Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Февраля 2012 в 22:13, реферат
Понятие отрасли экономики. Классификации отраслей народного хозяйства.
Сфера услуг и ее структура. Специфика услуги как товара. Сущность услуги как экономической категории.
Понятие индустрии: питания, гостеприимства, туризма.
Тема.
Классификация предприятий
отрасли.
Понятие
отрасли экономики. Классификации
отраслей народного хозяйства.
Сфера
услуг и ее структура. Специфика
услуги как товара. Сущность услуги
как экономической категории.
Понятие
индустрии: питания, гостеприимства, туризма.
Взаимосвязи и пересечения отраслей.
Классификация
предприятий отрасли: понятие, назначение,
признаки классификации.
Классификация
предприятий общественного
Классификация
средств размещения: по функциональному
назначению, виду, вместимости номерного
фонда, месторасположению, сезону, и
т.п.
Классификация туристский предприятий: турорганизаторы (туроператоры и турагенты), производители туристских услуг (транспортные предприятия, средства размещения, предприятия общественного питания, и др.).
Отличия
в классификации отечественных
и зарубежных предприятий отрасли.
Понятие
отрасли экономики.
Классификации отраслей
народного хозяйства.
Отрасль экономики - совокупность предприятий и производств, обладающих общностью производимой продукции, технологий и удовлетворяемых потребностей.
Сущность
национальной экономики состоит
в том, что она представляет собой
сложившуюся систему
Изучению национальной экономики посвящен ряд смежных с ней наук и учебных дисциплин:
экономика промышленности;
экономика строительства;
экономика сельского хозяйства;
экономическая теория
Структура
народного хозяйства (от лат. structura -
порядок) - комплекс производств той
или иной страны, возникший на основе
сочетания общественного
Понятие
"отрасль" - основное структурное
подразделение народного
Группа однородных отраслей народного хозяйства образует сферу народного хозяйства. Так, в соответствии со спецификой производства, а также распределения и перераспределения производственных благ выделяются производственная и непроизводственная сферы.
Производственная сфера народного хозяйства - относятся все отрасли, производящие материальный продукт,
Непроизводственная сфера - отрасли, производящие непроизводственные услуги. Производственные отрасли в зависимости от использования материального продукта и специфики его создания делятся на промышленность, сельское хозяйство и строительство.
Отрасли тяжелой промышленности, куда входит электроэнергетика, топливная промышленность, металлургия, химическая и нефтехимическая отрасли, деревообрабатывающая и пр. отрасли.
Отрасли легкой промышленности: текстильная, швейная, обувная, меховая.
Отрасли пищевой промышленности: Консервная промышленность, Молочная промышленность, Мясная промышленность, Масложировая промышленность, Макаронная промышленность, Кондитерская промышленность, Винодельческая промышленность, Пивоваренная и безалкогольных напитков промышленность, Рыбная промышленность, Соляная промышленность, Сахарная промышленность.
Отрасли Сельское хозяйство, в свою очередь, включает в себя отрасли растениеводства и животноводства.
В целом совокупность всех структурных подразделений и составляет макроэкономическую структуру народного хозяйства.
Структура
национальной экономики - это совокупность
исторически сложившихся
Выделяют следующие виды структуры национальной экономики:
1) домашнее
хозяйство, подразумевающие
2) социальная
структура, исходящая из
3) отраслевая
структура, предполагающая
4) территориальная
структура, предполагающая
5) инфраструктура
национальной экономики,
6) структура внешней торговли, предполагающая анализ характера соотношений различных товарных групп, их импорта и экспорта.
2. Инфраструктура экономики: виды и значение для национальной экономики
Слово "инфраструктура" образовано от сочетания латинских терминов "infra" - "под, ниже" и "structura" - "расположение", структура. Существует неоднозначное определение инфраструктуры. Во-первых, под ней понимается совокупность системы обслуживания, основная задача которой заключается в обеспечении работы производства и предоставлении различных услуг населению. Во-вторых, под инфраструктурой понимается совокупность единиц, деятельность которых направлена на обеспечение нормального функционирования национальной экономики.
Инфраструктура имеет большое значение для функционирования национальной экономики, представляя собой неотъемлемую ее часть. На современном этапе развития российской экономики роль инфраструктуры в экономике увеличивается, и продолжается процесс ее совершенствования.
Выделяются следующие основные виды инфраструктуры в национальной экономике:
1) производственная инфраструктура;
2) социальная инфраструктура;
3) рыночная инфраструктура.
Производственная инфраструктура - это совокупность единиц национальной экономики, основной целью функционирования которых является обеспечение нормального функционирования производственного процесса. Например, грузоперевозки, тоннажные судоперевозки и т.д.
Социальная инфраструктура - это совокупность единиц национальной экономики, функционирование которых связано с обеспечением нормальной жизнедеятельности населения и человека. Ее роль в современной национальной экономике постоянно повышается, а основная задача заключается в обеспечении жизнедеятельности населения на все более высоком качественном уровне. Влияние социальной инфраструктуры на национальную экономику заключается в том, что она позволяет обеспечить воспроизводство трудовых ресурсов - основного ресурса экономики.
Рыночная
инфраструктура - это совокупность
единиц национальной экономики, функционирование
которых направлено на обеспечение
нормальной деятельности рынка и
его развитие. Она представлена совокупностью
различных организаций и учреждений, обеспечивающих
деятельность различных отраслей экономики.
Сфера
услуг и ее структура.
Специфика услуги
как товара. Сущность
услуги как экономической
категории.
В зависимости от того, в чем именно проявляются услуги, сферу сервиса чаще всего условно подразделяют на два подсектора:
производство материальных услуг (транспорт, торговля, жилищно-бытовое обслуживание и прочее.);
производство нематериальных услуг (управление, деятельность армии и органов безопасности, образование, здравоохранение, наука, искусство, шоу-бизнес, социальное обслуживание, маркетинг, аудит, кредитование, страхование и т.п.).
Производство
материальных услуг неотрывно связано
с материальными объектами: транспорт
изменяет положение предметов в пространстве,
торговля – их принадлежность кому-либо
и т.д. В отличие от него производство нематериальных
услуг (знаний, безопасности, здоровья,
положительных эмоций) гораздо сильнее
оторвано от материальных объектов. Здесь
объектом воздействия становятся не другие
вещи, а непосредственно человек.
Впрочем, это противопоставление материального/нематериального очень относительно: скажем, в торговле продавать можно нематериальные услуги (как это происходит, например, при покупке билета в кинотеатр), а здравоохранение невозможно без использования вполне материальной аппаратуры. Многие конкретные виды сервиса соединяют сразу оба подсектора: например, туризм включает и транспортные услуги, и образование (экскурсионное обслуживание). Поэтому до сих пор среди специалистов нет единства по поводу того, каков же отраслевой состав сферы услуг. Например, транспорт одни причисляют к сфере услуг, а другие считают нужным рассматривать как особую сферу экономики, равнозначную сельскому хозяйству, промышленности и собственно сфере услуг.
Наряду с традиционным делением сферы услуг на подсектора материального/нематериального производства встречаются и другие классификации.
В частности, чтобы подчеркнуть огромное значение в эпоху НТР производства и распространения знаний, науку и образование стали выделять в особый четвертичный сектор, отдельный от третичного (прочие услуги).
В литературе можно также встретить деление сферы услуг на три сектора:
третичный – инфраструктурный (транспорт, связь, передача электричества и тепла);
четвертичный – распределительно-обменный (торговля, страхование, финансы);
пятиричный
– социально-управленческий (управление,
наука, образование, здравоохранение,
искусство).
Услугам присущи характеристики и особенности, которые не только отличают их от материального товара, но и делают их уникальными.