществлением государственного  статистического наблюдения по  видам деятельности за развитием  экономических процессов;

- подготовкой статистической информации  для сопоставления на международном  уровне. 
 
 
 
 

Код группировок  видов экономической деятельности состоит из двух - шести цифровых знаков и его структура может быть представлена в следующем виде:

XX. - класс;

ХХ.Х - подкласс;

ХХ.ХХ - группа;

ХХ.ХХ.Х - подгруппа;

ХХ.ХХ.ХХ - вид.

Классификация предприятий общественного  питания: по типу, специализации, форме обслуживания, размеру, специализации, и т.п. 

Типы  предприятий общественного питания  и их характерные особенности 

Ресторан является наиболее комфортабельным предприятием питания. Это объект общественного питания с широким ассортиментом блюд сложного приготовления, включая заказные и фирменные, вино - водочные, табачные и кондитерские изделия, покупные товары с повышенным уровнем обслуживания в сочетании с организацией досуга.

Бар - это специализированный объект общественного питания с барной стойкой, реализующий различные напитки: смешанные, крепкие алкогольные, слабоалкогольные и безалкогольные; закуски, мучные кондитерские и булочные изделия, покупные товары. Он предоставляет посетителям максимальный уровень комфорта. Бары могут функционировать как самостоятельные объекты или при других объектах питания (например, ресторанах).

Информация о работе Классификация предприятий отрасли