Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Ноября 2011 в 10:24, курсовая работа
Основная цель работы заключается в оценке:
состава, методов группировки затрат на ОАО «Орловский хлебокомбинат»;
способов калькулирования себестоимости, применяемых на предприятии;
методики управления затратами на производство продукции ОАО «Орловский хлебокомбинат»;
выработке концепции по повышению эффективности управления затратами на предприятии.
Введение
Организационная деятельность любого предприятия связана с использованием ресурсов земли, рабочей силы, средств производства (капитала) и предпринимательских способностей, что, очевидно, влечет за собой возникновение затрат. Перерабатывая эти ресурсы, предприятие производит, а затем реализует продукцию, получая (в большинстве случаев) прибыль.
Степень удовлетворения интересов фирмы, прежде всего, зависит от результатов его хозяйственной деятельности, которые включают не просто получение доходов и прибыли от реализации продукции, но и обеспечение стабильного развития производства с учетом выплат необходимых налогов.
В современных условиях процесс эффективного управления производством зависит от того, насколько рационально построена система внутрипроизводственного учета на предприятии и насколько объективно она отражает его производственные процессы. Формирование многих экономических показателей зависит от правильности организации внутрипроизводственного учета.
Вопросы организации учета на предприятии тесно связаны с вопросами управления затратами на всех уровнях его производственно-коммерческой деятельности. Стремление построить такую внутрипроизводственную учетную систему, которая взаимосвязано отражала бы весь производственный процесс, является одной из приоритетных задач.
Основным объектом учета являются затраты на производство продукции, выполнение работ, оказание услуг. Уровень затрат является критерием использования эффективных или неэффективных форм и методов хозяйствования и обусловлен сложившимися производственными отношениями. Этот показатель выражает интересы широкого круга предпринимателей в наиболее рациональном и эффективном использовании производственного потенциала, а именно в получении высоких результатов при минимальных затратах. Для принятия управленческих решений необходимо знать свои затраты и в первую очередь разбираться в информации о производственных расходах. Анализ издержек помогает выяснить их эффективность, установить, не будут ли они чрезмерными, регулировать и контролировать расходы, планировать уровень прибыли и рентабельности производства. Эффективное управление затратами является действенным инструментом повышения прозрачности и эффективности деятельности компании и ее структурных подразделений. Все вышеперечисленное определяет актуальность выбранной темы.
Основная цель работы заключается в оценке:
Объектом исследования является ОАО «Орловский хлебокомбинат», а предметом исследования – оценка эффективности и методика управления затратами на производство и ее совершенствование. Метод исследования: аналитический.
Работа основана на нормативно-законодательной и теоретико-методологической базе исследования. Также были использованы отчётность ОАО «Орловский хлебокомбинат», книги, монографии и статьи ведущих отечественных специалистов по вопросам управления затратами.
Практическая
значимость исследования заключается
в предложении направления совершенствования
затрат предприятию ОАО «Орловский хлебокомбинат»
для оптимизации затрат и повышения прибыли.
1.
Характеристика исследуемого
объекта
ОАО "Орловский хлебокомбинат" образовалось 16 октября 1992 года и включает в себя два завода: №1 по пер. Комсомольскому, 26 и №3 по ул. Красноармейской, 2.
Предприятие выпускает в сутки около 60-65 тонн изделий. Это хлеб, караваи, батоны, сдобные булочки, печенье, вафли, вафельные пирожные и торты, сухари, бублики, сушки, торты, кексы, пирожные, рулеты - всего около 200 наименований.
В
Орловской области
Коллектив Орловского хлебокомбината насчитывает 538 сотрудников.
Сеть фирменной торговли состоит из 8 магазинов и 30 торговых палаток, в которых задействовано 97 работников.
На 2010 год заключено около 500 договоров поставки.
Продукция предприятия представлена более чем в 800 торговых точках города Орла и области.
С предприятием активно сотрудничают:
Структура предприятия линейно-функционального типа. Линейные руководители осуществляют непосредственное руководство производством, каждый из них выступает в качестве единоначальника в соответствующем подразделении. Линейные руководители наделяются необходимыми правами и несут ответственность за конечные результаты деятельности подчиненных им подразделений (приложение 1).
Достоинства структуры: освобождение линейных руководителей от несвойственных им функций обеспечения производства ресурсами, возможность координации действий между линейными и функциональными подразделениями, высокая степень специализации структурных подразделений.
Недостатки
структуры: необходимость для линейных
руководителей постоянного
Для
анализа показателей финансово-
Таблица 1.
Показатели
финансово-хозяйственной
№ | Показатели | Прошлый период, тыс. руб. | Отчетный период | Отклонение, тыс. руб. | Темп роста, % | |
в действующих ценах, тыс. руб. | в сопоставимых ценах, тыс. руб. | |||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 |
2 | Выручка от продажи
без НДС -сумма, тыс.руб. |
493 975 |
507 036 |
452 710 |
- 41 265 |
91,6 |
3 | Себестоимость
продаж товаров, работ, услуг
-сумма, тыс.руб. - уровень, % |
404 678 81,92 |
397 609 78,42 |
355 008 78,41 |
- 43 415 - 8,6 |
71,8 |
4 | Прибыль от продаж -сумма, тыс.руб. - уровень, % |
51 716 10,42 |
54 212 10,61 |
48 404 9,42 |
- 3 312 1 |
93,6 |
5 | Прочие доходы
-сумма, тыс.руб. - уровень, % |
862 0,17 |
390 0,07 |
348 0,06 |
- 514 -0,11 |
40,3 |
6 | Прочие расходы -сумма, тыс.руб. - уровень, % |
13 666 3,5 |
17 752 3,49 |
15 825 3,47 |
2 159 - 0,3 |
115,7 |
7 | Балансовая прибыль, тыс.руб. | 34 120 | 32 918 | 29 391 | - 4 729 | 86,1 |
8 | Уровень рентабель-
ности,% |
12,7 | 10,6 | 10,6 | -2,1 | 83,4 |
9 | Нераспределенная
прибыль (непокрытый убыток) -сумма, тыс.руб. - уровень, % |
27 547 5,5 |
28 682 5,6 |
25751 5,5 |
- 3 091 0 |
93,4 |
10 | Фонд оплаты
труда -сумма, тыс.руб. |
103 618 |
113 658 |
101 480 |
-2 138 |
97,9 |
11 | Среднесписочная численность работников, чел. | 548 | 538 | 538 | -10 | 1,5 |
12 | Среднемесячная з/п тыс. руб. | 15 756 | 17 605 | 15 718 | -38 | 99,7 |
1. Коэффициент текущей ликвидности ОАО « Орловский хлебокомбинат»[17].
Ктл
= Оборотные
активы
Ктл = 94 453 тыс. руб./ 21 113тыс. руб. ≈ 4,4
Коэффициент
текущей ликвидности
2.Коэффициент общей платежеспособности ОАО «Орловский хлебокомбинат»[17].
коп= 219 422 тыс. руб./484 тыс.руб.+21 113 тыс.руб.=10,15
Оценка полученного коэффициента показывает способность ОАО «Орловский хлебокомбинат» покрыть все обязательства предприятия (краткосрочные и долгосрочные) всеми его активами.
3. Коэффициент восстановления (утраты) платежеспособности ОАО «Орловский хлебокомбинат» [17].
где Ктл. к - фактическое значение (на конец отчетного периода) коэффициента текущей ликвидности,
Ктл.н - значение коэффициента текущей ликвидности на начало отчетного периода,
Т - отчетный период, мес.,
2 - нормативное значение коэффициента текущей ликвидности,
6 - нормативный
период восстановления
Кв = 4,4+(6/12(4,4-4,1))/2=2,27
Оценка
этого коэффициента на предприятии
ОАО «Орловский хлебокомбинат» показывает,
что предприятие может восстановить свою
платежеспособность на нормативный период
(6 месяцев), так как его значение больше
1. Если этот коэффициент был бы меньше
1, то предприятие в ближайшее время не
имело бы реальной возможности восстановить
платежеспособность.
2.
Классификация и состав
затрат на производство
продукции и их место
в системе управления
экономикой предприятия
Учет фактических производственных затрат и калькуляция себестоимости производятся на каждом промышленном предприятии.
По их результатам устанавливаются цены, и определяется прибыль. Они необходимы и для определения суммы возмещения израсходованных ресурсов, то есть для возобновления производственных циклов.
Правильная методика расчета себестоимости – ключ к проведению успешной сбытовой политики, завоеванию своей доли рынка. Ошибочная методика приводит к экономически необоснованному завышению или занижению цены, потере клиентов или убыткам.
Затраты - расходы предприятия, выраженные в денежной форме. Все затраты аккумулируются по статьям затрат и объединяются в группы затрат [10].
В настоящее время состав затрат производственных предприятий регламентируется Налоговым кодексом РФ, а также ПБУ 10/99 "Расходы организации", в соответствии с которыми “к затратам, включаемым в себестоимость произведённой и реализованной продукции, относятся:
Даже из простого перечисления слагаемых затрат, образующих себестоимость продукции, видно, что они неодинаковы не только по своему составу, но и по значению в изготовлении продукта. Одни затраты непосредственно связаны с изготовлением и выпуском продукции (затраты сырья, материалов, оплата труда рабочих и др.), другие – с управлением и обслуживанием производства (расходы на содержание аппарата управления, на снабжение производственного процесса необходимыми ресурсами, на содержание основных средств в рабочем состоянии и т.д.). Кроме того, часть затрат прямо включается в себестоимость конкретных видов готовых изделий, а другая часть, в связи с производством нескольких видов продукции, – косвенно. Поэтому для правильной организации учёта затрат и калькулирования себестоимости продукции необходимо применять экономически обоснованную классификацию затрат по определённым признакам[16].