Экономика и социология труда на примере МОУ «СОШ№4»

Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Декабря 2011 в 10:43, курсовая работа

Описание работы

Основная цель практики состоит в углублении и закреплении теоретических знаний по эргономике, организации, нормировании, экономике и социологии труда в условиях реальной организации.

Задачами практики являются:
- изучение основных направлений деятельности служб персонала МОУ «СОШ№4»;
-приобретение практических навыков социологического обследования трудовых коллективов;
- подготовка студента для самостоятельной работы;
- закрепление теоретических знаний студента путем участия в работе МОУ «СОШ№4» и приобретения практических навыков самостоятельной работы по нормированию и организации труда;
- умение соблюдать правила техники безопасности и внутреннего трудового распорядка МОУ «СОШ№4»;

Содержание

Введение-------------------------------------------------------------------------------3
Общая характеристика предприятия
История и цели создания предприятия
Правовой статус и организационная структура управления предприятием
Основные виды деятельности предприятия
2. Исследование и проектирование организации труда--------------------19
2.1. Основные направления работы по организации труда------------19
2.2. Организация труда на рабочем месте---------------------------------20
2.2.1. Основные направления работы по организации в
МОУ «СОШ№4» -----------------------------------------------------------------20
2.3. Микроэлементный анализ-----------------------------------------------21
3. Нормирование труда-----------------------------------------------------------26
3.1. Организация нормирования труда ------------------------------------26
3.2. Состояние нормирования труда работников------------------------27
4. Экономика и Социология труда---------------------------------------------34
4.1. Оценка социально – психологического климата-------------------34
4.2. Оценка уровня ценностно-ориентационного единства коллектива----------------------------------------------------------------------------------35
4.3. Характеристика трудового потенциала предприятия----
4.4. Мотивация работников.
Заключение------------------------------------------------------------------38
Список используемой литературы--------------------------------------------39

Работа содержит 1 файл

Курсовая работа по Эк. и Соц. труда.doc

— 232.50 Кб (Скачать)

                                    Карта самофотографии рабочего дня

                                   (по категориям затрат рабочего времени)

Исполнитель: Ф.И.О. __________________________________________________________

Предприятие _________________________________________________________________

Должность - табельщик

Квалификация - начальное профессиональное образование

Стаж  работы - 2 года

Время начала и окончания наблюдения: 8.00-15.00

№ п/п Наименование  выполняемой работы Текущее время, ч. мин Продолжительность Индекс  затрат Примечание
Начало Окончание
1 Подготовка  рабочего места 8.00 8.25 25 Обс  
2 Получение задания.

Оформление  заявок на выдачу пропусков (10 чел.)

8.25

8.50

8.50

9.45

25

55

ПЗ

ОП

По норм. - 36 мин
3 Регистрация нарушений  трудовой дисциплины 9.45 10.40 55 ОП По норм. - 22 мин (10 чел.)
4 Составление справки  о текучести кадров (подразделение до 50 чел. при числе уволенных за год до 25 чел.) 10.40 11.20 40 ОП По норм. - 28 мин
5 Уход с рабочего места.

Обеденный перерыв

11.20

12.00

12.00

13.00

40 ОТЛ  
6 Разговор 13.00 13.25 25 ПН  
7 Проверка табелей  факт. рабочего времени (100 чел.) 13.25 15.30 120 ОП По норм. - 120 мин
8 Уход с рабочего места 15.25 15.30 5 ОТЛ  
9 Проверка табелей (25 чел.) 15.30 16.00 30 ОП По норм. - 30 мин
10 Отчет о выдаче и возврате пропусков 16.00 16.40 40 ОП По норм. - 35 мин
11 Окончание работы 16.40 17.00 20 Обс  
 
 

Примечания:

Индекс  затрат - это условное обозначение  определенной категории затрат рабочего времени исполнителя работ (функций):

Обс - обслуживание рабочего места (подготовка рабочего места  и документов к работе, уборка в  конце смены);

ПЗ - подготовительно-заключительное время (затраты времени на выдачу и получение заданий, инструктаж и т. п.);

ОП - оперативная  работа (затраты времени на выполнение основных функций, процедур, операций согласно должностной инструкции);

ОТЛ - время  на отдых и личные надобности (согласно нормативным материалам эти затраты составляют 5% ОП);

ПН - непроизводительные затраты времени (потери по вине работника, администрации и др.).

Фактический баланс рабочего времени

Подготовительно-заключительное время составляет 25 мин, затраты времени на обслуживание рабочего места - 45 мин, на оперативную работу - 340 мин, на отдых и личные надобности - 45 мин, потери рабочего времени по вине работника - 25 мин.

Таким образом, фактический баланс составляет 25 + 45 + 45 = 115 мин, а оперативное время соответствует 70,8% сменного фонда.

Проектируемый баланс рабочего времени

Подготовительно-заключительное время, время на обслуживание рабочего места, отдых и личные надобности согласно нормативам должно составлять 5% от оперативного времени. В данном случае оно равно 17 мин.

Следовательно, 115 мин - 17 мин = 98 мин (экономия времени).

Таким образом, за счет устранения потерь рабочего времени и сверхнормативных затрат (25 мин + 98 мин = 123 мин) оперативное время  составит 340 мин + 123 мин = 423 мин, или 88% сменного фонда.

 

                                                 

      ВЫВОД 

Экономическое и социальное развитие современной  организации независимо от ее формы  собственности или организационно-правовой формы в значительной мере определяется наличием и эффективностью использования трудового потенциала работников различных категорий и групп. В связи с этим в настоящее время возрастает роль управления трудовыми ресурсами.

Традиционно на предприятиях России функции управления персоналом разделены между отделами кадров, подготовки кадров, организации труда и заработной платы, главного технолога, техники безопасности, управления персоналом.

Основные  функции отдела кадров: оформление и прием работников, ведение учета  изменений их профессионально-квалификационных характеристик, выдача различного рода справок, выполнение поручений руководителя организации и т. п. Очевидно, что необходимая численность в структурах отделов и подразделений аппарата управления персоналом в конкретной организации должна быть обоснована.

В последнее  время изменились требования к профессиональному  и квалификационному составу, уровню образования, знаниям и ответственности  работников кадровых служб. Однако до сих пор недостаточно решены вопросы  подготовки и повышения квалификации специалистов отдела кадров, организации их труда, установления обоснованной занятости по времени при выполнении многообразных функций, а также определения оптимальной численности и др.

Эффективность кадрового менеджмента в значительной мере определяется результатами труда службы персонала. Однако практика использования труда сотрудников кадровых служб с учетом их квалификации, численности и других показателей, так же как его организация и нормирование, зачастую не отвечают требованиям современного кадрового менеджмента.

Под организацией труда работников кадровой службы понимается система мероприятий, обеспечивающая рациональное использование их трудового  потенциала в процессе трудовой деятельности. 

 

    4. ЭКОНОМИКА И СОЦИОЛОГИЯ ТРУДА

   4.1. Оценка социально – психологического климата

         

     В повышении эффективности труда  особую роль играет социально  – психологическая среда в  коллективе. Доброжелательные отношения  создают благоприятный моральный  климат, который, в свою очередь,  является мощным фактором успешного решения всех социальных и экономических проблем отдела бухгалтерского учета и отчетности. Служащим была представлена следующая таблица. 

                                                                                                    Таблица №12 

1. Преобладает  доброе, жизнерадостное настроение +3 +2 +1 0 -1 -2 -3 Преобладает подавленное  настроение
2. Доброжелательность  в отношениях, взаимные симпатии +3 +2 +1 0 -1 -2 -3 Конфликтность в отношениях, антипатии
3. Членам  коллектива нравится быть всем вместе +3 +2 +1 0 -1 -2 -3 Члены коллектива тяготятся работой
4. Успехи  или неудача товарищей вызывает  сопереживание +3 +2 +1 0 -1 -2 -3 Успехи вызывают зависть, неудачи – злорадство
5. Члены  коллектива уважают мнения друг  друга +3 +2 +1 0 -1 -2 -3 Каждый терпим к мнению
6. Один  за всех и все за одного +3 +2 +1 0 -1 -2 -3 Каждый сам  за себя
7. Чувство  гордости за свой коллектив  и его работников +3 +2 +1 0 -1 -2 -3 Равнодушие  к коллективу и друг к другу
8. Каждый  активен, полон идей и энергии   +3 +2 +1 0 -1 -2 -3 Каждый пассивен, инертен
9. Совместные  дела всех увлекают +3 +2 +1 0 -1 -2 -3 Коллектив невозможно увлечь новым делом
10. В  коллективе справедливо относятся  друг к другу +3 +2 +1 0 -1 -2 -3 В коллективе имеются  привилегированные и отверженные
 
 

     В предлагаемой таблице респондентам  нужно было прочитать утверждение  сначала слева, затем справа  и после этого отметить в  средней части таблицы ту оценку, которая, по их мнению, соответствует истине. Эти оценки означают:

+3 –  это свойство проявляется в коллективе всегда

+2 –  свойство проявляется в большинстве  случаев; 

+1 –  свойство проявляется нередко; 

0 –  ни это, ни противоположное  свойство (справа) не проявляется  достаточно ясно или проявляется  в одинаковой степени; 

-1 – свойство проявляется достаточно заметно;

-2 –  свойство проявляется в большинстве  случаев; 

-1 –  свойство проявляется всегда.

 После  проведенного опроса получились  следующие результаты:

 Сумма  положительных баллов равна 77;

 Сумма  отрицательных баллов равна 13;

 Теперь  рассчитаем социально – психологический  климат в коллективе:  

=1,28

 Из  расчета видно, что в коллективе  достаточно благоприятный климат. 

   4.2. Оценка уровня ценностно-ориентационного единства коллектива 

     Ценностно-ориентировочное единство  это показатель близости жизненных  позиций людей, их убеждений  и моральных принципов. Высокий  уровень ЦОЕ говорит о том,  что даже если в коллективе  не складываются отношения, есть  надежда, что это можно изменить, нужно только выбрать правильный подход для сплочения людей. Возможно, что им не хватает времени на неформальное общение и все отношения построены единственно на деловой основе.

 Возможно, что приходя на работу рабочие  замыкаются на текущих проблемах  и это заставляет их менять  своё поведение. 

 Для  определения ЦОЕ перед респондентами  был представлен список из 20 качеств.  Нужно было выбрать только 5 качеств,  которые необходимы работнику их группы. Результаты представлены в таблице 13. 

                                                                                                    Таблица №13 

Качество работника Число выборов Качество работника Число выборов
1 Постоянство 0 11 Уверенность в  себе 0
2 Выдержка 3 12 Бережливость 0
3 Свобода действия 0 13 Организованность 3
4 Общительность 2 14 Изворотливость 0
5 Исполнительность 5 15 Инициативность 1
6 Чувство нового 0 16 Настойчивость 3
7 Соблюдение  традиций 0 17 Самостоятельность 1
8 Знание своих  возможностей 0 18 Эрудированность 2
9 Воображение 0 19 Деловитость 1
10 Мастерство 1 20 Стремление  к успеху 3
 

     По полученным результатам найдем уровень ЦО:

ЦОЕ= ;

n – сумма выборов, приходящихся на 5 качеств, получивших в группе наибольшее предпочтение;

 m – сумма выборов, приходящихся на 5 качеств, получивших наименьшее предпочтение;

 N – общее количество выборов.

 

    4.3. Характеристика трудового потенциала  предприятия

Численность и структура предприятия по категориям

Таблица 1.

      Категории
2009 2010 откланение Темп  роста, %
Чел. Уд.вес Чел. Уд. Вес Чел. Уд. Вес
Среднесписочная численность всего: 129  
 
131  
 
2  
 
1,55
административный  персонал 11 8,52 11 8,4 0 0 0
педагогический  персонал 74 57,36 75 57,25 1 1,35 1,35
учебно-вспомогательный  персонал 8 6,2 8 6,1 0 0 0
обслуживающий персонал 36 27,92 37 28,25 1 2,78 2,78

Информация о работе Экономика и социология труда на примере МОУ «СОШ№4»