Как повысить эффективность управления персоналом: опыт компании «Саламандер в России»

Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Октября 2011 в 14:27, курсовая работа

Описание работы

Цель курсовой работы: охарактеризовать современную систему управления трудовыми ресурсами в Российской Федерации.
Исходя из цели курсовой работы определены следующие задачи:
- выявить теоретические основы управления рынками труда;
- рассмотреть историю развития управления персоналом в России;
- рассмотреть пути совершенствования систему управления трудовыми ресурсами.

Содержание

Введение 3
Глава I Наука управления персоналом. 5
1.1 Управление персоналом: понятие, цели, задачи. 5
1.2 История науки управления персоналом в России. 8
Глава II Современная система управления персоналом. 16
2.1 Пути совершенствования системы управления персоналом. 16
Глава III Как повысить эффективность управления персоналом: опыт компании «Саламандер в России». 24
3.1 Основные направления повышения эффективности. 24
3.2 Как улучшить систему премирования менеджеров по продажам. 27
Заключение 30
Список литературы 32

Работа содержит 1 файл

персонал (восстановлен).docx

— 77.16 Кб (Скачать)

     Таким образом, научный подход к управлению персоналом и службы управления персоналом в нашей стране стали формироваться  еще в 20-е годы. Научная организация  труда (НОТ), в рамках которой разрабатывались  вопросы управления персоналом, формировалась  в связи с активным освоением  зарубежного опыта, анализом сущности и конкретных проявлений профессионального  подбора, профориентации, профконсультации, расстановки кадров, рациональной организации  труда и т. п. Этим проблемам посвящен ряд сохранивших до наших дней свое значение научных работ тех  лет.[13]

     Современное состояние. Сегодня специалисты  не пришли к единому пониманию  структуры, сущности и форм управления персоналом. Не достигнуто согласия в  употреблении терминов. В частности, понятия «управление персоналом», «кадровый менеджмент» и «менеджмент  кадров», означающие по существу одно и то же, в отечественной литературе употребляются на альтернативной основе, заставляющей думать, что придерживающиеся их ученые говорят о разных концептуальных системах и разных технологиях работы с кадрами. Сходным по существу, но различающимся по форме терминам, отечественные специалисты пытаются придать несходное концептуальное значение. Так, В. Р.Веснин предлагает различать два термина — управление кадрами и управление человеческими ресурсами. Он считает их не только разными, но и противоположными по смыслу. Первый отражает историческое прошлое и классический подход, второй — настоящее науки управления персоналом и современный, гуманистический подход. «Классический подход к управлению персоналом получил название «управление кадрами». Он характеризуется отношением к людям как к «винтикам»; ориентацией на авторитарный стиль руководства ими, требование безусловного подчинения; стремлением к минимизации затрат на привлечение, повышение квалификации кадров, решение социальных вопросов; использованием преимущественно денежных стимулов; индивидуальной организацией труда и его жесткой регламентацией; сосредоточенностью кадровых служб исключительно на «бумажной работе», не выходящей за рамки фиксации процессов найма, перемещения и увольнения, планирования потребности в кадрах в соответствии с заданиями производственных планов. Все управление персоналом в этих условиях сосредоточивается в отделе кадров и направлено на то, чтобы обеспечить наличие нужных людей в нужное время в нужных местах и освобождение от ненужных. Руководство людьми представляет собой самостоятельную функцию, осуществляемую непосредственно линейными руководителями независимо от кадровых служб».

     В отличие от классического современный  подход строится на совершенно иных методологических принципах. Сегодня, по мнению В. Р.Веснина, коренным образом изменилась роль человека в производстве. Если прежде он рассматривался лишь как один из факторов последнего, ничем по существу не отличающийся от машин и оборудования, то ныне он превратился в главный стратегический ресурс достояние компании в конкурентной борьбе. Люди теперь рассматриваются не как кадры, а как «человеческие ресурсы» и их ценность как фактора успеха все время возрастает. Затраты, связанные с персоналом, рассматриваются уже не как досадные расходы, а как инвестиции в человеческий капитал — основной источник прибыли. Они направлены на организацию медобслуживания, отдыха, занятий спортом, создание условий для развития творчества. В результате в крупных западных фирмах постепенно стала складываться система управления человеческим ресурсами, заменяющая систему управления кадрами. Она призвана сыграть ключевую роль в обеспечении условий конкурентоспособности и долгосрочного развития организации на основе регулирования отношений между ней и работниками в рамках стратегии бизнеса.

     Таким образом, если развивать дальше предлагаемый В. Р.Весниным подход, возникает новая  теоретико-методологическая парадигма, в которой термины «управление  персоналом» и «кадровый менеджмент», или «управление кадрами» выступают  не синонимами, а разными аспектами  одного целого. Самым общим понятием является управление персоналом, а  его частными разновидностями —  управление кадрами и управление человеческими ресурсами. Подобную ситуацию можно выразить графически (см. рис.1)

     

     Историческое  движение менеджмента от концепции  «управления кадрами» к стратегии  «управление человеческими ресурсами», по мнению указанного автора, характеризуется следующими основными изменениями в деятельности кадровых служб:

     — переходом от подбора и расстановки  кадров к участию в формировании стратегии бизнеса и организационных  изменений;

     — оказанием наряду с выполнением  традиционных функций помощи линейному  руководству;

     — профессионализацией сферы управления персоналом и сокращением в ней  роли технических исполнителей, призванных просто фиксировать состояние кадров;

     — участием в формировании и реализации политики социального партнерства;

     — ориентацией на развитие человеческих ресурсов в тесной связи с целями организации, не сводящееся лишь к тренингу и повышению их квалификации и  обеспечивающее ее высококвалифицированными, всесторонне развитыми и образованными  сотрудниками.

     В рамках концепции «управления человеческими  ресурсами» персонал «уравнен в правах»  с основным капиталом, и расходы  на него рассматриваются как долгосрочные инвестиции; кадровое планирование переплетается  с производственным, и сотрудники становятся объектом корпоративной  стратегии; активно внедряется групповая  организация труда, а поэтому  делается акцент на создание команды, развитие способностей людей и формирование корпоративной культуры; кадровые службы решают организационные и аналитические  вопросы, а также оказывают поддержку  линейным руководителям с целью  облегчить адаптацию сотрудников  в компании.

     Таким образом, управление человеческими  ресурсами направлено на решение  принципиально новых, глобальных долгосрочных задач, повышение экономической  и социальной эффективности работы организации, поддержание ее баланса  со средой.

     К сожалению, такой подход еще не стал общепризнанной моделью в отечественной  социологии. Большинство специалистов по управлению продолжает путаться в  терминах, предлагая самые разные, порою противоречащие друг другу  дефиниции и интерпретации.

     Несогласованность в области терминологии характерна, как правило, для ранних этапов становления  той или иной научной дисциплины. Хотя в нашей стране управление персоналом имеет глубокие корни, в связи  с чем можно вспомнить глубокие работы отечественных ученых, подготовленные как в 20 — 30-е годы, так и в 60 —80-е годы, но переход к рыночному  обществу создал у некоторых, если не у подавляющего числа специалистов, иллюзию о том, что одновременно с социально-экономическим укладом  меняется сама наука.

     Почвой  для подобных иллюзий могла послужить  все та же терминология. В советское  время академические и заводские  социологи говорили о кадровой политике, социалистической системе управления, управлении трудовым коллективом. Естественно, что руководствовались они такой  парадигмой и такими теоретико-методологическими  принципами, в частности, демократическим  централизмом, принципом партийности, а также приоритета коллективных целей над личными, которые сегодня  считаются неприемлемыми. Однако и  в рамках устаревшей теоретико-методологической парадигмы отечественным ученым удавалось разрабатывать поразительные  по своей научной продуманности  и практической эффективности социальные и кадровые технологии. Приведу лишь некоторые факты из недавней истории заводской социологии.

     В 70 — 80-е гг. в социолого-психологических  службах широкое распространение  получили автоматизированные информационные системы АСУ «Кадры», «Социальное  развитие», «Здоровье» и т. п. Так, в  Рижском ПО «Коммутатор» был разработан целый набор АС социального управления (в том числе АСУ прогнозирования  профпригодности, аттестации ИТР и  руководителей, комплектования коллективов, формирования резерва на выдвижение). [13] На Ленинградском заводе «Светлана» в конце 60-х гг. была создана при участии социологов и социопсихологов система индивидуального продвижения молодых работниц (как правило, конвейерное производство), включая обучение в техникуме и ВТУЗе этого предприятия.

     Достаточно  широко развивалось в 80 — 90-е гг. управленческое консультирование с  применением инновационных и  организационных игр. В системе  повышения квалификации действовали  социолого-психологические и менеджмент-бизнесовые курсы, где применялись активные методы обучения: деловые игры, анализ конкретных ситуаций, ролевые, коммуникативные  и сенситивные тренинги, которые  знакомили управленцев с социолого-психологической  теорией и методикой, отрабатывали у них навыки общения и взаимодействия с коллегами, подчиненными и руководителями, помогали освоить систему оценки резерва руководящих кадров, психологическое  тестирование, с помощью деловой  игры участвовать в разработке профессиограмм, наконец, познакомиться с методологией профессионального клиринга.

     В 70 — 80-х гг. социологические службы сформировались не только на многих крупных  предприятиях и объединениях, но и  в отраслях и регионах; возникли самостоятельные школы и направления, в ряде отраслей (Минэлектропром, Минрадиопром, Минпромсвязи, Минсудпром). Сложилась  разветвленная система заводских  служб. Наконец, выделились районы, наиболее продвинутые в социологическом  и психологическом обеспечении  нужд производства: Прибалтика, Ленинград, Днепропетровская область, Москва. В  частности, в Днепропетровской области  социологические лаборатории и  группы действовали на 100 крупных  предприятиях, функционировало множество  служб морально-психологического климата  и общественного мнения: «Ваше  настроение», «Сигнал», «Внимание», «Служба  семьи». Известны достижения в использовании  социально-психологических служб  в ПО «Днепрошина», «Азот» (г. Днепродзержинск), на комбайновом заводе им. Ворошилова, на металлургическом комбинате им. Ф. Дзержинского, на Северном и Южном  Горно-обогатительных комбинатах (г. Кривой Рог) и т. д. Среди лидеров можно  назвать службу ПО Днепровского машиностроительного  завода, созданную в 1972 г. [13] 
 
 

 

Глава II Современная система управления персоналом.

2.1 Пути совершенствования  системы управления  персоналом.

     Изменяющиеся  условия хозяйствования увеличивают  потребность в совершенствовании  системы управления персоналом. В России давно уже существует необходимость совершенствования и развития системы  управления персоналом. С этой целью необходимо глубже изучать зарубежный опыт, адаптируя его к национальным особенностям.

     Приведём сравнительный анализ устаревших и современных принципов управления, табл.1.

     Таблица 1                  

     Принципы  управления компанией 

                        Старые                          Новые
     Приказное управление      Работник  сам определяет пути и средства достижения поставленных целей
     Работники стимулируются повышением заработной платы и снижением рабочего времени      Удовлетворённость содержанием труда и возможностью проявить инициативу
     Управление  осуществляется медленной многозвенной бюрократической системой      Управленческая  структура состоит из минимального количества звеньев
     Трудовой  процесс разделён на максимально  возможное количество простейших операций      Трудовой  процесс разделён на небольшое количество сложных операций, каждая из которых  состоит из нескольких простых
     Индивидуальная  форма оплаты      Коллективная  форма оплаты
     Решения принимаются только на высшем уровне управления      Решения принимаются на всех уровнях управления
     В случае необходимости работника  легко заменить      Работника ценят и стремятся повысить его  квалификацию
     Оплата  труда зависит от сложности выполняемой  операции      Оплата  труда зависит от квалификации работника
     Имеется специальный аппарат для контроля качества      Качество  контролируется самими исполнителями
     Работа  руководителя направлена на выявление  ошибок      Руководство отмечает успехи подчинённых
     Функции управления выполняют только менеджеры; у рабочих только исполнительные  функции      Функции управления выполняют  менеджеры  и рабочие
     Информация  поступает на верхние уровни управления для принятия решений      Все уровни управления собирают информацию и используют её для принятия решений

Информация о работе Как повысить эффективность управления персоналом: опыт компании «Саламандер в России»